разработка урока по биологии 8 класс по теме : Пищеварение в желудке
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Презентация, фильм " Чудеса системы пищеварения" , разработка урока . к учебнику Биология Человек Д.В.колесов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pishchevarenie_v_zheludke.docx | 53.78 КБ |
urok_.pptx | 2.67 МБ |
urok_.rar | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок по теме "Пищеварение в желудке
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
Тип: изучение нового
Образовательная – изучение процессов пищеварения в желудке
Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей
Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни пищеварительной системы; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
Задачи урока:
Образовательные:
-научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;
-обобщить и систематизировать знания о питании и пищеварении;
-определить уровень усвоения темы;
-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.
Развивающие:
-развитие логического мышления;
-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
-развивать практические навыки и умение делать выводы;
-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
Воспитательные:
-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;
-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
-создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности учеников, при высокой познавательной активности учащихся
-показать значимость биологических знаний;
-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;
-формирование информационной культуры;
-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;
-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;
-создание психологически комфортной среды: ощущения учащимися радости творчества и удовольствия от интеллектуального напряжения.
Оборудование: учебник биологии 8 класс, рабочие листы (пропуск») для учащихся, информационные листы для работы в группах, комплект мультимедиа, торс модели человека, оборудование и вещества для лабораторной работы ( пробирки, химический стакан, термометр, раствор белка куриного яйца, раствор желудочного сока (пепсин)), инструкции к лабораторной работе
Ход урока
1.Организационный момент - -3 минуты
Психологический настрой
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. . Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.( музыка звучит 0,5 минуты)
Человек издавна хотел познать свой мир и человека, как наивысшего существа.
Свой урок я бы хотела начать со слов :
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
( 1-4 слайды- музыка)
Проблемный вопрос: зачем надо познать изнутри самого себя?
-Ответы детей.
(Что бы предотвратить болезни, знать расположение органов , самого себя и свою душу.)
10мин 2 часть Чтобы заглянуть краешком глаза внутрь себя, познать себя - надо получить пропуск на сегодняшнем уроке.
В лист оценивания ( ставить плюсы, за каждый правильный ответ)
Для получения пропуска надо :
А) расшифровать загадочные числа ( 1 балл за ответ )
1л банка( выделяется за сутки слюны)
1,5 кг (вес печени)
32 шт ( количество зубов)
25см ( длина пищевода)
3л банка ( объем желудка)
3пары желез( слюнных)
5-6м ( вся тонкая кишка)
Температура менее 50градусов ( температура пищи)
1,7 – 2, 2 л воды ( выделяет и потребляет человек)
7 граммов хлора ( в крови из 11 граммов хлора - 7 граммов идет на образование желудочного сока)
Б) « Узнать орган по рисунку » ( каждому уч-ся )
Приложение 2 ( ролик) вывести на экран
Один уч- ся у доски называет и показывает органы , остальные проверяют
Вручение пропусков )
Это органы пищеварительной системы Зачем человеку надо употреблять пищу? ( пища –источник энергии , что бы жить )
В ротовой полости при помощи зубов, слюнных желез , языка перевариваются углеводы –сложные органические вещества
2минуты 3часть
И на этом пищеварительный процесс закончен?
Нет . Из ротовой полости пища попадает в пищевод его длина 25 см , а затем в желудок .
Тогда какую проблему сегодня на уроке нам стоит решить?
Проблема :Какие химические превращения происходят с пищей в желудке, при помощи каких веществ?
( на доске) тема урока Пищеварение в желудке .
Запись в тетради
6 минут 4часть Что вы об этом знаете?
Как строение желудка связано с его работой ( слайд 7)
Работа по учебнику стр 167 желудок .
Почему в желудке так много желез? (Потому что в нем расщепляются белки тоже сложные органические вещества)
.Работа с натуральными объектами
Демонстрация желудка свиного и желудка утиного.
для сравнения их внешнего строения
Почему я вам принесла желудок свиньи? ( т.к. мы тоже млекопитающие)
Форма желудка у здорового человека может быть различной.
