календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
В данной работе представлено календарно тематическое планирование по биологии для 9 класса по программе Пономаревой И.Н. в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_ktp_9_klass.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование 9 класс ( 70 час. 2часа в неделю)
Тема программы и количество часов | Дата | Тема урока | Коррекция | Планируемые УУД | Лабора-торные работы | Экскур-сии. | НРЭО | .Вид контроля | Д/З | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Тема 1: Общие закономерности жизни-5час. | 1нед.сент | 1.Биология как наука Роль биологии в практичес -кой деятельности людей. | Знать определение биологии как науки о живой природе. Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии | Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде СD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации. | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Развитие научных областей биологии в нашем регионе. | Сам. Работа с биологическими понятиями, устный опрос. | П.1 | ||||
2нед.сент | 2.Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент | Знать: методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, сравнение, описание, эксперимент, моделирование; правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами | Овладение учебными умениями работы с лабораторным оборудованием , соблюдение техники безопасности, объяснять назначение методов исследования | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения | Устный опрос, тесты, лаборатор но-практичес-кий | П.2 | ||||||
2 нед. сент | 3.Общие свойства живых организмов. | Знать признаки живых организмов. Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности; доказывать, что живые организмы- открытые системы. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Фронтальный опрос, диктант | П.3 | ||||||
3 нед. сент | 4.Многообразие форм жизни. | Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни, разнообразие биосистем. Уметь характеризовать царства живой природы. Уметь: объяснять особенности строения и жизнедеятельности вирусов, характеризовать структурные уровни организации жизни | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями: логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы). | №1 многообразие форм жизни в природе | Много-образие видов растений и живот-ных окрестностей школы | Тесты, отчет по заданию экскурсии | П.4 | ||||
4 нед. сент. | 5Обобщение и систематиза-ция знаний по теме | Характеризовать свойства живого | Находить в Интернете дополнительную информацию об ученых-биологах | Овладевать умением аргументировать свою точку зрения при обсуждении проблемных вопросов темы | зачет | |||||||
Тема-2. Закономерности жизни на клеточ-ном уровне-10ч. | 4нед. сент. | 6. Многообра-зие клеток. | Знать: основные положения клеточной теории, отличительные признаки клеток прокариот и эукариот, характеризовать существенны признаки жизнедеятельности свободноживущей клетки и клетки , входящей в состав ткани, сравнивать строение клеток. | Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы Овладение учебными умениями работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников, проводить анализ и обработку информации | Находить в Интернете и называть имена ученых, положивших начало изучению клетки. Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение. | №1.Многообразие клеток эукариот. Сравне - ние растительных и живот-ных клеток | Тесты, сам. работа с учебником, таблицами, биологическими понятиями, лаборатор-но-практичес-кий | П.5 | ||||
5 нед. сент. | 7. Химичес-кие вещества в клетке. | Знать: признаки клетки как биологического объекта, её химический состав: неорганические и органические вещества. Уметь: характеризовать значение микроэлементов, классифицировать углеводы по группам, объяснять функции белков, углеводов, липидов и нуклеиновых кислот в связи их строением | Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, анализировать текст , таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы. | Овладение интеллектуальны-ми умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы) |
| Сам. работа с текстом: найти ошибки в тексте | П.6 | |||||
5нед.сент | . 8.Строение клетки. | Уметь распознавать и описывать на таблицах основные части клетки: мембрану, ядро, цитоплазму с органоидами и включениями | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы) | Сам. работа с таблицами, рисунками, диктант | П.7 | ||||||
1нед.окт | 9.Органоиды клетки и их функции. | Знать: основные органоиды растительной и животной клеток Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп, рассматривать клетки на готовых микропрепаратах, объяснять функции органоидов в связи с их строением. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Сам. работа с таблицами, рисунками; диктант, | П.8 | ||||||
