Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Левинская Татьяна Валерьевна

Рабочая программа по биологии 10 класс профильный уровень 3 часа в неделю(учебник под редакцией В.К.Шумнова и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Онохойская средняя общеобразовательная школа № 1"

РАССМОТРЕНО                                                                   УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО учителей                                                        Директор школы                

естественно-математического цикла                                                 Буркова И. П.

Руководитель МО _______  / Маслова С.В./                                                   Приказ № 76/10        

Протокол № ___1________                                                        от «  01  » сентября  2018 г.

от «  31   »  08. 2018г.                                

                                                                

                                                        

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО  БИОЛОГИИ 10 КЛАСС

(ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ)

Предмет: биология

Автор учебника: Шумный В.К, Дымшиц , Г.М,  А.О. Рувинский и др., «Общая биология 10, 11 класс, профильный уровень», М.:Просвещение,2016.-204 с.

Класс: 10

Количество часов: 105

Учитель биологии :Левинская Т.В.

Онохой 2018г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии «Общая биология»для 10 класса профильный уровень составлена на основе:

- закона «Об образовании Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 ст.2, п.9;

- в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) (2004г),

-программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б. Захарова, полностью отражающей содержание примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся.

-на основании примерной программы полного общего образования по биологии и авторской программы по биологии для 10 – 11 классов:Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, программы общеобразовательных учреждений. Биология 10-11 классы. / Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – М.: Просвещение, 2007.

       - в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №1

           Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 105 часов, 3 часа в неделю.

 Региональный компонент представлен краеведческим материалом в объеме 10%.

Рабочая программа ориентирована на использование профильного учебника: Автор учебника: Шумный В.К, Дымшиц , Г.М,  А.О. Рувинский и др., «Общая биология 10, 11 класс, профильный уровень»,ч.1,  М.:Просвещение,2016.-204 с.

Является логическим продолжением изучения предмета «Биология» в основной школе; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

В программе профильного уровня усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Срок реализации 2018-2019 учебный год (35 недель)

Цели и задачи предмета на профильном уровне

  1. социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность-носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы
  2. приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки)
  3. ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки
  4. развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научного познания
  5. овладение учебно-познавательными и ценностно- смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры,  научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований
  6. формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.
  1. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  2. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества;
  3. самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  4. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  5. воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  6. использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Планируемые предметные результаты освоения предмета

Ученик  научится

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:

           основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория гена;); законов (расщепления Г. Менделя; независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г. Менделя;); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом, взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;); особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций.

Уметь (владеть способами деятельности):

Приводить примеры: взаимодействия генов, генных и хромосомных мутаций; популяций у разных видов; наследственных и ненаследственных изменений, мутаций, влияния биологии на формирование научного мировоззрения, на воспитание экологической, генетической и гигиенической грамотности; вклада биологических теорий в формирование современной научной картины мира; значения генетики для развития медицины и селекции; значения современных достижений в области биотехнологии, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости и учения о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции; приводить доказательства: единства живой и неживой природы, родства живых организмов, используя биологические теории законы и правила; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; родства человека с млекопитающими животными; влияния мутагенов на организм человека; необходимости сохранения многообразия видов; влияния экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; оценивать: последствия влияния мутагенов на организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека и др.); последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; значение биологических открытий; аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; правильно использовать генетическую терминологию и символику; решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы скрещивания, самостоятельно находить в разных источниках (в том числе сети Интернет, средствах массовой информации), анализировать, оценивать и использовать биологическую информацию; грамотно оформлять результаты биологических исследований.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Грамотного оформления результатов биологических исследований; обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

 Быть компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения собственного здоровья.

Формы организации учебных занятий

- индивидуальные;

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- фронтальные;

- практикумы

- лабораторные работы

-  практические работы

-семинары

-экскурсии

-наблюдения

-защита докладов, конспектов, планов

-интерактивные уроки.

Виды учебной деятельности

- проектная

-исследовательская деятельность: умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения  понятиям, структурировать материал и т.д.

-коммуникативная учебная деятельность: умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебно-тематический план курса 10 класс

 (102 час, 3 часа в неделю)

 

Тема урока

Кол-во

часов

В том числе практических и контрольных работ

1

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания

4 часа

1

 2

Глава 2. Клетка.

41 час

19

2.1

Тема 2.1. Химия клетки.

10 часов

3

2.2

Тема 2.2. Структурно - функциональная организация клеток прокариот и эукариот.