- У лиц низкорослых, коренастых желудок имеет вид рога (конуса);
- У высоких – удлинненый , имеет форму чулка;
- У лиц среднего телосложения – форму крючка.
Обратить внимание на извилины желудка!!!
К нам на урок пришел врач ( Наталья Слонова ученица 9 класса )
А знаете ли вы, что gaster – это желудок? Гастрит – воспаление желудка? А гастроэнтеролог – врач-специалист по заболеваниям желудка и кишечника?
«Это интересно» - Умеренно заполненный желудок имеет объем около 1 л, но может растягиваться и вмещать до 3 л. Пустой желудок спадается так, что стенки его соприкасаются.
упражнение ( показывает) для профилактики опущения желудка.
В положении стоя правой рукой определите область расположения желудка
Сделайте глубокий вдох через нос.
Медленно выдыхайте
На выдохе сделайте паузу и задержите дыхание, считая до 8.
Повторите 4-5 раз.
Будьте здоровы !
4минуты 5часть .Просмотр фильма «Чудеса системы пищеварения» с 15.06 – по 19.02 минуты
Почему соляная кислота не разъедает стенки самого желудка?
(потому что клетки выделяют слизь и защищают его от повреждений)
2минуты 6часть . мы теперь знаем , что белки перевариваются в желудке под действием кислоты проведем работу
Действие соляной кислоты на белок .
( белок из куриного яйца и кислота
Смешиваем и получаем взвесь в стаканчике )
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ
«Воздействие желудочного сока на белки
Цель: исследовать действие желудочного сока на белок
Оборудование: чашки Петри, вода, пробирки, спиртовка, желудочный сок, яичный белок (сырой), два стакана с холодной и теплой водой (37-39 С).
ХОД РАБОТЫ
Воздействие желудочного сока на белки
- Налейте в пробирку 1 мл белка и добавьте 5-6 мл воды, взболтайте и нагрейте до появления взвеси хлопьев свернувшегося белка.
- Возьмите две пробирки, налейте в них по 1 мл желудочного сока. Добавьте в пробирки взвесь белка, разбавленную чистой водой.
- Одну пробирку поместите в стакан с холодной водой, другую – с теплой на 10-15 минут. По мере остывания долейте горячую воду.
- Рассмотрите содержимое пробирок через 10-15 минут. Чем объяснить произошедшие изменения?
- Результаты эксперимента оформите в виде таблицы:
Действие желудочного сока на белок
Пробирка | Условия | Что наблюдали | Объяснение увиденного |
1 | |||
2 |
- Сделайте вывод о действии желудочного сока. На какие вещества действует желудочный сок?
Уч-ся комментирует работу .
Вывод : Желудочный сок , в составе которого есть кислота - расщепляет белки.
3 минуты 7 часть При какой температуре работают ферменты желудочного сока? Назовите эти ферменты .
Информацию взять из дополнительной литературы
( при температуре 37 -39 градусов ) фермент пепсин, химозин, липаза и др. .
Что же это значит ?
Значит: пища не должна быть холодной или горячей , так как она будет очень плохо перевариваться.
5 минут 8часть «Для знатоков «( слайд 8-11)
1.Создание проблемных ситуаций:
Ситуация 1.
Учитель. Покупая продукты питания, надо смотреть на маркировку, то есть информацию на упаковке пищевых продуктов.
Для чего?
Уч-ся Нужно убедиться в том, что срок хранения данного продукта не истек (ребята должны практически, используя различные упаковки, показать маркировку и определить, не испорчен ли данный продукт).
Учитель. Если же не посмотрели и употребили несвежий продукт. К чему это может привести?
Употребление несвежих продуктов может привести к пищевому отравлению.
Учитель. Что же делать, если все же отравились?
Первая помощь. Вызвать рвоту. Для этого необходимо выпить несколько стаканов теплой воды и ложкой или другим удобным предметом раздражать корень языка.
Ситуация 2.