2нед.окт | 10.Обмен веществ - основа существования клетки. | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии. Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; объяснять роль АТФ | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы. Характеризовать и сравнивать процессы протекающие в биосистемах, делать на основе сравнения | Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать, кдассифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы | Работа с текстом: найти ошибки | П.9 | ||||||
2нед.окт | 11.Биосинтез белка в живой клетке. | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращение энергии, этапы белкового синтеза. Уметь: называть свойства генетического кода, характеризовать механизмы транскрипции, трансляции | Овладение умениями определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать, составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять анализ фактов или явлений. | Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, клас-сифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение и выводы) | Решение задач | П.10 | ||||||
3нед.окт | 12.Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Питание. Различие организмов по способу питания. Фотосинтез как процесс создания углеводов в живой клетке. Роль хлорофилла. Космическая роль растений | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной цели. Овладение учебными умениями логично излагать материал, анализировать текст. Таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Загрязнение Чел. обл. | Решение задач | П.11 | |||||
3 нед. окт. | 13.Обеспечение клеток энергией. | Знать: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания. Уметь перечислять этапы диссимиляции, характеризовать этапы энергетического обмена | Овладение исследовательскими методами умениями: определять цели , этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить и проводить наблюдения и на их основе получать новые знания | Овладение интеллектуальны-ми умениями: сравнивать. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. | Устный фронталь-ный и индивиду-альный опрос | П.12 | ||||||
4нед. окт. | 14.Размноже- ние клетки и её жизненный цикл | Знать: митоз, его фазы; доказывать, что размножение общее свойство клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Объяснять механизмы распределения наследственного материала | Обобщать и систематизировать знания. Наблюдать и описывать делящиеся клетки, сравнивать, делать выводы; проводить наблюдения и на их основе получать новые знания | Овладение интеллектуальными и коммуникативны -ми умениями, опытом межличностных отношений, корректного ведения диалога, умение выделять нравственный аспект | №2 «Рассмат-ривание микропре-парата с делящи-мися клетками» | Мутаге-ны Чел. обл. | Лабораторно-практический | П.13 | ||||
4нед.окт. | 15.Обобще-ние и систематиза-ция знаний по теме «закономер-ности жизни на клеточном уровне» | Уметь: характеризовать существенные признаки важнейших процессов жизнедеятельности клетки | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций и сообщений по материалам темы. | Овладение коммуникативны-ми умениями и опытом межличностных отношений , корректного ведения диалога, выделение нравственного аспекта. Самоопределение. | зачет | Повт. П.5-13 | ||||||
Тема-3 Закономерности жизни на организменном уровне 17 час. | 5нед. окт. | 16.Организм - открытая живая система (биосистема) | Уметь доказывать: организм – живая система, взаимодействие компонентов системы, обеспечивающих целостность биосистемы «организм» Знать: регуляцию процессов в биосистеме. | Овладение умениями самостоятельно моделировать, выделять существенные признаки биосистемы, связь с окружающей средой и на этой основе получать новые знания | Овладение интеллектуальными умениями, умение вести диалог, ориентация в межличностных отношениях | ). | Устный опрос, тесты, сам. работа с текстом учебника. | П.14 | ||||
5нед.окт | 17.Бактерии и вирусы | Знать: разнообразие форм организмов: одноклеточные, многоклеточные, неклеточные Уметь: выделять существенные признаки бактерий, вирусов | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал; анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Овладение методами профилактики заболеваний, вызываемых бактериями и вирусами | Инфекци-онные заболева-ния нашего региона | Защита презента-ций | П.15 | |||||
2нед. ноября | 18.Растительный организм и его особенности | Знать: Главные свойства растений; особенности растительной клетки; способы размножения , типы бесполого размножения | Выделять и обобщать существенные признаки, характеризовать процессы жизнедеятельности, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, формирование основ экокультуры | Многооб- разие видов растений разных систем. групп | Защита проектов | П.16 | |||||
