Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Чернова Прасковья Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая  УМК Перспектива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rup_po_okr._miru_4_klass.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                         

Окружающий мир 4 класс (68 ч)  Авторы: А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.

2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования)   утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.

3. Учебного плана на 2014-2015 учебный год.

Примерной (авторской) программы (начального общего образования)

 4. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008.

 5. Сборник рабочих программ «Перспектива». Просвещение. 2011.

 6. Комплект «Перспектива». Программа для начальных классов. Просвещение. 2008.

Содержание тем

НАШЕ ОТЕЧЕСТВО В ПРИРОДНОМ И КУЛЬТУРНОМ

ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Основное положение программы: историческое существование народов России должно сознательно строиться на основе взаимного уважения национальных традиций и плодотворного труда каждого гражданина для достижения ОБЩЕГО

БЛАГА.

Разговору о России как многонациональном государстве будет предпослан раздел с элементами физической, историко-этнографической и экономической географии: материки и океаны, горы и равнины, реки и озера; общее представление о географической карте; ориентирование на местности, стороны горизонта, компас; природные зоны России, разнообразие климатических условий жизни ее народов, богатство природных ресурсов, связь хозяйственной культуры народов России с природно-климатическими зонами их проживания в прошлом и настоящем. Будут даны правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Затем будут представлены государственная символика. Москва — столица России; основные события отечественной истории и ее крупнейшие деятели. Итог программы — мысль о важности вклада каждого народа России и каждого гражданина в развитие исторической жизни нашего Отечества; об ответственности каждого за соблюдение национальных интересов и рост общенационального богатства страны.

 Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты

детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. СанктПетербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.

Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

Нормы опенок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области "Окружающий мир" соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе. Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

 Ошибки:

- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-        нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение:

- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

- неумение ориентироваться, на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату:

- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

- неточности при нахождении объекта на карте;

Учебно-методический комплект "Перспектива"

УМК «Окружающий мир».  Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Ведущей идеей курса является идея единства мира природы и мира культуры. Окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, человек – как часть природы, создатель культуры и ее продукт. В курсе раскрывается структура понятия «окружающий мир» в единстве трех его составляющих: природа, культура, человек. Эти три составляющие последовательно рассматриваются на разных социокультурных уровнях общества (семья, школа, малая родина, родная страна и др.), благодаря чему определяются главные педагогические подходы к освоению предмета: коммуникативно-деятельностный, культурно-исторический, духовно-ориентированный. Содержание курса «Окружающий мир» способствует эффективному построению внеурочной деятельности младших школьников, в том числе проектной, работе с семьей. В этой связи в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой учитель может трансформировать, с учетом региональных и местных условий, в которых находится конкретная школа.

Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
Окружающий мир. Рабочие программы.                    Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 4 класс, в 2 частях

                                                      Тематическое планирование учебного материала  по предмету «Окружающий мир» 4 класс.(68 ч)

№ п./п.

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности

Планируемый результат

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1

Общество-это мы!

Гражданин и гражданское общество.

Изучение нового и закрепление

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник»

Выявлять общее и различное

3.09

2

Российский народ.

Создание проекта «Мой проект на благо России»

Изучение нового и закрепление

Характеризовать государственную символику России

Оформлять Календарь памятных дат

4.09

3

Конституция России.

Практическая работа «Права и обязанности человека и гражданина»

Изучение нового и закрепление

Различать права и обязанности гражданина РФ

Приводить конкретные примеры свобод

10.09

4

Права ребенка.

Изучение нового и закрепление

«Мои права и обязанности»

Употреблять специальную лексику документов

11.09

5

Государственное устройство России.

Создание проекта «Если бы меня выбрали Президентом России»

Изучение нового и закрепление

Объяснять, в чем состоит роль Президента

Три ветви власти в России

17.09

6

Российский Союз равных.

Практическая работа «Флаги республик»

Изучение нового и закрепление

Объяснять символический смысл герба и флага

Составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях

18.09

7

Государственная граница России.

Изучение нового и закрепление

Определять по карте

Различать границы на суше и на море

24.09

8

Путешествие за границу России.

Изучение нового и закрепление

Определять по карте названия столиц

Рассказывать о важнейших природных и культурных объектах

25.09

9

Сокровища России и их хранители.

Изучение нового и закрепление

Анализировать

Презентовать рассказ

1.10

10

Творческий союз.

