Мастер класс по теме "Решение генетических задач".
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
Мастер класс по теме "Решение генетических задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 18.5 КБ |
master.pptx | 67.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка мастер – класса по теме Генетика.
Тема занятия : Решение генетических задач.
Цель урока: Изучение закономерностей наследования групп крови человека.
Задачи урока:
Образовательная: Формирование знаний о закономерностях наследования групп крови.
Развивающая: Развитие умений по решению биологических задач прикладного характера ( практико- ориентированная социализация).
Воспитательная: Формирование позитивного отношения друг к другу.
Оборудование: Мультимедиопроектор, экран, динамическая таблица «Наследование групп крови», презентация, карточки с заданиями.
Структура урока.
- Приветствие.
- Мотивационный этап.
- Основной момент.
Объяснение учителя ( алгоритм решения генетических задач с помощью динамической таблицы)
Самостоятельная работа по карточкам.
- Рефлексия.
Методы обучения: Словесный, наглядный.
Формы работы: Индивидуальная. Коллективная.
Ход занятия
Добрый день уважаемые ребята! Я рада встрече с вами и надеюсь на вашу помощь и сотрудничество на уроке мастер-класса.
Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю Вас к совместной работе, если Вы принимаете мое предложение, то откройте навстречу мне свои ладони, а если нет- держите закрытыми.
Спасибо за поддержку! Итак, начинаем.
С незапамятных времен кровь привлекла к себе внимание наблюдательного человека. С нею отождествлялась жизнь. Однако соответствующее ее применение, основанное на открытии групп крови и разработок методов ее консервации, стало возможно лишь несколько десятков лет тому назад. Кровь является подвижной внутренней средой организма и отличается относительным постоянством состава, выполняя при этом важнейшие многообразные функции, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность организма.
У каждого из нас есть свои родители. Это самые близкие и родные люди. Но родство определяется не только цветом глаз, волос, формой губ или ушей т.е. внешними признаками, но и внутренними, за которые в организме отвечают участки молекул ДНК.
Как называются участки ДНК? - генами.
Совокупность всех признаков организма называется - Фенотип.
Совокупность всех генов организма называется--- Генотип.
Проблемный вопрос.
Забыв об этом, в одной из семей после рождения ребенка возникла серьезная проблема. Родители не могут понять, почему группа крови ребенка не совпадает с их группами, зная при этом, что группы крови передаются по наследству и не меняются в течение всей жизни.
Давайте разберемся в этом вопросе.
История открытия групп крови В XIX веке при исследовании крови на эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы, у разных людей они были различны и обозначены как А и В. Эти вещества (антигены) являются вариантами одного гена и отвечают за группы крови. После этих исследований люди были разделены по группам крови:
· О(I) — первая группа крови
· А(II) — вторая группа крови
· В(III) — третья группа крови
· АВ(IV) — четвертая группа крови
В зависимости от комбинации антигенов кровь подразделяется на четыре группы. Группа крови не зависит от расы, половой принадлежности, возраста.
Изучение явления агглютинации эритроцитов выявило, что в крови имеются особые белковые вещества в эритроцитах – агглютиногены, а в плазме – агглютинины. В эритроцитах находят два вида агглютиногенов – А и В, а в плазме два вида агглютининов – α и β (греческие буквы альфа и бетта). Агглютинация и гемолиз происходят только в том случае, когда встречаются одноименные агглютинины и агглютиногены – α и А, β и В.
По наличию в крови тех или иных агглютиногенов и агглютининов кровь людей делят на четыре группы. Известно, что у людей бывает 4 группы крови. Они обозначаются римскими цифрами I, II, III, IY.
Группа крови человека- это наследственный признак,
Учитель: Возьмите карточку №1
Прочтите информацию и попробуйте разобраться в данном материале.
Работа с динамической таблицей.
Предположим у мамы 1 группа крови , а у папы 3 гр. крови.
Какие группы крови могут иметь дети данной пары?
Вы работаете на карточке №1
По условию задачи родители имеют I и III группы крови
Это и будет в данном случае фенотипом.
Далее находим их генотипы, т,е какие сочетания генов характерны для I и III групп крови ( см. карточку №1)
А затем мы определяем генотипы детей, путем попарного сочетания генов обоих родителей между собой.
Родители
Фенотип I Ш
Генотип ОО ВВ
Генотип детей----ВО,ВО,ВО.ВО. т.е 3 гр. крови. Слайд на проверку.
А есть ли другая комбинация генов у этих родителей?
Да есть. Давайте решим и эту задачу.
Фенотип I Ш
Генотип ОО ВО
Генотип детей----ВО ,ВО, ОО, ОО.
Что мы получили?
Появление какой группы крови стало возможным? -------I группы. Слайд на проверку.