. Тема. 4 Закономерности присхо-ждения и разви-тия жизни на Земле | 2.нед. ноября | 19.Много-образие растений и значение их в природе | Знать: многообразие растений, систематику растений , характеристику отделов и классов | Умение выделять и обобщать существенные признаки растений разных групп.; определять самостоятельно и задачи в учёбе развивать интересы своей познавательной деятельности | Формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов | Много-образие видов растений Чел. обл. | Защита презента-ций | П.17 | ||||
3нед. ноября | 20. Организмы царства грибов и лишайников | Знать Многообразие видов грибов и лишайников в природе, их значение, лишайники – симбиотические организмы сходство; грибов с другими эукариотическими организмами :растениями и животными и отличие от них | Овладение учебными методами работы с учебной и справочной литературой; логично излагать материал, умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе, периодические издания, ресурсы Интернета; проводить анализ и обработку информации | Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение | Многообразие грибов и лишайников Чел. обл. | Сам. работа с текстом: ответы на вопросы | П.18 | |||||
3нед. ноября | 21Животный организм и его особенности
| Знать: особенности животных организмов: принадлежность к эукариотам, гетеротрофность, способность к передвижению, забота о потомстве. Уметь: определять экологические группы животных | Овладение умениями: определять цели, этапы и задачи работы; выделять и обобщать существенные признаки и процессы биосистем , самостоятельно моделировать и проводить наблюдение и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений | Овладение интеллектуальными умениями( сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. Использовать Интернет для создания презентаций | Много-образие видов живот-ных Чел. обл. | Тесты, устный опрос | П.19 | |||||
4.нед. ноября | 22..Многообразие животных | Знать: систематику животных и ее принципы; Особенности разных типов беспозвоночных животных и типа Хордовые | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на основе их получать новые знания. Анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы | Овладение интеллектуальными умениями, формирование познавательных интересов и мотивов изучению биологии и общению с природой. | Много-образие живот-ных Чел. обл. | Защита презента-ций | П.20 | |||||
4нед. ноября | 23Сравнение свойств организма человека и животных | Знать: сходство человека животных, их отличие, особенности строения организма человека; приводить доказательства родства человека с млекопитающими | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. Овладение учебными умениями логично излагать материал, сравнивать , делать выводы | Овладение интеллектуальными умениями сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения | Тесты. | П.21 | ||||||
5нед. ноября | 24.Размножение живых организмов | Знать: типы размножения и их особенности. Уметь: сравнивать половое и бесполое размножение, объяснять роль оплодотворения и образование зиготы, раскрывать биологическое преимущество полового размножения | Умение слушать и вступать в диалог. Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, логично излагать материал, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками | Формирование ответственного отношения к учёбе, формирование целостного мировозрения | Составле-ние схем, характерис-тик типов размноже-ния | П.22 | ||||||
1нед. декабря | 25.Индивидуальное развитие организмов | Знать: понятие об онтогенезе; периоды онтогенеза: эмбриональный и пост- эмбриональный и их особенности | Умение самостоятельно определять цели и планировать пути достижения их, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Сравнивать и характеризовать значение этапов развития организма | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | Влияние загрязнения на индивиуальное развитие организма | Сам. работа с рисунками учебника и текстом | П.23 | |||||
2нед. декабря | 26.Образование половых клеток. Мейоз | Знать: половые гаметы и набор хромосом в них. Определять понятие мейоз, сперматогенез, овогенез. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Характеризовать и сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Анализировать и оценивать биологическую роль мейоза | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, уважительного и доброжелательного отношения к учителю | Сам. работа с таблицами, составле-ние схем | П.24 | ||||||
2нед.декабря | 27.Изучение механизма наследствен-ности | Знать: достижения современных исследований наследственности организмов, роль отечественных ученых в наследственности | Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки . | Защита презента-ций | П.25 | ||||||
