Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение».
учебно-методический материал по биологии (8 класс)
Открытый урок.
«Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение». 8 класс.
Учитель: Мандрусова Л.Г.
Цель урока: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека раскрыть его основные функции.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
- Развивающие:
Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе, развитие критического и креативного мышления.
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к своему здоровью, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы по биологии, учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс»
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) о функциях опорно-двигательного аппарата;
2) о строении и функциях мышц;
3) о осанке, причинах ее нарушения;
4) о травмах, травматизме, первой доврачебной помощи;
Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учителя)
2. Закрепление и обобщение пройденного материала.
1 слайд
Вопрос к классу:
1. Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)
1. Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
2. Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
4. Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
2 слайд
Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:
Форма костей
развернуть таблицу
| Трубчатые длинные | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные |
Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа |
развернуть таблицу
3 слайд
Строение трубчатой кости
– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.
4 слайд
– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.
5 слайд
Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.
Демонстрация опыта.
При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.
– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)
– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
6 слайд
Внутреннее строение костей
– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
7 слайд
– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.
Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.
8 слайд
– Как соединяются между собой кости в скелете?
Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.
Типы соединения костей
ем в тетрадь.
Типы соединения костей
развернуть таблицу
Неподвижное | Полуподвижное | Подвижное |
Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов |
Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения |
Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазобедренный сустав |
развернуть таблицу
9 слайд
– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)
Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.
– Рассмотрим движение в локтевом суставе.
10 слайд
3. Задания на закрепление материала
– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.
1.Немой биологический диктант (показываю кости, а ученики отвечают)
1.Ключица 2Тазовая кость 3. Пяточная кость
4. фаланги пальцев руки 5. Рёбра 6. Скуловая кость
7. нижняя челюсть 8. Плечевая кость 9. Лопатки
Ответы:
Трубчатые: 1,4,8.
Плоские:2,5,9.
Губчатые:7,3, 6.
2 – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.
1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. (Да)
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. (Нет)
3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. (Нет)
4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. (Да)
5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. (Нет)
6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. (Нет)
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. (Нет)
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. (Нет)
9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. (Нет)
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. (Нет)
11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. (Нет)
12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.(Да)
3. Соотнеси - Мозговой отдел, Лицевой отдел
1.Глазницы
2.Теменная кость
3.Скуловая кость
4.Височная кость
5Затылочная кость
6 Нижняя челюсть
7. Лобная кость
8. Носовая кость.
4. Скажи ответ.
1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).
2 . Скелет головы . . . (череп) .
3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).
4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).
5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).
6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).
7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).
8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).
9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).
10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).
11. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).
12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).
13. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).
14. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).
IV. Подведение итогов урока.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок.
ИТОГ УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ:
вопросы:
Что мы сделали для достижения поставленных целей?
- Довольны ли вы своим результатом?
- Можно ли это было сделать лучше?
- Где вам пригодится это умение?
V. Домашнее задание. П.15-16.
Контрольная работа по теме «Опора и движение»
Вариант 1
Часть 1.
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная; 2) лобная;; 3) затылочная; 4) носовая.
2. Рост кости в длину осуществляется за счет:
1)хрящевой ткани; 3)надкостницы; 2) желтого костного мозга; 4) красного костного мозга.
3. Неподвижное соединение между собой имеют кости: 1) плечевая и локтевая; 2) мозгового отдела позвоночника; 3) грудного отдела позвоночника; 4) бедра и голени.
4 Мышечное утомление наступает быстрее: 1) при динамической работе; 3) смене поз;
2) умственной работе; 4) статической работе.
5. Кости скелета человека образованы тканью: 1) эпителиальной; 3) соединительной;
2) гладкой мышечной; 4) поперечнополосатой мышечной.
6. К поясу нижних конечностей человека относятся кости: 1)голени; 3)бедра; 2) таза; 4) позвоночника.
7. Белки, составляющие основу миофибрилл скелетных мышц: 1) актин и гликоген; 3) миозин и коллаген; 2) актин и миозин; 4) кератин и коллаген.
8. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью: 1) миофибрилл; З) сухожилий;
2) связок; 4) соединительнотканной оболочки’.
9. Мышцами-антагонистами называются мышцы: 1) прикрепляющйеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
Часть 2
- При выполнении заданий В1—В2выберите три верных ответа из шести, Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. К скелету туловища относятся кости: 1) ребра; 2) лучевая кость; 3) грудина; 4) теменная кость;
5) берцовая кость; 6) позвоночник.
В2. К мышцам туловища не относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца: 3) мышцы брюшного пресса; 4) трапециевидная мышца; 5) височная мышца; 6) жевательные мышцы.