Изучение нового и закрепление

Оценивать роль русского языка

Презентация

2.10

11

Обобщение по теме «Мы-граждане единого Отечества»

Обобщение

Заочные путешествия по республике

Выставка «Гербы, флаги и столицы РФ»

8.10

12

Карта-наш экскурсовод.

Изучение нового и закрепление

Сравнивать масштаб карты

Рассказывать по карте о нашей стране

9.10

13

Контрольная работа

Контроль и оценка знаний

Контроль выполнения заданий

Контрольная работа

15.10

14

Работа над ошибками

Обобщение и закрепление знаний

Различать  информацию которую можно получать с помощью карты

Рассказывать по карте о нашей стране

16.10

15

По равнинам и горам.

Практическая работа «Равнины и горы России»

Изучение нового и закрепление

Учиться показывать равнины и горы на карте

Характеризовать крупнейшие равнины и горы России

22.10

16

В поисках подземных кладовых.

Практическая работа «Изучение подземных ископаемых»

Изучение нового и закрепление

 «Полезные ископаемые Татарстана»

Изучать образцы полезных ископаемых

23.10

17

Наши реки.

Изучение нового и закрепление

Раскрывать значение рек в жизни людей

Находить на карте реки России

29.10

18

Озера - краса земли.

Изучение нового и закрепление

Раскрывать значение озер

Учиться показывать озера на карте

30.10

19

По морским просторам.

Изучение нового и закрепление

Раскрывать значения морей

Учиться показывать моря на карте

12.11

20

С севера на юг.

Изучение нового и закрепление

Сравнивать карту природных зон

Определять по карте природные зоны России

13.11

21

В ледяной пустыне.

Изучение нового и закрепление

Находить на карте арктические пустыни

Составлять цепи питания

19.11

22

В холодной тундре.

Изучение нового и закрепление

Рассказывать по карте об этой зоне

Осуществлять самопроверку по тексту учебника

20.11

23

Среди лесов.

Изучение нового и закрепление

Находить на карте лесные зоны

Учиться показывать на карте эти зоны

26.11

24

В широкой степи.

Изучение нового и закрепление

Рассказать по карте о зоне степей

Составлять характерные для степи цепи питания

27.11

25

В жаркой пустыне.

Практическая работа «Живой мир пустынь»

Изучение нового и закрепление

Знакомиться по гербарным образцам с растениями пустынь

Сравнивать природу пустынь с природой степей

3.12

26

У теплого моря.

Изучение нового и закрепление

Находить на карте зон России субтропики

Составлять цепи питания

4.12

27

Мы – дети родной земли.

Изучение нового и закрепление

Анализировать

Моделировать

10.12

28

В содружестве с природой.

Изучение нового и закрепление

Различать особенности бытового уклада

Показывать на карте место традиционного проживания некоторых народов России

11.12

29

Как сберечь природу России?

Изучение нового и закрепление

Знакомиться с экологическими проблемами

Готовить сообщение классу, презентовать его

17.12

30

По страницам Красной книги.

Создание проекта «Красная Книга нашего региона»

Изучение нового и закрепление

Знакомиться с растениями и животными из красной книги

Выполнять задания в рабочей тетради

18.12

31

По заповедникам и национальным паркам.

Обобщение.Создание проекта «Чудесное путешествие по России»

Обобщение и закрепление знаний

Выполнить задания в рабочей тетради

Готовить сообщение, презентовать его

24.12

32

Контрольная работа

Контроль и оценка знаний

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги

Контрольная работа

25.12

33

За страницами учебника

Обобщение и закрепление знаний

Использовать полученные знания

Повторение и обобщение пройденного

14.01

34

В путь по Реке времени.Создание проекта «Календарь памятных дат»

Изучение нового и закрепление

Различать два значения понятия истории

Определять по дате век события

15.01

35

Путешествуем с археологами.

Изучение нового и закрепление

Описывать внешний вид археологических находок

Рассказывать о роли археологов

21.01

36

По страницам летописи.

Изучение нового и закрепление

Показывать на карте места обитания разных племен

Объяснять значение названий славянских племен

22.01

37

Истоки древней Руси.

Изучение нового и закрепление

Показывать на карте древние торговые пути

Рассказывать о берестяных грамотах

28.01

38

Мудрый выбор.

Изучение нового и закрепление

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги

Обсуждать проблему выбора и его последствия

29.01

39

Наследница Киевской Руси.

Изучение нового и закрепление

Составлять схему родственных отношений древнерусских князей

Объяснять важность преемственности

4.02

40

Москва – преемница Владимира.