3нед. декабря | 28. Основные закономерно-сти наследствен-ности организмов | Знать: понятия: наследственность и изменчивость, ген, генотип и фенотип. Свойства гена | Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, формирование основ экологической культуры | . | Сам. работа с биологиче-скими понятиями | П.26 | |||||
3нед. декабря | 29.Законо-мерности изменчивос-ти | Знать: наследственную и ненаследственную изменчивость, типы наследственной изменчивости; выделять существенные признаки изменчивости | Умение работать со справочной литературой; определять понятия, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Соблюдать правила работы в кабинете, формирование экологического мышления | №3 «Выявле-ние наследственных и ненаследственных призна-ков у растений » | Причи-ны наследственных болезней жителей нашего региона | Лабораторно - практичес-кий | П.27 | ||||
4нед. декабря | 30.Ненаследственная изменчи-вость | Знать: понятие о ненаследственной изменчивости, её проявление у организмов и роли в их жизнедеятельности | Умение называть и объяснять причины ненаследственной изменчивости, сравнивать проявление её у разных организмов, делать выводы. Формулировать. Аргументировать и отстаивать своё мнение. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками | №4 «Изуче ние изменчи - вости у организ-мов» | Лабораторно-практичес кий | П.28 | |||||
4нед. декабря | 31Основы селекции организмов | Называть и характеризовать методы селекции, значение селекции и биотехнологии в жизни людей | Умение анализировать значение селекции и биотехнологии. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России | Роль ученых нашего региона в развитии селекции | Защита презента-ций | П.29 | |||||
5нед. декабря | 32.Обобщение и систематизация знаний по теме «Закономер-ности жизни на организмен-ном уровне» | Характеризовать отличительные признаки живых организмов. Выделять и характеризовать существенные признаки строения и процессов Жизнедеятельности | Использовать информационные ресурсы для подготовки презентаций проектов и сообщений по материалам темы | Воспитание патриотизма | Зачет | Повт. П.14-28. | ||||||
5. нед. декабря | 33.Представ-ления о возникнове-нии жизни на Земле. | Знать: :гипотезы происхождения жизни на Земле, опыты Ф. Реди и Л.Пастера, объяснять их постановку и результаты | Умение строить логическое рассуждение, определять понятия и обобщать , выделять и пояснять основные идеи гипотез | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | Устный опрос | П.30 | ||||||
3нед. января | 34.Современные представления о возникновении жизни на Земле | Знать: биохимическую гипотезу А.И.Опарина, Дж. Холдейна | Уметь: характеризовать и сравнивать основные идеи гипотез, делать выводы на основе сравнения , строить логическое рассуждение. | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, формирование мировоззрения | №2. экскур-сия в краевед-ческий музей города | История живой природыУвель-ского района | Сам. работа со справочной литерату-рой, защита рефератов | П.31 | ||||
3нед. января. | 35. Значение фотосинтеза и биологичес-кого круговорота веществ | Знать: особенности первичных организмов, основные этапы биологической эволюции и причины эволюции Уметь: аргументировать процесс возникновения биосферы | Формирование умений определять понятия, создавать обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Формирование навыков сотрудничества со с сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности | Сам. работа по составле-нию и заполне-нию таблиц | П.32 | ||||||
4нед. января. | 36.Этапы развития жизни на Земле | Знать: общее направление эволюции жизни; эры. Периоды и эпохи в истории Земли. Этапы развития жизни. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учета интересов | Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Сам. работа с таблицами и текстом учебника (работа в группах) | П.33 | ||||||
4нед. января. | 37.Идеи развития органического мира в биологии | Знать: возникновение идей об эволюции органического мира, теории эволюции | Уметь : аргументировать несостоятельность законов выдвинутых в додарвиновский период, как путей эволюции видов. | Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции. | Роль ученых России в развитии идей об эволю-ции | Устный фронталь-ный и индивиду-альный опрос | П.34 | |||||
5нед. января | 38.Чарзл Дарвин об эволюции органического мира | Знать: исследования, проведенные Ч.Дарвином, основные положения его теории эволюции | Умение применять законы ( движущие факторы ) эволюции Для решения учебных и познавательных задач. | Формирование целостного мировоззрения о развитии идей эволюции соответствующего современному уровню развития науки | диктант | П.35 | ||||||
1.нед. февраля | 39.Современ-ные представле-ния об эволюции органическо-го мира. | Знать: популяцию как единицу эволюции; важнейшие понятия современной теории эволюции. Уметь: выделять основные положения эволюционного учения. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки | Сам. работа с биологичес-кими понятиями | П.36 | ||||||
