Урок биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека" автор учебника Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Короткова Екатерина Николаевна

Конспект  и презентация  к уроку биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека."  . Учебник "Биология. Человек" Н.И.Сонин 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Тема урока: Аппарат опоры и движения, его функции.

                      Скелет человека, его строение.

Цель урока и планируемые результаты:

  1. Учащиеся расширяют представления об аппарате опоры и движения, уточняют знания о скелете и его функциях.
  2. формирование умений: самостоятельно работать с текстом и рисунками учебника, распознавать части опорно-двигательного аппарата, анализировать материал и структурировать его.
  3. развивать навык работы с компьютером при подготовке к урокам.

Оборудование:

Модель скелета человека, мультимедийная презентация  

                                                               Ход урока:  

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала (вводный урок)  

СЛАЙД № 1.  Перед вами на слайде животные, которые относятся к различным классам: здесь вы видите представителей класса рыб, червей, моллюсков, птиц, млекопитающих. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и попытайтесь поделить этих животных на три группы, учитывая то, что сегодня мы будем вести разговор об аппарате опоры и движения.

А сейчас послушайте сообщение «Типы опорно-двигательной системы животных»

СЛАЙД № 2. Опорно-двигательная система человека состоит из скелета и мышц. Из сообщения мы поняли, что скелет человека является внутренним, т.е. эндоскелетом и сегодня мы поведем речь о его значении и строении (запись темы в тетрадь)

СЛАЙД № 3. Какого значение скелета. Предлагаю самостоятельно поработать с текстом учебника на стр. 92

  • Служит опорой телу
  • Осуществляет движение тела в пространстве (Учитель: И.М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений сводится окончательно к одному лишь явлению - мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Движение тела-функции мышц, но оно невозможно без опоры – костей.
  • Создает структурную форму тела (Сообщение уч-ся: рост человека и гармония физического развития)
  • Обеспечивает защиту внутренних органов.

СЛАЙД № 4.Начинаем непосредственно знакомиться со скелетом человека. В скелете человека 220 костей. Ученые утверждают, что масса костей у мужчин составляет около 18% от массы тела, у женщин-16%.

Скелет человека можно разделить на несколько отделов: скелет головы (череп), скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

 

СЛАЙД № 5. Все это можно отобразить в виде диаграммы (запись в тетради)  

СЛАЙД № 6. Рассказ учителя. Ребята работают в раб. тетр. Р.Т. зад. № 70 стр. 29  

СЛАЙД № 7.Самостоятельно поработайте с текстом учебника стр.99 и выполните Р.Т. зад. № 66 стр.29.

Рассказ учителя о строении грудной клетки Р.Т. зад. № 69 стр. 29

Ребра: 7 пар «истинные», 3 пары-«ложные», 2 пары-«плавающие»

Задание: посмотрите внимательно на слайд и догадайтесь по какому принципу им дали такие названия (прикрепление к грудине)

СЛАЙД №8. Р.Т. зад. № 73 стр. 30  

СЛАЙД № 9. Р.Т. № 74 стр. 30

СЛАЙД № 10.Задание: К какой части скелета относятся следующие понятия ?

СЛАЙД № 11. Перед вами представитель отряда приматов: человекообразная обезьяна. По систематике человек тоже относится к отряду приматов. Чем же существенно, человек отличается от обезьяны (прямохождение, трудовая деятельность, рассудочная деятельность). В связи с этим в скелете человека произошли некоторые существенные изменения. В чем они заключаются?

СЛАЙД № 12. Задание: Опираясь на подсказки и свои знания о скелете млекопитающих найдите минимум 5 отличий в строении скелета человека и обезьяны.

  1. У человека мозговой отдел черепа больше, что связано с большим развитием головного мозга
  2. У человека пояс нижних конечностей имеет вид чаши. Он служит опорой для внутренних органов брюшной полости.
  3. Стопа имеет сводчатое строение, что позволяет пружинить при ходьбе, беге, прыжках.
  4. Позвоночник имеет изгибы, которые во время быстрых и резких движений пружинят и смягчают толчки.
  5.  Большой палец кисти рук противопоставлен остальным, что очень важно для выполнения различных видов работ. (индейцы-«матерью», японцы-«старшим братом», отрубали, чтобы унизить человеческое достоинство).
  6. грудная клетка расширена.

 

3.Закрепление знаний  

Рубрика «Какие утверждения верны» стр. 104 в учебнике.

4.Задание на дом: Р.Т. № 58, строение скелета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок биологии 8 класс "Скелет человека"

Это урок своего рода папка-накопитель, т.е.в презентации есть ссылки на различные методы, используемые на уроке обобщения. Здесь и игровы моменты, и игральные карты, и пазлы, и карточки, и презентации...

Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)

Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве...

Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»

    Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...

Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО

изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

Урок биологии 8 класс "Скелет человека, его строение и значение."

Урок по программе  «Человек. 8 Класс». Н.И. Сонин, М.Р. СапинУрок изучения нового материала на деятельностной основе. На уроке использованы технологии сотрудничества, самостоятельное изучен...

Проект урока биологии для учащихся 8 класса на тему "Опора и движение. Кости скелета"

Урок на тему "Опора и движение. Кости скелета" является уроком изучения нового материала, подразумевает работу учащихся в группах под руководством учителя. В проект урока входит конспект-матрица урока...

Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».

Открытый урок.  «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».       8 класс.        ...