Изучение нового и закрепление

Характеризовать роль Александра Невского

Составлять схему родственных отношений

5.02

41

Начало Московского царства.

Изучение нового и закрепление

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси

Характеризовать деятельность Ивана Грозного

11.02

42

Подвижники Руси и землепроходцы.

Изучение нового и закрепление

 «Пословицы и загадки о книгах нашего края»

Презентовать рассказы

12.02

43

На пути к единству.

Изучение нового и закрепление

 «Пословицы и загадки необходимости дружбы и единства нашего края»

Показывать на карте поволжские города

18.02

44

Начало Российской империи.

Изучение нового и закрепление

Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга

Объяснять значение названия города

19.02

45

«Жизнь – Отечеству, честь – никому!»

Изучение нового и закрепление

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху

Обсуждать социальную значимость названных понятий

25.02

46

Отечественная война 1812 года.

Изучение нового и закрепление

Роль М. И. Кутузова

Презентация своего рассказа

26.02

47

Великий путь.

Создание проекта «Моя семья в истории России»

Изучение нового и закрепление

 «Моя семья в истории России»

Свой рассказ

4.03

48

Тест по теме «Российская империя»

Контроль и оценка знаний

Контроль знаний

Выполнить тест

5.03

49

Золотой век театра и музыки.

Изучение нового и закрепление

Характеризовать развитие театрального искусства

Приводить примеры

11.03

50

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

Обобщение по теме.

Обобщение и закрепление

Обобщать знания о произведениях великих русских художников

Характеризовать достижения мирового уровня

12.03

51

Контрольная работа

Контроль и оценка знаний

Применять полученные знания

Контрольная работа

18.03

52

Работа над ошибками

Обобщение и закрепление знаний

Применять полученные знания

Повторение и обобщение пройденного        

19.03

53

В поисках справедливости.

Изучение нового и закрепление

Приводить примеры изменения названия городов и улиц

Презентовать рассказ

1.04

54

Век бед и побед.

Создание проекта «Моя семья в истории России»

(Продолжение)

Изучение нового и закрепление

 «Моя семья в истории России»

Характеризовать особенности развития страны

2.04

55

«Вставай, страна огромная!»

Изучение нового и закрепление

 «Неразрывная связь поколений»

Характеризовать этапы ВОВ

8.04

56

Трудовой фронт России.

Изучение нового и закрепление

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время ВОВ

Составлять рассказ о жизни и труде в тылу

9.04

57

«Нет в России семьи такой…»

Создание проекта «Моя семья в истории России»

(Продолжение)

Изучение нового и закрепление

Обсуждать значение семейных воспоминаний

Записывать воспоминания старших поколений о военном времени

15.04

58

После великой войны.

Изучение нового и закрепление

Приводить примеры разрушений и потерь в ВОВ

Рассказывать о земляках

16.04

59

Достижения 1950 – 1970-х годов.

Создание проекта «Моя семья в истории России»

(Продолжение)

Изучение нового и закрепление

Приводить примеры достижений  в науке и технике

Презентация

22.04

60

За страницами учебника

Обобщение и закрепление знаний

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

Повторение и обобщение пройденного

23.04

61

Тест на тему «История России»

Контроль и оценка знаний

Применять полученные знания

Выполнить тест

29.04

62

Современная Россия.

Изучение нового и закрепление

Приводить примеры преобразований

Презентация

30.04

63

Хороша честь, когда есть, что есть.

Изучение нового и закрепление

 «Продукция сельского хозяйства моего края»

Презентация

6.05

64

Комплексная контрольная работа

Контроль и оценка знаний

Использовать полученные знания

Комплексная контрольная работа

7.05

65

Умная сила России.

Изучение нового и закрепление

 «Промышленность нашего села»

Свой рассказ

13.05

66

Светлая душа России.

Изучение нового и закрепление

Составлять рассказ

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни

14.05

67

Начни с себя!

Изучение нового и закрепление

 «Мои планы на будущее»

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества

20.05

68

Обобщение по теме.

Создание проекта «Я строю будущее России»

Обобщение

Оценивать уровень личных достижений

Презентовать рассказ

21.05

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.

Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.

Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, авторской программы А....

рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3класс УМК"Перспектива"

Предложены рабочая программа и календарно- тематическое планирование по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в соответствии с ФГОС , учебной программы и учебником...

рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3класс УМК"Перспектива"

Предложены рабочая программа и календарно- тематическое планирование по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в соответствии с ФГОС , учебной программы и учебником...