Урок биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека" автор учебника Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект и презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека." . Учебник "Биология. Человек" Н.И.Сонин 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Аппарат опоры и движения, его функции.
Скелет человека, его строение.
Цель урока и планируемые результаты:
- Учащиеся расширяют представления об аппарате опоры и движения, уточняют знания о скелете и его функциях.
- формирование умений: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, анализировать материал и структурировать его.
- развивать навык работы с компьютером при подготовке к урокам.
Оборудование:
Модель скелета человека, мультимедийная презентация
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала (вводный урок)
СЛАЙД № 1. Перед вами на слайде животные, которые относятся к различным классам: здесь вы видите представителей класса рыб, червей, моллюсков, птиц, млекопитающих. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попытайтесь поделить этих животных на три группы, учитывая то, что сегодня мы будем вести разговор об аппарате опоры и движения.
А сейчас послушайте сообщение «Типы опорно-двигательной системы животных»
СЛАЙД № 2. Опорно-двигательная система человека состоит из скелета и мышц. Из сообщения мы поняли, что скелет человека является внутренним, т.е. эндоскелетом и сегодня мы поведем речь о его значении и строении (запись темы в тетрадь)
СЛАЙД № 3. Какого значение скелета. Предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника на стр. 92
- Служит опорой телу
- Осуществляет движение тела в пространстве (Учитель: И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Движение тела-функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей.
- Создает структурную форму тела (Сообщение уч-ся: рост человека и гармония физического развития)
- Обеспечивает защиту внутренних органов.
СЛАЙД № 4.Начинаем непосредственно знакомиться со скелетом человека. В скелете человека 220 костей. Ученые утверждают, что масса костей у мужчин составляет около 18% от массы тела, у женщин-16%.
Скелет человека можно разделить на несколько отделов: скелет головы (череп), скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.
СЛАЙД № 5. Все это можно отобразить в виде диаграммы (запись в тетради)
СЛАЙД № 6. Рассказ учителя. Ребята работают в раб. тетр. Р.Т. зад. № 70 стр. 29
СЛАЙД № 7.Самостоятельно поработайте с текстом учебника стр.99 и выполните Р.Т. зад. № 66 стр.29.
Рассказ учителя о строении грудной клетки Р.Т. зад. № 69 стр. 29
Ребра: 7 пар «истинные», 3 пары-«ложные», 2 пары-«плавающие»
Задание: посмотрите внимательно на слайд и догадайтесь по какому принципу им дали такие названия (прикрепление к грудине)
СЛАЙД №8. Р.Т. зад. № 73 стр. 30
СЛАЙД № 9. Р.Т. № 74 стр. 30
СЛАЙД № 10.Задание: К какой части скелета относятся следующие понятия ?
СЛАЙД № 11. Перед вами представитель отряда приматов: человекообразная обезьяна. По систематике человек тоже относится к отряду приматов. Чем же существенно, человек отличается от обезьяны (прямохождение, трудовая деятельность, рассудочная деятельность). В связи с этим в скелете человека произошли некоторые существенные изменения. В чем они заключаются?
СЛАЙД № 12. Задание: Опираясь на подсказки и свои знания о скелете млекопитающих найдите минимум 5 отличий в строении скелета человека и обезьяны.
- У человека мозговой отдел черепа больше, что связано с большим развитием головного мозга
- У человека пояс нижних конечностей имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости.
- Стопа имеет сводчатое строение, что позволяет пружинить при ходьбе, беге, прыжках.
- Позвоночник имеет изгибы, которые во время быстрых и резких движений пружинят и смягчают толчки.
- Большой палец кисти рук противопоставлен остальным, что очень важно для выполнения различных видов работ. (индейцы-«матерью», японцы-«старшим братом», отрубали, чтобы унизить человеческое достоинство).
- грудная клетка расширена.
3.Закрепление знаний
Рубрика «Какие утверждения верны» стр. 104 в учебнике.
4.Задание на дом: Р.Т. № 58, строение скелета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"
Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...
Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)
Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...
Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»
Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...
Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
Урок биологии 8 класс "Скелет человека, его строение и значение."
Урок по программе «Человек. 8 Класс». Н.И. Сонин, М.Р. СапинУрок изучения нового материала на деятельностной основе. На уроке использованы технологии сотрудничества, самостоятельное изучен...
Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"
Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...
Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».
Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение». 8 класс. ...