Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Хобракова Норсон Владимировна

ФИО -Хобракова Н.В.

Предмет - биология

Класс- 9 

УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.

Оборудование: таблицы «Моногибридное скрещивание», мультимедиа, презентации, мультимедийное учебное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Захарова, Н.И.Сонина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_9_klass.zakony_mendelya.docx37.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя

Цель урока:

 изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.

Задачи урока:

1.Образовательные:

рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования от неполного;

2.Развивающие:

продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать; анализировать, делать выводы.

3.Воспитательные:

-продолжить формирование навыков работы в группе;

- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: познавательный, частично-поисковый, практический.

Форма урока: комбинированный

Оборудование: таблицы «Моногибридное скрещивание», мультимедиа, презентации, мультимедийное учебное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Захарова, Н.И.Сонина.

Планируемые предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о работах Г.Менделя, по моногибридному скрещиванию;

знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;

уметь: объяснять закономерности наследования признаков(генов),составлять схемы скрещивания.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

  • Приветствие.
  • Подготовка учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

А) Терминологический диктант

1.Генетика – наука, изучающая…

2.Что такое ген?

3.Аллельные гены?

4.Генотип?

5.Фенотип?

6.Наследственность?

7.Изменчивость?

8.Что такое признак?

9.Приведите примеры признаков?

10.Кто является основоположником генетики?

Итакмы  повторили  основные понятия генетики. 

А сегодня мы с вами  продолжим знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности.

Б) Решение генетических задач.

III.Мотивация учебной деятельности

Сообщение темы, цели урока.

IV.Изложение нового материала

Тема: Моногибридное скрещивание, его закономерности.

При объяснении темы использую мультимедийное приложение к учебнику

С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова,

И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина

ООО «Дрофа»,2011

Постановка проблемного вопроса.

Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох?

Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя.

-Это было обусловлено тем, что репродуктивные органы (тычинки и пестик) плотно прикрыты лепестками, так что растение обычно размножается самоопылением. 

-Эти преимущества во многом определили успех его исследований. Из 34 сортов гороха Мендель выбрал 22, в которых отличия между исследуемыми признаками проявлялись наиболее четко. Мендель провел исследования по семи признакам: высоте стебля, форме семян, окраске семян, форме и окраске плодов, расположению и окраске цветов.

-Какие организмы нужны для этого эксперимента?

-Что означает «чистая линия»?

-Как их записать генетическими символами?

Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования.

-В чем сущность гибридологического метода исследования?

-Метод Менделя получил название гибридологического или метода скрещивания.

Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный).

- В банке больше желтых горошин, чем зелёных. О каком понятии идет речь?

-Какие организмы называют гомозиготными и гетерозиготными?

-Как мы их обозначаем? Сколько типов гамет дает гомозиготная и гетерозиготная особи?

Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы.

-Какие признаки называются альтернативными? Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные)

Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, как вы думаете, почему первый  закон Менделя называют законом доминирования или законом единообразия гибридов первого поколения?

Пример решения задачи с горохом (объяснение на доске)

Неполное доминирование.

-Явление доминирования мы наблюдаем в жизни очень часто. Например, бывают семьи, в которых один из родителей имеет карие глаза, другой - голубые, а все дети имеют карие глаза. Это говорит о том, что у человека окраска карих глаз доминирует над голубой. Но от таких браков могут рождаться также и голубоглазые дети, если кареглазый родитель гетерозиготен по этому признаку.

Рассмотрим другой пример - неполное доминирование у растений. Известны 2 сорта растений ночная красавица. Один сорт имеет красные цветки, другой-белые. Схема этого скрещивания показана на рисунке в учебнике.

Запишите схему скрещивания в тетрадь и обозначьте генотипы с фенотипами.

-Что получилось в    F1?  

-Что произошло при самоопылении  гибридов    F1?        

-Чем отличается полное доминирование от неполного?

Постановка проблемного вопроса.

-Ребята, почему второй закон Менделя называется законом расщепления?

-Решим задачу на моногибридное скрещивание.  (На доске)

Задача 1. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства?

Задача 2. У дурмана пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой. Растения с пурпурным стеблем опылены пыльцой растения с зеленым стеблем. Какой генотип и фенотип будут иметь растения от данного скрещивания?

