Поурочно-тематическое планирование по биологии в 8 классе ( 2 часа в неделю . 70 часов )
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и организационно- планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass_2013doc.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Примерные программы основного общего образования по биологии.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, В.М.Пакулова.
- Перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год";
- Учебный план школы на 2012/2013 учебный год, утверждённый решением Педагогического совета от 23.04.2012. Протокол № 4.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета и организационно- планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом этапе.
Основная цель программы – подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; обладать экологической культурой; ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях знаний; знать биологические термины, понятия, теории, владеть навыками их практического применения в различных областях материальной и духовной культуры.
Цель обучения в 8 классе – учащиеся получают знания о человеке как биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящими от воли людей. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье людей. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое значение санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Преемственность связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Согласно действующему школьному учебному плану рабочая программа для 8 класса – предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю (70 часов в год).
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На следующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальных системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.
Увеличено количество часов на изучение тем: «Строение и функции организма» с 57 до 58 часов; в теме 2.3 «Рефлекторная регуляция органов и систем организма » с 1 часа до 2 часов; в теме 2.4 «Опорно - двигательная система» с 7 часов до 9 часов. Тема 2.6 «Кровеносная и лимфатическая системы организма» с 6 часов до 7 часов; в теме 2.7 «Дыхательная система» с 4 часов до 5 часов. Уменьшено количество часов на изучение раздела 1 «Происхождение человека» с 3 часов до 2 часов, раздел 2 тема 2.2 «Клеточное строение организма. Ткани» с 5 часов до 3 часов; резервного времени с 4 часов до 2 часов.
Из высвободившегося времени добавлены часы на раздел 2 «Строение и функции организма» для изучения материала, рекомендованного требованиями стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии, в частности добавлены часы по теме 2.3 для проведения контрольной работы по теме «Строение организма»; в теме 2.4 1 час для проведения контрольной работы по теме «Опорно-двигательная система» и урок по теме «Строение мышц. Обзор мышц человека.», для проведения лабораторной работы «Мышцы человеческого тела»; в теме 2.6 и 2.7 для проведения контрольных работ по темам: «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхательная система». Добавлена лабораторная работа по теме ««Распознавание на таблицах органов и систем органов человека», которая предусмотрена примерной программы по биологии для углубления представлений учащихся о расположении внутренних органов человеческого организма.
Тема 2.15 и тема 2.14 изучаются в другой последовательности так, как такой способ изучения более логически обоснован, так как железы внутренней секреции являются одной из систем внутренних органов человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой по биологии. Нумерация лабораторных работ (в виду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные работы являются этапами в комбинированном уроке и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Исходя из особенностей построения программы и в целях формирования у обучающихся ключевых компетенций на уроках используются следующие методы обучения:
- словесные: беседа, дискуссия , рассказ, объяснение , работа с книгой, решение проблемных задач;
- наглядные: таблицы, демонстрации, рисунки, технические и интерактивные средства обучения;
- практические: упражнения, индивидуальная, самостоятельная работа, создание проектов;
- контроль: устный индивидуальный и фронтальный опрос, взаимоконтроль, тесты разного уровня.
Данная программа имеет межпредметные связи с медициной, гигиеной и психологией.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. 1ч
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека (2 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на неё. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрации моделей «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма (58 часов).
Тема 2.1 Общий обзор организма (1 час).
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Лабораторная работа. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.
Тема 2.2 Клеточное строение организма. Ткани (3 часа).
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственной информации. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения.
Ткани, образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервные ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
Лабораторная работа. Изучение микроскопического строения тканей. Микропрепараты клетки. Эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3 Рефлекторная регуляция органов и систем организма (2 часа)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Лабораторная работа. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4 Опорно-двигательная система (9 часов).
Скелет и мышцы, их функция. Химический состав костей, их макро- и микроскопическое строение, типы костей, скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединения костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки. Развитие плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, растяжениях и переломах костей, вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приёмов первой помощи при травмах.
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки.
Лабораторные работы. Изучение внешнего вида отдельных костей. Мышцы человеческого тела (выполняется дома)
Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Тема 2.5 Внутренняя среда организма (3 часа).
