Урок "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"
методическая разработка по биологии (7 класс)
Урок по Биологии в 7 классе по теме: "Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokrytosemennye.docx | 213.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по биологии в 7 классе по теме:
«Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,
особенности организации и происхождение»
Тема урока: Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения,
особенности организации и происхождение
Цель урока: сформировать у учащихся представление о покрытосеменных растениях как наивысшем этапе в развитии растительного мира.
Задачи урока:
Обучающие:раскрыть особенности строения и жизнедеятельности, происхождение покрытосеменных растений, выявить черты усложнения покрытосеменных в ходе эволюции.
Развивающие: Развивать умения оперировать информацией, сопоставлять, выявлять взаимодействия между фактами, совершенствовать навыки устного общения, формировать умения и навыки выделять главное, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; развитие логического мышления; работать в группе по новой сингапурской методике, развитие критического и креативного мышления путем применения структур Сингапурской методики: СИНГЛ РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, РЕЛЛИ РОБИН, МИКС- ПЭА-ШЭА, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН .
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению биологии, ответственность, инициативность, бережное отношение к природе, уважать свои и чужие взгляды, воспитывать культуру поведения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение», таблицы по биологии, цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры цветковых растений, рисунки с изображением разных видов покрытосеменных, учебник Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов. 7класс»
Метод обучения: репродуктивный, проблемно - поисковый.
Методы осуществления учебно–познавательной деятельности: словесные, наглядные.
Форма обучения: рассказ, беседа, практикум.
Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Прогнозируемый результат:
Учащиеся расширяют знания
1) об особенностях организации цветковых растений;
2)о происхождении цветковых растений;
3)о жизненных формах цветковых растений ;
4)развивают умение работать в парах, наблюдать, сравнивать, анализировать полученные результаты, наблюдения, делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте ребята. Здравствуйте уважаемые гости.
Садимся на свои места в группе по 4 ученика.
Положите, пожалуйста, МЭНЭДЖМЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.
II. Изучение нового материала
-Ребята мы с вами изучаем отделы растений и многие отделы уже изучили. Давайте вспомним, посмотрите на слайд, представители каких отделов изображены?
( Слайды 3-11)
-Ребята послушайте, такие строки:
Разнообразен и прекрасен мир растений
Мхи, водоросли, папоротники, плауны
И семенные: сосны, туя, пихты, ели
Но властелины царства не они.
-Ребята, как вы думаете, а властелинами царства Растений представители какого отдела являются?
- Да ребята покрытосеменные или цветковые растения. А почему же они являются властелинами царства? Обсудите ответ на этот вопрос в своей команде, используем структуру Сингл Раунд Робин, проговариваем ответы на данный вопрос по кругу один раз, начинает свой ответ ученик №1, потом №2,№3,№4.
(Использование структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН - «однократный раунд робин»- обучающая структура, в которой учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз).
- Давайте послушаем ответы на вопрос «Почему властелинами царства Растений являются покрытосеменные?»
-Сегодня изучаем тему Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение. Откройте тетради, запишите тему и число.
Но это тема для вас не совсем новая, вы уже о цветковых растениях не мало знаете.
1. Основные признаки покрытосеменных растений
Ребята перед вами листочки с утверждениями. Вам нужно:
1. Прочитать утверждения.
2. В столбике «ДО» поставить«+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения, можете использовать наглядные материалы
(Использование структуры ЭЙ АР ГАЙД - «Руководство предложения/реакции» -обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения- раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и.т.д.)
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
1.Основная особенность этой группы - наличие семени. | ||
2.Покрытосеменные - самая богатая видами группа растительного мира. | ||
3. Покрытосеменные - древнейшие представители растительного мира | ||
4. Отдел покрытосеменных делится на четыре класса. | ||
5. Покрытосеменные растут во всех климатических зонах- от тропических лесов до пустынь и тундр. | ||
6.Ткани покрытосеменных характеризуются высокой степенью специализации. | ||
7.Для покрытосеменных характерен очень медленный обмен веществ. | ||
8.Покрытосеменные-единственная группа растений, способная к образованию сложных многоярусных сообществ, включающих травы, кустарники и деревья. | ||
9.Древесные формы произошли от травянистых. | ||
10. Орган полового размножения покрытосеменных - цветок. |
4. Сейчас откройте учебники с.76-77, ознакомьтесь с текстом, на это вам три минуты.
5. Теперь, после ознакомления с текстом, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши ответы? Обсудите в команде.
-А сейчас давайте вместе поработаем, нужно будет утверждение прочитать и сделать выводы, почему вы согласны или не согласны с утверждением.( слайды 18-29)
-Ребята, работая с утверждениями, выраскрыли основные признаки покрытосеменных.