Значит, дети данной пары родителей могут иметь I и III группу крови. Проблем нет. Слайд №3 ( Решение задачи.)
А теперь попробуйте себя в роли юных генетиков и решите задачу самостоятельно.
Возьмите карточку №2
У матери I группа крови, а у отца – IY группа крови. Какие группы крови возможны у их детей?
Фенотип I IY
Генотип ОО АВ
Генотип детей АО, ВО, АО,ВО- такой генотип определяет появление детей с II и III группой крови.- причем 50% на 50%
Слайд №;4 (Решение задачи)
Генетики продолжают работу. Я раздаю вам карточки под №3
Выполните это задание.
Предлагаю узнать какие группы крови будут у детей, если их родители имеют 2 и3 группы.
Возьмите карточки №3 по вариантам
а) Родители имеют II и III группы крови, генотип которых АА и ВВ.
б) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВО
в) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВВ,
г) родители имеют II и III группы, генотип которых АА и ВО.
Фенотип II III
Генотип АА ВВ АО ВО АО ВВ АА ВО
Генотип детей АВ- 4 гр АВ, АО,ВО, ОО-4,2,3,1 гр. АВ,АВ,ВО,ВО,-4,3 АВ,АО,АО,АВ
Какие группы крови имеют дети , если генотип а) б) в) г) 4 и 2 гр.
Какие группы крови появились?
Появились IY и I группы крови.
А теперь вернемся к проблеме в той семье.
И ответим на вопрос?
Всегда ли группы крови детей совпадают с группами крови их родителей?
От чего это зависит?
Нет. Не всегда. Это зависит от комбинации генов.
Так стоит паниковать по этому поводу?
Конечно же нет!
Я желаю, чтобы у Вас никогда не возникали подобные ситуации.
Я искренне благодарю Вас за нашу совместную работу и надеюсь, что Вы сможете разрешить подобного рода проблему.
Успехов Вам и творчества!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы? -Участок молекулы ДНК называется? -Совокупность всех признаков организма называется? -Совокупность всех генов организма называется?
Проблемный вопрос. Забыв об этом, в одной из семей после рождения ребенка возникла серьезная проблема. Родители не могут понять, почему группа крови ребенка не совпадает с их группами, зная при этом, что группы крови передаются по наследству и не меняются в течение всей жизни.
Изучение явления агглютинации эритроцитов выявило, что в крови имеются особые белковые вещества в эритроцитах – агглютиногены , а в плазме – агглютинины . В эритроцитах находят два вида агглютиногенов – А и В, а в плазме два вида агглютининов – α и β (греческие буквы альфа и бетта ). Агглютинация и гемолиз происходят только в том случае, когда встречаются одноименные агглютинины и агглютиногены – α и А, β и В. По наличию в крови тех или иных агглютиногенов и агглютининов кровь людей делят на четыре группы. Группа крови Антигены в эритроцитах (агглютиногены) Антитела в плазме и сыворотке ( агглютинины) I (0) II (А) III (В) IV (АВ) Нет А В АВ α и β β α нет
Задачи 1.Предположим у мамы 1 группа крови , а у папы 3 гр. крови. 2. У матери I группа крови, а у отца – IY группа крови. Какие группы крови возможны у их детей? 3. а) Родители имеют II и III группы крови, генотип которых АА и ВВ. б) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВО в) родители имеют II и III группы, генотип которых АО и ВВ, г) родители имеют II и III группы, генотип которых АА и ВО.
Проблемный вопрос. Всегда ли группы крови детей совпадают с группами крови их родителей? От чего это зависит?
Ответ Нет. Не всегда. Это зависит от комбинации генов. Так стоит паниковать по этому поводу? Конечно же нет! Я желаю, чтобы у Вас никогда не возникали подобные ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии"
мастер-класс "Алгоритмы для решения задач по химии" Разработанные алгоритмы при распечатывании с двух строн бумаги складываются в книжку, которой ученики пользуются при решении задач....
Мастер-класс на тему "Анализ задач и альтернативные методы решений"
различные решения некоторых экзаменационных заданий....
Мастер-класс "Трансгенные или генетически модифицированные продукты"
Окончательное решение проблемы связанной с созданием трансгенных растений способных накормить мир по прежнему остается делом будущего....
Мастер-класс "Различные способы решения задач на многогранники в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ по математике"
Рассмотрены основные задачи по стереометрии и различные подходы к их решению...
Мастер-класс «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия»
Представлена технологическая карта мастер-класса «Работа над учебной задачей на примере темы Закон сохранения импульса. Система оценки и рефлексия» Мастер-класс разработан для слушателей курсов В...
Мастер-класс по решению экономических задач.
Решение текстовых задач в школьном курсе математики....
Мастер – класс. Тема: «Решение логических задач»
Мастер – класс на районном МО учителей информатики. Тема: «Решение логических задач»...