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, лейкоциты, эритроциты). Их функции. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезней. Бицилло - и вирусоносители. Течение инфекционной болезни. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцина, лечебная сыворотка. Естественный и искусственный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей.
Лабораторная работа. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6 Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечнососудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца человека и торса человека, приёмов измерения артериального давления по методу Короткова, приёмов остановки кровотечений.
Лабораторные работы. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7 Дыхательная система (5 часов).
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания органов дыхания, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизм вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная ёмкость лёгких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация. Модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приёмов определения проходимости дыхательных путей, роли резонаторов, усиливающих звук; опыты по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной ёмкости лёгких; приёмов искусственного дыхания.
Лабораторные работы. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
- Пищеварительная система (6 часов).
Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
Лабораторная работа действие ферментов слюны на крахмал
Самонаблюдения. Определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.
Тема 2.9 Обмен веществ и энергии (3 часа).
Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен веществ. Энергетическая ёмкость пищи.
Лабораторные работы. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа).
Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями, волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные заболевания, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги и обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11. Выделительная система. (1 часа).
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы, их предупреждение.
Демонстрация модели почки, таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12. Нервная система человека. (5 часов).
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы периферической нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга.
Лабораторные работы. Пальценосовая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка и среднего мозга. Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13. Анализаторы . (5 часов).
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаза. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органа слуха, Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрации моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
Лабораторная работа. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14. Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 часа).
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников, поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрации модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
Тема 2.15. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов).
Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловный и условный рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущения, восприятие, представление, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функция воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрации безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
Лабораторные работы. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном и произвольном внимании и при активной работе с объектом.
РАЗДЕЛ 3.
Индивидуальное развитие организма. (5 часов).
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля- Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребёнка после рождения. Новорожденный и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Демонстрации тестов, определяющих типы темпераментов.
Резерв времени – 2 часа
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Должны знать:
- главные анатомические понятия, термины;
- этапы развития человека до рождения и после рождения;
- общую анатомию органов, систем и аппаратов человеческого организма;
- основные функции органов, систем и аппаратов человеческого организма;
-обмен веществ и превращения энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
- родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
- особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
-влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
- меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
- клетки, ткани органы и их системы человека.
Должны уметь:
- характеризовать процесс деления клеток;
- характеризовать обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов и витаминов в человеческом организме;
- характеризовать индивидуальное развитие человека, его рост и периодизацию жизни;
- характеризовать иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику вирусных заболеваний ВИЧ, СПИД;
- обосновывать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов и организма в целом;
- обосновывать родство млекопитающих, человека и человеческих рас;
-обосновывать особенности человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью;
-обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
-обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека и его потомство;
-обосновывать меры профилактики проявления вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомания), нарушения осанки и плоскостопия;
- распознавать клетки, ткани органы и их системы человека;
- применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- вести самонаблюдения, ставить опыты по изучению процессов, происходящих в организме человека, проводить функциональные пробы;
- соблюдать правила при работе с микроскопами и лабораторным оборудованием;
- соблюдать правила здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами и растениями;
- определить (на анатомических рисунках, схемах, моделях) органы, их положение в теле человека, находить их на немых рисунках;
- пользоваться основной и дополнительной литературой по анатомии и физиологии человека при подготовке творческих работ и дополнительных сообщений.
Календарно-тематическое планирование
№ п./п. | Дата | Тема | Цели урока | Основной материал | Д/з. | Деятельность на уроке. | Оборудование | Межпредметные связи | Контроль | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
«Введение». 1ч. | |||||||||||||||
1. | Введение. Биосоциальная природа человека. Становление наук о человеке. | Дать понятие о предмете изучения, раскрыть двойственную биосоциальную природу человека, показать черты, роднящие человека с миром животных, об основных этапах развития анатомии, физиологии и гигиены человека. | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология, развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала 19 века до наших дней, античного мира и изучение человека в эпоху Возрождения. | §1,2 | Работа с учебником. | Модель торса человека, таблицы «Внутренние органы человека». | История. | ||||||||
Раздел 1. «Происхождение человека» (2 часа). | |||||||||||||||
2. | Систематическое положение человека. | Повторить систематические таксоны, определить место человека в системе живых существ. | Рудименты, атавизмы, доказательства происхождения человека. Систематическое положение человека. | §3 | Работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы «Рудиментарные органы и атавизмы человека». | Палеонтология. | Фронтальный опрос. | |||||||
3. | Историческое прошлое людей. Расы человека. | Раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению, показать этапы эволюции человека. | Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека и экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. | §4, 5 | Работа с учебником, работа с таблицей. | Рисунки, презентация | История. | Опрос. | |||||||
Раздел 2. I «Строение и функции организма» (58 часов). Тема 2.1. «Общий обзор организма» (1 час). | |||||||||||||||
4. | Общий обзор организма. | Дать понятие об уровнях организации человеческого организма, плане его строения, топографии внутренних органов и полостях тела. | Внешняя среда, внутренние органы, внутренняя среда, гормоны, органы, система органов. | §6 | Работа с учебником, работа с таблицей. | Модель торса человека, таблицы «Внутренние органы человека». | Л/р №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов человека». | ||||||||
Тема 2.2. «Клеточное строение организма. Ткани» (3 часа). | Клеточное строение организма. Ткани. (5 часов). | ||||||||||||||
5. | Строение и химический состав клетки. | Показать единство органического мира, проявляющегося в клеточном строении; раскрыть строение и функцию клеточных органоидов. | Возбудимость, органоиды, развитие, рост. | §7 | Работа с учебником, работа с таблицей. | Таблица «Строение растительной и животной клетки», презентация | Ботаника. | Карточки. | |||||||
6. | Физиология клетки. | Раскрыть физиологию клетки. | Сократимость, проводимость, ферменты. | §7 | Работа с учебником, работа с таблицей. | Таблица «Строение растительной и животной клетки». | Ботаника. | Опрос. | |||||||
7. | Типы тканей и их свойства. | Раскрыть понятие ткань и орган, тканевая жидкость и межклеточное вещество. | Строение ткани, основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные. | §8 до мышечной ткани. | Работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы по теме. | Л/р. №2 Изучение микроскопического строения тканей». | ||||||||
Тема 2.3. «Рефлекторная регуляция органов и систем организма» (2 часа) | |||||||||||||||
8. | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция. | Познакомить со строением нейрона и нейроглии, раскрыть природу нервных импульсов и функцию синапсов. | Свойства нервной ткани: возбудимость и проводимость, строение синапса. | §8. | Работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы по теме. | Викторина. | ||||||||
9. | Контрольная работа по теме «Строение организма». | Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. | Знать и уметь применять полученные знания на практике. | Тестовая контрольная работа. | К/р. №1 | ||||||||||
Тема 2.4. «Опорно-двигательная система» (9 часов). | |||||||||||||||
10. | Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей. | Раскрыть значение скелета и мышц, показать опорную, защитную и двигательную функцию, химический состав, макро- и микроскопическое строение костей. | Макроскопическое строение костей: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг, компактное и губчатое вещество. | §9 | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Скелет человека, набор костей, таблицы по теме. | Физика, химия. | Фронтальный опрос. | |||||||
11. | Скелет головы и туловища. | Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека. | Осевой головы и осевой скелет. | §10. | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Скелет человека, набор костей, таблицы по теме. | Тест. | ||||||||
12. | Скелет человека. Скелет конечностей. | Пополнить знания детей о строении и функциях частей скелета, сравнить его со скелетом млекопитающих животных, выявить особенности скелета человека. | Осевой и дополнительный скелет, его строение. | §10. | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Скелет человека, набор костей, таблицы по теме. | Карточки. | ||||||||
