Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
рабочая программа по природоведению на тему
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащихся 2-го класса МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинкав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная цель курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_2_klass.docx | 77.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена для учащихся 2-го класса МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинкав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная цель курса: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Главной задачей является – познакомить школьников с языком географических карт, со словами и понятиями с ними связанными, научить путешествовать по карте.
Одно из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно в несколько этапов. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по окружающему миру соответствует ФГОС, составлена на основе «Примерных программ по учебным предметам», концепции ОС «Школа 2100», авторской программы «Окружающий мир» Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан О. С. - М. :Баласс 2012. (ОС «Школа 2100»). Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С
Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. :Баласс; Школьный дом, 2010. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А
Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. :Баласс, Школьный дом, 2010. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )
В курсе окружающего мира школьники знакомятся с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер, процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. У него при этом постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.
На уроках окружающего мира используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники, существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Алгоритм подготовки учителя к проведению урока. Согласно этому принципу школьники на уроке могут узнать много нового (максимум), но должны узнать лишь важнейшие знания (минимум). Поэтому на первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знаниям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме (таблица требований помещена также и в дневниках). Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в проверочных работах в конце четверти. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не столько на данном уроке, сколько на последующих уроках в процессе их актуализации. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и небольшой набор важнейших вопросов, на которые нужно найти ответ, чтобы ответить на главный вопрос. Эти основные вопросы подводящего диалога учитель включает в свой конспект, одновременно подумав над возможными ответами на них детей. Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий.
Контроль за усвоением знаний. Любая дидактика предполагает контроль над усвоением знаний. Без знаний, полученных школьниками, эффективность обучения будет равна нулю.
Однако, во-первых, важны только те знания учащихся, которыми они могут пользоваться на практике. Фактически нужны навыки использования знаний, а не сами знания.
Во-вторых, важны и нужны прочные знания, а не выученный к данному уроку материал. В связи с этим предлагается оценивать учащихся следующими двумя способами:
1. Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение школьником заданий в учебниках и рабочих тетрадях, в самостоятельных и проверочных работах.
2. Оценка усвоения знаний осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.
Изменения в рабочей программе:
Резервные часы рабочей программы в соответствии с учетом индивидуальных и возрастных особенностей распределены следующим образом:
1 час на повторение Раздела 2. Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта,
1 час на повторение раздела 3. Формы земной поверхности,
1 час на повторение раздела Раздел 4. Земля – наш общий дом,
Итого: 3 часа
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану МБОУ «Лицей №1» всего на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе – 68 ч. (2 ч в неделю). Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира − частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма− одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества− осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснятьс позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Тематическое планирование уроков окружающего мира во 2-м классе
(2 час в неделю, всего – 68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Практические работы | Контрольные работы Проверочные работы | Вид контроля |
1. | Введение | 4 | - практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии; | ||
2 | Земля и Солнце | 17 | - определение времени по Солнцу; - определение сторон горизонта по компасу; Практическая работа с глобусом - опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов; - прочитать текст и дописать недостающие фразы; - опыт, показывающий закон всемирного тяготения; - раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени; - по рисунку определить время суток; - практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды; -деление слов на группы; -нахождение правила среди предложений; -составление режима дня; -составление рассказа по рисункам; -практическая работа с теллурием; -найди и подчеркни правильный ответ; -реши кроссворд; -раскрашивание рисунка; -сделай подписи под рисунком; - определение температуры с помощью термометра; -закончить схем аттическое изображение глобуса; - составь прогноз погоды на завтра; -заполни таблицу; | Проверочная работа № 1 Проверочная работа № 2 Контрольная работа № 1 Проверочная работа № 3 Проверочная работа № 4 Контрольная работа № 2 | Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический |
3 | Глобус и карта | 8 | -соедини линией предметы с их изображением на столе; -составь план своего стола; -практическая работа с картой; -реши кроссворд; - соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария; - сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте; -раскрась схематическую контурную карту; -вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту; | Проверочная работа № 5 Проверочная работа № 6 Проверочная работа № 7 Проверочная работа № 8 Контрольная работа № 3 | Тематический Тематический Тематический |
4 | Формы земной поверхности | 8 | - подпиши рисунки; -раскрась схематическую контурную карту; -выбери и подчеркни правильный ответ; - вставь в текст нужные слова; -подпиши времена года; -вырежи детали из картона и склей макет местности; -покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира; -раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе; - рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное); - опыт, показывающий испарение воды; -реши кроссворд; - выбери слова, необходимые для рассказа; -впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий; -подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах; -допиши фразы в текст; На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам; -покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания; -с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки; -выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены; -раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов; -обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей — черной, раскрась рисунок; -распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов; | Тематический Тематический | |
5 | Земля — наш общий дом | 12 | -подпиши местообитания растений и животных; -разгадай зашифрованные слова; -вспомни, что необходимо растениям для жизни, и впиши в клеточки на рисунке; -покажи стрелками, как передаются вещества в экосистеме; -обведи на рисунке настоящие экосистемы в рамочку; -реши кроссворд; -вставь в текст пропущенные слова; -вычеркни из списка те места, где природа сильно изменена человеком; - по карте при родных зон определи, в каком поясе находятся известные тебе природные зоны, и напиши, какой там климат; -покажи на схеме стрелками, как передаются органические вещества в тундровой экосистеме; -нарисуй, как выглядит кленовая веточка в разные времена года4 -определи время года на рисунке по углу падения лучей и их количеству; -подпиши, что общего у деревьев каждого ряда; -прочитай текст, найди и подчеркни в нем самые важные строчки; -выбери и обведи особенности климата лесной зоны; -соедини рисунки с прямоугольниками, покажи, как растения приспособлены к смене сезонов, к жизни в лесу; - составь рассказ об одном из известных тебе животных лесной зоны; -сравни растения пустыни и степи, сделай вывод, чем они отличаются; -восстанови пищевые цепи в степной экосистеме; -найди на картах природных зон и выпиши крупных степных животных; - найди на карте природных зон пустыни Африки, подпиши ее название; -выпиши с карты природных зон, каких еще зверей и птиц можно встретить в саваннах; -рассмотри схематическую карту, подпиши на склонах, какой из них самый теплый, холодный, сухой и влажный; -покажи стрелками, где живут эти звери и птицы; -нарисуй, как ты себе представляешь землетрясение; -нарисуй, как ты себе представляешь другие природные катастрофы; - правильно придумай и расставь значки на рисунке; | Проверочная работа № 9 Проверочная работа № 10 | Тематический Тематический |
6 | Части света | 10 | -определи по рисунку и напиши, в каких природных зонах живут эти народности; -подпиши, в каких условиях разводят скот эти народы; -подчеркни, где удобнее распихивать поля; -напиши, где что выращивают; -размести на плане новые объекты; -составь рассказ о своей стране; -раскрась рисунок; - нарисуй на контурной карте маршрут двух тучек; - проведи исследование, узнай , в какой стране произведен тот или иной продукт питания; -используя физическую карту Евразии, карту природных зон Евразии, политическую карту Европы соверши путешествие в любую страну, изобрази на рисунке пейзаж этой страны; - работа в паре с соседом: один называет горы, другой страну, в которой находятся эти горы; -игра с соседом по парте: один директор туристической фирмы, другой – турист; -найди родину этих автомобилей на политической карте; -с помощью карты природных зон Евразии заполни таблицу и напиши о природе лесной зоны Сибири; -заполни таблицу и напиши о природе Аравийского полуострова; -раскрась предметы; -проведи морские маршруты к портам России из стран, которые производят товары из списка; -заполни таблицу и напиши и природе побережья Северного Ледовитого океана; -реши кроссворд; -используя физическую карту, назови моря, которые названы в честь смелых мореплавателей, где они расположены? -соедини высказывания с изображениями ребят; -напиши рассказ о природных условиях пустыни, используя слова и выражения из лабиринта; -обведи географические названия, которые можно встретить на карте Африки, допиши, что они обозначают; -нарисуй план зоопарки с загонами для животных; - используя карты природных зон, впиши в таблицу названия животных, которые будут жить в зоопарке, и определи, на каких материках они обитают; -выполни задание, пользуясь физической картой Африки; -обведи животных, обитающих как в России, так и в Канаде; -дополни рассказ, вставив нужные слова; -пройди лабиринт, допиши предложения опри родных условиях в районе реки амазонки; -выполни задания и впиши ответы в рамки; | Проверочная работа № 11 Проверочная работа № 12 Проверочная работа № 13 Контрольная работа № 4 | Тематический Тематический Тематический Тематический |