V. Закрепление.

Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи. 

V. Домашнее задание: (§ 36, 37)

Решите задачу:

Скрещивали серых мышей с белыми. В первом поколении появились только серые мышата. При скрещивании их между собой было получено 198 серых и 72 белые мыши. Сколько будет гетерозигот среди полученного потомства?

VI. Подведение итогов работы и рефлексия:

  1. Индивидуальная проверка изученного на уроке материала по вопросам с последующей взаимопроверкой.
  2. Оценивание учащихся.
  3. Подведение итогов работы за урок.

Учащиеся пишут  диктант, обмениваются работами и проверяют друг друга.

4 ученика работают по карточкам.

Раздаточный материал на столах для учащихся – статья "Как работал Мендель". Ребята самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов и записывают в тетради.

Ребята отвечают по группам.

-горох имел  много сортов, четко различавшихся по нескольким признакам;

- неприхотливое и его было легко выращивать;

- горох размножается в чистоте, то есть признаки из поколения в поколение оставались неизменными;
- возможно искусственное скрещивание сортов, и оно дает плодовитое потомство, что позволяло следить за ходом наследования признаков в ряду поколений.

Работа с учебником. (страница175,таблица «Признаки гороха, наследование которых изучено Г. Менделем»)

- Чистые линии —  генотипически однородное потомство самоопыляющихся растений, у которых почти все гены находятся в гомозиготном состоянии. Например, у одного растения  семена только желтые, а у другого зеленые.

Ученик записывает схему скрещивания на доске.

Р   ♂ AA        x        aa

     желтый           зеленый

Работа с учебником,стр.175.

-Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил:

- Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку.

- Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала.

- Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков.

- Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков.

- О доминантных  и рецессивных  признаках.

Работа с учебником. Стр.177.

1 ученик работает у доски (Остальные в тетради)

Гомозиготные организмы дают 1 тип гамет, а гетерозиготные – 2 типа.

АА - А;

Аа – А, а

Работа с учебником.

Учащиеся записывают формулировку закона в тетрадь

Скрещивание двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным.

Примеры, желтая  и зеленая окраска плода, низкий рост и высокий рост стебля и т.д.

-В первом поколении все потомство было одинаковым (все семена были желтого цвета);

- доминантный  признак – желтый (стр.177 учебника)

Работа с учебником.

Ответы учащихся: Единообразие гибридов  F1,наряду с белыми и красными цветками появились розовые.

1АА:2Аа:1аа – по генотипу

1красн.:2роз.:1белый – по фенотипу.

Таким образом, расщепления по фенотипу и генотипу совпадают.

Учащиеся: при полном доминировании 3:1 по фенотипу,1:2:1 по генотипу; при неполном доминировании расщепления совпадают.

-Во втором поколении в потомстве наряду с желтыми семенами появляются зеленые, происходит расщепление признаков.

Решение задачи у доски уч-ся

-Сначала, определяем доминантный и рецессивный признаки.

А-серый

 а- белый

 

Р   ♂Аа             X                 ♀  aа

            сер.                          бел.

  G  А          a                    a     гаметагаметаОписание: гамета

   F1             Aa           aa

                   сер.        бел.

Ответ: Доминирует признак серой окраски. Генотип белых кур – аа, серых родителей – АА, серого потомства F1 – Аа.

У доски решает один  ученик. Все остальные решают самостоятельно и сверяют с решением задачи на доске.

А-пурпурная

 а- зеленая

 

Р   ♂Аа             X                 ♀  aа

        пурп.                          зел.

  G  А          a                    a     гаметагаметаОписание: гамета

   F1             Aa           aa

                   пурп.       зел.

Ответ:

Генотип: Аа, аа.

Фенотип: пурпурный, зеленый.

А- серый

а- белый

 

Р   ♂Аа             X                 ♀  Аа

        сер.                             сер.

  G  А          a                 А       a     гаметагаметаОписание: гаметагамета

   F1     АА        Aa        Aa        aa

           сер.       сер.      сер.      бел.

Ответ: 132 гетерозигот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс

Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....

Разработка урока по биологии 7 класс

Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...

Разработка урока по биологии 9 класс

Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"

Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...

Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...