Контрольная работа по теме «Опора и движение» Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:
1) голени; З) плеча; 2) предплечья; 4) ключицы
2. За счет чего происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ; З) надкостница; 2) желтый костный мозг; 4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань:
1) гладкая мышечная; З) поперечнополосатая мышечная; 2) эпителиальная; 4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются: 1) лобные и затылочные кости; З) лобные и теменные; 2) только височные; 4) височные и теменные.
5 Кости фаланг пальцев — это: 1) трубчатые кости; З) губчатые кости; 2) смешанные кости; 4) плоские кости.
7. Мышцами-синергистами называются мышцы: 1) прикрепляющиеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются: 1) лобная и теменная; З) затылочная и теменная; 2) височная и теменная; 4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют: 1) замедлением; З) утомлением; 2) усталостью; 4) торможением.
Часть 2
При выполнении заданий В1—В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Грудную клетку образуют: 1) ребра; 4) грудной отдел позвоночника; 2) грудина; . 5) лопатки;
З) ключицы; 6) шейный отдел позвоночника.
В2. К мышцам туловища относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца; З) мышцы брюшного пресса;4) зубчатые; 5) височная мышца;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок. «Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение». 8 класс. | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
«Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение и строение». 8 класс.
Учитель: Мандрусова Л.Г.
Цель урока: сформировать знания о строении аппарата опоры и движения человека раскрыть его основные функции.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, о типах соединения костей, об особенностях их роста в длину и толщину.
- Развивающие:
Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе, развитие критического и креативного мышления.
- Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к своему здоровью, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, таблицы по биологии, учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Биология. Человек. 8 класс»
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) о функциях опорно-двигательного аппарата;
2) о строении и функциях мышц;
3) о осанке, причинах ее нарушения;
4) о травмах, травматизме, первой доврачебной помощи;
Оборудование: таблицы, презентация к уроку.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление и обобщение пройденного материала.
4. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (приветствие учителя)
2. Закрепление и обобщение пройденного материала.
1 слайд
Вопрос к классу:
1. Скажите, что нам помогает двигаться, прыгать, бегать, танцевать? (Опорно-двигательная система)
2.Из чего же состоит опорно-двигательный аппарат? (Скелет и мышцы)
1. Опора тела и скелета
Опорная функция – проявляется в том, что кости скелета и мышцы образуют прочный каркас, определяющий положение внутренних органов и не дающий им возможности смещаться.
2. Двигательная
Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.
2. Защитная
Кости скелета защищают органы от травм
4. Обмен веществ
В костях находится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.
2 слайд
Рассмотрите на слайде разные по форме кости. Попытайтесь самостоятельно классифицировать кости по форме. На основании полученных ответов в тетради заполняем таблицу:
Форма костей
развернуть таблицу
| Трубчатые длинные | Короткие трубчатые | Плоские | Смешанные |
Примеры | Плечевая, бедренная | Кости пясти, плюсны, фаланги пальцев | Кости мозгового отдела черепа, кости таза, ребра, грудина | Позвонки, кости основания черепа |
развернуть таблицу
3 слайд
Строение трубчатой кости
– Рассмотрите строение трубчатой кости и назовите основные части? (Диафиз – удлиненная средняя часть, эпифиз – два утолщенных конца)
Учащиеся зарисовывают кость и подписывают основные части.
4 слайд
– Посмотрите фрагмент фильма и попробуйте ответить на вопрос: Какое значение имеет химический состав клетки? (Придает костям прочность, упругость и эластичность)
– За счет, каких веществ это достигается? (Неорганические веществ – соли кальция и фосфора, органические вещества – белки, жиры, углеводы)
Неорганические вещества придают костям прочность, органические вещества – эластичность и упругость.
5 слайд
Подтвердить, что неорганические вещества придают прочность, а органические вещества придают упругость и эластичность поможет опыт.
Демонстрация опыта.
При прокаливании кости органические вещества обугливаются.
Обугливание – верный признак того, что органические вещества сгорели. Кость твердая, но хрупкая. Крошится в руках.
После обработки кости раствором соляной кислоты она способна гнуться во все стороны.
– Скажите, у кого быстрее ломаются кости у детей или стариков? И почему? (У стариков)
– С возрастом увеличивается содержание в кости неорганических веществ и уменьшается содержание органических.
У детей в костях содержится больше органических веществ. Их кости более упругие и эластичные. С возрастом в костях увеличивается содержание солей. В старости кости становятся хрупкими, из-за того, что в них содержание неорганических солей значительно превышает содержание эластичного компонента.
6 слайд
Внутреннее строение костей
– Рассмотрите рисунки на слайдах и скажите, какое внутреннее строение имеют кости?
Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей.
У каждой кости выделяют компактное (плотное) и губчатое вещество. Их количественное соотношение и распределение зависит от места кости в скелете и от ее функции.