10 часов

6

2.3

Тема 2.3. Обеспечение клеток энергией.

7 часов

3

2.4

Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке.

7 часов

3

2.5

Тема 2.5. Воспроизведение биологических систем.

7 часов

4

3

Раздел 3. Организм.

57 часов

14

3.1

Тема 3. 1. Размножение организмов.

5 часов

1

3.2

Тема 3.2. Основы генетики.

33 часа

8

33.3

Тема 3.3. Генетические основы индивидуального развития.

4 часа

1

3.4

Тема 3.4. Генетика человека.

8 часов

1

3.5

Тема 3.5. Основы селекции.

7 часов

3

Резерв времени

3 часа

Итого

105 часов

34

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  1. Входящая контрольная работа
  2. Промежуточная контрольная работа
  3. Итоговая контрольная работа
  4. Зачёты (тестирование) -  9

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Название лабораторной работы

Название практической работы

1

Опыты по определению каталитической активности ферментов.

1

Решение задач по молекулярной биологии.

2

Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

2

Сравнение клеток растений, животных, грибов и бактерий.

3

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

3

Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

4

Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

4

Сравнение процессов брожения и дыхания

5

Изучение клеток дрожжей под микроскопом

5

Сравнение процессов митоза и мейоза

6

Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

6

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

7

Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

7

Сравнение процессов полового и бесполого размножения

8

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

9

Составление схем скрещивания

10

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

11

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

12

Решение генетических задач на сцепленное наследование

13

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

14

Решение генетических задач на взаимодействие генов

15

Выявление источников мутагенов в окружающей среде

16

Сравнительная характеристика пород и сортов

17

Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Национально- региональный компонент

Реализуется  через изучение тем курса с использованием краеведческого материала  в разделах программы. Темы, в которых предполагается изучение материалов национально – регионального компонента выделены в содержании программы и в тематическом планировании.

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательной деятельности

  • специализированный кабинет биологии
  • биологическая лаборатория
  • мультимедийное оборудование:
  • компьютер
  • цифровой проектор
  • микроскопы
  • комплект таблиц
  • коллекции, гербарии
  • микропрепараты

Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы,  микропрепараты, скелеты и их части, коллекции, гербарии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);  

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

10 класс (105 ч, 3 часа в неделю)

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

           Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

      Демонстрации:

биологические системы,

уровни организации живой природы,

методы познания живой природы

КЛЕТКА

        Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

        Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

        Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

      Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

           Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

     Демонстрации:

элементарный состав клетки,

строение молекул воды, углеводов, липидов,

строение молекулы белка,

строение молекулы ДНК, редупликация молекулы ДНК,

строение молекул РНК, строение клетки,

строение плазматической мембраны,

строение ядра, хромосомы, строение клеток прокариот и эукариот,

 строение вируса,

половые клетки,

обмен веществ и превращения энергии в клетке,

энергетический обмен,

биосинтез белка,

хемосинтез,

фотосинтез,

характеристика гена, митоз,

мейоз,

развитие половых клеток у растений,

развитие половых клеток у животных.

    Лабораторные и практические работы

 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

 Опыты по определению каталитической активности ферментов

 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

 Изучение клеток дрожжей под микроскопом

 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

 Сравнение процессов брожения и дыхания

 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

 Сравнение процессов митоза и мейоза

 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

ОРГАНИЗМ

      Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).

      Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

        Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

              Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Для контроля знаний:

 

Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

Биология 10-11. Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.

 Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2013.

В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.

Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.

А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.

  А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

  Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

Литература для учителя:

 Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.

Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001.

Дягтерев Н.Д. Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002.

Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

 Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.

Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.

 Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.

Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.

Рязанова Л.А. Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995.

 Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.

Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

Литература для учащихся:

 

В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы.-М.: Дрофа, 2009.  В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2012 Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2013. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.

 Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.

 Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Реймерс. Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991.

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.  

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

http://chemistry48.ru

Мультимедийные пособия:

 

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С:

Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г.

Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Календарно-тематическое планирование

Профильный уровень

№ урока

Раздел, тема урока

Кол – во часов

Срок проведения

Планируем

По факту

Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания.

4

1

Предмет и задачи общей биологии. Краткая история развития биологии

1

Сентябрь

1неделя

2

Понятие жизни, критерии живых систем

1

1неделя

3

Уровни организации живой материи. Методы биологии

1

1неделя

4

 Контрольное тестирование.

1

2неделя

Глава 2. Клетка.

Тема 2.1. Химия клетки. 10 часов

41

10

5

Введение в цитологию. История изучения клетки.

1

2неделя

6

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки

1

2неделя

7

Органические вещества клетки. Биологические биополимеры – белки.

