Интегрированный урок в 8 классе "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" (биология, физическая культура)
методическая разработка по физкультуре (8 класс) по теме
Интегрированный урок по теме "Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц" имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, героев художественных произведений, показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок:
«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»
(биология, физическая культура)
Тип урока:
Интегрированный урок биологии и физкультуры
Тема урока:
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.
Цели урока:
Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.
Подготовительная часть: (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).
Оборудование:
Репродукции картин художников (о красоте тела).
Модель скелета человека.
Таблицы «скелет человека», «мышцы».
Лозунги, плакаты
Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.
Ход урока
Организационный момент
-учитель биологии (вводное слово) – 2 м.
-Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…
- Учитель физкультуры:
Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.
Физкультминутка:
Упр. №1 И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед
2- наклон головы назад
3- наклон головы влево
4- наклон головы вправо
5-8- то же
Повторить 2 раза
Упр. №2 И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки
3- 4 – и.п.
Повторить 4 раза
Упр. №3 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе
наклон туловища вперед
наклон туловища назад
наклон туловища влево
наклон туловища вправо
8 – то же
Повторить 2 раза
Упр. №4 И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью
рывок руками перед грудью
рывок руками с поворотом налево
рывок руками перед грудью
рывок руками с поворотом направо
8 – то же
Повторить 2 раза
Упр. №5 И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны
наклон к правой ноге левой рукой
наклон к левой ноге правой рукой
4 – то же
5- 8 – повторить
Повторить 2 раза
Упр. №6 И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед
2 – и.п.
3 – 4 – то же
Повторить 4 раза
Основная часть
Учитель биологии:
-Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.
Вопрос к учащимся:
- Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?
Учащиеся:
- Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».
Вопрос учащимся:
- Какова роль мышечной силы для формирования скелета?
- Учащиеся:
- Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.
Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.
Учитель биологии:
- А сейчас немного истории.
Учитель физкультуры:
- Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» - «Gymnos» - обнаженный.
Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.
Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.
Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.
-Вопрос к учащимся:
- Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?
Учащиеся:
Учитель биологии:
- О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.
Вопрос к учащимся:
- Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?
Учащиеся:
- Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.
- В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.
- Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.
Учитель биологии:
- Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.
Учащиеся:
- Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.
- У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.
Учитель биологии:
- Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.
И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.
Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.
1. Проблема (вывешивается на доску)
-Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?
- Учащиеся:
- Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)
А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)
Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).
Учитель физкультуры:
- А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.
Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:
Упр.№1 И.п. – о.с. – руки вперед
– сжимаем кисти рук
– разжимаем кисти рук
– 4 то же
Повторить 4 раза
Упр. №2 И.п. – о.с., руки в стороны
1-4- вращаем кисти рук в одну сторону
5-8- вращаем кисти рук в другую сторону
Повторить 2 раза
Упр. №3 И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.
1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)
3-4- наклоны ладоней вправо (с усилием)
Упр. №4 И.п. – о.с. 1 – руки вперед
2 – руки вверх
3 – руки в стороны
4 – и.п.
Упр. №5 И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх
1 – с усилием согнуть руки
2 – с усилием разогнуть
3 – 4 – то же
Повторить 4 раза
Учитель биологии: 2 Проблема (на доске)
Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?
Учащиеся:
Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.
Учитель биологии:
Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.
Учитель физкультуры:
Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).
Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.
Упр. №1 И.п. – о.с., руки на поясе
1 – наклон вперед . руки вперед
2 – и.п.
3 – наклон вниз, руки вниз
4 – и.п.
Повторить 4 раза
Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади
1 – согнуть ноги
2 – поднять ноги (угол 45 град)
3 – согнуть ноги
4 – и.п.
Повторить 4 раза
Упр. №3 И.п. – о.с., руки на поясе
1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед
2 – и.п.
3 – то же правой ногой
4 – и.п.
5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны
6 – и.п.
7 – то же правой ногой
8 – и.п.
Повторить 2 раза
Упр. №4 И.п. – о.с., руки на поясе
1 – выпад вперед левой, руки вперед
2 – и.п.
3 – выпад вперед правой, руки в стороны
4 – и. п.
5 – выпад в сторону левой, руки в стороны
6- и.п.
7 – выпад в сторону правой, руки в стороны
8 – и. п.
Повторить 2 раза
Упр. №5 И.п. – о.с. Приседания
1 -4 – глубокий сед, руки вперед
Повторить 4 раза
Учитель биологии:
И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.
3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?
Учащиеся:
Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.
- Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.
Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.
Упр. №1 И.п. – о.с. 1 – руки вперед
2 – руки в стороны
3 – руки вверх
4 – и.п.
5 – 8 – то же
Повторить 2 раза в медленном темпе
Повторить 2 раза в быстром темпе
Упр. №2 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе
1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди
2 – и.п.
3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди
4 – и.п.
5 – 8 – то же
Повторить 2 раза в медленном темпе
Повторить 2 раза в быстром темпе
Учитель биологии:
Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:
4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?
5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?
Учитель физкультуры:
Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.
При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.
Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.
При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.
Взять пульс до и после упражнений.
Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями. При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.
Упр. №1 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху
наклон к левой ноге
и.п.
наклон к правой ноге
и.п.
8 то же
Повторить 2 раза (без предмета)
Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)
Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади
1 – подтянуть ноги
2 – поднять ноги вверх
3 – согнуть ноги
4 – и.п.
5- 8 – то же
Повторить 2 раза без предмета
Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)
Учитель биологии:
В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?
6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?
Учащиеся:
Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.
Подведение итогов урока:
Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель биологии:
Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.
Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.
Задание на дом: закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре Тема «Осевой скелет. Осанка. Влияние физических упражнений на осанку человека»для 8 класса
Конспект интегрированного урока по биологии и физкультуре для 8 классаЭтот урок был разработан и проведён в сотрудничестве с учителем биологии Е.Ю. Косьяновой.Задачи урока:1....
Урок "Роль физических упражнений в формировании скелета"
Интерактивный урок "Роль физических упражнений в формировании скелета" позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в...
Значение физических упражнений для формирования скелета мышц
В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки....
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц...
«Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»
Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета....
Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц...
Комментарии
"Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц"