календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_6_klass.odt | 38.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено: Протокол методического совета школы от «19» сентября 2013 года | Утверждаю: Директор МОУ Анненская СОШ _______________Т.В. Качурина |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АННЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет: Биология
Класс: 6
Учитель: Молчанова Алла Леонидовна
2013-2014 учебный год
Программа по разделу: Биология
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Программа по биологии 6 класса составлено на основании следующих нормативных-правовых документов.
Статус документа
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Министерства образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011-48с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015гг. (распоряжение правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р)
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (сост. Е.С.Савинов).-М.: Просвещение,2011 -342с.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год» (зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный N 26755).
- Новые федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
- Рекомендации по оснащению образовательного учреждения учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, учреждения проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 24.11.2011 №МД-1552/03)
- «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011№23290)
- Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 – 2014 учебном году" №03-02/5639 от 24.07.2013 года
- 9.Положение о рабочих программах учебных предметов МОУ Анненская СОШ №71 от 31.08.2012г.
- 10.Приказ МОУ Анненская СОШ №109 от 28.08.2013г. «Об утверждении Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год»
Общая характеристика учебного предмета.
В 6 классе 1 час в неделю отведен на изучение растений. Изучаются их отличительные признаки, многообразие форм, особенности процессов жизнедеятельности растений. Дается представление об усложнении в ходе эволюции и приспособленности к среде обитания растений, их роли в экосистемах, практическом значении, необходимости рационального использования и охраны
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения, жизнедеятельности. Принцип отбора основного и дополнительного содержания связан с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей. А также возрастными особенностями учащихся.
Преподавание курса биологии в 6-м классе осуществляется по программе 5-9 классы: М.: Вентана-Граф, Б63 2012, -304с. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова с использованием учебника Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2013г.
Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой.- М.: Вентана-Граф, 2013.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Достижение личностных результатов:
- Воспитание патриотизма.
- Формирование ответственного отношения к обучению.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование основ экологической культуры.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Достижение метапредметных результатов:
- Умение осуществлять контроль своей деятельности.
- Умение самостоятельно контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
Достижение предметных результатов:
- Формирование научных знаний о живой природе, причинах сокращения биологического разнообразия.
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах.
- Приобретение опыта использования методов биологической науки.
- Формирование основ экологической грамотности, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия.
- Значение биологии в решении проблем природопользования.
Задачами курса «Биология 6 класс» являются:
- Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по биологии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости биологических знаний, формирование общенаучных знаний).
- Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
- Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.
Место предмета в учебном плане.
По учебному плану на изучение биологии в 6-м классе выделено 35 часов, 1 час в неделю. По школьному учебному плану - 35 часов в течение учебного года, 1 час в неделю, 6 лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Ученик должен знать:
- что изучает наука ботаника;
- строение растительной клетки;
- химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в растительной клетке;
- строение и значение растений;
- основные среды жизни растений, особенности условий этих сред;
- особенности приспособления растений к жизни в природе;
- роль человека в биосфере;
- экологические проблемы;
- важность охраны окружающей среды человека.
Ученик должен уметь:
Объяснять:
- сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.
- сущность термина «классификация»;
- роль растений в жизни человека и в природе;
- роль растительных организмов и круговорота веществ в природе;
- причины сезонных изменений у растений;
- причины сокращения и истребления некоторых видоврастений;
- необходимость охраны редких видов и природы в целом;
- роль Красной книги в охране природы;.
Характеризовать:
- особенности и значение науки ботаники.
- органы растительного организма и их функции, используя рисунок учебника.
- важную роль растений в природе.
- главные признаки растений;
- факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность растений
- разные природные сообщества.
- особенности местных видов растительных организмов, их приспособленность к среде обитания.
- состояние редких видов растений, занесённых в Красную книгу.