1

3неделя

8

Функции белков. Лабораторная работа № 1 « Опыты по определению каталитической активности ферментов»

1

3неделя

9

Органические молекулы – углеводы

1

3неделя

10

Органические молекулы – жиры и липиды

1

4неделя

11

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. ДНК

1

4неделя

12

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты. РНК, АТФ

1

4неделя

13

Практическая работа № 1 «Решение задач по молекулярной биологии»

1

Октябрь

1неделя

14

Зачёт № 1 «Химия клетки

1

1неделя

Тема 2.2. Структурно- функциональная организация клеток прокариот и эукариот.

10

15

Прокариотическая клетка

1

1неделя

16

Эукариотическая клетка. Наружная цитоплазматическая мембрана. Цитоплазма

1

2неделя

17

Одномембранные органоиды эукариотической клетки

1

2неделя

18

Двумембранные органоиды эукариотической клетки

1

2неделя

19

Немембранные органоиды эукариотической клетки

1

3неделя

20

Клеточное ядро. Строение и функции хромосом. Лабораторная работа № 2 « Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

1

3неделя

21

Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа № 3 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

3неделя

22

Вирусы

1

4неделя

23

Семинар по теме «Строение клетки»

Практическая работа № 2 « Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий»

Лабораторная работа № 4 « Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

Лабораторная работа № 5 « Изучение клеток дрожжей под микроскопом» 

1

4неделя

24

Зачёт № 2 « Клеточные структуры и их функции»

1

4неделя

Тема 2.3. Обеспечение клеток энергией.

7

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

1

5неделя

26

Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Световые реакции фотосинтеза

1

5неделя

27

Темновые реакции фотосинтеза

1

5неделя

28

Хемосинтез. Практическая работа № 3 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

1

Ноябрь

3неделя

29

Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена.

1

3неделя

30

Брожение и дыхание. Практическая работа № 4 «Сравнение процессов брожения и дыхания»

1

3неделя

31

Зачёт № 3 « по теме «Обеспечение клеток энергией»

1

4неделя

Тема 2.4. Наследственная информация и её реализация в клетке.

7

32

Генетическая информация в клетке. Генетический код

1

4неделя

33

Биосинтез белка. Транскрипция

1

4неделя

34

Биосинтез белка. Трансляция

1

5неделя

35

Практическая работа № 5 « Решение задач по теме «Биосинтез белка»»

1

5неделя

36

Практическая работа № 5 « Решение задач по теме «Биосинтез белка»»

1

5неделя

37

Регуляция транскрипции и трансляции. Современное представление о гене

1

Декабрь

1неделя

38

Зачёт « 4 по теме « Наследственная информация и её реализация в клетке»

1

1неделя

Тема 2.5. Воспроизведение биологических систем

7

39

Жизненный цикл клетки

1

1неделя

40

Митоз. Фазы митоза. Лабораторная работа № 6 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»

1

2неделя

41

Мейоз. Фазы мейоза.

1

2неделя

42

Развитие половых клеток у животных и покрытосеменных растений. Оплодотворение. Практическая работа № 8 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных»

1

2неделя

43

Практическая работа № 5 «Сравнение процессов митоза и мейоза»

1

3неделя

44

Практическая работа № 6 « Сравнение процессов развития половых клеток у животных и растений»

1

3неделя

45

Зачёт № 5 по теме «Клетка» промежуточное тестирование.

1

3неделя

Раздел 3. Организм.

Тема 3. 1. Размножение организмов.

57

5

46

Бесполое и половое размножение. Вегетативное размножение. Практическая работа № 7 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения»

1

4неделя

47

Онтогенез. Дробление

1

4неделя

48

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

1

4неделя

49

Сходство зародышей и эмбриональная дифференциация признаков. Причины нарушений развития организмов

1

Январь

3неделя

50

Постэмбриональный период

1

3неделя

Тема 3.2. Основы генетики.

33

51

Генетика. Основные понятия генетики. Генетическая символика

1

3неделя

52

Гибридологический метод изучения наследования признаков, разработанный Г. Менделем

1

4неделя

53

Первый закон Г. Менделя – закон единообразия признаков первого поколения

1

4неделя

54

Второй закон Г. Менделя – закон расщепления признаков

1

4неделя

55

Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет

1

5неделя

56

Практическая работа № 9 «Составление схем скрещивания»

Практическая работа № 10 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

1

5неделя

57

Анализирующее скрещивание.

