Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
рабочая программа по естествознанию на тему

Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okr_miru_3_klass.doc246 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

2. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Мое Отечество») : учебник : в 2 ч. Ч. 2 / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, Е. В. Сизова, С. В. Тырин. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

3. Вахрушев, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

4. Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Д. Д. Данилов, С. С. Кузнецова, Е. В. Сизова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

5. Вахрушев, А. А. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Обитатели Земли») / А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. А. Родыгина. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

6. Сизова, Е. В. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. («Мое Отечество») / Е. В. Сизова, Н. В. Харитонова. – М. : Баласс : Школьный дом, 2012.

7. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. 3 класс. («Обитатели Земли») : методические рекомендации для учителя / А. А. Вахрушев, О. А. Родыгина. – М. : Баласс, 2010.

8. Сизова, Е. В. Окружающий мир. 3 класс («Мое Отечество») : методические рекомендации / Е. В. Сизова, Д. Д. Данилов, М. Е. Турчина. – М. : Баласс, 2010.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Окружающий мир» реализует следующие цели:

 осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира;

 создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:

 умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

 освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

 воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

СТРУКТУРА КУРСА

Раздел 1: «Обитатели Земли».

Вещество и энергия.

Оболочка планеты, охваченная жизнью.

Живые участники круговорота веществ.

Раздел 2: «Моё Отечество».

Твои родные и твоя Родина в потоке времени.

Времена Древней Руси. IX–XIII века.

Времена Московского государства. XIV–XVII века.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.

Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы.

Современная Россия.

Предмет «Окружающий мир» как часть системы начального образования призван решать не только частные, но и общие задачи начальной школы. Содержание курса отражает сущность современного образования вообще и начального – в особенности, и определяется не накоплением у учащихся определенной суммы знаний, а умением использовать, добывать знания, применять различные способы деятельности для изучения окружающего мира. Учебный материал по окружающему миру отобран таким образом, что позволяет формировать у учащихся очень многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира – планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников: ознакомление с элементарной естественнонаучной и обществоведческой терминологией, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями для детей, развитие разнообразных умений по работе с информацией, поиск ее непосредственно в окружающем мире, в научно-художественной и справочной литературе, работа по ее преобразованию и хранению в табличной, знаковой и схематичной форме.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.), что будет способствовать реализации важных задач Обязательного минимума – умений учебного общения (взаимодействовать, давать объективную оценку, учитывать другие мнения и пр.).

Освоение содержания невозможно без таких видов практической деятельности детей, как наблюдение, эксперимент, моделирование, что, в свою очередь, неизбежно требует от учителя организации экскурсий, практических работ, дидактических игр, побуждает к созданию соответствующей образовательной среды (уголок живой природы, уголок документальных обществоведческих материалов и т. п.). Предусмотрены разнообразные приемы учебной и практической деятельности, которые обеспечат формирование содержание специального раздела стандарта «Опыт практической деятельности». Все названное обеспечивает теснейшую связь учебного предмета с жизнью ребенка.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 270 часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)

Вещество и энергия (4 ч). Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч). Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч). Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч). Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растения. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч). Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление  о  «реке  времени».  Исторический  счёт  времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX–XIII вв. (5 ч). Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV–XVII вв. (4 ч). Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX в. (5 ч). Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А. В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М. И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917–1991 гг. (4 ч). Жизнь рабочих и крестьян в начале XX в. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В. И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И. В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч). Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Повторение пройденного материала – 2 ч.

Часы по выбору учителя – 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

 Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

 Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

 Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

 Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

 Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

 Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

 Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:

Часть 1. Обитатели Земли.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

 приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;

 приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

 объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

 приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

 перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

 животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

         доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

 узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

 отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

 объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

 по году определять век, место события в прошлом;

 отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

 учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны

ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
)

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса: в 3 "Б" учащиеся в процессе обучения знакомятся с целостной картиной мира и формируют оценочное, эмоциональное отношение к миру. Кроме того, в классе есть ученики продвинутого уровня, они вовлечены в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ

1. Дополнительная литература.

1. Большая иллюстрированная энциклопедия истории России для детей. – М. : Славянский Дом Книги, 2008.

2. Грибов, В. С. Как человек исследует, изучает, использует природу. 2–3 кл. / В. С. Грибов. – Волгоград : Учитель, 2005.

3. Дроздов, Н. Н. Тайны живой природы / Н. Н. Дроздов, А. К. Макеев. – М. : Вече, 2007.

4. Клепинина, З. А. Энциклопедия тайн и чудес. Тайны окружающего мира. 500 загадочных фактов из жизни растений, животных и не только… / З. А. Клепинина. – М. : Ювента, 2005.

5. Калашников, В. И. Чудеса живой природы. Энциклопедия тайн и загадок / В. И. Калашников, С. А. Лаврова. – Белгород : Белый город, 2009.

6. Карамзин, Н. М. История государства Российского для детей / Н. М. Карамзин. – М. : АСТ, 2009.

7. Крылова, О. Н. Окружающий мир : итоговая аттестация : 3 класс : типовые тестовые задания / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

8. Непомнящий, Н. Н. 1000 тайн  живой  природы / Н. Н. Непомнящий. – М. : АСТ, 2002.

9. Новицкая, М. Ю. Родная земля / М. Ю. Новицкая. – М. : Дрофа. 2008.

10. Окружающий мир : тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

11. Окружающий мир. 3 класс : занимательные материалы / авт.-сост. Г. Н. Решетникова, Н. И. Стрельников. – Волгоград : Учитель, 2008.

12. Окружающий мир. 1–4 классы : конспекты уроков и внеклассных занятий / авт.-сост. Е. М. Васина и др.. – Волгоград : Учитель, 2011.

13. Окружающий мир. 2–4 классы : внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2007.

14. Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли : поурочные планы по учебнику А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, О. В. Бурского, А. С. Раутиана / авт.-сост. О. А. Тимофеева. – Волгоград : Учитель, 2010.

15. Окружающий мир. 2–4 классы : дополнительные материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ляшенко. – Волгоград : Учитель, 2008.

16. Справочник школьника для начальных классов. Русский язык. Математика. Природоведение / Е. М. Дорогова, Л. Ф. Знаменская, В. Д. Майоров. – М. : Стрекоза, 2010.

17. Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. – М. : АСТ : Астрель, 2010.

18. Тайны природы. Детская энциклопедия «Махаон». – М. : Махаон, 2003.

19. Ухарцева, А. В. Что? Где? Почему? Большая иллюстрированная детская энциклопедия. – М. : АСТ : Астрель, 2008.

20. Энциклопедия для детей. История России : в 2 ч. – М. : Аванта +, 2008.

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 3 класс. – М. : Кирилл и Мефодий, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. Кузя и сила природы. – М. : Медиа Хауз, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Окружающий мир. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа 2100» / Т. С. Гулуева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Наглядные пособия.

Комплект наглядных пособий : 3 класс : Окружающий мир : в 4 ч. / сост. А. А. Вахрушев. – М. : Баласс, 2010.

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Педагогическая система урочной

и внеурочной занятости ученика

Планируемые образовательные результаты

Вид педагогической

деятельности и дидактическая модель педагогического

процесса

Педагогические

средства

Ведущая деятельность, осваиваемая в системе занятости. Формы организации совзаимодействия

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной и внеурочной занятости учащихся

Календарные сроки

тема

и тип урока

внеурочная занятость

самостоятельная

работа

объем освоения
и уровень владения компетенциями

универсальные
учебные действия

(УУД)

компоненты

культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ОБИТАТЕЛИ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Вещество и энергия.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о теле и веществе; ученическая: в результате освоения ученик научится приводить примеры веществ, движения под действием энергии; овладеет способом различать и сравнивать состояния веществ, приобретет способность различать тела и вещества, получит представление об энергии. 

1

Тела и вещества (приобретение знаний)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия

при различении

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

– знаниево-

Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Фронтальная. Индивидуальная

Рабочая тетрадь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

Тела и вещества (презентация)

(формирование новых знаний)

Работа

в группах, парах

Разноуровневые задания

и сравнении состояния веществ:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной
и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность: локальная

Традиционно-педагогическая

Беседа, демонстрация

Учебная. Парная.

