Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr_miru_3_klass.doc | 246 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.
7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. – М. : Баласс, 2010.
8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. – М. : Баласс, 2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:
осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;
создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
СТРУКТУРА КУРСА
Раздел 1: «Обитатели Земли».
Вещество и энергия.
Оболочка планеты, охваченная жизнью.
Живые участники круговорота веществ.
Раздел 2: «Моё Отечество».
Твои родные и твоя Родина в потоке времени.
Времена Древней Руси. IX–XIII века.
Времена Московского государства. XIV–XVII века.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.
Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы.
Современная Россия.
Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.
Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.
Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.
Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.
Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).
Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержание специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч). Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (10 ч). Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по выбору учителя – 2.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч). Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX–XIII вв. (5 ч). Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV–XVII вв. (4 ч). Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX в. (5 ч). Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917–1991 гг. (4 ч). Жизнь рабочих и крестьян в начале XX в. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч). Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Повторение пройденного материала – 2 ч.
Часы по выбору учителя – 2.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Часть 1. Обитатели Земли.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в 3 "Б" учащиеся в процессе обучения знакомятся с целостной картиной мира и формируют оценочное, эмоциональное отношение к миру. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
1. Дополнительная литература.
1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. – М. : Славянский Дом Книги, 2008.
2. Грибов, В. С. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.
3. Дроздов, Н. Н. Тайны живой природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : Вече, 2007.
4. Клепинина, З. А. Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… / З. А. Клепинина. – М. : Ювента, 2005.
5. Калашников, В. И. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – Белгород : Белый город, 2009.
6. Карамзин, Н. М. История государства Российского для детей / Н. М. Карамзин. – М. : АСТ, 2009.
7. Крылова, О. Н. Окружающий мир : итоговая аттестация : 3 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.
8. Непомнящий, Н. Н. 1000 тайн живой природы / Н. Н. Непомнящий. – М. : АСТ, 2002.
9. Новицкая, М. Ю. Родная земля / М. Ю. Новицкая. – М. : Дрофа. 2008.
10. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
11. Окружающий мир. 3 класс : занимательные материалы / авт.-сост. Г. Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. – Волгоград : Учитель, 2008.
12. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.
13. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
14. Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. О. А. Тимофеева. – Волгоград : Учитель, 2010.
15. Окружающий мир. 2–4 классы : дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ляшенко. – Волгоград : Учитель, 2008.
16. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. – М. : Стрекоза, 2010.
17. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М. : АСТ : Астрель, 2010.
18. Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». – М. : Махаон, 2003.
19. Ухарцева, А. В. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия. – М. : АСТ : Астрель, 2008.
20. Энциклопедия для детей. История России : в 2 ч. – М. : Аванта +, 2008.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Окружающий мир. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Т. С. Гулуева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Наглядные пособия.
Комплект наглядных пособий : 3 класс : Окружающий мир : в 4 ч. / сост. А. А. Вахрушев. – М. : Баласс, 2010.