2нед. февраля | 40.Вид, его критерии и структура | Знать: Признаки вида как основной систематической единицы; популяцию как внутривидовую группировку родственных особей и форму существования вида. | Уметь: сравнивать популяции одного вида, делать выводы, Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. | Формирование научного мировоззрения, формирование осознанного , уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Определе-ние морфологического критерия вида растений | П.37 | ||||||
2нед. февраля | 41.Поцессы образования видов | Знать: понятие микроэволюции, способы видообразования. Уметь: Объяснять причины видообразования | Анализировать и сравнивать примеры видообразования, владение основами самоконтроля | Формирование ответственного отношения к учебе, развитие познавательных интересов | Диктант, работа с текстом | П.38 | ||||||
3нед. февраля | 42.Макроэволюция как процесс появления надвидовых групп организмов | Знать: понятие о макроэволюции, условия и значение дифференциации вида, доказательства процесса эволюции. | Умение: создавать, применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; использовать и пояснять иллюстративный материал учебника, извлекать из него нужную информацию. | Формирование целостного научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию | Работа с текстом по сравнению микро- -макроэво-люции | П.39 | ||||||
3нед.февраля. | 43Основные направления эволюции. | Знать: Определять понятия «биологический прогресс». «биологический регресс»; прогресс и регресс в живом мире; направления биологического прогресса; результаты эволюции. | Анализировать и сравнивать проявление основных направлений эволюции; составление плана и последовательности действий. | Формирование познавательной цели, оценивание усваиваемого содержания. | Работа с текстом по характеристике основных направле-ний и путей эволюции | П.40 | ||||||
4нед. февраля | 44.Примеры эволюцион-ных преобразова-ний | Знать: усложнение организмов в процессе эволюции; движущие силы эволюции; характеризовать эволюционные преобразования растений и животных. | Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения; объяснять причины формирования биологического разнообразия видов; формулирование проблемы | Оценивание усваиваемого содержания, Мотивация учения; формирование коммуникативной компетентности | Тесты | П.41 | ||||||
4.нед. февраля | 45Основные закономерно-сти эволюции | Знать: закономерности биологической эволюции в природе | Уметь: анализировать иллюстративный материал учебника для доказательства существования закономерностей процесса эволюции. | Овладение интеллектуальными умениями: выявлять, наблюдать, описывать и зарисовывать признаки наследственных свойств | №5 Приспо-соблен-ность организ-мов к среде обитания | Лабораторно-практичес-кий | П.42 | |||||
5нед. .февраля | 46.Человек – представи-тель животного мира | Знать: место человека в системе органического мира; черты сходства и различия человека и животных | Сравнивать и анализировать признаки ранних гоминид и человекообразных обезьян на рисунках учебника; находить в Интернете дополнительную информацию по теме. | Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | Сам. работа с текстом | П.43 | ||||||
1.нед. марта. | 47.Эволюционное происхожде-ние человека | Знать: доказательства родства человека и животных. Проявление биологических и социальных факторов в историческом процессе происхождения человека. Природную и социальную среду обитания человека | Уметь: сравнивать признаки сходства строения человека и человекообразных обезьян. Доказывать единство биологической и социальной сущности человека. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики | . | Тесты. | П.44 | |||||
2.нед. марта | 48.Ранние этапы эволюции человека | Знать: ранних предков человека, различать и характеризовать стадии антропогенеза | Уметь: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. Находить в Интернете дополнительную информацию о предшественниках и ранних предках человека | Формирование научного мировоззрения, ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию. | Сам. работа со схемами ( работа в группах) | П.45 С.189-192 | ||||||
2.нед. марта | 49.Поздние этапы эволюции человека | Знать: отличительные признаки современных людей, биосоциальную сущность человека. Влияние социальных факторов на действие естественного отбора | Уметь: обобщать и систематизировать знания по теме, обосновывать влияние социальных факторов на формирование современного человека | Формирование научного мировоззрения, формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Диктант, устный опрос | П.45 С.192-194 | ||||||
. | 3.нед. марта | 50.Человеческие расы, их родство и происхожде-ние.