Групповая

Компьютерная презентация

3

Энергия

(открытие новых знаний)

Составление оценочного листа

Занимательные задания

Объяснительно-иллюстративная

Решение учебных задач, беседа

Познавательная. Индивидуальная. Парная

Энциклопедия

4

Энергия

(практикум)

Работа

в группах,

парах

Выполнение творческого задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Контрольно-оценочные действия, организация совместной учебной деятельности

Учебная. Индивидуальная. Парная

Таблицы,

и иллюстрации, схемы

по теме.

Проверочные

и контрольные работы

Раздел 2. Живая оболочка планеты.

Трудоемкость (количество часов): общее – 6, аудиторных – 5, экскурсия – 1.

Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения живой оболочки планеты; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом изучения живой оболочки планеты; научится различать участников круговорота веществ, характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы; получит представление об обмене веществ.

1

Где обитают живые организмы

(изучение нового материала)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия

при изучении живой оболочки планеты:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Культурно-компетентностный опыт (как ядро

и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

Рабочая тетрадь

2

Большой круговорот веществ

(открытие новых знаний)

Работа в группах, парах.

Составление оценочного листа

Разноуровневые задания

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Компьютерная презентация

3

Живые участники круговорота веществ

(исследование)

Работа в группах, парах

Выполнение занимательных заданий

Энциклопедия.

Таблицы,

иллюстрации, схемы по теме


4–

5

Обмен веществ в организме

(решение познавательных задач)

Работа со шкалами

Разноуровневые задания

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

Приобретенная компетентность:

локальная

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Рабочая тетрадь

6

Как живые организмы запасают энергию Солнца (комбинированный)

Учебная экскурсия

Индивидуальные задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Раздел 3. Экологическая система – ячейка живой оболочки Земли.

Трудоемкость (количество часов): общее – 10, аудиторных – 10.

Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения жизни экосистем; ученическая: получит возможность овладеть способом изучения жизни экосистем; научится различать «профессии» животных в экосистеме, характеризовать их роль в экосистеме, выстраивать круговорот веществ и взаимодействие живых организмов в экосистеме, рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы.

1

Жизнь экосистемы

(формирование новых знаний)

Работа со шкалами

Выполнение творческих заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отра-

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

Рабочая тетрадь

 2–

3

Экосистемы озера

и болота

(решение познавательных задач)

Работа в группах.

Составление оценочного листа

Учебное исследование

Способ действия

при изучении жизни экосистем:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

ботке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной

и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Личностно-развивающая. Поисковая

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Таблицы,

иллюстрации, схемы по теме

4

Экосистема луга

(формирование новых знаний)

Работа в парах

Домашняя работа

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

Рабочая тетрадь

5–

6

Экосистемы леса

(формирование новых знаний)

Работа со шкалами

Учебное исследование

Проблемное изложение

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Компьютерная презентация

7

Как природа залечивает раны

(исследование)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Личностно-развивающая. Поисковая

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Детская энциклопедия, справочник

 8

Экосистема поля

(формирование новых знаний)

Работа со шкалами

Разноуровневые задания

– организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

– проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач

Проблемное изложение

Беседа, демонстрация

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Таблицы, иллюстрации, схемы по теме

9–

10

Аквариум – маленькая искусственная экосистема (комбинированный)

Составление оценочного листа

Выполнение занимательных заданий

Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Игра «Аквариум»

Раздел 4. Живые участники круговорота веществ.

Трудоемкость (количество часов): общее – 14, аудиторных – 13, экскурсия – 1.

Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения живой оболочки планеты; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом сравнения внешнего вида и характерных особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей; научится характеризовать условия, необходимые для жизни животных, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о растениях и животных, проводить наблюдения во время экскурсии.

1

Зеленые лаборатории

(формирование новых знаний)

Работа со шкалами

Выполнение творческих заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия

при сравнении

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

– знаниево-

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Парная

Рабочая тетрадь.

Проверочные и контрольные работы

2

В воде хорошо, а на суше лучше

Работа

в группах.

Домашняя работа

Личностно-развивающая.

Организация совместной учебной

Учебная.

Фронтальная

 

(решение познавательных задач)

Составление оценочного лис-та. Работа в парах

внешнего вида и характерных особенностей насекомых, рыб, птиц, зверей:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной
и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе.

предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Поисковая

деятельности

3–

4

Животные маленькие и большие

(комбинированный)

Работа со шкалами

Учебное исследование

Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности

Учебно-рефлексивная.

