Разработка урока по биологии в 7 классе по теме: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
план-конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otk.urokotdel_pokrytosemennye_osobennosti_organizatsii_proishozhdenie.docx | 211.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
Г.АЛЬМЕТЬЕВСКРЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Разработка урока
по биологии в 7 классе по теме:
«Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,
особенности организации и происхождение»
Урок разработала
Абдуллина Лилия Равгатовна,
учитель биологии
I квалификационной категории
МБОУ «СОШ №24»
г.Альметьевск - 2015.
Тема урока: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,
особенности организации и происхождение
Цель урока:сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.
Задачи урока:
Обучающие:раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, происхождение покрытосеменных растений, выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.
Развивающие: Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения,формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики: СИНГЛ РАУНД РОБИН,ЭЙ АР ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС- ПЭА-ШЭА, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отдел Покрытосеменные ( Цветковые) растения, особенности организации и происхождение», таблицы по биологии, цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры цветковых растений,рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, учебник Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов. 7класс»
Метод обучения:репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.
Форма обучения:рассказ, беседа, практикум.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) об особенностях организации цветковых растений;
2)о происхождении цветковых растений;
3)о жизненных формах цветковых растений ;
4)развивают умение работать в парах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости.
Садимся на свои места в группе по 4 ученика.
Положите, пожалуйста МЭНЭДЖМЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.
II. Изучение нового материала
-Ребята мы с вами изучаем отделы растений и многие отделы уже изучили. Давайте вспомним, посмотрите на слайд, представители каких отделов изображены?
( Слайды 3-11)
-Ребята послушайте, такие строки:
Разнообразен и прекрасен мир растений
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели
Но властелины царства не они.
-Ребята, как вы думаете, а властелинами царства Растений представители какого отдела являются?
- Да ребята покрытосеменные или цветковые растения. А почему же они являются властелинами царства? Обсудите ответ на этот вопрос в своей команде, используем структуру Сингл Раунд Робин, проговариваем ответы на данный вопрос по кругу один раз, начинает свой ответ ученик №1, потом №2,№3,№4.
(Использование структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН - «однократный раунд робин»- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз).
- Давайте послушаем ответы на вопрос «Почему властелинами царства Растений являются покрытосеменные?»
-Сегодня изучаем тему Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение.Откройте тетради, запишите тему и число.
Но это тема для вас не совсем новая, вы уже о цветковых растениях не мало знаете.
1. Основные признаки покрытосеменных растений
Ребята перед вами листочки с утверждениями. Вам нужно:
1. Прочитать утверждения.
2. В столбике «ДО» поставить«+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения, можете использовать наглядные материалы
(Использование структуры ЭЙ АР ГАЙД- «Руководство предложения/ реакции»-обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения « упражнения- раздражителя» для активизации мышления( видео, картинка, рассказ и.т.д.)
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
1.Основная особенность этой группы- наличие семени. | ||
2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира. | ||
3. Покрытосеменные- древнейшие представители растительного мира | ||
4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса. | ||
5. Покрытосеменные растут во всех климатических зонах- от тропических лесов до пустынь и тундр. | ||
6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации. | ||
7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ. | ||
8.Покрытосеменные-единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья. | ||
9.Древесные формы произошли от травянистых. | ||
10. Орган полового размножения покрытосеменных - цветок. |
4. Сейчас откройте учебники с.76-77, ознакомьтесь с текстом, на это вам три минуты.
5. Теперь, после ознакомления с текстом, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши ответы? Обсудите в команде.
-А сейчас давайте вместе поработаем, нужно будет утверждение прочитать и сделать выводы, почему вы согласны или не согласны с утверждением.( слайды 18-29)
-Ребята, работая с утверждениями, выраскрыли основные признаки покрытосеменных.
Сейчас сделаем выводы, перечислите основные признаки покрытосеменные. ( Слайд 30)
2.Физминутка
-Ребята давайте проведём физминутку( Слайд 31).(Использование структуры МИКС ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, ОБРАЗУЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН )
Вопрос 1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение?(Ландыш)( Слайды 32,33)
Вопрос 2. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается……?(Незабудка)
( Слайды 34,35)
Вопрос 3.Сколько горошин может войти в стакан?(Сами не могут) (Слайды 36,37)
3.Строение тела покрытосеменных
Ребята,давайте более подробно рассмотрим строение покрытосеменных. Перед вами незаконченная схема( слайды 38-40), используя текст на стр. 78 первый обзац, дополните схему и обсудите в команде.(Использование структуры ФИНК_-РАЙТ-РАУНД РОБИН –«подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде).
