Урок биологии 8 класс "Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. Скелет человека." по методике КСО
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skelet_cheloveka.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Значение опорно-двигательной системы, её состав.
Строение костей. Скелет человека.
Цели урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей.
Задачи урока:
- Образовательные
сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.
- Развивающие
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать логическое мышление.
- Воспитательные
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, о необходимости следить за своей осанкой.
Оборудование:
Таблицы, презентация к уроку, модель скелет человека, набор костей, результаты экспериментов по определению химического состава кости, два штатива, два кольца, листы бумаги А-4, интернет ресурсы.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Актуализация знаний по теме.
- Работа в группах:
4.1. Значение, состав и функции опорно-двигательной системы.
4.2 Типы костей
4.3 Строение кости. Внутреннее строение костей.
4.4 Химический состав кости. Демонстрация опыта.
5. Закрепление и обобщение пройденного материала.
6. Домашнее задание.
Ход урока:
- Организационный момент (приветствие учителя)
- Проверка домашнего задания
- 1. Какие клетки составляют нервную ткань?
А. клетки эпителиальной ткани
Б. клетки-спутники
В.клетки соединительной ткани
Г. Нейроны
Д. дендриты
2. Каких клеток больше в нервной ткани?
А. клетки эпителиальной ткани
Б. клетки-спутники
В.клетки соединительной ткани
Г. Нейроны
Д. дендриты
3. Из каких частей состоит нейрон?
А. тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками
Б. один аксон
В.несколько дендритов
Г. Несколько аксонов
4. какие отростки нейрона передают импульс от органов к телу нейрона
А. тело нейрона с цитоплазмой, ядром органоидами, отростками
Б. один аксон
В.несколько дендритов
Г. несколько аксонов
5. Какую функцию выполняют чувствительные нейроны
А. проводят импульс от мозга к органам
Б. передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга
6. какую функцию выполняют двигательные нейроны
А. проводят импульс от мозга к органам
Б. передают импульс от органов в мозг
В. Передают импульс внутри мозга от одного нейрона к другому
Г. Опорная и питательная функция внутри мозга
7. нервная система состоит из нервных клеток, которые называют
А.аксонами
Б. нейронами
В. дендритами
Г. медиаторами
Ответы 1-Б,Г; 2- Б; 3-А; 4-Б; 5-Б; 6-А; 7-Б
- Нарисовать рефлекторную дугу и отметить её составные части. Определение.
- Актуализация знаний.
«Движение-это жизнь», - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознано уже на четвёртом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.
- Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?
Всё это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.
Сколько у человека костей? Врачеватели Тибета называли число 360. Древнеиндийский хирург Сунугута полагал, что их 300-306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.
Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что их около 200, точнее, 208-210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствие некоторых(чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.
- Работа в группах
I группа
Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: «Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?» Составьте информационные схемы:
Опорно-двигательная система
Скелет – 210 костей Мышцы – 600 Связочный аппарат
Пассивная часть Активная часть
Функции ОДС
Биологические Механические
«Депо»Са, Р, Мg Опора
Минеральный обмен Защита
Кроветворение Движение
II группа
Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 «Типы костей», таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; «Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?» Подготовьте информационную таблицу
Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)
Трубчатые | Губчатые | Плоские (или широкие) | ||
Длинные (плечевая, лучевая, локтевая и т.д.) | Короткие (кости пясти, плюсны и фаланги пальцев) | Длинные (рёбра, грудина) | Короткие (позвонки, кости запястья и предплюсны) | (лопатки, тазовые кости, кости свода черепа) |
Находится в скелете конечностей | Одновременно необходима большая подвижность и прочность | Состоят из губчатого вещества, полости не имеют, снаружи -тонкий слой компактного вещества | С одной стороны вогнуты, с другой – выпуклы, ширина и длина их значительно преобладает над толщиной |
Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.
- Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
- Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.