-обведи обитателей Австралии; -напиши, какая природная зона занимает всю центральную и западную часть Австралии; - сравни Африку и Австралию, впиши нужные слова. Чтобы получился рассказ; -подпиши, на каком рисунке изображено лето в Антарктиде, а на каком зима; - раскрась рисунки, определи по карте природных зон, какие животные здесь обитают; -определи , какие природные ископаемые добывают люди из подземных кладовых на территории России; -найди на карте важные названия рек, озер, равнин, гор, островов, полуостровов, морей России; -напиши рассказ о природе своей местности; -раскрась рисунки тех вещей, которые производят на фабриках и заводах в вашей местности; - раскрась рисунки тех культурных растений, которые растут на полях и садах в вашей местности; -напиши, чтобы ты показал в своем родном городе друзьям из другой страны; -помоги найти на рисунке опасные для человека ситуации; -напиши правила поведения на пляже; | |||||
7 | Наша маленькая планета Земля | 4 | -раскрась рисунок; поставь «-« там, где человек ведет себя неправильно; -сформулируй правила бережного отношения к природе; -проверь себя, определи, какие из этих высказываний верные, а какие нет; -заполни таблицу; -соедини явления стрелками от причины к следствию; -сделай опыт; -реши кроссворд; -нанеси на карту географические названия России; | ||
8 | Повторение пройденного материала | 5 | Контрольная работа №5 Итоговая комплексная работа | итоговый итоговый | |
Итого | 68 | К/р – 5 П/р - 13 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2-й класс. «Наша планета Земля» (68 ч)
Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (17 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (8 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (12 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (4 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 5 ч.
Календарно-тематическое планирование
(2 час в неделю, всего – 68 часов)
№ п/п | Название темы | Кол-во уроков | Вид занятия | Вид самостоятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата | ||||||||
Плани | Факти | |||||||||||||
НАША ПЛАНЕТА (37 часов) | ||||||||||||||
1 | Введение. Как мы будем учиться | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ПРЕДМЕТНЫЕ: Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н). Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н). Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства (П). Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (П). Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П). Приводить примеры явлений природы (Н). Приводить примеры веществ, описывать их (Н). Называть особенности различных состояний веществ (П). Самостоятельно и в группах проводитьнаблюдения явлений природы (Н). Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н). Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимой информации из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П). Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П). Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н). Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н). Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на моделях (П). Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н). Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П). Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н). Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П). Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П). Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н). Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия. Определять направления течения рек по карте и глобусу (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения (П). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Личностными результатами Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 4.09 | ||||||||
2 | Общие слова – понятия | 1 | Комбинированный | Задания по группам | 6.09 | |||||||||
3 | Из чего состоят все предметы | 1 | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опрос | 11.09 | |||||||||
4 | Повторение и проверочная работа по теме «Из чего состоят все предметы» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 13.09 | |||||||||
5 | Природные часы, календарь и компас | 1 | Комбинированный | Дидактическая игра | 18.09 | |||||||||
6 | Природные часы, календарь и компас | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | 20.09 | |||||||||
7 | Земля имеет форму шара | 1 | Комбинированный | Фронтальный и индивидуальный опрос | 25.09 27.09 | |||||||||
8 | Глобус – модель Земли | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | ||||||||||
9 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус – модель Земли» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 2.10 | |||||||||
10 | Контрольная работа № 1 по теме «Наша планета» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков | Контрольная работа | 4.10 | |||||||||
11 | ПДД №1 Виды светофоров и дорожных знаков, их значение для пешеходов и водителей. Земля в космосе | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 9.10 | |||||||||
12 | Притяжение Земли | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 11.10 | |||||||||
13 | Смена дня и ночи | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 16.10 | |||||||||
14 | Повторение и проверочная работа по теме «Смена дня и ночи» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 18.10 | |||||||||
15 | Смена времён года | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 23.10 | |||||||||
16 | Смена времён года | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 25.10 | |||||||||
17 | Где на Земле теплее | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 30.10 | |||||||||
18 | Погода и климат | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 1.11 | |||||||||
19 | Погода и климат | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 13.11 | |||||||||
20 | Повторение и проверочная работа по теме «Погода и климат» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 15.11 | |||||||||
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Наша планета» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков | Контрольная работа | 20.11 | |||||||||