№ п/п | Педагогическая система урочной и внеурочной занятости ученика | Планируемые образовательные результаты | Вид педагогической деятельности и дидактическая модель педагогического процесса | Педагогические средства | Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия | Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся | Календарные сроки | ||||
тема и тип урока | внеурочная занятость | самостоятельная работа | объем освоения | универсальные (УУД) | компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ | |||||||||||
Раздел 1. Вещество и энергия. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о теле и веществе; ученическая: в результате освоения ученик научится приводить примеры веществ, движения под действием энергии; овладеет способом различать и сравнивать состояния веществ, приобретет способность различать тела и вещества, получит представление об энергии. | |||||||||||
1 | Тела и вещества (приобретение знаний) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при различении | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево- | Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Фронтальная. Индивидуальная | Рабочая тетрадь |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
2 | Тела и вещества (презентация) (формирование новых знаний) | Работа в группах, парах | Разноуровневые задания | и сравнении состояния веществ: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Традиционно-педагогическая | Беседа, демонстрация | Учебная. Парная. Групповая | Компьютерная презентация | |
3 | Энергия (открытие новых знаний) | Составление оценочного листа | Занимательные задания | Объяснительно-иллюстративная | Решение учебных задач, беседа | Познавательная. Индивидуальная. Парная | Энциклопедия | ||||
4 | Энергия (практикум) | Работа в группах, парах | Выполнение творческого задания | Личностно-развивающая. Поисковая | Контрольно-оценочные действия, организация совместной учебной деятельности | Учебная. Индивидуальная. Парная | Таблицы, и иллюстрации, схемы по теме. Проверочные и контрольные работы | ||||
Раздел 2. Живая оболочка планеты. Трудоемкость (количество часов): общее – 6, аудиторных – 5, экскурсия – 1. Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения живой оболочки планеты; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом изучения живой оболочки планеты; научится различать участников круговорота веществ, характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; получит представление об обмене веществ. | |||||||||||
1 | Где обитают живые организмы (изучение нового материала) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при изучении живой оболочки планеты: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Рабочая тетрадь | |
2 | Большой круговорот веществ (открытие новых знаний) | Работа в группах, парах. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Компьютерная презентация | ||||
3 | Живые участники круговорота веществ (исследование) | Работа в группах, парах | Выполнение занимательных заданий | Энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме |
4– 5 | Обмен веществ в организме (решение познавательных задач) | Работа со шкалами | Разноуровневые задания | Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | Приобретенная компетентность: локальная | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Рабочая тетрадь | |
6 | Как живые организмы запасают энергию Солнца (комбинированный) | Учебная экскурсия | Индивидуальные задания | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Информационно-коммуникативная. Групповая | |||||
Раздел 3. Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли. Трудоемкость (количество часов): общее – 10, аудиторных – 10. Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения жизни экосистем; ученическая: получит возможность овладеть способом изучения жизни экосистем; научится различать «профессии» животных в экосистеме, характеризовать их роль в экосистеме, выстраивать круговорот веществ и взаимодействие живых организмов в экосистеме, рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы. | |||||||||||
1 | Жизнь экосистемы (формирование новых знаний) | Работа со шкалами | Выполнение творческих заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отра- | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Рабочая тетрадь | |
2– 3 | Экосистемы озера и болота (решение познавательных задач) | Работа в группах. Составление оценочного листа | Учебное исследование | Способ действия при изучении жизни экосистем: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | ботке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; | – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Личностно-развивающая. Поисковая | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | |
4 | Экосистема луга (формирование новых знаний) | Работа в парах | Домашняя работа | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Рабочая тетрадь | ||||
5– 6 | Экосистемы леса (формирование новых знаний) | Работа со шкалами | Учебное исследование | Проблемное изложение | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Компьютерная презентация | ||||
7 | Как природа залечивает раны (исследование) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Личностно-развивающая. Поисковая | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Детская энциклопедия, справочник | ||||
8 | Экосистема поля (формирование новых знаний) | Работа со шкалами | Разноуровневые задания | – организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: – проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач | Проблемное изложение | Беседа, демонстрация | Информационно-коммуникативная. Групповая | Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | |||