1

5неделя

58

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя – закон независимого наследования признаков

1

Февраль

2неделя

59

Статистический характер наследственности. Отклонения от статистических закономерностей

1

2неделя

60

Практическая работа № 11 «Решение генетических задач на дигибридное скрещивание»

1

2неделя

61

Хромосомная теория наследственности

1

3неделя

62

Сцепленное наследование генов. Закон Т. Моргана

1

3неделя

63

Практическая работа № 12 « Решение генетических задач на сцепленное наследование»

1

3неделя

64

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

1

4неделя

65

Практическая работа № 13 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование»

1

4неделя

66

Генотип как целостная система. Геном.

1

4неделя

67

Взаимодействие генов

1

5неделя

68

Практическая работа № 14 « Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных генов»

1

5неделя

69

Зачёт № 6 «Решение генетических задач

1

5неделя

70

Зачёт № 7 по теме «Основные закономерности наследственности»

1

Март

2неделя

71

Зависимость проявления генов от условий внешней среды. (Модификационная изменчивость, фенотипическая изменчивость)

1

2неделя

72

Модификационная изменчивость. Норма реакции признака.

1

2неделя

73

Лабораторная работа № 7 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

1

3неделя

74

Статистические закономерности модификационной изменчивости

1

3неделя

75

Наследственная (генотипическая ) изменчивость

1

3неделя

76

Классификация мутаций. Генные мутации

1

4неделя

77

Классификация мутаций. Хромосомные мутации.

1

4неделя

78

Геномные мутации

1

4неделя

79

Закон гомологических рядов наследственной изменчивости

1

Апрель

1неделя

80

Семинар  «Решение генетических задач из материалов ГИА»

1

1неделя

81

Семинар  «Решение генетических задач из материалов ГИА»

1

1неделя

82

Семинар « Основные закономерности генетики»

1

2неделя

83

Зачёт № 8 по теме «Изменчивость»

1

2неделя

Тема 3.3. Генетические основы индивидуального развития

4

84

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития

1

2неделя

85

Проявление генов в развитии. Плейотропное действие генов

1

3неделя

86

Летальные мутации. Практическая работа № 15 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде»

1

3неделя

87

Семинар «Решение задач на определение группы крови»

1

3неделя

Тема 3.4. Генетика человека.

8

88

Особенности и методы изучения генетики человека

1

4неделя

89

Хромосомы и генетические карты человека

1

4неделя

90

Генеалогический метод и анализ родословных

1

4неделя

91

Семинар «Решение задач на анализ родословных человека»

1

Май

1неделя

92

Близнецовый и другие методы исследования в генетике человека

1

2неделя

93

Наследственные болезни человека и меры их профилактики

1

2неделя

94

Семинар «Решение генетических задач на наследование резус-фактора у человека»

1

2неделя

95

Зачёт № 9 по теме « Генетика человека»

1

3неделя

Тема 3.5. Основы селекции

7

96

Селекция, её задачи и методы, их генетические основы. Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

3неделя

97

Центры многообразия и происхождения культурных растений. Практическая работа № 16 «Сравнительная характеристика пород и сортов»

1

3неделя

98

Создание сортов растений. Методы селекции растений

1

4неделя

99

Создание пород животных. Методы селекции животных

1

4неделя

100

Селекция микроорганизмов

1

4неделя

101

Биотехнология. Практическая работа № 17 « Анализ, оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

1

5неделя

102

Итоговая контрольная работа

1

5неделя

Резерв времени

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 11 класса профильный уровень

программа для 11 профильного класса...

Рабочая программа для 10 класса (профильный уровень)

Рабочая программа может представлять интерес для учителей, которые работают в 10 классах по учебнику Spotlight, авт. Д.Дули, Английский язык, авт. О.В. Афанасьева, И.В.Михеева. Она содержит титульный ...

Рабочая программа для 11 класса (профильный уровень)

Учебный курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС).  Согласно разделу ФГОС 18.3.1. «...

Рабочая программ для 10 класса (профильный уровень)

Данная программа разработана для 10 физикого-математического "Роснефть-класса". 5 часов в неделю...

Рабочая программа по химии, 8 кл., 2 часа в неделю, учебник Новошинских

Данная рабочая программа по химии является переработкой программы по химии 8 класса авторов Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Включает в себя пояснительную записку, основное содержание тем курса, тре...

рабочая программа по математике 5 класс ФГОС, 6 часов в неделю, учебник Зубаревой

рабочая программа ( пояснительная запискас календарно - тематическим планированием)...

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень

Рабочая программа 10-11 класс профильный уровень 5 часов в неделю....