22 | План и карта | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 22.11 | |||||||||
23 | План и карта | 1 | Комбинированный | Устный опрос. Практическая работа «План класса» | 27.11 | |||||||||
24 | Глобус и карта | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 29.11 | |||||||||
25 | Повторение и проверочная работа по теме «Глобус и карта» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 4.12 | |||||||||
26 | Что изображают на карте | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 6.12 | |||||||||
27 | Что изображают на карте | 1 | Комбинированный | Устный опрос. Чтение маршрутной карты | 11.12 | |||||||||
28 | Материки и океаны | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 13.12 | |||||||||
29 | Повторение и проверочная работа по теме «Материки и океаны» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 18.12 | |||||||||
30 | Реки и озера | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 20.12 | |||||||||
31 | Реки и озера | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 25.12 | |||||||||
32 | Равнины и горы | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 27.12 | |||||||||
33 | ПДД №2 Тормозной путь транспортных средств. Равнины и горы | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 15.01 | |||||||||
34 | Повторение и проверочная работа по теме «Реки и озера. Равнины и горы» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 17.01 | |||||||||
35 | Моря и острова | 1 | Комбинированный | Практическая работа | 22.01 | |||||||||
36 | Повторение и проверочная работа по теме «Моря и острова» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 24.01 | |||||||||
37 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 3 по теме «Наша планета» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков | Контрольная работа (20 мин) | 29.01 | |||||||||
ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ (26 часов) | ||||||||||||||
38 | Экологические системы | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | ПРЕДМЕТНЫЕ: Характеризовать экосистемы (на 1-2 примерах) (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н). Находить на карте изученные природные зоны (П). Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). Обсуждать особенности 2-3 стран мира (Н). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни (Н). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П). Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П). Показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). Показывать территорию России, ее государственную границу (Н). Находить на карте России родной регион (Н). Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П). Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) природные зоны своей местности (Н). Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Природная зона родного края» (П). Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на уроке и в жизни. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулироватьучебнуюпроблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Личностными результатами Оцениватьжизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | 31.01 | ||||||||
39 | Экологические системы | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 05.02 | |||||||||
40 | Природная зональность | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 07.02 | |||||||||
41 | Природные зоны холодного пояса | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 12.02 | |||||||||
42 | Леса умеренного пояса | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам. Текущий контроль | 14.02 | |||||||||
43 | Засушливые зоны умеренного пояса | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам. Текущий контроль. Составление памятки | 19.02 | |||||||||
44 | Путешествие | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 21.02 | |||||||||
45 | Горные экосистемы | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 26.02 | |||||||||
46 | Повторение и проверочная работа по теме «Экологические системы» | 1 | Обобщение знаний | Индивидуальный опрос. Практическая работа | 28.02 | |||||||||
47 | Люди, города и страны | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос. Практическая работа | 05.03 | |||||||||
48 | Повторение и проверочная работа по теме «Люди, города и страны» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа (10 мин) | 07.03 12.03 14.03 | |||||||||
49 | Контрольная работа № 4 по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | Контроль знаний, умений, навыков | Контрольная работа | ||||||||||
50 | Путешествие тучки по Европе | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | ||||||||||
51 | Путешествие тучки по Европе | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 19.03 | |||||||||
52 | Азия | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 21.03 | |||||||||
53 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Африка | 1 | Комбинированный | Устный опрос. Работа | 2.04 | |||||||||
54 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Америка | 1 | Комбинированный | Индивидуальный опрос | 4.04 | |||||||||
55 | Путешествие в дальние страны (сообщения школьников). Австралия. Антарктида | 1 | Комбинированный | .Устный опрос | 9.04 | |||||||||
56 | Россия – наша родина | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 11.04 | |||||||||
57 | ПДД №3 На загородной дороге. Повторение и проверочная работа по теме «Россия – наша родина» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 16.04 | |||||||||
58 | Экскурсия «Формы земной поверхности родного края: река, озеро, равнина, горы» | 1 | Экскурсия | Беседа по вопросам | 18.04 | |||||||||
59 | Экскурсия «Природная зона родного края» | 1 | Экскурсия | Индивидуальный опрос | 23.04 | |||||||||
60 | Наша маленькая планета Земля | 1 | Комбинированный | Устный опрос | 25.04 | |||||||||
61 | Наша маленькая планета Земля | 1 | Комбинированный | Беседа по вопросам | 30.04 | |||||||||