Групповая

Детская

энциклопедия, справочник. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме

5

Маленькие рыцари

(открытие новых знаний)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Традиционно-педагогическая

Беседа, демонстрация

Учебная.

Фронтальная

6

Из моря – первый шаг на сушу

(теоретическое исследование)

Работа со шкалами.

Составление оценочного листа

Разноуровневые задания

Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности

 7

На суше –

как дома

(решение познавательных задач)

Работа в группах

Выполнение творческих заданий

Личностные:

– проявляет интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач;

– признает важность учебы и познания нового, понимает, зачем выполняет те или иные учебные действия;

– проявляет заинтересованность в получении консультации, совета по поводу улучшения своих учебных результатов

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебная.

Групповая.

Познавательная.

Фронтальная

Рабочая тетрадь.

Проверочные

и контрольные работы

8

Пернатые изобретатели комбинированный)

Работа в парах

Домашняя работа

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности. Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

9

Наши братья (комбинированный)

Работа со шкалами

Учебное исследование

Учебно-познавательная.

Групповая

10

Осторожно: животные!

(комбинированный)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Беседа, демонстрация

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Детская

энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы
по теме.

Фильмы

о животных

 11

Прирожденные разрушители (решение познавательных задач)

Составление оценочного листа

Домашняя работа

Личностно-развивающая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Парная

Рабочая тетрадь.

Проверочные

и контрольные работы.

Детская

энциклопедия. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме

12

«Юные химики» (лабораторно-практическая работа)

Работа со шкалами

Учебное исследование

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Организация совместной учебной деятельности. Беседа, демонстрация

Учебная.

Групповая.

Познавательная

13

Как нам жить (комбинированный)

Работа со шкалами

Выполнение занимательных заданий

Личностно-развивающая. Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Фронтальная. Учебно-познавательная

14

Повторение

(повторение и закрепление)

Учебная экскурсия

Информационно-коммуникативная.

Групповая

 МОЕ ОТЕЧЕСТВО

Раздел 1. Твои родные и твоя родина в потоке времени.

Трудоемкость (количество часов): общее – 4, аудиторных – 4.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования чувства внутреннего уважения к опыту и жизни предшествующих поколений как в своей семье, так и в обществе в целом; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом сбора материала на основании бесед; научится находить в тексте учебника нужную информацию, соотносить словесное описание с иллюстрациями, определять последовательность исторических событий.

1

Живая связь времен (приобретение новых знаний)

Работа

в группах, парах

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия
при сборе материала на основании бесед:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро
и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Фронтальная. Индивидуальная

Учебник.

Родословная учащихся

2–

3

Как люди считают время. С чего начинается Родина?

(комбинированный)

Работа в группах, парах.

Составление оценочного листа

Разноуровневые задания.

Занимательные задания

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация.

Решение учебных задач, беседа

Учебная. Парная.

Групповая.

Познавательная. Индивидуальная. Парная

Компьютерная презентация. Таблицы, иллюстрации, схемы по теме. Политическая карта мира

 4

Память

о прошлом

(исследование)

Работа в группах, парах

Выполнение творческого задания

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами.

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Личностно-развивающая. Поисковая

Контрольно-оценочные действия. Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Индивидуальная.

Парная

Компьютерная презентация, исторические книги, энциклопедия

Раздел 2. Времена Древней Руси. IX–XIII века.

Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5.

Цели: педагогическая: создание условий для детального изучения древней Руси; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его в классе; научится извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения; будет знать термины: восточные славяне, великий князь, храм, ремесленник, купец, кириллица, летопись, хан, Золотая Орда.

1

Когда на Руси появилось государство?

(изучение нового материала)

Работа со схемой

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

Учебник. Карта «Древнейшая Русь»

 2

«За землю Русскую!»

(формирование новых знаний)

Работа в группах, парах. Составление оценочного листа

Разноуровневые задания

– творческий.

Способ действия
при пересказе своими словами текста учебника:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных реше-

компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Компьютерная презентация

3

Древняя
Русь – страна городов

(исследование)

Работа в группах, парах

Выполнение занимательных заданий

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Детская энциклопедия. Таблицы,

иллюстрации, схемы по теме

4

«Золотые ворота»

в Древнюю Русь (комбинированный)

Работа

с таблицей

Разноуровневые задания

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Учебник.