13. | Соединение костей. | Закрепить знание о строении костей. Частей скелета, познакомить учащихся с типами соединения костей. | Соединение костей. | §11,12 | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Скелет человека, набор костей и их соединений, таблицы по теме. | Физика. | Л/р №3 «Изучение внешнего вида отдельных костей». | |||||||
14. | Строение мышц. Обзор мышц человека. | Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани. | Антагонисты, синергисты, скелетные мышцы, мышцы-сгибатели и разгибатели. | §13 | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы по теме. | Л/р №4 «Мышцы человеческого тела». | ||||||||
15. | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Дать понятие о двигательной единице, о механизмах, регулирующих силу мышечных сокращений, об изменении мышц при тренировках. | Гиподинамия, двигательная единица, тренировочный эффект. | §14. | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы, презентация | Математика. | Л/р. №5 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». | |||||||
16. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия. | Осанка, плоскостопие. | §15. | Наблюдение, работа с учебником, работа с таблицей. | Таблицы, презентация | Медицина. | Л/р. №6 «Выявление нарушение осанки. Выявление плоскостопия». | |||||||
17. | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. | Разъяснить цели доврачебной помощи, показать её отличие от профессиональной врачебной помощи, дать элементарное сведения о костно-мышечных травмах. | Повреждение опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. | §16. | Работа с учебником, с таблицей. | Таблицы по теме, видеосюжет. | Медицина и гигиена. | Фронтальный опрос. | |||||||
18. | Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система» | Обобщить и систематизировать знания детей по данной теме. | Знать и уметь применять полученные знания на практике. | Тестовая контрольная работа. | К/р. №2 | ||||||||||
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа). | |||||||||||||||
19. | Компоненты внутренней среды. | Продолжить формирование понятия внутренней среды и её компонентах, раскрыть понятие гомеостаз. | Антиген, антитело, компоненты среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. | §17, проект по теме «Иммунология на страже здоровья» | Работа с учебником, схемами и таблицами. | Таблицы «Схема кровообращения и лимфообращения», Состав крови. | Физика. | Л/р. №7 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом». | |||||||
20. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки. | Иммунитет, антиген, интерферон, костный мозг, вилочковая железа, лимфатические сосуды и узлы, Т-лимфоциты, В-лимфоциты. | §18. | Работа с учебником, схемами и таблицами. | Таблицы по теме, фагоцитоз, презентация | Тест. | ||||||||
21. | Иммунология на службе здоровья. | Познакомить школьников с наукой иммунологией. Историей открытия вакцины (работы Э. Дженнера и Л. Пастера). | Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитические заболевания. Появление иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. | §18,19 | Работа с учебником, схемами и таблицами. | Таблицы по теме, фагоцитоз, презентации учащихся | История. | Проекты. | |||||||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (7 часов) | |||||||||||||||
22. | Транспортная система организма. | Повторить предшествующий материал по крови, тканевой жидкости и лимфе, функциях крови и иммунитета, замкнутой и незамкнутой системе кровообращения. | Замкнутая система, артерии, вены. | §20. | Работа с учебником, схемами и таблицами. | Таблицы «Круги кровообращения». | Медицина. | Л/р. №8 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях и органах при перетяжках, затрудняющих кровообращение». | |||||||
23. | Круги кровообращения. | Повторить круги кровообращения и строения сердца, изучить общий план строения сердца человека и движения крови по большому и малому кругам кровообращения. | Артериальная кровь, венозная кровь, большой и малый круги кровообращения. Кровообращение, отток лимфы. | §21. | Работа с учебником, схемами и таблицами. | Таблицы «Круги кровообращения». | История. | Индивидуальный опрос. | |||||||
24. | Строение и работа сердца. | Раскрыть связь строения сердца с его функцией, дать понятие о сердечном цикле, раскрыть регуляцию сердечной системы. | Автоматизм, строение сердца, околосердечная сумка, четырехкамерное строение, положение сердца в грудной полости. | §22. | Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами. | Модель сердца, таблицы, рисунки. | Зоология. | Викторина. | |||||||
25. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Выяснить причины движения крови и изменения скорости крови в сосудах; разъяснить принципы измерения артериального давления, обсудить природу пульса, дать понятие о гипер- и гипотонии. | Движение крови по сосудам, работа сердца, артериальное давление, нарушение артериального давления. | §23. | Работа с таблицей и текстом учебника, с рисунками и схемами. | Измерение скорости наполнения ногтевого ложа, измерение пульса. | Л/р. №9 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса». | ||||||||
26. | Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | Раскрыть физиологические основы сердца и сосудов, познакомить с последствиями гиподинамии с влиянием курения, потребления спиртных напитков на сердце и сосуды. | Ударный объём, гипертония, гипотония, некроз, инфаркт миокарда, юношеская гипертония, первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе. | §24. | Тонометр. | Медицина. | Л/р. №10 «Функциональная проба: реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку». | ||||||||
27. | Первая помощь при кровотечениях. | Познакомить учащихся с приемами первой помощи по остановке кровотечений. | Гематома, внутреннее кровотечение, внешнее кровотечение: артериальное, венозное, капиллярное, носовые кровотечения. | §25. | Практическая работа «Первая помощь при кровотечениях». | Оборудование для практической работы. | Медицина. | П/р. №1 | |||||||
28. | Обобщающий урок по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы». | Повторить и обобщить знания детей по теме « Кровеносная система». | |||||||||||||
Тема 2.7. «Дыхательная система» (5 часов). | |||||||||||||||
29. | Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания. | Раскрыть значение биологического окисления, показать роль органов дыхания для поддержания в альвеолах легких постоянства газового состава. | Дыхание, артикуляция, органы дыхания, строение и функции, верхние и нижние дыхательные пути. | §26,27 | Работа с учебником, таблицей, рисунками | Медицина и гигиена. | Беседа. | ||||||||
30. | Значение и механизм дыхания. | Раскрыть связь дыхательной и кровеносной системы. Показать роль кругов кровообращения в газообмене. | Легочное и тканевое дыхание, вентиляция легких. | §27,28 | Работа с учебником, таблицей, рисунками | Датчики, презентация | Л/р. №11 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе». | ||||||||
31. | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | Определить роль нервно-гуморальной регуляции дыхания, механизма вдоха и выдоха. | Механизм вдоха и выдоха. Нервно-гуморальная регуляция дыхания. | §29. | Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач. | Самодельная модель Дондерса, банка с растопленным снегом, газетный текст, таблицы. | Медицина, экология. | Фронтальный опрос. | |||||||
32. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. | Показать простейшие приемы самообследования органов дыхания. | Флюорография, жизненная ёмкость легких, приемы оказания первой помощи утопающему. Пострадавшему при отравлении угарным газом, инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей. | §30. | Работа с учебником, таблицей, решение учебно-познавательных задач. | Таблица «Первая помощь при травмах органов дыхания» | Медицина и гигиена. | Карточки. | |||||||
33. | Зачет по теме «Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Дыхательная система». | Обобщить знания детей об системе дыхания и кровеносной системе, развивать умение анализировать. | Тестовая контрольная работа. | К/р. №3 | |||||||||||
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов). | |||||||||||||||
34. | Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. | Дать понятие об питании, продуктах питания и питательных веществах: жирах, углеводах, витаминах, воде и минеральных веществах. Об пищеварении, строении и функциях пищеварительной системы, органах пищеварения: пищеварительный канал, и пищеварительные железы. | Называть питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся, объяснять роль питательных веществ в организме, характеризовать сущность процесса питания. Называть особенности строения организма человека – органы пищеварительной системы; распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы человека; характеризовать сущность биологического процесса питания. | §30. | Работа с учебником, таблицей. | Таблицы « Продукты питания», «Органы пищеварения». Презентация | Диетология | Беседа. | |||||||
35. | Пищеварение в ротовой полости. | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы, о пищеварительных железах, пищеварении в ротовой полости. Объяснить работу пищеварительных ферментов. | Уметь давать определение понятиям: фермент, рефлекс, безусловный рефлекс, условный рефлекс, уметь распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварительной системы, характеризовать сущность биологического процесса питания, пищеварения. | §31. Сообщение о исследованиях И.П. Павлова. | Работа с таблицей, инд. Работа по карточкам, работа с учебником. | Таблица «Органы пищеварения». Электронный учебник | Лабораторная работа № 12 «Действие ферментов слюны на крахмал» | ||||||||
