Тематическое планирование по биологии в 7 классе (ФГОС)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Тематическое планирование по биологии в 7 классе (ФГОС)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_7_klass_fgos.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование 7 класс ФГОС
Тема | Количество часов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты | ||
предметные | УУД | личностные | ||||
Введение (2 часа) | ||||||
История развития зоологии | 1 | Здравствуйте! Вы изучаете биологию уже третий год, и, думаю, убеждаетесь в том, что биология – наука удивительная! 1.Какими примерами это можно доказать? 2.Какие организмы вами изучены в 5-6 классах? 3.Какие царства живых организмов вам известны? 1.Какой раздел биологии изучает царство животных? 2.Что способствовало выделению знаний в науку зоологию? Заполните таблицу и сделайте выводы о многообразии животного мира(приложение 1) Для того, чтобы разобраться в огромном числе видов животных зоологи используют систематику, с которой вы знакомы из ботаники Что вы узнали на уроке? | Приводят примеры многообразия живых организмов, Отвечают на вопросы, заполн. Схему «Царства органического мира» Отв. На вопросы Работа с таблицей Самостоятельная работа с учебником(стр. 4-5), отв. на вопр.1-2 Заполнение схемы(приложение 2) Делают вывод по уроку. 1 Зоология –наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира; строение и жизнедеятельность животных, связь их со средой обитания, индивидуальное и историческое развитие. 2.В развитии зоологии можно выделить этапы: донаучный и научный. 3.Распределением животных на группы занимается – систематика | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником. |
Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Познавательные: Поиск и отбор информации, Речевое развитие | Личностные: Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира. |
Современная зоология | 1 | Беседа по вопросам: 1.Что способствовало выделению знаний в науку зоологию? 2.Чем характеризуется донаучный этап развития зоологии? Что изучает современная зоология? Какова ее структура? 4.Беседа о значении животных в природе и в жизни человека | Отвечают на вопросы и рассказывают подготовленные сообщения 1.Работа в группах: По приготовленным картинкам выделите сходство и различие 1гр. Между животными и растениями 2гр.ж-е и грибы, 3гр. Ж-е и бактерии 2, 3.Самостоятельная работа с текстом учебника 4.составление цепей питания с участием животных. Показывают подготовленную презентацию о редких и исчезающих видах животных. | Определяют понятия «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость рационального | Познавательные: Поиск и отбор информации, Речевое развитие Регулятивные: Составление таблиц, Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. | Личностные: Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира. |
Многообразие животных | ||||||
Раздел 1. Простейшие (2 часа) | ||||||
Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики | 1 | Каково значение открытия микроскопа в истории развития зоологии? 2.Почему А.Левенгук назвал свою книгу «Тайны природы, открытые А.Левенгуком при помощи микроскопа?» Рассказ учителя 1.На основании каких признаков животных относят к простейшим? 2.Почему тело простейших является самостоятельным организмом? 3.О чем свидетельствует сходство простейших и растений? | Отвеч. на вопрос: 1.Почему охранять животных и заботится об их видовом разнообразии должен каждый человек на Земле? 2.Подготовленный материал о животных своей местности. Составление плана в тетради по статье учебника. Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» Беседуют с использованием рисунков в учебнике | понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование Речевое развитие, выделение признаков простейших, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана лабораторной работы, прогнозирование результатов работы Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. | Личностные: Участие в создании школьного аквариума и уход за ним |
Простейшие: жгутиконосцы, инфузории | 1 | 1.Какие организмы называют простейшими? 2.Как доказать, что тело простейших является самостоятельным организмом? 1,2.Беседа с элементами рассказа и использованием рисунков учебника | 1.Отвеч. на вопросы 2.Работа по карточкам(прилож1) Самостоятельная работа по учебнику: используя текст заполнить таблицу(прилож 2) | Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | Познавательные: Исследование, поиск и отбор информации, ее структурирование Речевое развитие, выделение признаков простейших, Выбор критериев для сравнения Регулятивные: Составление плана работы c учебником, прогнозирование результатов работы Определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; Выражение своих мыслей при ответах на вопросы. | Личностные: Участие в создании школьного аквариума и уход за ним |
Раздел 2. Многоклеточные животные (32 часа) | ||||||
Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные | 1 | Рассказ учителя с элементами беседы и использованием рисунков учебника | Работа с текстом и рисунками учебника Ответы на вопросы и задания учебника | 1. Развивать умение выделять существенные признаки т. Губки 2. Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания | П. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты Л. Умение применять полученные знания в своей практической деятельности Р. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. |
Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые Полипы | 1 | Рассказ учителя с использованием презентации | Работа по извлечению информации со слайдов презентации и из текста учебника, знакомство с натуральными биологическими объектами. | 1. Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных 2. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными | П. умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации Л. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам Р. Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя К. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, сравнивать, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям |
Многообразие кишечнополостных | 1 | Эвристическая беседа, заслушивание сообщения учащихся. | Обсуждение сообщений учащихся «Многообразие Кишечнополостных и их значение в природе и жизни человека», сотрудничество с одноклассниками. | 1. Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными | П. Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Л. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Р. Умение определять цель работы, планировать ее выполнение К. Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. | Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. |
Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные | 1 | Рассказ с использование презентации | Просмотр слайд-фильма по данной теме Работа с текстом и рисунками учебника, заполнение таблицы «Многообразие Плоских червей» | 1.Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. 2.Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | П. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Р. Умение организовать выполнение заданий учителя. К. умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. |
Тип Круглые черви | 1 | Рассказ с использование презентации, заслушивание сообщений учащихся | Обсуждение сообщений учащихся на тему «Многообразие круглых червей». Выполнение рисунков, схем в тетрадях. | 1. Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей 2.Сравнивать плоских и круглых червей. 3. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | П. Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Л. Умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья Р. Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. К. умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека. |
Тип Кольчатые черви, или кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты | 1 | Обеспечивает закрепление основных биологических понятий, развивает навык работы с текстом учебника; развивает навык планирования, показывает необходимость знания темы. | Просмотр видеофрагмента, работа с текстом учебника. Определяют понятия: «вторичная полость тела», «параподия», «замкнутая кровеносная система», «полихеты», «щетинки», «окологлоточное кольцо», систематизируют кольчатых червей, дают характеристику типа Кольчатые черви. Начинают заполнение таблицы «Классы Кольчатых червей и их роль в природе и жизни человека». | Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека. | Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы (П). Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других (К). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). | Уметь объяснять необходимость знаний о животных типа Кольчатые черви, об особенностях представителей разных классов для понимания их роли в природе. Понимать необходимость бережного отношения к природе. |
Классы кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты, Пиявки | 1 | Выстраивает логику изучения темы, дает рекомендации по работе с текстом, продолжает формирование специальных биологических умений и навыков наблюдать, ставить опыты, исследовать живые объекты. Формирует умения анализировать результаты наблюдений. | Определяют понятия: «диапауза», «Защитная капсула», «гирудин», «анабиоз». Работают с различными источниками (учебник, книги о животных) для получения дополнительной информации, продолжают заполнять таблицу. Выполняют самостоятельную работу по изучению внешнего строения и поведения дождевого червя. Оформляют отчет, включающий описание наблюдения, его результат и выводы. | Знать представителей типа Кольчатых класса Малощетинковых и их значение в природе и жизни человека. | Давать определения понятиям, уметь работать с изобразительной наглядностью, уметь делать выводы на основе полученной информации (П). Уметь воспринимать разные формы информации, слушать ответы других, уметь работать в малых группах (К). Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; уметь работать с инструктивными карточками (Р) | Уметь объяснять роль малощетинковых червей в природе и жизни человека. |
Тип Моллюски | 1 | Рассказывает об общей характеристике типа Моллюски, показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает. Направляет, информирует | Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей типа Моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал | Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие | Познавательные УУД: Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия Регулятивные УУД Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования. |
Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | 1 | Рассказывает о строении и жизнедеятельности Двустворчатых и Головоногих моллюсков, показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает. Направляет, информирует | Воспринимает, запоминает информацию. Распознаёт представителей Двустворчатых и Головоногих моллюсков. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает. Обобщает материал Применяет знания на практике Демонстрирует знания о Моллюсках. Знает, употребляет термины и основные понятия. Понимает факты, правила, принципы, Интерпретирует схемы и словесный материал. Предположительно описывает будущие процессы эволюции животных Определяет значение Моллюсков и их место в эволюции | Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; Осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Регулятивные УУД Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования |
Тип Иглокожие. Классы: Морские лилии, Морские звёзды, Морские ежи, Голотурии, или Морские огурцы, Офиуры | 1 | Проводит фронтальную беседу. Проверяет дом. Задание. Активизирует знания.Демонстрирует препараты представителей Иглокожих. Предлагает определить цель и задачи урока. Иглокожих.Корректирует работу обучающихся. Отвечает на непонятные обучающимся вопросы. Предлагает выполнить тест и оценить свою работу по времени и качеству. Задаёт домашнее задание. | Принимают участие в беседе. Предоставляют домашние задания. Рассказывают об известных им Иглокожих. Рассматривают препараты. Ставят цель урока и формулируют задачи урока. Работают с учебником. Определяют новые понятия : водно-сосудистая система, известковый скелет. Сравнивают представителей разных классов. Готовят вопросы и обсуждают представителей классов Иглокожих для одноклассников. Выбирают лучшие вопросы и оценивают их. Выполняют тест оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | Знание особенностей строения типа Иглокожие. Умение различать классы Иглокожих, их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов. | Познавательные УУД: Умение воспроизводить информацию по памяти, работать с препаратами : находить части тела, характеризовать особенности строения, анализировать информацию. Умение строить речевые высказывания в устной форме. РегулятивныеУУД: Умение определять цель урока и ставить задачи необходимые для её достижения. Умение распределить своё время работы. Развитие навыков самооценки и самоанализа. КоммуникативныеУУД: Умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников. ЛичностныеУУД: Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие живой природы. | Познавательный интерес к естественным наукам. |
Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, Паукообразные | 1 | Рассказывает о происхождении членистоногих и их многообразии; отличительных особенностях этого типа. Обобщает изученный материал, оценивает результаты. | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Отвечает на вопросы, оценивает. | Знания происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. |
Тип Членистоногие. Класс Насекомые | 1 | Рассказывает о строении насекомых, на примере пчелы; показывает их строение, сравнивает с изученными ранее ракообразными и паукообразными. Обобщает изученный материал, оценивает. | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внутреннее строение насекомых. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает | Знания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы. | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. |
Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Подёнки Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы Отряды насекомых: Чешуекрылые, или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи Отряд насекомых: Перепончатокрылые | 4 | Рассказывает о типах развития насекомых; показывает на примерах насекомых с полным и неполным превращением. Обобщает изученный материал, оценивает. | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает насекомых с полным и неполным превращением. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает | Знания о типах развития насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых. | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. |
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» | Рассказывает о значении насекомых в биоценозах; Рассказывает о строении и многообразии Многоножек; показывает их строение, сравнивает с изученными ранее животными. Обобщает изученный материал, оценивает. | Воспринимает, запоминает информацию. Распознает внешнее строение многоножек. Объясняет, обобщает информацию. Демонстрирует знания, оценивает | Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни Многоножек. | Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное, Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Коммуникативные: отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков Учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения. Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих. | |
Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Предлагает разделить предложенные изображения животных на две группы и объяснить свой выбор Задает вопросы, обобщая опыт учащихся Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока Объясняет материал с демонстрацией ЭОР Организует беседу Предлагает интерактивные задания Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Предлагает дифференцированные карточки для самостоятельной работы на выбор. Коррекция знаний учащихся | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу Работают в парах, обмениваются своим мнением Формулируют цели урока Отвечают на вопросы Самостоятельно (по источникам в Интернете, учебнике) выполняют задания на компьютере Обобщают полученные знания. Выполняют тест. Делают выводы, корректируют свои знания Оценивают свою деятельность, чувства, настроение. Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы | Распознают животных типа Хордовых. Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде. Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных Типа Хордовые, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности | |
Классы рыб: Хрящевые, Костные | 1 | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Просит нарисовать рыбу на основе имеющегося опыта Ставит проблемные вопросы о водной среде Демонстрирует презентацию, отмечает особенности строения рыб Предлагает индивидуальную работу Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся Предлагает работу в четырех группах. На основе ответов групп составляет опорную схему Предлагает тесты, карточки для самостоятельной работы Поясняет дифференцированное домашнее задание, указанное в информационном листе Просит оценить учащихся работу на уроке в карточке самооценки | Индивидуальная работа: каждый ученик с помощью фломастера рисует на отдельном листке рыбу Афиширование результатов работы: каждый ученик вывешивает на доску свой рисунок Отвечают на вопросы Сравнивают свой рисунок с фотографиями рыб Формулируют цель и тему занятия и записывают их в информационный лист Работают индивидуально в информационном листе, используя учебник и электронный ресурс Работают в группах: 1.Читают 2.Обсуждают 3.Корректируют записи в таблице информационного листа Каждая группа выступает по результатам своей работы. Слушают и корректируют записи Предлагают свое обобщение итоговой схемы на доске и таблицы в информационном листе Оценивают свой ответ Выполняют самостоятельную работу Читают дифференцированное домашнее задание Заполняют карточки самооценки и сдают | Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания. Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Выделяют особенности строения рыб. Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные | 1 | Проверяет знания: тест, индивидуальные карточки Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока Задает вопросы, обобщая опыт учащихся Создает проблемную ситуацию Предлагает учащимся работу в группах – заполнение таблицы с использованием докладов учащихся, кинофрагментов, учебника Предлагает тесты для самостоятельной работы на закрепление. Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Предлагает д.з. на выбор | Работают в парах, проверяют друг у друга результаты Формулируют цели урока Отвечают на вопросы Самостоятельно (по источникам в Интернете) находят ответы на вопросы, поставленные учителем Обобщают полученные знания. Работают в группах 1.Читают 2.Обсуждают 3.Корректируют записи в таблице Каждая группа выступает по результатам своей работы. Слушают и корректируют записи Выполняют самостоятельную работу Оценивают свой ответ | Распознают и описывают представителей хрящевых рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Раскрывают значение хрящевых рыб в природе Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информацию о характерных особенностях животных класса Хрящевые рыбы, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Класс Костные рыбы. Отряды: Осётрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные | 1 | Вызывает у учащихся познавательный интерес к предстоящему уроку. Создает проблемную ситуацию Создает общее представление о целях и содержании урока Объясняет материал с демонстрацией ЭОР Организует беседу Предлагает интерактивные задания Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Предлагает дифференцированные карточки для самостоятельной работы на выбор. Коррекция знаний учащихся Предлагает д.з. на выбор | Определяют и формулируют тему и цели урока Актуализируют субъективный опыт Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий, слайдов, электронных ресурсов Заполняют схему Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение. Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы | Распознают и описывают представителей костных рыб. Приводят примеры видов рыб, обитающих в Московской области. Характеризуют отряды костных рыб. Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Костные рыбы, их многообразии, эстетической ценности, значении в природе и жизни человека, правилах рыбной ловли и охраны водоемов Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые | 1 | Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места ученика. Старается увлечь и заинтересовать учащихся. Читает слова Альфреда Брема Помогает формулировать цели урока, знакомит с планом урока Задает вопросы, обобщая опыт учащихся Создает проблемную ситуацию Дифференцирует работу по группам. Предлагает тесты, карточки для самостоятельной работы на выбор. Организует беседу по обсуждению результатов работы учащихся. Коррекция знаний учащихся Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии. Предлагает д.з. на выбор | Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу Высказывают свои мнения Формулируют цели урока Отвечают на вопросы Самостоятельно (по источникам в Интернете) находят ответы на вопросы, поставленные учителем Обобщают полученные знания. Работают в группах. Выполняют тест. Сильные учащиеся работают с карточками Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение. Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы | Распознают и описывают внешнее строение Земноводных. Выделяют особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб. Объясняют:
Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Земноводных, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | 1 | Вызывает у учащихся познавательный интерес к предстоящему уроку. Создает проблемную ситуацию Создает общее представление о целях и содержании урока Предлагает учащимся работу в группах - продолжить предложения Делает дополнения Задает вопросы для закрепления Предлагает решить биологические задачи Высказывает собственное суждение об успешных достижениях на учебном занятии. Предлагает д.з. на выбор | Определяют и формулируют тему и цели урока Актуализируют субъективный опыт Работают в группах – выполняют задания с использованием наглядных пособий, слайдов, электронных ресурсов Заполняют схему Делают выводы. Оценивают свою деятельность, чувства, настроение. Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы | Определяют принадлежность к типу, классу и распознают наиболее распространённых представителей класса. Выявляют особенности строения пресмыкающихся. Доказывают:
Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Развивают любознательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с электронными учебниками, составлять схемы Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающихся, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Отряды Пресмыкающихся: Черепахи, Крокодилы | 1 | Проверяет знания: фронтальный опрос, тест Показывает фрагмент фильма Предлагает заполнить таблицу Делает дополнения Задает вопросы для закрепления Проводит зоовикторину Предлагает д.з. на выбор | Отвечают на вопросы Выполняют тест, проводят самопроверку с пом. ответов на экране Заполняют таблицу в парах с пом. учебника и электронных ресурсов Закрепляют полученные знания Оценивают свои знания самостоятельно Записывают задание, задают учителю уточняющие вопросы | Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся. Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объясняют роль в природе и жизни человека. Формулируют вывод. Структурируют знания. | П: осуществляют поиск и отбор необходимой информации Р: определяют цель работы К: задают вопросы, выражают свои мысли П: предлагают способы решения Р: корректируют свои знания К: высказывают свою точку зрения П: анализируют полученные знания, выделяют главное, второстепенное Р: корректируют свои знания К: взаимооценка П: преобразуют информацию Р: оценивают собственные результаты К: выражают в ответах свои мысли | Осмысливают тему урока Осознают и осмысливают информации о характерных особенностях животных класса Пресмыкающиеся, их многообразии, значении в природе и жизни человека Рефлексируют, оценивают результаты деятельности |
Класс Птицы. Отряд Пингвины | 1 | Сообщает о многообразии птиц; отличительных особенностях этого класса, особенностях внешнего и внутреннего строения, связанных с полётом. Даёт характеристику Отряду Пингвины. Обобщает изученный материал, корректирует и оценивает результаты. Подводит к правильному выводу. | Воспринимает, запоминает информацию. Объясняет и обобщает полученную информацию. Работает с текстом учебника, наглядными пособиями, выполняет и оформляет лабораторную работу. Знакомится с представителями отряда Пингвины, их образом жизни, особенностями строения, связанных со средой обитания. Выделяет признаки отряда. Отвечает на вопросы, корректирует, оценивает. | Многообразие птиц. Понятия: орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мишки, двойное дыхание, высокий обмен веществ, теплокровность, выводковые и гнездовые птенцы, инкубация. Бионика. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. П: умение работать с текстом, выделять в нем главное, работать с наглядными пособиями, таблицами. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия. Давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, представлять информацию в виде конспекта, таблицы, рисунка. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. К: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой. |
Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные | ||||||
Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные | ||||||
Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые | ||||||
Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | ||||||
Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые | ||||||
Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные | ||||||
Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | ||||||
Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные | ||||||
Отряд млекопитающих: Приматы | ||||||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные» | ||||||
Строение, индивидуальное развитие, эволюция | ||||||
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов) | ||||||
Покровы тела | Подводит к осознанию названия и цели урока путем постановки проблемного вопроса: с помощью чего животные защищены от вредного влияния окружающей среды на организмы Дает тесты по прошлому материалу Организует лабораторную работу по изучению покровов тела животных. У каждой группы – дождевой червь или мотыль, рыба, раковины моллюсков, чучела птиц, хитиновый покров рака, кусочкм шкуры животных. Организует выступление каждой группы | Включаются в эвристическую беседу, формулируют цели Проверяют тесты друг у друга и выставляют оценки Работают в группе с информацией в учебнике, с муляжами животных, с природными объектами, с электронным приложением Выступают, анализируют, делают выводы | Учащиеся должны знать: —покровы тела животных; —особенности строения покровов тела у разных групп животных; —эволюцию покровов тела. Учащиеся должны уметь: —правильно использовать при характеристике покровов тела специфические понятия; —объяснять закономерности строения покровов тела; —сравнивать и описывать строение покровов тела животных разных систематических групп; —показывать взаимосвязь строения покровов с их функцией; —различать на живых объектах разные виды покровов; —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. | Познавательные: осуществлять наблюдения и делать выводы, Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.). Коммуникативные: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Регулятивные: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Осмысливание темы урока, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом | |
Опорно-двигательная система животных | Подводит к осознанию цели, предлагая модели скелетов разных животных Показ слайдов – что общего и какие различия у этих животных. Разбивает класс на группы Рассказ учителя с помощью показа презентации, раздает картинки с изображениями скелета животных Учитель раздает диагностические карточки с заданиями | Предлагает разные варианты целей урока, дети настраиваются на урок Распределяет материал между участниками групп. Составляют таблицу по тексту учебника, распределяют картинки по группам – какие части скелета к каким животным относятся Работают в группах с диагностическими карточками, формулируют выводы по целям урока | Учащиеся должны знать: —опорно-двигательную систему органов животных и органы, их образующие; —особенности строения скелета и мышц у разных групп животных; —эволюцию изучаемой системы органов животных. Учащиеся должны уметь: —правильно использовать при характеристике ОДС специфические понятия; —объяснять закономерности строения ОДС и механизмы функционирования —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Познавательные: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умение работать с информацией. Коммуникативные: умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; | Обеспечить ориентацию ученика на личностный моральный выбор, оценить собственный вклад в работу группы | |
Способы передвижения и полости тела животных | Учитель читает загадки, подводя детей к теме урока. Показывает видеоряд по изображению животных с разными способами передвижения Организует лабораторную работу, указывает этапы ее выполнения. Дает тестовое задание в виде слайдов, ставит проблемный вопрос - найти отличительные признаки животных, приспособленных к разным способам передвижения | Отгадывают загадки, формулируют тему урока. Дети указывают способы передвижения животных Выполнение лабораторной работы «Способы передвижения животных» на примере дождевого червя, рыб в аквариуме, улиток, мадагаскарского таракана и других обитателей живого уголка. Делают тестовые задания, ищут решение на проблемный вопрос | Учащиеся должны знать: —основные способы передвижения животных и органы, участвующие в движении; —эволюцию полостей тела. Учащиеся должны уметь: —правильно использовать при характеристике способов передвижения специфические понятия; —объяснять закономерности строения и механизмы функционирования органов передвижения животных; —показывать взаимосвязь строения органоов передвижения и их функции; —выявлять сходства и различия в строении тела животных; —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. | Регулятивные: уметь организовывать учебную деятельность и определять ее цель. Познавательные: осуществлять наблюдения и делать выводы, научиться работать с информацией Коммуникативные: уметь планировать и составлять совместную деятельность. | установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |
Органы дыхания и газообмен | Учитель показывает кроссворд. Его решение подводит к цели урока. Проверка пройденного материала - тест Записывает на доске изучаемые понятия, объясняет тему на моделях легкого, дети сами пытаются изготовить модель легкого млекопитающего из воронки и надувных шаров. Каждой группе даются проблемные вопросы. | Дети отгадывают кроссворд, формулируют цель урока. После решения тестовых заданий дети сами себя оценивают. Составить по тексту схему, работа с понятиями, изготовление модели легкого. Решение проблемных вопросов в группах: условия среды обитания, необходимые для жизнедеятельности живых организмов, значимость влажных покровов тела. | Учащиеся должны знать: —способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании; —особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных; —эволюцию органов дыхания у животных. Учащиеся должны уметь: —правильно использовать при характеристике органов дыхания специфические понятия; —объяснять закономерности строения органов дыхания и механизмы их функционирования; —сравнивать строение органов дыхания животных разных систематических групп. | Регулятивные: учиться организовывать свою деятельность, составлять план и последовательность действий. Познавательные: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, уметь работать с информацией и изготавливать простейшие модели органов дыхания. Коммуникативные: умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах. | Образование знания о моральных нормах поведения в природе, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. | |
Органы пищеварения | Постановка проблемного вопроса о способах переваривания пищи. Учитель разбивает класс на группы, раздает инструктивные карточки с прошлой темой урока Организует работу с учебником. Дает задание составить кроссворд, организует дискуссию. | Ищут ответы на вопрос, формулируют цель урока. Заполняют карточки, самостоятельно оценивают себя. Составить по тексту план ответа на вопрос об усложнении органов пищеварения у животных Дети дискуссируют по способам и проблемам пищеварения у животных, делают кроссворды. | Учащиеся должны знать: —особенности строения органов пищеварения у разных групп животных; —эволюцию пищеварительной системы органов животных. Учащиеся должны уметь: —правильно использовать при характеристике органов пищеварения специфические понятия; —объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования; —сравнивать строение пищеварительных органов животных разных систематических групп; —показывать взаимосвязь строения и функции органов пищеварения животных; —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений. | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий Познавательные: Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков, умение работать с информацией, умение формулировать цель. Коммуникативные: умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои мысли. | Способность к решению моральных проблем через организацию питания домашних животных, осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. | |
