Урок "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Дерезина Татьяна Сергеевна

Урок по Биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pokrytosemennye.docx213.56 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

по биологии в  7 классе по теме:

«Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,

особенности организации и происхождение»

Тема урока: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,

особенности организации и происхождение

Цель урока: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как  наивысшем этапе в развитии растительного мира.

Задачи урока:

Обучающие:раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, происхождение покрытосеменных растений, выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.

Развивающие: Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять,  выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики:  СИНГЛ  РАУНД  РОБИН, ЭЙ  АР  ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС- ПЭА-ШЭА, ФИНК-РАЙТ-РАУНД  РОБИН .

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру  поведения.

Тип урока:  изучение нового материала.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,  особенности организации и происхождение»,  таблицы по биологии,  цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры цветковых растений, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, учебник Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов. 7класс»

Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.

Методы осуществления учебно–познавательной деятельности:  словесные, наглядные.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Прогнозируемый результат:

Учащиеся расширяют знания

1) об особенностях  организации цветковых растений;

2)о происхождении цветковых растений;

3)о жизненных формах цветковых растений ;

4)развивают умение работать в парах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости.

Садимся на свои места в группе по 4 ученика.

Положите, пожалуйста, МЭНЭДЖМЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

II. Изучение нового материала

-Ребята мы с вами изучаем отделы растений и многие отделы уже изучили. Давайте вспомним,  посмотрите на слайд, представители каких отделов  изображены?

( Слайды 3-11)

-Ребята послушайте, такие строки:

Разнообразен и прекрасен мир растений
            Мхи, водоросли, папоротники, плауны
             И семенные: сосны, туя, пихты, ели
            Но властелины царства не они.

-Ребята, как вы думаете, а властелинами царства Растений  представители какого отдела  являются?

- Да ребята покрытосеменные или цветковые растения. А почему же они являются властелинами царства? Обсудите ответ на этот вопрос  в своей команде, используем структуру Сингл  Раунд  Робин, проговариваем ответы на данный вопрос по кругу один раз, начинает свой ответ  ученик №1, потом №2,№3,№4.

(Использование структуры  СИНГЛ РАУНД РОБИН - «однократный раунд робин»- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз).

- Давайте послушаем ответы на вопрос «Почему властелинами  царства Растений являются покрытосеменные?»

егодня изучаем тему Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение. Откройте тетради, запишите тему и число.

Но это тема для вас не совсем новая, вы уже о цветковых растениях  не мало знаете.

1. Основные признаки покрытосеменных  растений

Ребята перед вами  листочки  с утверждениями. Вам нужно:

1. Прочитать  утверждения.                                                                                                    

2. В столбике «ДО» поставить«+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения, можете использовать  наглядные материалы

(Использование структуры  ЭЙ  АР  ГАЙД - «Руководство предложения/реакции» -обучающая структура, в которой  сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения- раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и.т.д.)

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

ПОСЛЕ

1.Основная особенность этой группы - наличие семени.

2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира.

3. Покрытосеменные - древнейшие представители растительного мира

4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса.

5. Покрытосеменные  растут во всех климатических зонах- от тропических лесов до пустынь и тундр.

6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации.

7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ.

8.Покрытосеменные-единственная группа растений, способная к образованию сложных  многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья.

9.Древесные формы произошли от травянистых.

10. Орган полового размножения  покрытосеменных - цветок.

4. Сейчас  откройте учебники с.76-77, ознакомьтесь с текстом, на это вам три минуты.

5. Теперь, после ознакомления с текстом,   еще раз прочтите все утверждения.

6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.

 7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши ответы? Обсудите в команде.

-А сейчас давайте вместе поработаем, нужно будет утверждение прочитать и сделать выводы, почему вы  согласны или не согласны с утверждением.( слайды 18-29)

-Ребята, работая с утверждениями,  выраскрыли основные признаки покрытосеменных.

 Сейчас сделаем выводы, перечислите  основные признаки покрытосеменные. ( Слайд 30)

2.Физминутка

-Ребята давайте проведём физминутку (Слайд 31). (Использование структуры МИКС  ПЭА ШЭА - обучающая структура,  в которой  участники смешиваются под музыку, ОБРАЗУЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН)

Вопрос 1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение? (Ландыш) ( Слайды 32,33)

Вопрос 2. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается……? (Незабудка)

(Слайды 34,35)

Вопрос 3.Сколько горошин может   войти в стакан?(Сами не могут) (Слайды 36,37)

3.Строение тела покрытосеменных

Ребята, давайте более подробно рассмотрим строение покрытосеменных. Перед вами незаконченная схема (слайды 38-40), используя текст на стр. 78 первый абзац, дополните схему и обсудите  в команде.(Использование структуры  ФИНК_-РАЙТ-РАУНД   РОБИН –«подумай-запиши-обсуди в команде». Во время  выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ  высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ  и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде).