| Знать: понятие о расе; основные типы рас; происхождение рас. Называть признаки вида Человек разумный, объяснять приспособленность организма человека к среде обитания. | Устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно составлять схемы и на их основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Формирование осознанного, уважительного отношения к ценностям народов России и народов мира. | Расы человека, прожива-ющие в Чел. обл. | Сам. работа с текстом: найди ошибки и запиши предложе-ние правильно зачет | П.46 Повт. П.30-42 | ||||
4.нед. марта | 52.Обобщение и систематиза- ция знаний по теме. 4 . | Уметь: выделять признаки вида; характеризовать основные направления и движущие силы эволюции; объяснять причины многообразия видов | Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | Формирования бережного отношения к природе | Зачет | Повт. П.43-47. | ||||||
Тема5 Закономерности взаимоотношений организмов и среды. Основы экологии.12ч. | 4 нед. марта | 53.Условия жизни на Земле | Знать: среды жизни организмов на Земле; экологические факторы; называть характерные признаки организмов- обитателей этих сред. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, проводить наблюдение и на его основе получать новые знания. Умение обобщать и систематизировать факты или явления | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | . | Сам. работа со схемами, тесты | П.48 | ||||
1.нед. апреля | 54.Общие законы действия факторов среды на организм | Знать: закономерности действия факторов среды на организм. Влияние экологических факторов на организм. Взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Умение определять понятия, создавать обобщения, анализировать, классифицировать, самостоятельно выбирать основания критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение. | Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. | Устный опрос | П.49 | ||||||
1.нед. апреля | 55.Приспособленность организмов к действию факторов среды | Знать: понятие об адаптации, о жизненной форме; экологические группы организмов разнообразие адаптаций Уметь: различать значение понятий «жизненная форма» и «экологическая группа» | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению | Экологические группы растений школьного двора | Сам. работа с раздаточ-ным материа-лом | П.50 | |||||
2.нед. апреля | 56.Биотичес-кие связи в природе | Знать: сети питания, способы добычи пищи. Взаимодействие разных видов в природе, их связи. Уметь: характеризовать типы биотических связей, типы взаимодействия видов, объяснять значение биотических связей | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Собственные возможности её решения. Умение определять понятия, создавать обобщение. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой. | Последствия наруше-ния биотичес-ких связей вэкосис-темах Чел. обл | Составление схем цепей питания и пищевых сетей | П.51 | |||||
2нед. апреля | 57.Взаимо-связи организмов в популяции | Знать: популяцию как особую надорганизменную систему, форму существования вида; понятие о демографической и пространственной структуре популяции. | Умение анализировать содержание рисунков, иллюстрирующих свойства популяции. И на этой основе получать новые знания. | Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии | Тесты | П.52 | ||||||
3нед. апреля | 58.Функцио-нирование популяций в природе. | Знать: демокрафические характеристики популяции; возрастную структуру популяции. Уметь: сравнивать понятия «численность популяции» и «плотность популяции», делать выводы. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания. | Овладение интеллектуальными умениями(сравни-вать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение выводы) | Сам. работа с текстом: ответьте на вопросы | П.53 | ||||||
3нед. апреля | 59.Природ-ное сообщество- биогеоценоз | Знать: природное сообщество как биоценоз, его строение, понятие о биотопе, круговорот веществ и поток энергии. Уметь: характеризовать ярусное строение биогеоценозов, составлять цепи питания, объяснять пищевые сети и экологические ниши. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, этапы и задачи работы | Сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи и на основе этого получать новые знания. | Экскур-сия в сосновый бор | Решение задач | П.54 | |||||
П.55 | ||||||||||||
4нед.апреля | 60.Биогеоце-нозы, экосистемы и биосфера. | Знать: круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме; биосфера как глобальная экосистема; границы биосферы. В.И. Вернадский- основоположник учения о биосфере. Уметь: выделять, объяснять и сравнивать существенные признаки природного сообщества; характеризовать биосферу как глобальную экосистему. | Овладение исследовательскими умениями: определять цели, задачи работы, сравнивать, объяснять ,роль различных видов в процессе круговорота веществ и потока энергии. Анализировать и пояснять содержание рисунков учебника | Воспитание патриотизма, уважение к Отечеству, гордости за свою Родину. | Защита презента-ций | |||||||