Компьютерная презентация

5

«Слово о погибели Русской земли»

Работа в парах

Индивидуальные

Личностно-развивающая.

Организация совместной

Информационно-коммуни-

Таблицы, иллюст-

 

(изучение нового материала)

и индивидуально

задания

ний;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

Поисковая

учебной деятельности

кативная.

Групповая

рации, схемы по теме, карта

Раздел 3. Времена Московского государства. XIV–XVII века.

Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о Московском государстве; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом составления таблицы; будет знать время и место создания Московского государства, термины: Куликовская битва, Великий государь, крестьяне, бояре, стрельцы, дворяне; будет уметь применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины.

1

От Древней Руси к единой России

(изучение нового материала)

Работа

с лентой времени

Домашняя работа

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия при составлении таблицы:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и при-

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Учебник, карта

2–

3

Земля и люди Московского государства

(формирование новых знаний)

Работа в группах.

Составление оценочного листа

Домашняя работа

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Компьютерная презентация. Детская энциклопедия. Таблицы,

 4

Москва златоглавая

(формирование новых знаний)

Работа в парах

Учебное исследование

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

чинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

иллюстрации, схемы по теме

5

«Хуже грозного царя только междуцарствие» (формирование новых знаний)

Работа

с таблицей

Индивидуальные задания

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Учебник

Раздел 4. Времена Российской империи. XVIII – начало XX века.

Трудоемкость (количество часов): общее – 5, аудиторных – 5.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о временах Российской империи; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом действия перевода информации из таблицы в текст, понимать, в результате чего произошла смена эпох; будет знать термины: империя, чиновник, крепостное право, капиталисты, рабочие; будет уметь применять основную мысль и осмысленно использовать в своей речи понятия и термины.

 1

Петр Великий (приобретение новых знаний)

Работа

с таблицей

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия

при переводе информации из таблицы в текст:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Фронтальная. Индивидуальная

Учебник.

Портрет Петра Великого

2

Власть и народ Российской империи (комбинированный)

Работа в группах, парах

Разноуровневые задания

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебная. Парная.

Групповая

Детская
энциклопедия. Компьютерная презентация

3

Как Россия и Европа «учились»

(открытие новых знаний)

Составление оценочного листа

Занимательные задания

Решение учебных задач, беседа

Познавательная. Индивидуальная. Парная

Таблицы, иллюстрации, схемы по теме

4

«Гроза двенадцатого года» (практикум)

Работа в группах, парах

Выполнение творческого задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Контрольно-оценочные действия. Организация совместной

Учебная. Индивидуальная.

Парная

Карта, учебник

 

– жизненно-практический

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

учебной деятельности

5

«Император-освободитель»

(комбинированный)

Работа в группах, парах

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Учебник, портрет Александра Второго, биография императора

Раздел 5. Времена Советской России и СССР. 1917–1991 годы.

Трудоемкость (количество часов): общее – 4, аудиторных – 4.

Цели: педагогическая: создание условий для формирования представлений о Советской России и СССР; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом перевода информации в схемы; будет знать термины: революция, Гражданская война, советская власть, большевики, комсомольцы, пионеры; научится находить в тексте учебника нужную информацию, соотносить словесное описание с иллюстрациями, собирать материал на основании бесед, определять последовательность исторических событий.

1

Россия

в огне (изучение нового материала)

Работа

с таблицей

Выполнение занимательных заданий

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия при переводе информации в схемы:

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью

Культурно-компетентностный опыт (как ядро
и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

Личностно-развивающая. Поисковая

Организация совместной учебной деятельности

Учебная.

Групповая

Учебник

2

«К светлому будущему» (формирование новых знаний)

Работа в группах, парах.

Разноуровневые задания

Традиционно-педагогическая.

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Детская энциклопедия.

 

Составление оценочного листа

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Приобретенная компетентность:

локальная

Объяснительно-иллюстративная

Таблицы, иллюстрации, схемы по теме. Компьютерная презентация

3

«Вставай, страна огромная…»

(исследование)

Работа в группах, парах

Выполнение занимательных заданий

4

«Через тернии к звездам» (изучение нового материала)

Работа

со схемой

Разноуровневые задания

Традиционно-педагогическая.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

Групповая

Учебник

 Раздел 6. Современная Россия.