Учитель. Почему не всякую пищу надо есть сырой (например, мясо, рыбу)?
В сырой рыбе могут быть личинки глистов. А в сыром мясе личинки бычьего цепня сохраняются живыми и, съев такое мясо можно заразиться.
Учитель. В чем вред бычьего цепня?
Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства, и развивается малокровие.
Учитель. Как избежать заражения?
Уч -ся Нужно употреблять в пищу хорошо проваренные или прожаренные мясо и рыбу.
Ситуация 3.
Учитель. К чему приводит пренебрегание элементарными гигиеническими правилами?
. С немытыми овощами, фруктами, через грязные руки в пищеварительный канал могут попасть болезнетворные микробы и вызвать такие заболевания, как дизентерия, брюшной тиф, холера. Яды, выделяемые возбудителями этих болезней, отравляют организм. Также в организм могут попасть яйца глистов, что приводит к кишечным расстройствам и головным болям.
Учитель. Что делать в данной ситуации? Как этого избежать?
Уч -ся. Запомните: нужно мыть перед едой руки, есть чисто вымытые овощи и фрукты.
Готовить в чистой посуде и есть из чистой посуды.
Учитель. Что делать, если заражение все-таки произошло?
Первая помощь. Дизентерия, брюшной тиф очень заразны. Поэтому заболевших людей нужно сразу отправить в больницу и в их квартирах произвести дезинфекцию
Ситуация 4.
Учитель. Нужно ли бороться с мухами?
Уч –ся . Да! Так как они могут быть переносчиками возбудителей кишечных заболеваний.
Учитель. Как этого избежать?
Уч ся . Нужно держать пищу закрытой, уничтожать мух (липучки, специальные ядовитые вещества), убирать гниющие остатки и нечистоты, пригодные для развития личинок мух.
Никогда не оставлять на столе грязную посуду, убирать все, мыть.
2минуты 9 часть
Мы с вами ответили на вопрос урока?
Возвратимся к проблеме урока
Уч-ся комментирует проблему урока
-Теперь вы знаете, что процесс пищеварения в желудке- это химический процесс с участием сложной системы регуляции ,при помощи ферментов. Многие факторы среды ( образ жизни , знание себя самого, правильное питание ) влияют на этот процесс.
здоровое пищеварение - во многом зависит от нас самих. Это мы познали сегодня.
Известный американский пропагандист здорового образа жизни Поль Брэгг в одной из своих книг писал:
«Человек по своему неблагоразумию в еде, питье умирает, не дожив и половины той жизни, которую мог бы прожить. Он потребляет самую трудно перевариваемую пищу, запивая ее ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не доживает до ста лет»
1 минута 10часть
Рефлексия
А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:
На уроке я: поставил себе оценку
Самым интересным и важным для меня сегодня было _____________________
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7 что урок дал мне для жизни ? | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен
|
1минута 11 часть .Для дом задания
1 Как влияет жевательная резинка, газированные напитки, фастфуд . хот дог на желудок ( для всех)
На выбор : каждый себе выберет листок с заданием
2 объяснить пословицы , составить правило « Когда я ем , я глух и нем» « Аппетит приходит во время еды « , « Кто долго жует, тот долго живет».» Лучше 7 раз поесть , чем один раз наесться»,
3проблемные вопросы :
А.Какой температуры должна быть пища? Можно ли постоянно употреблять острые приправы ?
Б. Что необходимо за обедом съедать в первую очередь: компот , суп , второе блюдо, салат, сладкое?
Тестирование “Не слишком ли много жира вы едите?”
1. Как часто вы едите жареную пищу?
А) почти каждый день;
Б) 1–2 раза в неделю;
В) изредка или никогда.
2. Что вы любите заказывать в столовой или кафе?
A) пиццу с сыром и колбасой;
Б) мясо или курицу с жирной подливкой;
B) макароны с томатным соусом и салатом.
3. Какое молоко вы пьете?
A) цельное молоко;
Б) полужирное молоко;
B) обезжиренное или соевое молоко.