4нед.апреля | 61. Развитие и смена природных сообществ. | Знать: экосистемную организацию живой природы. Круговорот веществ и превращение энергии. Стадии развития биогеоценозов. Уметь: объяснять значение знаний о смене природных сообществ. | Определять цели и задачи работы, проводить анализ фактов или явлений. Объяснять процессы смены экосистем, обосновывать роль круговорота, сравнивать естественные и культурные экосистемы. | Воспитание патриотизма и гордости за свой край, формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями. | Экскур- сия в сосно-вый бор в черте города | Сам. работа с текстом учебника, рисунками | П.56 | |||||
1нед. мая | 62.Многообразие биогеоцено-зов | Знать: Многообразие экосистем их структуру и свойства. Уметь: выделять и характеризовать существенные признаки свойства водных, наземных экосистем и агроэкосистем | Формирование умений сравнивать, обобщать, проводить наблюдение, анализировать и на этой основе получать новые знания. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления. | Многообразие биогеоценозов Чел. обл. | Защита проектов | Интернет-ресур-сы | |||||
2.нед. мая | 63.Основные законы устойчивос-ти природы | Знать: закономерности сохранения устойчивости природных экосистем, причины устойчивости экосистем. Уметь: выделять и характеризовать существенные причины устойчивости экосистем. | Анализировать факты и явления, обобщать, проводить наблюдение и на этой основе получать новые знания. | Формирование экологического мышления, познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой | Диктант | П.57 | ||||||
2.нед.мая | 64.Экологические проблемы в биосфере | Знать: последствия деятельности человека в экосистемах, экологические проблемы, роль человека в биосфере. Уметь: выделять и характеризовать причины экологических проблем в биосфере. | Обобщать, анализировать и прогнозировать последствия истощения природных ресурсов и сокращения биологического разнообразия, обсуждать экологические проблемы своего региона и биосферы в целом. | Формирование экологического мышления, понимание влияния социально -экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | №6. оценка качества окружающей среды. | Экологи-ческие пробле-мы нашего региона | Лаборатор-но-практичес-кий | 58 | ||||
3нед.мая | 65.Экскур-сия в природу « Изучение и описание экосистемы соснового бора» | Знать: методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Уметь: описывать экосистемы своей местности | Овладение исследовательскими умениями: определять цели и задачи работы, самостоятельно моделировать и проводить наблюдения и на его основе получать новые знания, осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений. | Соблюдать правила поведения в природе | №3 | Изуче-ние и описа-ние экосисте-мы сосново-го бора | Отчет об экскурсии | |||||
3.нед.мая | 66.Экскур-сия в природу «Изучение и описание агроценоза пришкольно-го участка» | Знать : методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение , эксперимент; причины неустойчивости агроценоза. | Овладение исследовательскими умениями | Соблюдать правила поведения в природе. | Отчет об экскурсии | |||||||
4нед.мая | 67.Обобщение и систематизация знаний по теме « Закономерности взаимоотношений организмов и среды» | Уметь: выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; характеризовать биосферу как глобальную экосистему. | Овладение интеллектуальными явлениями: обобщать, сравнивать, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе | Формирование познавательных интересов. | Зачет | Повт. П.48-58 | ||||||
4нед.мая | 68.Итоговый контроль знаний курса биологии 9 класса | Уметь: систематизировать знания по темам раздела « Общие биологические закономерности» | Применять основные виды учебной деятельности при формулировке ответов к итоговым задания | |||||||||
69.Резерв 70.Резерв | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...
Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС по УМК "Spotlight"
Календарно-тематическое планирование составленно в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения для среднего звена....
календарно-тематическое планирование для 5 класса ФГОС
календарно - тематическое планирование для 5 класса составлено на основе ФГОС второго поколения....
Календарно-тематическое планирование История 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование для 5 класса по ФГОС разработано на основе новых стандартов по истории....
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...