36. | Пищеварение в желудке. | Дать понятие о строении и функциях пищеварительной системы. Роль ферментов в пищеварении. Пищеварение в желудке. Желудок, строение желудка. | Уметь давать определение понятию фермент, рефлекс условный и безусловный, объяснять процесс пищеварения в желудке. | §32. | Работа с учебником, практическая работа стр. 170. | Тест. | |||||||||
37. | Функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. | Дать понятие о строении двенадцатиперстной кишки, всасывании питательных веществ в тонком и толстом кишечнике. Аппендиксе. | Уметь характеризовать сущность биологического процесса в кишечнике, роли ферментов печени и поджелудочной железы. | §33. | Работа с учебником и таблицей. | Таблица «Строение системы пищеварения». | Медицина. | С/р. | |||||||
38. | Регуляция деятельности пищеварительной системы. | Дать понятие о регуляции деятельности пищеварения. | Уметь характеризовать сущность регуляции пищеварительной системы. | §34 Сообщения о профилактики заболеваний органов пищеварения, влияния на них вредных привычек | Работа с учебником и таблицей. | Таблица «Строение системы пищеварения». | Медицина. | Фронтальный опрос. | |||||||
39. | Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Дать понятие об укреплении здоровья, рационе питания, двигательной активности, соблюдении санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. | Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения. | §35. | Работа с учебником и дополнительным материалом. | Видеосюжет. | Медицина. | Сообщения. | |||||||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа). | |||||||||||||||
40. | Обмен белков, жиров, углеводов. Нормы питания. | Дать понятия об обмене и роле белков, углеводов, жиров. Водно-солевом обмене. О способах определения норм питания. | Уметь характеризовать сущность обмена веществ и превращении энергии в организме, как основу жизнедеятельности организма. | §36,38. Сообщение о витаминах. | Работа с учебником и таблицей. | Таблица «Энергетический обмен». | Диетология. | Лабораторная работа № 13 «Составление пищеывых рационов в зависимости от энерготрат». | |||||||
41. | Витамины. | Дать понятие об витаминах, их роль в организме и содержании в пище. Дать понятие о суточной потребности организма в витаминах, о гипо- и гипервитаминозах и их проявлениях. | Уметь называть основные группы витаминов и продуктах, в которых они содержатся, характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. | §36. | Работа с таблицей, учебником. | Таблица «Витамины» | Диетология. | Сообщения. | |||||||
42. | Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система и обмен веществ». | Обобщить знания детей о пищеварительной системе. | Тестовая работа. | К/р. № 5 | |||||||||||
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа). | |||||||||||||||
43. | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. | Дать понятие об покровах тела человека, значении кожных покровов и слизистых оболочек, функциях эпидермиса, дермы гиподермы. | Уметь называть особенности строения кожи человека, функции кожи. Распознавать и описывать структурные компоненты кожи. | §39. | Работа с таблицами, текстом учебника. | Таблица «Кожа и кожные покровы человека.» | Медицина. | Викторина. | |||||||
44. | Роль кожи в обменных процессах, терморегуляции. Уход за кожей. | Дать понятие об теплообразовании, теплоотдачи и терморегуляции организма, о роле кожи в терморегуляции, уходе за кожей, волосами, ногтями. Приемах закаливания. | Уметь анализировать факторы риска для здоровья, соблюдать меры профилактики заболеваний кожи и других покровов тела. | §39,40,41. | Работа с учебником, таблицей. | Видеосюжет. | Фронтальный опрос. | ||||||||
45. | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | Дать понятие о приемах оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактики. | Уметь использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики вредных привычек, оказывать первую помощь при травмах. Ожогах, обморожениях. | §40. | Работа с учебником, таблицей. | Видеосюжет. | Медицина. | Самонаблюдение. Рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | |||||||
Тема 2.11. Выделительная система. (1 час). | |||||||||||||||
46. | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. | Дать понятие о выделении, мочевыделительной системе, роли органов мочевыделения, их значении. Строении и функции почек. | Уметь называть особенности строения организма человека – органы мочевыделительной системы, другие системы, участвующие в удалении продуктов обмена. | §42. | Работа с таблицей, учебником. | Таблица «Органы выделения», видеосюжет. | Гигиена и медицина. | Карточки. | |||||||
Тема 2.12. Нервная система человека. (5 часов). | |||||||||||||||