4. Часто ли вы едите мясо, включая мясо на бутербродах;
А) примерно раз в день или чаще;
Б) несколько раз в неделю;
В) редко или никогда.
5. Какой десерт вы предпочли бы?
А) яблочный торт с двойной порцией взбитых сливок;
Б) фруктовый салат и мороженое;
В) свежие фрукты.
6. Какие бутерброды вы предпочитаете?
A) жирный сыр, сосиски, майонез;
Б) холодное мясо, курицу, тунца, лосося;
B) салат, творог.
7. Чем бы вы, скорее всего, заправили готовый картофель?
А) сливочным маслом;
Б) сметаной;
В) творогом, йогуртом, сливочным маслом.
8. Какой из приведенных ниже вариантов больше всего соответствует
вашему обычному завтраку?
A) ячница с ветчиной;
Б) тосты со сливочным маслом или маргарином;
B) сухой завтрак.
9. Как вы готовите ветчину, отбивные, сосиски или другое жирное мясо?
A) поджариваю;
Б) поджариваю на гриле;
B) не ем жирного мяса.
10. В каком виде вы любите овощи?
A) запеченные и подаваемые со сливочным маслом или с густым сырным соусом;
Б) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару, приправленные небольшим количеством сливочного или оливкового масла;
B) запеченные в микроволновой печи, сваренные в воде или на пару и ничем не приправленные.
Подсчет баллов.
За каждый ответ “А” дается 0 очков, за каждый “Б”– 1 очко; а за “В”– 2 очка. Сложите полученные очки.
15– 20– потребление нормального количества жира, но здесь важно в виду тип жира и его количество.
9–14 – потребление жира немного превышает норму, и это в дальнейшем может привести к возникновению проблем со здоровьем. Следует внести незначительные изменения, которые не ведут к полному отказу от любимых блюд.
8 или меньше – чрезмерное потребление жира. В этом случае необходимо полностью перестроить диету, заменив в ней жирные продукты, все жареное, торты, сладости на блюда с большим количеством круп, бобов и овощей.
Ребята, как вы думаете, для чего мы провели этот тест?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наверное, трудно встретиться с человеком, который не любил бы вкусно и сытно поесть, а едим мы с завидным постоянством и несколько раз в день. Движущей силой нашего организма и человека в целом является голод. Зачем нам необходимо потреблять регулярно пищу?
Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу . Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
Клетки, выделяющие слизь ( мукус )
Ситуация 1.
Ситуация 2.
Ситуация 3.
Ситуация 4
Спасибо за внимание! Будьте здоровы !
Подписи к слайдам:
.
Человек может жить без еды 30-40 дней.
За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон.
Ситуация 3.
Наверное, трудно встретиться с человеком, который не любил бы вкусно и сытно поесть, а едим мы с завидным постоянством и несколько раз в день. Движущей силой нашего организма и человека в целом является голод.
Зачем нам необходимо потреблять регулярно пищу?
Ситуация 2.
Ситуация 1.
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы
!
Клетки, выделяющие
слизь (
мукус
)
Ситуация 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"
Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
разработка урока биологии для 8 класса по теме "Пищеварение в желудке"
Методическая разработка содержит пояснительную записку, подробное описание всех этапов урока, приложения для организации работы обучающихся на уроке, красочную рабочую презентацию....
Разработка урока для 7 класса на тему Обобщение по теме Млекопитающие.
Обобщить и систематизировать знания учащихся об отрядах млекопитающих, значении в природе, жизни человека. Продолжить формирование умения наблюдать, узнавать животных, сравнивать различные групп...
Разработка урока для 8 класса по теме СМИ " Газеты " для 8 класса по УМК М.З. Биболетовой
Проект Урока и конспект Урока по теме "СМИ" "Газеты" для 8 класса по УМК М.З. Биболетова...
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".
В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...
Урок в 8 классе по теме "Пищеварение в кишечнике"
Урок по биологии в 8 классе по теме "Пищеварение в кишечнике"...