9– 10 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема (комбинированный) | Составление оценочного листа | Выполнение занимательных заданий | Проблемное изложение | Организация совместной учебной деятельности | Информационно-коммуникативная. Групповая | Игра «Аквариум» | ||||
Раздел 4. Живые участники круговорота веществ. Трудоемкость (количество часов): общее – 14, аудиторных – 13, экскурсия – 1. Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения живой оболочки планеты; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом сравнения внешнего вида и характерных особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей; научится характеризовать условия, необходимые для жизни животных, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о растениях и животных, проводить наблюдения во время экскурсии. | |||||||||||
1 | Зеленые лаборатории (формирование новых знаний) | Работа со шкалами | Выполнение творческих заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при сравнении | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево- | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Парная | Рабочая тетрадь. Проверочные и контрольные работы | |
2 | В воде хорошо, а на суше лучше | Работа в группах. | Домашняя работа | Личностно-развивающая. | Организация совместной учебной | Учебная. Фронтальная | |||||
| (решение познавательных задач) | Составление оценочного лис-та. Работа в парах | внешнего вида и характерных особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе. | предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Поисковая | деятельности | ||||
3– 4 | Животные маленькие и большие (комбинированный) | Работа со шкалами | Учебное исследование | Объяснительно-иллюстративная | Организация совместной учебной деятельности | Учебно-рефлексивная. Групповая | Детская энциклопедия, справочник. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | ||||
5 | Маленькие рыцари (открытие новых знаний) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Традиционно-педагогическая | Беседа, демонстрация | Учебная. Фронтальная | |||||
6 | Из моря – первый шаг на сушу (теоретическое исследование) | Работа со шкалами. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания | Объяснительно-иллюстративная | Организация совместной учебной деятельности | ||||||
7 | На суше – как дома (решение познавательных задач) | Работа в группах | Выполнение творческих заданий | Личностные: – проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач; – признает важность учебы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия; – проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебная. Групповая. Познавательная. Фронтальная | Рабочая тетрадь. Проверочные и контрольные работы | |||
8 | Пернатые изобретатели комбинированный) | Работа в парах | Домашняя работа | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Организация совместной учебной деятельности. Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | |||||
9 | Наши братья (комбинированный) | Работа со шкалами | Учебное исследование | Учебно-познавательная. Групповая | |||||||
10 | Осторожно: животные! (комбинированный) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Беседа, демонстрация | Информационно-коммуникативная. Групповая | Детская энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы Фильмы о животных | |||||
11 | Прирожденные разрушители (решение познавательных задач) | Составление оценочного листа | Домашняя работа | Личностно-развивающая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Парная | Рабочая тетрадь. Проверочные и контрольные работы. Детская энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | ||||
12 | «Юные химики» (лабораторно-практическая работа) | Работа со шкалами | Учебное исследование | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Организация совместной учебной деятельности. Беседа, демонстрация | Учебная. Групповая. Познавательная | |||||
13 | Как нам жить (комбинированный) | Работа со шкалами | Выполнение занимательных заданий | Личностно-развивающая. Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Фронтальная. Учебно-познавательная | ||||||
14 | Повторение (повторение и закрепление) | Учебная экскурсия | Информационно-коммуникативная. Групповая | ||||||||
МОЕ ОТЕЧЕСТВО | |||||||||||
Раздел 1. Твои родные и твоя родина в потоке времени. Трудоемкость (количество часов): общее – 4, аудиторных – 4. Цели: педагогическая: создание условий для формирования чувства внутреннего уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом сбора материала на основании бесед; научится находить в тексте учебника нужную информацию, соотносить словесное описание с иллюстрациями, определять последовательность исторических событий. | |||||||||||
1 | Живая связь времен (приобретение новых знаний) | Работа в группах, парах | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; | Культурно-компетентностный опыт (как ядро – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; | Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Фронтальная. Индивидуальная | Учебник. Родословная учащихся | |
2– 3 | Как люди считают время. С чего начинается Родина? (комбинированный) | Работа в группах, парах. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания. Занимательные задания | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация. Решение учебных задач, беседа | Учебная. Парная. Групповая. Познавательная. Индивидуальная. Парная | Компьютерная презентация. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме. Политическая карта мира | ||||
4 | Память о прошлом (исследование) | Работа в группах, парах | Выполнение творческого задания | – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами. – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Личностно-развивающая. Поисковая | Контрольно-оценочные действия. Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Индивидуальная. Парная | Компьютерная презентация, исторические книги, энциклопедия | |