Сейчас сделаем выводы, перечислите основные признаки покрытосеменные. ( Слайд 30)
2.Физминутка
-Ребята давайте проведём физминутку (Слайд 31). (Использование структуры МИКС ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой участники смешиваются под музыку, ОБРАЗУЮТ ПАРУ, когда музыка прекращается, и ОБСУЖДАЮТ предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН)
Вопрос 1. В честь этого веселого цветка во Франции еще в начале XX века устраивали праздники, П.И. Чайковский посвятил ему свое произведение? (Ландыш) ( Слайды 32,33)
Вопрос 2. Название этого цветка связано с легендой, в которой рассказывается……? (Незабудка)
(Слайды 34,35)
Вопрос 3.Сколько горошин может войти в стакан?(Сами не могут) (Слайды 36,37)
3.Строение тела покрытосеменных
Ребята, давайте более подробно рассмотрим строение покрытосеменных. Перед вами незаконченная схема (слайды 38-40), используя текст на стр. 78 первый абзац, дополните схему и обсудите в команде.(Использование структуры ФИНК_-РАЙТ-РАУНД РОБИН –«подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание или ответ на какой-либо вопрос, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде).
Тело покрытосеменных
Побеговая система ______________система
-______________ -главный корень
-______________ -_________________
-______________ -________________
-______________
-______________
-_______________
-Итак, тело покрытосеменных на какие системы подразделяется, из каких органов они состоят?
Ответ:
Тело покрытосеменных
Побеговая система Корневая система
-стебель - главный корень
-листья - боковые корни
-почки - придаточные корни
-цветки
-плоды
-семена
4. Строение корневой системы
- Как вы уже знаете корневые системы бывают: стержневая и мочковатая (слайд 41) Чем эти корневые системы отличаются? (У стержневой системы хорошо развит главный корень, а у мочковатый главный корень не развит, выделить не возможно). Корни бывают главный, боковые, придаточные. Какие корни называются боковыми? Придаточными? Главным? (слайд 42)
5. Строение стебля
Посмотрите расположение стебля в пространстве (слайд 43)
Стебли бывают разные: одревесневшие и травянистые (слайд 44), не смотря на это у них общий план внутреннего строения, сейчас нужно подписать внутреннее строение стебля, используя текст учебника на стр.78
Внутреннее строение стебля (слайд 45)
1.Кожица
2.
3. и.т.д.
4
- Давайте обсудим какую функцию выполняет каждый слой (слайд 46)
Признаки какого слоя стебля раскрыты? ( Слайд 48)
……………….
-особая образовательная ткань,
-расположена под корой,
-окружает древесину ствола сплошным кольцом,
-клетки делятся в разных условиях неравномерно,
-деление клеток приводит к утолщению стебля.
Строение стебля у разных растений имеет и отличия. ( Слайд 49, 50)
Древесные цветковые
однодольные двудольные
(пальмы) (дуб, берёза, ива)
не образуют образуют
древесины древесину
Пробка (защитный покров)
береза деревья дуб
в саванне
тонкая, (устойчивы (губчатая,
похожа к действию очень
на бумагу) огня) толстая)
6. Разнообразие листьев
Листья образует органические вещества и для того, чтобы лучше уловить солнечных лучей они располагаются на стебле по-разному (слайд 51)
Листья бывают простые и сложные ( слайд 52). Чем они отличаются?
По продолжительности жизни листьевдеревьябывают листопадные и вечнозелёные ( слайд 54)
III. Закрепление.
Допишите предложения
1.Основная особенность покрытосеменных- наличие ____ и______ .
2. Покрытосеменные эволюционно наиболее _______________группа растений.
3.Быстрый приток воды и минеральных веществ от корней к листьям и отток органических веществ обеспечивает _____________ система.
4. Все современные деревья, за исключением голосеменных, относятся к ________________ .
5. Однодольные древесные цветковые растения древесину __________
6. Камбий – особая _______________________ткань.
IV. Домашнее задание:
стр.76-79 изучить, подготовить краткое сообщение про необычное покрытосеменное растение (растение очень крупными или мелкими листьями, плодами, цветами и.т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общие признаки покрытосеменных, цветковых растений 6 кл
Урок построен с применением стратегий и приемов ТРКМ. Адаптирован для цикло-блочной лабораторной системы обучения....
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений
Конспект занятия по теме Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений с использованием ПЦТО...
Урок по теме «Изучение покрытосеменных (цветковых) растений» 5 класс 2015
Урок деятельностной направленности по формированию УУД учащихся. Урок «открытия» нового знания...
Разработка урока по биологии в 7 классе по теме: «Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения, особенности организации и происхождение»
план-конспект урока...
план конспект урока по биологии, тема: "Покрытосеменные или цветковые растения"
«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений»...
Урок по теме "Покрытосеменные (Цветковые) растения".
Урок проводился в рамках организационно-деятельностной игры. На уроке использовались элементы технологии развития критического мышления и работа в группах....
Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения
Покрытосеменные (Цветковые) - высшие семенные растения. Презентация к учебнику Т.С.Сухова, Т.А. Дмитриева 6 класс....