Трудоемкость (количество часов): общее – 11, аудиторных – 11.

Цели: педагогическая: создание условий для формировании представлений о современной России; ученическая: в результате освоения ученик получит возможность овладеть способом перевода информации из схем в устный рассказ; будет знать термины: гражданин, конституция, права и обязанности, демократия, референдум, президент, правительство, государственная дума; научится пересказывать своими словами текст учебника и обсуждать его в классе, извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний, обсуждать полученные сведения.

1

В каком государстве мы живем

(формирование новых знаний)

Работа со схемой

Разноуровневые задания

Знание:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Способ действия

при переводе информации из схем

в устный рассказ:

– репродуктивный;

– алгоритмическо-продуктивный;

– исследовательский;

– творческий.

Ценностное отношение:

– нейтральный;

– ситуативно-заинтересованный;

Регулятивные:

– определять цель учебной деятельности самостоятельно или с помощью учителя;

– составлять план действий при отработке способа;

– сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Познавательные:

– выполнять анализ;

– устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

– выстраивать логическую цепь

Культурно-компетентностный опыт (как ядро и проявление компетентности):

– знаниево-предметный уровень;

– репродуктивно-деятельностный уровень;

– креативно-преобразовательный уровень;

– личностно-диалогический уровень.

Личностно-развивающая. Поисковая

Беседа, демонстрация

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Учебник

2

Я – гражданин России!

(комбинированный)

Работа в группах. Составление оценочного листа

Домашняя работа

Традиционно-педагогическая. Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Познавательная.

Фронтальная

Компьютерная презентация

3

Власть народа (формирование новых знаний)

Работа в парах

Учебное исследование

Детская энциклопедия. Таблицы, иллюстрации,

4

Кто в государстве самый глав-

Работа

со схемой

Традиционно-педагоги-

Беседа, демонстрация

Учебно-познавательная.

 

ный? (формирование новых знаний)

– устойчиво-актуальный.

Личностный смысл:

– предметно-содержательный;

– личностно-групповой;

– жизненно-практический

рассуждений.

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

– учиться подтверждать аргументы фактами;

– прогнозировать последствия коллективных решений;

– организовывать учебное взаимодействие в группе.

Личностные:

– осознает себя гражданином России, объясняет, что связывает его с историей, культурой, судьбой народа России;

– способен признавать свои плохие поступки и отвечать за них;

Приобретенная компетентность:

локальная

ческая. Объяснительно-иллюстративная

Групповая

схемы по теме

5

Народы России (комбинированный)

Работа

с таблицей

Выполнение занимательных заданий

Личностно-развивающая. Поисковая

Беседа, демонстрация

Информационно-коммуникативная.

Групповая

Детская энциклопедия

6

Наш общий дом (комбинированный)

Работа в группах, парах. Составление оценочного листа

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая. Поисковая. Проблемное изложение

Организация совместной учебной деятельности

Познавательная.

Фронтальная. Индивидуальная

Таблицы, иллюстрации, схемы, карта по теме

7

Сокровища российской культуры

(формирование новых знаний)

Работа в группах, парах

Выполнение занимательных заданий

Традиционно-педагогическая.

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, демонстрация

Учебная. Парная.

Групповая

Компьютерная презентация

 8

Наши праздники (комбинированный)

Работа с таблицей

Выполнение занимательных заданий

– осознает ответственность за произнесенное и написанное слово

Личностно-развивающая. Поисковая

Решение учебных задач, беседа

Познавательная. Индивидуальная. Парная

Календарь

9

Обобщающее повторение (повторение и закрепление изученного)

Работа в группах, парах. Составление оценочного листа

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая. Поисковая

Контрольно-оценочные действия. Организация совместной учебной деятельности

Учебная. Индивидуальная. Парная

Учебник. Компьютерная презентация

10–

11

Контрольная работа и ее анализ

(контроль знаний; коррекция знаний и умений)

Работа

с оценочным листом

Разноуровневые задания

Личностно-развивающая

Контрольно-оценочные действия

Учебная. Индивидуальная

Контрольные задания



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая  УМК Перспектива...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру на основании АООП НОО ФГОС для глухих детей...