7 слайд
– Могут ли кости расти? Если могут, то в каком направлении?
– При переломах за счет чего происходит восстановление костей?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Из высказанных предположений формулируем правильный ответ, и записывает в тетрадь.
Кости могут расти в длину и толщину. В длину они растут за счет деления клеток хряща, расположенных на ее концах. За счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы, кости растут в толщину и зарастают при переломах.
8 слайд
– Как соединяются между собой кости в скелете?
Вместе с учащимися разбираем таблицу и записываем в тетрадь.
Типы соединения костей
ем в тетрадь.
Типы соединения костей
развернуть таблицу
Неподвижное | Полуподвижное | Подвижное |
Срастание костей, образование швов | Соединения при помощи хрящей | Соединение при помощи суставов |
Обеспечение защиты и опоры | Обеспечение ограниченного движения | Обеспечение движения |
Кости черепа, кости таза | Между позвонками, ребра с грудиной | Плечевой сустав, тазобедренный сустав |
развернуть таблицу
9 слайд
– Что обеспечивает подвижность конечностей? (Сустав)
– Рассмотрим строение сустава. Какие особенности строения сустава обеспечивают относительную прочность соединения костей и их подвижность? (Связки, суставная головка и суставная впадина, суставная жидкость, гладкие эластичные хрящи)
Сустав образуется концами соединяющих костей, заключенными в суставную сумку. Концы костей покрыты гладким эластичным хрящом, наличие которого обеспечивает упругость сустава и облегчает движение. Суставная жидкость действует как смазка. Снаружи сумки сустав укреплен связками. Движение в суставах осуществляется мышцами.
– Рассмотрим движение в локтевом суставе.
10 слайд
3. Задания на закрепление материала
– Перед вами даны изображения костей. Определите их форму.
1.Немой биологический диктант (показываю кости, а ученики отвечают)
1.Ключица 2Тазовая кость 3. Пяточная кость
4. фаланги пальцев руки 5. Рёбра 6. Скуловая кость
7. нижняя челюсть 8. Плечевая кость 9. Лопатки
Ответы:
Трубчатые: 1,4,8.
Плоские:2,5,9.
Губчатые:7,3, 6.
2 – цифровой диктант «Лови ошибку!» Из 12 предложений вы должны выписать только те цифры, которые соответствуют правильным суждениям.
1.У взрослого человека в костях преобладают минеральные соли. (Да)
2. У детей количество костей около 200, а у взрослых чуть более 300. (Нет)
3. В позвоночнике соединение костей подвижное – суставы. (Нет)
4. Самые крупные кости в скелете человека – берцовые. (Да)
5. Дети более подвержены переломам костей, чем взрослые. (Нет)
6. Рост кости в длину происходит за счет надкостницы. (Нет)
7. Пояс нижних конечностей образован тазовыми костями. (Нет)
8. Изгибы в позвоночнике человека есть с рождения. (Нет)
9. Желтый костный мозг – место образования клеток крови. (Нет)
10. У человека в черепе преобладает лицевой отдел. (Нет)
11. Изгибы позвоночника в сторону называются лордозом. (Нет)
12. При открытом переломе в первую очередь надо остановить кровотечение.(Да)
3. Соотнеси - Мозговой отдел, Лицевой отдел
1.Глазницы
2.Теменная кость
3.Скуловая кость
4.Височная кость
5Затылочная кость
6 Нижняя челюсть
7. Лобная кость
8. Носовая кость.
4. Скажи ответ.
1. Функции скелета . . . (опорная и защитная, кроветворение, обмен мин. вещ-ми).
2 . Скелет головы . . . (череп) .
3. Скелет головы состоит из двух частей . . . (мозговой и лицевой).
4. Отделы скелета туловище . . . (позвоночник и грудная клетка).
5. Соседние позвонки отделены друг от друга . . . (хрящевыми дисками).
6. Плечевой пояс образуют . . . (лопатка и ключица).
7. Три отдела скелета верхней конечности . . . (плечо, предплечье, кисть).
8. Три отдела кисти . . . (запястье, пястье, пальцы).
9. Три отдела нижней конечности . . . (бедро, голень, стопа).
10. Плотная, сросшаяся с костью оболочка . . . (надкостница).
11. Кости бывают . . . (трубчатые, губчатые, плоские).
12. Привычное положение тела при стоянии, сидении и ходьбе . . . (осанка).
13. Болезненные изменения стопы . . . (плоскостопие).
14. Полное или частичное нарушение целостности кости . . . (перелом).
IV. Подведение итогов урока.
«Итак, друзья мои, пора
Нам оценивать самих себя,
А также в целом весь урок.
ИТОГ УРОКА - РЕФЛЕКСИЯ:
вопросы:
Что мы сделали для достижения поставленных целей?
