Разработка урока по биологии (9 класс) на тему "Моногибридное скрещивание.I и II законы Менделя"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
ФИО -Хобракова Н.В.
Предмет - биология
Класс- 9
УМК: Линия УМК "Сфера жизни"(концентрический вариант).Биология. С.Г.Мамонтов,В.Б.Захаров,И.Б.Агафонова,Н.И.Сонин.
Оборудование: таблицы «Моногибридное скрещивание», мультимедиа, презентации, мультимедийное учебное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_9_klass.zakony_mendelya.docx | 37.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя
Цель урока:
изучить закономерности и суть моногибридного скрещивания, случаи полного и неполного доминирования.
Задачи урока:
1.Образовательные:
рассмотреть на конкретных примерах закономерности моногибридного скрещивания, выявить отличия полного доминирования от неполного;
2.Развивающие:
продолжить формирование умений и навыков по использованию генетической терминологии и символики; сравнивать; анализировать, делать выводы.
3.Воспитательные:
-продолжить формирование навыков работы в группе;
- воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: познавательный, частично-поисковый, практический.
Форма урока: комбинированный
Оборудование: таблицы «Моногибридное скрещивание», мультимедиа, презентации, мультимедийное учебное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
Планируемые предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о работах Г.Менделя, по моногибридному скрещиванию;
знать термины и символику, применяемую для решения генетических задач;
уметь: объяснять закономерности наследования признаков(генов),составлять схемы скрещивания.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся: А) Терминологический диктант 1.Генетика – наука, изучающая… 2.Что такое ген? 3.Аллельные гены? 4.Генотип? 5.Фенотип? 6.Наследственность? 7.Изменчивость? 8.Что такое признак? 9.Приведите примеры признаков? 10.Кто является основоположником генетики? Итак, мы повторили основные понятия генетики. А сегодня мы с вами продолжим знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов в области наследственности. Б) Решение генетических задач. III.Мотивация учебной деятельности Сообщение темы, цели урока. IV.Изложение нового материала Тема: Моногибридное скрещивание, его закономерности. При объяснении темы использую мультимедийное приложение к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина ООО «Дрофа»,2011 Постановка проблемного вопроса. Почему Г. Мендель выбрал объект для опытов - горох? Проверка выполнения самостоятельной работы, пояснения и дополнения учителя. -Это было обусловлено тем, что репродуктивные органы (тычинки и пестик) плотно прикрыты лепестками, так что растение обычно размножается самоопылением. -Эти преимущества во многом определили успех его исследований. Из 34 сортов гороха Мендель выбрал 22, в которых отличия между исследуемыми признаками проявлялись наиболее четко. Мендель провел исследования по семи признакам: высоте стебля, форме семян, окраске семян, форме и окраске плодов, расположению и окраске цветов. -Какие организмы нужны для этого эксперимента? -Что означает «чистая линия»? -Как их записать генетическими символами? Г. Мендель поставил перед собой цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. -В чем сущность гибридологического метода исследования? -Метод Менделя получил название гибридологического или метода скрещивания. Повторение генетической символики с использованием наглядного пособия (горох огородный). - В банке больше желтых горошин, чем зелёных. О каком понятии идет речь? -Какие организмы называют гомозиготными и гетерозиготными? -Как мы их обозначаем? Сколько типов гамет дает гомозиготная и гетерозиготная особи? Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы. -Какие признаки называются альтернативными? Как вы понимаете это слово? (взаимоисключающие, контрастные) Постановка проблемного вопроса. -Ребята, как вы думаете, почему первый закон Менделя называют законом доминирования или законом единообразия гибридов первого поколения? Пример решения задачи с горохом (объяснение на доске) Неполное доминирование. -Явление доминирования мы наблюдаем в жизни очень часто. Например, бывают семьи, в которых один из родителей имеет карие глаза, другой - голубые, а все дети имеют карие глаза. Это говорит о том, что у человека окраска карих глаз доминирует над голубой. Но от таких браков могут рождаться также и голубоглазые дети, если кареглазый родитель гетерозиготен по этому признаку. Рассмотрим другой пример - неполное доминирование у растений. Известны 2 сорта растений ночная красавица. Один сорт имеет красные цветки, другой-белые. Схема этого скрещивания показана на рисунке в учебнике. Запишите схему скрещивания в тетрадь и обозначьте генотипы с фенотипами. -Что получилось в F1? -Что произошло при самоопылении гибридов F1? -Чем отличается полное доминирование от неполного? Постановка проблемного вопроса. -Ребята, почему второй закон Менделя называется законом расщепления? -Решим задачу на моногибридное скрещивание. (На доске) Задача 1. При скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании этого потомства опять с белыми получилось 172 особи, из которых 85 серых. Какой признак доминирует? Каковы генотипы обеих форм и их потомства? Задача 2. У дурмана пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой. Растения с пурпурным стеблем опылены пыльцой растения с зеленым стеблем. Какой генотип и фенотип будут иметь растения от данного скрещивания? V. Закрепление. Для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения уровня осмысления изученного материала решаем генетические задачи. V. Домашнее задание: (§ 36, 37) Решите задачу: Скрещивали серых мышей с белыми. В первом поколении появились только серые мышата. При скрещивании их между собой было получено 198 серых и 72 белые мыши. Сколько будет гетерозигот среди полученного потомства? VI. Подведение итогов работы и рефлексия:
| Учащиеся пишут диктант, обмениваются работами и проверяют друг друга. 4 ученика работают по карточкам. Раздаточный материал на столах для учащихся – статья "Как работал Мендель". Ребята самостоятельно выясняют преимущества гороха огородного как объекта для опытов и записывают в тетради. Ребята отвечают по группам. -горох имел много сортов, четко различавшихся по нескольким признакам; - неприхотливое и его было легко выращивать; - горох размножается в чистоте, то есть признаки из поколения в поколение оставались неизменными; Работа с учебником. (страница175,таблица «Признаки гороха, наследование которых изучено Г. Менделем») - Чистые линии — генотипически однородное потомство самоопыляющихся растений, у которых почти все гены находятся в гомозиготном состоянии. Например, у одного растения семена только желтые, а у другого зеленые. Ученик записывает схему скрещивания на доске. Р ♂ AA x ♀ aa желтый зеленый Работа с учебником,стр.175. -Ставя опыты, Мендель придерживался ряда правил: - Использовал для экспериментов чистые линии, т.е. растения, в потомстве которых при самоопылении, не наблюдалось расщепления по изучаемому признаку. - Ставил одновременно опыты с несколькими родительскими парами, чтобы больше получить экспериментального материала. - Наблюдал за наследованием малого количества признаков. Наблюдал наследование многообразных признаков не сразу в совокупности, а лишь одной пары (или небольшого их числа пар) альтернативных признаков. - Вёл строгий количественный учёт потомков. В своё время Мендель изучал математику и теорию вероятности. Поэтому он понимал, что при оценке результатов скрещиваний нужно оперировать большими числами. Математически обработанные данные позволили установить количественные закономерности в передаче изучаемых признаков. - О доминантных и рецессивных признаках. Работа с учебником. Стр.177. 1 ученик работает у доски (Остальные в тетради) Гомозиготные организмы дают 1 тип гамет, а гетерозиготные – 2 типа. АА - А; Аа – А, а Работа с учебником. Учащиеся записывают формулировку закона в тетрадь Скрещивание двух гомозиготных организмов, относящихся к разным чистым линиям и отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все первое поколение гибридов (F1) окажется единообразным. Примеры, желтая и зеленая окраска плода, низкий рост и высокий рост стебля и т.д. -В первом поколении все потомство было одинаковым (все семена были желтого цвета); - доминантный признак – желтый (стр.177 учебника) Работа с учебником. Ответы учащихся: Единообразие гибридов F1,наряду с белыми и красными цветками появились розовые. 1АА:2Аа:1аа – по генотипу 1красн.:2роз.:1белый – по фенотипу. Таким образом, расщепления по фенотипу и генотипу совпадают. Учащиеся: при полном доминировании 3:1 по фенотипу,1:2:1 по генотипу; при неполном доминировании расщепления совпадают. -Во втором поколении в потомстве наряду с желтыми семенами появляются зеленые, происходит расщепление признаков. Решение задачи у доски уч-ся -Сначала, определяем доминантный и рецессивный признаки. А-серый а- белый
Р ♂Аа X ♀ aа сер. бел. G А a a F1 Aa aa сер. бел. Ответ: Доминирует признак серой окраски. Генотип белых кур – аа, серых родителей – АА, серого потомства F1 – Аа. У доски решает один ученик. Все остальные решают самостоятельно и сверяют с решением задачи на доске. А-пурпурная а- зеленая
Р ♂Аа X ♀ aа пурп. зел. G А a a F1 Aa aa пурп. зел. Ответ: Генотип: Аа, аа. Фенотип: пурпурный, зеленый. А- серый а- белый
Р ♂Аа X ♀ Аа сер. сер. G А a А a F1 АА Aa Aa aa сер. сер. сер. бел. Ответ: 132 гетерозигот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Класс Иглокожие. разработка урока по биологии 7 класс
Презентация для урока биологии, 7 класс, знакомит с многообразием, образом жизни, значением иглокожих....
Разработка урока по биологии 7 класс
Разработка урока по биологии в 7 классе "Размножение и развитие рыб"...
Разработка урока по биологии 9 класс
Разработка урока по биологии в 9 классе "Круговорот веществ в биосфере"...
Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»
Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....
Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"
Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...
Конспект урока по биологии 9 класс Тема: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Конспект урока.Класс: 10.Тема урока: Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.Тип урока: текущий.Цель урока: К концу данного урока у учащихся должны сформироваться знания о дигибридном скрещивани...