Раздел 2. Времена Древней Руси. IX–XIII века. Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5. Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения древней Руси; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его в классе; научится извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения; будет знать термины: восточные славяне, великий князь, храм, ремесленник, купец, кириллица, летопись, хан, Золотая Орда. | |||||||||||
1 | Когда на Руси появилось государство? (изучение нового материала) | Работа со схемой | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Учебник. Карта «Древнейшая Русь» | |
2 | «За землю Русскую!» (формирование новых знаний) | Работа в группах, парах. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания | – творческий. Способ действия – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных реше- | компетентности): – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Компьютерная презентация | |
3 | Древняя (исследование) | Работа в группах, парах | Выполнение занимательных заданий | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Детская энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | ||||||
4 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь (комбинированный) | Работа с таблицей | Разноуровневые задания | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Учебник. Компьютерная презентация | |||||
5 | «Слово о погибели Русской земли» | Работа в парах | Индивидуальные | Личностно-развивающая. | Организация совместной | Информационно-коммуни- | Таблицы, иллюст- | ||||
| (изучение нового материала) | и индивидуально | задания | ний; – организовывать учебное взаимодействие в группе | Поисковая | учебной деятельности | кативная. Групповая | рации, схемы по теме, карта | |||
Раздел 3. Времена Московского государства. XIV–XVII века. Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о Московском государстве; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом составления таблицы; будет знать время и место создания Московского государства, термины: Куликовская битва, Великий государь, крестьяне, бояре, стрельцы, дворяне; будет уметь применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины. | |||||||||||
1 | От Древней Руси к единой России (изучение нового материала) | Работа с лентой времени | Домашняя работа | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при составлении таблицы: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и при- | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Информационно-коммуникативная. Групповая | Учебник, карта | |
2– 3 | Земля и люди Московского государства (формирование новых знаний) | Работа в группах. Составление оценочного листа | Домашняя работа | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Компьютерная презентация. Детская энциклопедия. Таблицы, | ||||
4 | Москва златоглавая (формирование новых знаний) | Работа в парах | Учебное исследование | – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | чинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | иллюстрации, схемы по теме | |
5 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» (формирование новых знаний) | Работа с таблицей | Индивидуальные задания | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Учебник | |||||
Раздел 4. Времена Российской империи. XVIII – начало XX века. Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о временах Российской империи; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом действия перевода информации из таблицы в текст, понимать, в результате чего произошла смена эпох; будет знать термины: империя, чиновник, крепостное право, капиталисты, рабочие; будет уметь применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины. | |||||||||||
1 | Петр Великий (приобретение новых знаний) | Работа с таблицей | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при переводе информации из таблицы в текст: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Фронтальная. Индивидуальная | Учебник. Портрет Петра Великого | |
2 | Власть и народ Российской империи (комбинированный) | Работа в группах, парах | Разноуровневые задания | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебная. Парная. Групповая | Детская | ||||
3 | Как Россия и Европа «учились» (открытие новых знаний) | Составление оценочного листа | Занимательные задания | Решение учебных задач, беседа | Познавательная. Индивидуальная. Парная | Таблицы, иллюстрации, схемы по теме | |||||
4 | «Гроза двенадцатого года» (практикум) | Работа в группах, парах | Выполнение творческого задания | Личностно-развивающая. Поисковая | Контрольно-оценочные действия. Организация совместной | Учебная. Индивидуальная. Парная | Карта, учебник | ||||
| – жизненно-практический | – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | учебной деятельности | ||||||||
5 | «Император-освободитель» (комбинированный) | Работа в группах, парах | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Информационно-коммуникативная. Групповая | Учебник, портрет Александра Второго, биография императора | ||||
Раздел 5. Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы. Трудоемкость (количество часов): общее – 4, аудиторных – 4. Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о Советской России и СССР; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом перевода информации в схемы; будет знать термины: революция, Гражданская война, советская власть, большевики, комсомольцы, пионеры; научится находить в тексте учебника нужную информацию, соотносить словесное описание с иллюстрациями, собирать материал на основании бесед, определять последовательность исторических событий. | |||||||||||