Обмен веществ и превращение энергии | ||||||
Кровеносная система. Кровь | ||||||
Органы выделения | ||||||
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт | ||||||
Органы чувств. Регуляция деятельности организма | ||||||
Продление рода. Органы размножения, продления рода | ||||||
Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | ||||||
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (3 часа) | ||||||
Способы размножения животных. Оплодотворение | ||||||
Развитие животных с превращением и без превращения | ||||||
Периодизация и продолжительность жизни животных | ||||||
Раздел 4. Развитие животного мира на земле (3 часа) | ||||||
Доказательства эволюции животных | ||||||
Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | ||||||
Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | ||||||
Раздел 5. Биоценозы (5 часов) | ||||||
Естественные и искусственные биоценозы | ||||||
Факторы среды и их влияние на биоценозы | ||||||
Цепи питания. Поток энергии | ||||||
Экскурсия Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза | ||||||
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов) | ||||||
Воздействие человека и его деятельности на животный мир | 1 | Организует работу учащихя с текстом учебника, с дополнительными источниками, работу по заданиям учителя, построение учащимися причинно- следственных связей | Определяют понятия «промысел», «промысловые животные». Анализируют причинно- следетвенные связи, возникающие в результате воздействия человека на животных и среду их обитания. Работают с дополнительными источниками информации | Знать способы положитель- ного и отрицательного воздействия человека и его деятельности на животных и среду их обитания; виды промысла | Познаватель- ные: уметь работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативн ые: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы | Личностные : уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и однокласс-никам. |
Одомашнивание животных | 1 | Организует работу по формированию умений учащимися Структуриро- вать учебный материал по теме, делать выводы, работать в группах | Определяют понятия «одомашниван ие», «отбор», «селекция», «разведение». Изучают методы селекции и разведения домашних животных. Анализ условий их содержания | Знать: этапы одомашнива- ния животных, основы разведения, содержания и основные методы селекции сельскохозяй- ственных животных | Познаватель ные: :уметь структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативн ые: уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Личностные: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассни кам |
Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | 1 | Организует работу учащихся по формированию умений проводить элементарные исследования ,работу с различными источниками информации. | Определяют понятия «мониторинг» «биосферный заповедник». Изучают законодатель ные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга | Ознакомиться с законами об охране животного мира: федеральными, региональным Знать основы составления системы мониторинга | Познавательные: уметь проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативн ые: уметь воспринимать информацию на слух | Личностные: уметь соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам |
Охрана и рациональное использование животного мира | 1 | Организует работу учащихся по формированию умений формулировать вопросы к тексту, представлять результаты работы. | Определяют понятия «заповедники» «заказники», «памятники природы», «акклиматизац ия». Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий | Знать: классификации охраняемых территорий и видов деятельности человека разрешённых на них; животных занесенных в Красную книгу | Познавательные: : уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативн ые: уметь работать в составе творческих групп | Личностные: :осознать возможности участия каждого человека в комплексе мероприятий по охране природы |
Экскурсия Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных | 1 | Организует повторение материала по теме | Выявляют наиболее существенные признаки породы. Выясняют условия выращивания. Определяют исходные формы. Составляют характеристики на породу | Знать материал о воздействии человека на животных, об одомашнивании о достижениях селекции | Познавательные: владеть умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные: уметь организовать выполнение заданий учителя. Развивать навыки самооценки и самоанализа. Коммуникативн ые: уметь работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Личностные: сформировать потребность в справедли- вом оценивании своей работы и работы одноклассни ков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (ФГОС)
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Тематическое планирование по биологии 5 класс. ФГОС ООО
Тематическое планирование по биологии 5 класс, к учебнику под редакцией В.В.Пасечника. 1 час в неделю. Разработано согласно ФГОС ООО....
Календарно- тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование 6 класс...
календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС
В данной работе представлено календарно тематическое планирование по биологии для 9 класса по программе Пономаревой И.Н. в соответствии с ФГОС ООО....
календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС Учебник Пасечника....
календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС Учебник Пасечника...
Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.
Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...