- Довольны ли вы своим результатом?
- Можно ли это было сделать лучше?
- Где вам пригодится это умение?
V. Домашнее задание. П.15-16.
Контрольная работа по теме «Опора и движение»
Вариант 1
Часть 1.
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К парным костям мозгового отдела черепа человека относится:
1) теменная; 2) лобная;; 3) затылочная; 4) носовая.
2. Рост кости в длину осуществляется за счет:
1)хрящевой ткани; 3)надкостницы; 2) желтого костного мозга; 4) красного костного мозга.
3. Неподвижное соединение между собой имеют кости: 1) плечевая и локтевая; 2) мозгового отдела позвоночника; 3) грудного отдела позвоночника; 4) бедра и голени.
4 Мышечное утомление наступает быстрее: 1) при динамической работе; 3) смене поз;
2) умственной работе; 4) статической работе.
5. Кости скелета человека образованы тканью: 1) эпителиальной; 3) соединительной;
2) гладкой мышечной; 4) поперечнополосатой мышечной.
6. К поясу нижних конечностей человека относятся кости: 1)голени; 3)бедра; 2) таза; 4) позвоночника.
7. Белки, составляющие основу миофибрилл скелетных мышц: 1) актин и гликоген; 3) миозин и коллаген; 2) актин и миозин; 4) кератин и коллаген.
8. Скелетные мышцы прикрепляются к костям с помощью: 1) миофибрилл; З) сухожилий;
2) связок; 4) соединительнотканной оболочки’.
9. Мышцами-антагонистами называются мышцы: 1) прикрепляющйеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
Часть 2
- При выполнении заданий В1—В2выберите три верных ответа из шести, Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. К скелету туловища относятся кости: 1) ребра; 2) лучевая кость; 3) грудина; 4) теменная кость;
5) берцовая кость; 6) позвоночник.
В2. К мышцам туловища не относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца: 3) мышцы брюшного пресса; 4) трапециевидная мышца; 5) височная мышца; 6) жевательные мышцы.
Контрольная работа по теме «Опора и движение» Вариант 2
Часть 1
При выполнении заданий выберите один верный ответ из 4 предложенных.
1. К поясу верхних конечностей человека относятся кости:
1) голени; З) плеча; 2) предплечья; 4) ключицы
2. За счет чего происходит рост костей в толщину:
1) суставной хрящ; З) надкостница; 2) желтый костный мозг; 4) красный костный мозг.
З. Основу скелетных мышц составляет ткань:
1) гладкая мышечная; З) поперечнополосатая мышечная; 2) эпителиальная; 4) соединительная.
4. Парными костями черепа являются: 1) лобные и затылочные кости; З) лобные и теменные; 2) только височные; 4) височные и теменные.
5 Кости фаланг пальцев — это: 1) трубчатые кости; З) губчатые кости; 2) смешанные кости; 4) плоские кости.
7. Мышцами-синергистами называются мышцы: 1) прикрепляющиеся к разным костям;
2) производящие движение в одном направлении; З) производящие движения в противоположных направлениях; 4) производящие движения и в одном, и в разных направлениях.
8. Непарными костями мозгового отдела черепа человека являются: 1) лобная и теменная; З) затылочная и теменная; 2) височная и теменная; 4) лобная и затылочная.
9. Явление, при котором происходит снижение работоспособности мышц в процессе длительной работы, называют: 1) замедлением; З) утомлением; 2) усталостью; 4) торможением.
Часть 2
При выполнении заданий В1—В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания.
В1. Грудную клетку образуют: 1) ребра; 4) грудной отдел позвоночника; 2) грудина; . 5) лопатки;
З) ключицы; 6) шейный отдел позвоночника.
В2. К мышцам туловища относятся: 1) межреберные мышцы; 2) икроножная мышца; З) мышцы брюшного пресса;4) зубчатые; 5) височная мышца;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Аппарат опоры и движения. Его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета
Урок биологии в 8классе по теме "Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета" В урок включены цифровые образовательные ресурсы практического, инф...
Конспект урока по биологии по теме "Скелет человека" 9 класс школы VIII вида
В нашей школе обучаются дети с ДЦП,с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Поэтому тема урока актуальна для них....
план-конспект урока Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека
Конспект урока содержит структуры сингапурской методики...
Урок биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека" автор учебника Н.И.Сонин
Конспект и презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Аппарат опоры и движения. Скелет человека." . Учебник "Биология. Человек" Н.И.Сонин 8 класс...
В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.
Тема : « В движении – жизнь» Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.Цель: раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движенияЗадачи...
Урок биологии в 8 классе "Скелет человека"
Презентация к уроку биологии в 8 классе по теме "Скелет человека"...