Тело покрытосеменных
Побеговая система ______________система
-______________ -главный корень
-______________ -_________________
-______________ -________________
-______________
-______________
-_______________
-Итак, тело покрытосеменных на какие системы подразделяется, из каких органов они состоят?
Ответ:
Тело покрытосеменных
Побеговая системаКорневая система
-стебель - главный корень
-листья - боковые корни
-почки - придаточные корни
-цветки
-плоды
-семена
4. Строение корневой системы
- Как вы уже знаете корневые системы бывают : стержневая и мочковатая ( слайд 41) Чем эти корневые системы отличаются?( У стержневой системы хорошо развит главный корень, а у мочковатый главный корень не развит, выделить не возможно). Корни бывают главный, боковые, придаточные. Какие корни называются боковыми? Придаточными? Главным? ( слайд 42)
5. Строение стебля
Посмотрите расположение стебля в пространстве ( слайд 43)
Стебли бывают разные: одревесневшие и травянистые (слайд 44) , не смотря на это у них общий план внутреннего строения, сейчас нужно подписать внутреннее строение стебля, используя текст учебника на стр.78
Внутреннее строение стебля( слайд 45)
1.Кожица
2.
3. и.т.д.
4
- Давайте обсудим какую функцию выполняет каждый слой( слайд 46)
Признаки какого слоя стебля раскрыты? ( Слайд 48)
……………….
-особая образовательная ткань,
-расположена под корой,
-окружает древесину ствола сплошным кольцом,
-клетки делятся в разных условиях неравномерно,
-деление клеток приводит к утолщению стебля.
Строение стебля у разных растений имеет и отличия. ( Слайд 49, 50)
Древесные цветковые
однодольные двудольные
(пальмы) (дуб, берёза, ива)
не образуют образуют
древесины древесину
Пробка (защитный покров)
береза деревья дуб
в саванне
тонкая, (устойчивы (губчатая,
похожа к действию очень
на бумагу) огня) толстая)
6. Разнообразие листьев
Листья образует органические вещества и для того, чтобы лучше уловить солнечных лучей они располагаются на стебле по разному ( слайд 51)
Листья бывают простые и сложные ( слайд 52). Чем они отличаются?
По продолжительности жизни листьевдеревьябывают листопадные и вечнозелёные ( слайд 54)
III.Закрепление.
Допишите предложения
1.Основная особенность покрытосеменных- наличие ____ и______ .
2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений.
3.Быстрый приток воды и минеральных веществ от корней к листьям и отток органических веществ обеспечивает _____________ система.
4. Все современные деревья, за исключением голосеменных, относятся к ________________ .
5. Однодольные древесные цветковые растения древесину __________
6. Камбий – особая _______________________ткань.
IV.Домашнее задание:
стр.76-79 изучить, подготовить краткое сообщение про необычное покрытосеменное растение ( растение очень крупными или мелкими листьями, плодами, цветами и.т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по ФГОС 5 класс на тему"Отдел Покрытосеменные"
Урок имеет эмоциональный и творческий настрой.Прослеживается смена видов деятельности.Предусмотрена самооценка....
разработка урока по биологии 5 класс по теме Растения ФГОС
Урок разработан с основными требованиям ФГОС...
разработка урока по биологии 8 класс по теме : Пищеварение в желудке
Презентация, фильм " Чудеса системы пищеварения" , разработка урока . к учебнику Биология Человек Д.В.колесов...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс по теме "Строение клетки .Ткани"
Разработка урока биологии в 5 классе по теме"Строение клетки. Ткани"...
Методическая разработка урока по биологии 5 класс на тему ,,Грибы,,
Урок изучения нового материала на тему ,,Грибы,, расчитан на 1 час в 5 классе по программе и учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ...
Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
ФИО -Хобракова Н.В.Предмет - биологияКласс- 9 УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.Оборудование: таблицы &laq...
Урок "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"
Урок по Биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"...