62 | Повторение и проверочная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» | 1 | Обобщение знаний | Проверочная работа | 2.05 | |||||||||
63 | Учимся решать жизненные задачи. Контрольная работа № 2 по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | Контрольный | Контрольная работа | 7.05 | |||||||||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (5 часов) | ||||||||||||||
64 | Обобщение по теме «Наша планета» | 1 | Обобщение знаний | Индивидуальный опрос | Обобщать знания по теме Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | 14.05 | ||||||||
65 | Обобщение по теме «Наша планета» | 1 | Обобщение знаний | Устный опрос | 16.05 | |||||||||
66 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | Обобщение знаний | Беседа по вопросам | Обобщать знания по теме Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | 21.05 | ||||||||
67 | Обобщение по теме «Земля – наш общий дом» | 1 | Обобщение знаний | Устный опрос | 23.05 | |||||||||
68 | Обобщение по теме «Экологическая система родного края» | 1 | Обобщение знаний | Беседа по вопросам | Обобщать знания по теме Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н). | 28.05 | ||||||||
ИТОГО: | 68 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. -3-е изд. перераб. М. :Баласс, Школьный дом, 2012. - 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. 2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). - М. :Баласс; Школьный дом, 2012. - 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» ) 3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М.: Баласс, Школьный дом, 2010. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100») 4. А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. ЧихановаМетодические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й класс. – М. :Баласс, 2012. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»). | К К К Д | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ |
Печатные пособия | ||
плакаты по основным темам естествознания:«Луг», «Лес», «Степь», «Озеро», «Природные зоны», «Пустыня», «Неживая и живая природа. Зима»; «Неживая и живая природа. Весна»; «Неживая и живая природа. Лето»; «Неживая и живая природа. Осень»; «Явления природы в живой и неживой природе»; «Деревья, кустарники, травы»; «Ядовитые растения»; «Красная книга. Растения»; «Красная книга. Животные»; «Ориентирование. Стороны горизонта»; «Водный и воздушный транспорт»; «Наземный и подземный транспорт»; «Строение тела человека»; «Путешествие в космос»; «Кладовые земли» географические и исторические настенные карты: «Физическая карта мира», «Физическая кара России», материки | Д Д | |
Технические средства обучения | ||
персональный компьютер | Д | |
Экранно-звуковые пособия | ||
видеофильмы по предмету: записи голосов птиц, Презентации на темы: 1. Общие слова – понятия 2. Из чего состоят все предметы 3. Экологические системы 4. Наша планета 5. Земля – наш общий дом 6. Материки и океаны | Д Д Д Д Д Д Д | . |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
термометры для измерения температуры воздуха, воды термометр медицинский лупа компас муляжи овощей, фруктов, грибов | К К К К Д | |
Натуральные объекты | ||
коллекции полезных ископаемых коллекции плодов и семян растений гербарии культурных и дикорастущих растений живые объекты (комнатные растения) | Д Д Д Д | |
Игры и игрушки | ||
наборы карандашей, красок, альбомов для рисования | К | |
Оборудование класса | ||
ученические столы двухместные с комплектом стульев; стол учительский с тумбой; шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий; настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | К Д Д | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- ВахрушевА.А.,. СамойловаЕ.А, ЧихановаО.В. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир («Наша планета Земля»). 2-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
- Логинова, О. Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс / О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева. - М.: Просвещение, 2010. - [60] л.: - (Стандарты второго поколения).
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под.науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд.2-е, доп.-М.: Баласс, 2010.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч.Ч.1\М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.\: под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.-2-е изд.-М.: Просвещение,2010.-215с.-(Стандарты второго поколения).
- Планируемые результаты начального общего образования.\ Л.Л. Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.\ ; под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.-2-е изд..М.: Просвещение,2010.-120с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа\сост.Е.С.Савинов\.-М.:Просвещение,2010.-191с.- (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-4-е изд., перераб.- М.: Просвещение,2010.-400с.- (Стандарты второго поколения).
- Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. - (Стандарты второго поколения).
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан О. С., учебник окружающего мира «Наша планета Земля» для 2 класса в 2 частях, М:Баласс, 2012.
- Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан О. С., Рабочая тетрадь к учебнику окружающего мира для 2 класса, М: Баласс, 2012.
- Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан О. С., Самостоятельные и проверочные работы по окружающему миру для 2 класса, М: Баласс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А....
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру на основании АООП НОО ФГОС для глухих детей...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс школы для слабослышащих детей
Рабочая программа по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1 «В» класса разработана в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 27...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному обра...