47. | Значение и строение нервной системы. | Дать понятие о нервной системе, значении нервной системы, об отделах нервной системы: центральная и периферическая. Рефлекторном принципе деятельности нервной системы. | Давать определение понятию рефлекс. Называть особенности строения нервной системы, принцип деятельности нервной системы. Функции нервной системы. Распознавать и описывать основные отделы и органы нервной системы. | §43 | Работа в тетради, с таблицей и схемами. | Таблица «Нервная система человека», карточки. | Медицина. | Фронтальный опрос. | |||||||
48. | Строение и функции спинного мозга. | Дать понятие о спинном мозге, его строении и функциях. Сером веществе и белом веществе спинного мозга. Рефлекторной и проводниковой функции спинного мозга. Нарушениях деятельности спинного мозга. | Называть особенности строения спинного мозга, функциях спинного мозга, распознавать основные части спинного мозга, характеризовать роль спинного мозга в регуляции жизнедеятельности человека. | §44. | Работа с учебником и таблицами. | Таблица «Строение спинного мозга», модель. Презентация | Индивидуальный опрос. | ||||||||
49, 50 | Головной мозг. Его строение. (2 ч.) | Головной мозг. Строение и функции. Серое и белое вещество головного мозга. Продолговатый мозг. Средний мозг. Мозжечок. Промежуточный мозг. Большие полушария. | Называть особенности строения головного мозга. Отделы головного мозга. Функции головного мозга. Распознавать отделы головного мозга по таблице. | §45,46 | Работа с учебником и таблицами. | Таблица «Строение головного мозга». Модель мозга | медицина | Л/р. №14 «Пальцевая проба и особенности движений, связанные с функцией мозжечка. Рефлексы продолговатого и среднего мозга». | |||||||
51. | Вегетативная нервная система, строение и функции. | Работать с понятиями соматическая и вегетативная нервная система. Функция автономного отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. | Называть отделы нервной системы, их функции, подотделы вегетативной нервной системы, их функции. | §47. | Работа с учебником и таблицами. | Таблица «Вегетативная нервная система». | Л/р. №15 «Штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.» | ||||||||
Тема 2.13. Анализаторы . (5 часов). | |||||||||||||||
52. | Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | Работать с понятиями органы чувств, их ролью в жизни человека. Анализаторы. Рецепторы, проводящие пути, чувствительные зоны коры больших полушарий. | Называть органы чувств человека. Анализаторы, особенности строения органов обоняния, осязания, вкуса, их анализаторов. | §48,52 | Работа с учебником и таблицами. | Таблица «Анализаторы». | Фронтальная беседа. | ||||||||
53. | Орган зрения и зрительный анализатор. | Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Зрительный анализатор. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора | §49, зад. | Работа с учебником. | Модель глаза, таблица. | Оптика. | Л/р. №16 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением». | |||||||
54. | Заболевание и повреждение глаз. | Нарушение зрения. Их профилактика. Заболевания глаз: дальнозоркость, близорукость, астигматизм. | Называть заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения, анализировать факторы риска для здоровья. | §50. | Работа с учебником, наблюдения, сообщения. | Таблицы. Презентация | Медицина. | Викторина. | |||||||
55. | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | Орган слуха. Строение, функции наружного, среднего и внутреннего уха | Называть особенности строение органа слуха и слухового анализатора. Распознавать части органа слуха и анализатора. | §51. | Работа с учебником, таблицей. | Модель Органа слуха, таблица «Слуховой анализатор». | Физика. | ||||||||
56. | Зачет «Нервная система. Органы чувств. Анализаторы». | Обобщить и систематизировать знания детей по теме. | Знать и уметь использовать полученные знания на практике. | Тесты разноуровневые. | К/р. №6 | ||||||||||
Тема 2.14 Железы внутренней секреции (эндокринная система). (2 часа). | |||||||||||||||
57. | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | Эндокринная система. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. | Называть особенности строения и работы желез эндокринной системы, железы внутренней секреты, внешней секреции. | §58. | Работа с учебником, таблицей. | Таблица «Железы внешней и внутренней секреции». | Медицина. | Беседа. | |||||||
58. | Роль гормонов и обмене веществ, росте и развитии организма. | Гормоны. Гормоны гипофиза, гормоны щитовидной железы, гормоны поджелудочной железы и заболевание сахарным диабетом. | Давать определение понятию гормоны, называть заболевания, связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринных желез. | §59. | Работа с таблицей, учебником. | Таблица «Гормоны», сообщения. | Урок-конференция. | ||||||||
Тема 2.15 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов). | |||||||||||||||
59. | Рефлекторный характер деятельности нервной системы. | Дать понятие о рефлекторном характере деятельности нервной системы. Безусловном и условном рефлексе, их биологическом значении. | Давать определение понятиям безусловном рефлексе, условном рефлексе, называть принцип работы нервной системы. | §53. | Работа с учебником, таблицей. | Работы Сеченова, Павлова, Ухтомского, Анохина. | С/р. | ||||||||
60. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы. Динамический стереотип, рассудочная деятельность. | Давать определения понятиям безусловный рефлекс, условный рефлекс. Называть принципы работы нервной системы. Характеризовать особенности работы головного мозга. | §54. | Работа с учебником, таблицами | Оборудование для лабораторной работы. | Психология. | Л/р. №17 «Выработка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа». (д/з) | |||||||
61. | Биологические ритмы. Сон и его значение. | Биологические ритмы. Сон (фазы сна). Бодрствование, значение сна. | Характеризовать значение сна для организма человека. | §55. | Работа с таблицами. | Таблица «Фазы сна». | Медицина. | Опрос. | |||||||
62. | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы. Воля, эмоции, внимание. | Биологическая природа и социальная сущность человека. Эмоции. Физиологическая основа эмоций. Воля. Особенности психики человека. | Называть особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. | §56. 57 | Работа с таблицей. | Оборудование для лабораторной работы. | Психология. | Л/р. №18 Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях. | |||||||
63. | Обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции (эндокринная система). Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика». | Обобщить и систематизировать знания детей по теме. | Знать и уметь использовать полученные знания на практике. | Тесты разноуровневые. | К/р. №7 | ||||||||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие организма. (5 часов). | |||||||||||||||
64. | Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. | Оплодотворение. Органы размножения человека. Бесполое и половое размножение. Онтогенез, филогенез, плацента, развитие плода, | Называть этапы жизненного цикла человека, узнавать по рисункам органы размножения, сравнивать бесполое и половое размножения; функции плаценты, перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной. | §60, §61., подготовка сообщений. | Работа с учебником, таблицей, карточками. | Таблицы «Жизненный цикл человека», «Онтогенез животных», презентация. | Беседа. | ||||||||
65. | Беременность и роды. | Беременность. Режим беременной. | Называть и описывать режим беременной. | §61., подготовка сообщений. | Работа с учебником, таблицей, карточками. | Презентация. | Беседа. | ||||||||
66. | Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | Наследственные заболевания. Врожденные заболевания. Проявление алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболеваний, передающихся половым путем. | Знать и называть наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем. | Конспект | Работа с учебником, презентацией. Карточками.. | Медицина, генетика | Сообщения | ||||||||
67. | Развитие ребенка после рождения. | Индивид, личность, интроверт, экстраверт. Развитие человека, стадии его развития. | Называть этапы развития и особенности развития ребенка после рождения. | §63. | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей. | Рисунки, карточки с ситуациями. | Психология. | Тест. | |||||||
68. | Интересы и склонности. | Типы темперамента. Склонности, способности, наследственные задатки. | Называть типы темперамента, характера. | §64. | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей. | Рисунки, карточки с ситуациями. | Психология. | Работа с карточками | |||||||
69. | Резерв. Повторение темы « Строение и функции организма» | Обобщить знания полученные за курс 8 класса | Знать и использовать основные понятия по теме. | Конспект | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей. | Рисунки, карточки с ситуациями. | Медицина, анатомия, гигиена | с/р. | |||||||
70. | Резерв. Повторение темы « Индивидуальное развитие организма» | Обобщить знания полученные за курс 8 класса | Знать и использовать основные понятия по теме. | Работа с ситуациями, наблюдения, таблицей. | Рисунки, карточки с ситуациями. | Летнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно - тематическое планирование по литературе 7 класс по учебнику Г.С.Меркина. Рассчитан на 105 часов . Из расчета 3 часа в неделю....
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Меркин)
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс. По программе—105 часов , 3 часа в неделю (Автор учебника Г.С. Мерки...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1.
Календарно-тематическое планирование по биологии 10 класс, базовый уровень линия Н.И. Сонина кол-во часов на год - 34, кол-во часов в неделю – 1....
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)
Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)...
Календарно-тематическое планирование по физике 11 класс (базовый уровень, 2 часа в неделю). В.А. Касьянов.
Календарно-тематическое планирование на 2 часа в неделю к учебнику физика 11 класс, автор В.А. Касьянов....