III группа
Задание. Используя текст параграфа 10 с.47-48, презентацию, рис. 18 с.46 и рис.19 с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему «Строение длинной трубчатой кости»
Надкостница
Плотное вещество кости
Губчатое вещество кости
Полость кости
Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? (проведите два испытания:
на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.
1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.
2 испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.
Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?
IV группа
Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель «Скелет человека». Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.
V. Закрепление изученного материала
- Что узнал нового и важного для себя?
- Чему научились?
- Какие выводы сделали?
VI. Домашнее задание: параграф 10, 11
.
I группа
Задание: Познакомиться с текстом параграфа 10 с.46-47, дополнительным материалом. Ответьте на вопрос: «Что собой представляет система опоры и движения? Почему скелет и мышцы объединяют в одну систему органов? Каково её значение? Какие функции она выполняет?» Составьте информационные схемы:
Опорно-двигательная система
Функции ОДС
II группа
Задание. Используя текст параграфа 10 с.48-49 «Типы костей», таблицы скелет человека, ответьте на вопросы; «Какие типы костей участвуют в построении скелета? Какими особенностями строения они характеризуются? Какой имеют химический состав?» Подготовьте информационную таблицу
Типы костей (классифицируют с учётом внешней формы, структуры и характера развития)
Трубчатые | Губчатые | Плоские (или широкие) | ||
Проведите эксперименты, доказывающие химический состав кости.
- Сжигание костей на огне (выжигание органических веществ) твёрдость и хрупкость;
- Косточку положить на 2-3 дня в 2-5% раствор соляной кислоты – упругость и эластичность.
III группа
Задание. Используя текст параграфа 10 с.47-48, презентацию, рис. 18 с.46 и рис.19 с.49 рассмотрите макроскопическое строение кости конечности и поясните немой рисунок-схему «Строение длинной трубчатой кости»
Надкостница
Плотное вещество кости
Губчатое вещество кости
Полость кости
Может ли трубчатое строение обеспечить кости большую прочность? (проведите два испытания:
на стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально, один лист бумаги сворачивается в полоску, другой – в трубку.
1 испытание: бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что её середина свободно провисает между кольцами. Вешаем на неё чашку от аптекарских весов, которую нагружаем грузом до тех пор пока лист не согнётся.
2 испытание: между кольцами закладываем трубку и сразу вешаем чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Затем нагружаем до критической величины. Сравните полученные результаты, сделайте выводы.
Рассмотрите микроскопическое строение компактного вещества кости. Есть ли закономерность в расположении пластинок губчатого вещества? Что представляют собой пластинки губчатого вещества?
IV группа
Задание. Познакомьтесь с содержанием параграфа 11. Ответьте на вопросы в начале параграфа, используя модель «Скелет человека». Из каких отделов состоит скелет человека? Найдите их на модели. Объясните роль каждого из них в организме человека. Объясните значение S – образного изгиба позвоночника человека.
1 шейный позвонок – атлант.
2 шейный позвонок – аксис.
АТЛАНТ (1-й шейный позвонок)
Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами).
АКСИС (2-й шейный позвонок)
Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка
Два верхних шейных позвонка, атлант и аксис, имеют анатомическое строение, отличное от строения всех остальных позвонков. Благодаря наличию этих позвонков, человек может совершать разнообразные повороты и наклоны головы
Шейный отдел имеет физиологический изгиб (физиологический лордоз) в виде буквы "С", обращенной выпуклой стороной вперед. Шейный отдел является наиболее мобильным отделом позвоночника. Такая подвижность дает нам возможность выполнять разнообразные движения шеей, а также повороты и наклоны головы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"
Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей
Разработка урока "Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей" с использованием ЭОР...
Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)
Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....
Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.
Разработка урока по биологии 8 класс....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.
План конспект урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав.Строение костей. В данной разработке представлена структура и ход урока с использованием электронных образовательных рес...
Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система
Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...
Конспект урока биологии в 8 классе Первая помощь при переломах костей скелета
Урок разработан с использованием нетрадиционных уроков для учащихся 8 класса основной общеобразовательной школы(базовый уровеень)...