Тело покрытосеменных

Побеговая   система                     ______________система

-______________                                                          -главный корень

-______________                  -_________________

-______________                           -________________

                             -______________

-______________

-_______________

-Итак, тело покрытосеменных на какие системы  подразделяется, из каких органов они состоят?

Ответ:

Тело покрытосеменных

Побеговая  система       Корневая   система

-стебель                                         - главный корень

-листья                                           -   боковые корни

-почки                                              - придаточные  корни

-цветки                

-плоды

-семена

4. Строение корневой системы

  -  Как вы  уже знаете корневые системы бывают: стержневая и мочковатая (слайд 41) Чем эти корневые системы отличаются? (У стержневой системы хорошо развит главный корень, а у мочковатый главный корень не развит, выделить не возможно). Корни бывают главный, боковые, придаточные. Какие корни называются боковыми? Придаточными? Главным? (слайд 42)

5. Строение стебля

Посмотрите расположение стебля в пространстве (слайд 43)

Стебли бывают разные: одревесневшие и травянистые (слайд 44), не смотря на это у них общий план внутреннего строения, сейчас нужно подписать внутреннее строение стебля, используя текст учебника  на стр.78

Внутреннее строение стебля (слайд 45)

1.Кожица

2.    

 3. и.т.д.

4

- Давайте обсудим какую функцию выполняет каждый слой (слайд 46)
Признаки какого слоя  стебля раскрыты? ( Слайд 48)

……………….

-особая образовательная ткань,

 -расположена под корой,

-окружает древесину  ствола сплошным кольцом,

-клетки делятся в разных условиях неравномерно,

-деление клеток приводит к утолщению стебля.

Строение стебля у разных растений имеет и отличия. ( Слайд 49, 50)

Древесные   цветковые

однодольные                           двудольные

(пальмы)                              (дуб, берёза, ива)

не образуют                                     образуют

древесины                                      древесину

Пробка (защитный покров)

береза               деревья                    дуб

в саванне

тонкая,         (устойчивы               (губчатая,

похожа            к действию                 очень

на бумагу)        огня)                      толстая)

6. Разнообразие листьев

Листья образует органические вещества и для того, чтобы лучше уловить солнечных лучей они располагаются на стебле по-разному (слайд 51)

http://img3.proshkolu.ru/content/media/pic/std/2000000/1194000/1193157-6c8b4e38b614efcf.jpg

Листья бывают простые и сложные ( слайд 52). Чем они отличаются?http://hi-intel.ru/301/img/310.jpg

По продолжительности жизни листьевдеревьябывают листопадные   и вечнозелёные ( слайд 54)

III. Закрепление.

Допишите  предложения

1.Основная особенность покрытосеменных- наличие ____ и______ .

2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений.

3.Быстрый приток  воды и минеральных веществ  от корней к листьям  и  отток  органических веществ   обеспечивает _____________ система.          

4. Все современные деревья, за исключением  голосеменных, относятся  к ________________ .

5. Однодольные древесные  цветковые растения древесину __________                  

6. Камбий – особая  _______________________ткань.

IV. Домашнее задание:

стр.76-79 изучить, подготовить краткое сообщение про необычное покрытосеменное растение (растение очень крупными или мелкими  листьями, плодами, цветами и.т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие признаки покрытосеменных, цветковых растений 6 кл

Урок построен с применением стратегий и приемов ТРКМ. Адаптирован для цикло-блочной лабораторной системы обучения....

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений

Конспект занятия по теме Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений с использованием ПЦТО...

Урок по теме «Изучение покрытосеменных (цветковых) растений» 5 класс 2015

Урок деятельностной направленности по формированию УУД  учащихся.  Урок «открытия» нового знания...

план конспект урока по биологии, тема: "Покрытосеменные или цветковые растения"

«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений»...

Урок по теме "Покрытосеменные (Цветковые) растения".

Урок проводился в рамках организационно-деятельностной игры. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления и работа в группах....

Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения

Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения. Презентация к учебнику Т.С.Сухова, Т.А. Дмитриева 6 класс....