Рабочая программа по окружающему миру 2 класс.
рабочая программа на тему
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2a.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 5
Центрального района Санкт-Петербурга
«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ школы (VII вида) №5: Волошенюк Т.П. | «СОГЛАСОВАНО» ____________________ | «РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО» на заседании методического объединения учителей начальных |
«___» _______________ 2014г. М.П. | Зам. директора по УВР: | Протокол № ___ от ________2014г. Руководитель МО: ______________________________ Пиляева А.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(человек, природа, общество)»
во 2 «А» классе
68 часов (2 раза в неделю)
Составила:
Сынкова Олеся Владимировна
Санкт-Петербург
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Школа России»:
Плешаков А. А. Окружающий мир: учебники для 1 - 4 классов: в 2 частях – М.: Просвещение, 2012
Плешаков А. А. Рабочие тетради «Окружающий мир» для 1 - 4 классов в 2 частях - М.: Просвещение, 2012
Плешаков А. А. Тесты «Окружающий мир» для 1 - 4 классов - М.: Просвещение 2012
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочие программы. 1- 4 классы - М.: Просвещение, 2011
Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников с задержкой психического развития (далее ЗПР).
Цели изучения учебного предмета:
• Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
В свою очередь эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных задач.
- Создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития: эмоциональной, познавательной, саморегуляции, с опорой на систему базовых культурных ценностей общества.
- Изучить различные процессы и явления окружающего мира;
- Развить умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;
- Развить представление о пространстве и времени.
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно- нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно- смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира: . природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия; . природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека; . мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч: 2 часа в неделю.
На основании «Рекомендаций Комитета по образованию по организации деятельности отделов образования администраций районов Санкт-Петербурга и государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» (письмо от 23.08.2014 № 01-16-2560/13-0-0) введен модуль «Дорожная безопасность» в количестве 11 часов.
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
Календарно-тематический план
№ | Тема | Всего часов |
1 | Где мы живем | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 9 |
4 | Здоровье и безопасность | 8 (содержит 3 темы дорожной безопасности); |
5 | Общение | 6 |
6 | Путешествия | 13 |
7 | Дорожная безопасность | 8 (Всего11) |
ИТОГО | 68 |
Основное содержание учебного предмета
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (9 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (8ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Дорога, ее элементы и правила поведения на ней (1 час) (тема включена в раздел «Здоровье и безопасность».
Элементы дороги. Тротуар. Пешеходная дорожка. Обочина. Правила поведения на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.
Пешеходные переходы (1 час) (тема включена в раздел «Здоровье и безопасность».
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.
Где можно и где нельзя играть (1 час)
Опасность игр вблизи проезжей части. Места для игр и езды на велосипеде.
Общение (6 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (13ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира. Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края. Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Дорожная безопасность (8ч)
Пешеходные переходы (1 час)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Опасные ситуации при переходе дороги. Пешеходные переходы в районе школы.
Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Где и как перейти проезжую часть, если пешеходный переход не обозначен.
Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы (2 часа)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода дороги на регулируемом перекрестке. Действия пешеходов по сигналам регулировщика.
Поездка в автобусе, троллейбусе и в трамвае (2 часа)
Правила для пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая на остановке, при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода. Возможные опасности.
Дорожные знаки (1 час)
Назначение дорожных знаков. Дорожные знаки: «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
График проведения контрольно-измерительных работ
Период обучения | Диагностические работы | Проверочные работы | Экскурсии | Практические работы |
1 четверть | 1 | 4 | 2 | 2 |
2 четверть | 1 | 6 | 3 | 2 |
3 четверть | 0 | 8 | 2 | 2 |
4 четверть | 1 | 6 | 1 | 2 |
Итого: | 3 | 24 | 8 | 8 |
Экскурсии:
Что нас окружает?
Живая и неживая природа.
Осенние изменения в природе.
Зимние изменения в природе.
Знакомство с достопримечательностями родного города.
Весенние изменения в природе.
Формы земной поверхности родного края.
Водоемы родного края.
Практические работы:
Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека.
Знакомство с горными породами и минералами.
Свойства воды.
Распознавание деревьев, кустарников и трав.
Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений.
Приемы ухода за комнатными растениями.
Отработка правил перехода улицы.
Отработка основных правил этикета.
Определение сторон горизонта по компасу.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса.
1. Плешаков А. А. «Окружающий мир» 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч.: – М.: Просвещение, 2012.
2. Плешаков А. А . «Окружающий мир. Рабочая тетрадь» в 2 ч. – М. Просвещение, 2014.
3. Мультимедийный проектор
4. Интерактивная доска
5. CD – ДИСКИ «Электронное приложение» к учебнику Окружающий мир Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. 2 класс
6. Иллюстративный материал, глобус, карты природных зон.
7. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы к УМК Плешакова А.А. М: ВАКО, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс Плешаков.Новицкая УМК Перспектива...
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, образовательная система "Школа 2100"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Скорректированная для 3 класса 8 вида по программе А.А. Плешакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру на основании АООП НОО ФГОС для глухих детей...