1 | Россия в огне (изучение нового материала) | Работа с таблицей | Выполнение занимательных заданий | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при переводе информации в схемы: | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью | Культурно-компетентностный опыт (как ядро – знаниево-предметный уровень; | Личностно-развивающая. Поисковая | Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Групповая | Учебник | |
2 | «К светлому будущему» (формирование новых знаний) | Работа в группах, парах. | Разноуровневые задания | Традиционно-педагогическая. | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Детская энциклопедия. | ||||
| Составление оценочного листа | – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе | – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. Приобретенная компетентность: локальная | Объяснительно-иллюстративная | Таблицы, иллюстрации, схемы по теме. Компьютерная презентация | |||||
3 | «Вставай, страна огромная…» (исследование) | Работа в группах, парах | Выполнение занимательных заданий | ||||||||
4 | «Через тернии к звездам» (изучение нового материала) | Работа со схемой | Разноуровневые задания | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. Групповая | Учебник | ||||
Раздел 6. Современная Россия. Трудоемкость (количество часов): общее – 11, аудиторных – 11. Цели: педагогическая: создание условий для формировании представлений о современной России; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом перевода информации из схем в устный рассказ; будет знать термины: гражданин, конституция, права и обязанности, демократия, референдум, президент, правительство, государственная дума; научится пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его в классе, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения. | |||||||||||
1 | В каком государстве мы живем (формирование новых знаний) | Работа со схемой | Разноуровневые задания | Знание: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Способ действия при переводе информации из схем в устный рассказ: – репродуктивный; – алгоритмическо-продуктивный; – исследовательский; – творческий. Ценностное отношение: – нейтральный; – ситуативно-заинтересованный; | Регулятивные: – определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя; – составлять план действий при отработке способа; – сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. Познавательные: – выполнять анализ; – устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; – выстраивать логическую цепь | Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности): – знаниево-предметный уровень; – репродуктивно-деятельностный уровень; – креативно-преобразовательный уровень; – личностно-диалогический уровень. | Личностно-развивающая. Поисковая | Беседа, демонстрация | Информационно-коммуникативная. Групповая | Учебник | |
2 | Я – гражданин России! (комбинированный) | Работа в группах. Составление оценочного листа | Домашняя работа | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Познавательная. Фронтальная | Компьютерная презентация | ||||
3 | Власть народа (формирование новых знаний) | Работа в парах | Учебное исследование | Детская энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, | |||||||
4 | Кто в государстве самый глав- | Работа со схемой | Традиционно-педагоги- | Беседа, демонстрация | Учебно-познавательная. | ||||||
| ный? (формирование новых знаний) | – устойчиво-актуальный. Личностный смысл: – предметно-содержательный; – личностно-групповой; – жизненно-практический | рассуждений. Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; – учиться подтверждать аргументы фактами; – прогнозировать последствия коллективных решений; – организовывать учебное взаимодействие в группе. Личностные: – осознает себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России; – способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них; | Приобретенная компетентность: локальная | ческая. Объяснительно-иллюстративная | Групповая | схемы по теме | ||||
5 | Народы России (комбинированный) | Работа с таблицей | Выполнение занимательных заданий | Личностно-развивающая. Поисковая | Беседа, демонстрация | Информационно-коммуникативная. Групповая | Детская энциклопедия | ||||
6 | Наш общий дом (комбинированный) | Работа в группах, парах. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение | Организация совместной учебной деятельности | Познавательная. Фронтальная. Индивидуальная | Таблицы, иллюстрации, схемы, карта по теме | ||||
7 | Сокровища российской культуры (формирование новых знаний) | Работа в группах, парах | Выполнение занимательных заданий | Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная | Беседа, демонстрация | Учебная. Парная. Групповая | Компьютерная презентация | ||||
8 | Наши праздники (комбинированный) | Работа с таблицей | Выполнение занимательных заданий | – осознает ответственность за произнесенное и написанное слово | Личностно-развивающая. Поисковая | Решение учебных задач, беседа | Познавательная. Индивидуальная. Парная | Календарь | |||
9 | Обобщающее повторение (повторение и закрепление изученного) | Работа в группах, парах. Составление оценочного листа | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая. Поисковая | Контрольно-оценочные действия. Организация совместной учебной деятельности | Учебная. Индивидуальная. Парная | Учебник. Компьютерная презентация | ||||
10– 11 | Контрольная работа и ее анализ (контроль знаний; коррекция знаний и умений) | Работа с оценочным листом | Разноуровневые задания | Личностно-развивающая | Контрольно-оценочные действия | Учебная. Индивидуальная | Контрольные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру на основании АООП НОО ФГОС для глухих детей...