Сравнивать:
- цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие;
- значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны);
Различать:
- ткани растений на рисунках учебника;
- неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
- основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;
- понятия: «автотрофы», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;
- части цветкового растения на рисунке учебника;
Определять:
- предмет науки систематики;
- расположение почек на побеге цветкового растения;
- значение растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;
- понятие «пищевая цепь»
Описывать:
- разнообразные жизненных форм растительных организмов;
- строение побега, называть его части;
- строение представителей различных отделов растений по рисунку учебника;
- разнообразие растительного мира в природных сообществах по рисункам учебника;
Анализировать:
- пути расселения растений;
- приспособленность растений к среде своего обитания;
- содержание выбранных на лето заданий;
Аргументировать:
- необходимость охраны природы;
- ценность биологического разнообразия для природы и человека.
Оценивать:
- свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;
- Принимать участие в обсуждении проблемных вопросов.
- Приводить примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами.
- Проектировать мероприятия по охране растений и животных.
Основное содержание.
Распределение часов осуществляется следующим образом:
№ | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по календарно-тематическому планированию |
1 | Наука о растениях- ботаника | 4 | 5 |
2 | Органы растений | 8 | 8 |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 6 | 6 |
4 | . Многообразие и развитие растительного мира | 10 | 11 |
5 | Природные сообщества | 5 | 5 |
всего | всего 35 ч, из них 2 ч — резервное время | 35 |
Организация учебно-воспитательного процесса:
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Распределение в КТП практической части по учебнику И.Н. Пономаревой. Биология. для 6-го класса. - М.: Вентана-Граф, 2013
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы и экскурсии, предусмотренные Примерной программой. Все лабораторные работы являются элементом комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе (возможна работа с тетрадью на печатной основе).
№ л/р, | № урока | Темы лабораторных, практических работ |
1 | 6 | «Строение семени фасоли» |
2 | 8 | «Строение корня проростка» |
3 | 9 | «Строение вегетативных и генеративных почек» |
4 | 11 | «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы» |
5 | 18 | «Черенкование комнатных растений» |
6 | 22 | «Изучение внешнего строения моховидных растений» |
Контроль уровня обученности учащихся.
В программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся – важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
четверть | № урока | Контрольная работа | Задания |
1 | 4 | Входящий контроль | тестирование |
1 | 5 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Наука о растениях — ботаника» | Учебник стр.26 |
2 | 13 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений» | Учебник стр.71 |
2 | 16 | Промежуточный контроль | тестирование |
3 | 19 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Учебник стр.101 |
4 | 30 | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | Учебник стр.155 |
4 | 35 | Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса Итговая диагностическая работа | Учебник стр.171 тестирование |
- Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. М.: Высшая школа, 1991г.
- Учебно-тренировочные тематические тестовые задания с ответами для подготовки к единому государственному экзамену по биологии. Волгоград: Учитель 2004
- Т.С. Сухова Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 классы. М.: Дрофа, 2000г.
- Р.А. Петросова. Программированные задания по биологии: Растения. М.: Илекса, 1999г.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА | |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
«1» | Отказ от ответа. | Отказ от выполнения теста. | Отказ от выполнения работы. |
Реализация программы осуществляется при использовании:
1. Форм организации образовательного процесса:
- Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
- Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
- Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.
2. Методов обучения:
- Словесные: рассказ, беседа.
- Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
- Практические: лабораторная работа, работа со справочной литературой.
- Самостоятельные: письменные упражнения.
3. Технологий обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое обучение; игровые, проектные, здоровьесберегающие технологии; ИКТ-технологии.
4. Видов и форм контроля: срезовые и итоговые тесты, самостоятельная работа, фронтальный и индивидуальный опрос, отчет по лабораторной работе, творческое задание, проектная работа с учетом возрастных особенностей учащихся 5 класса.
Содержание рабочей программы направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. Для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в обучении биологии используются компьютерные и коммуникативные средства ТСО, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое и лабораторное оборудование, натуральные объекты, оборудование класса, книгопечатная продукция, печатные пособия.
Внеурочная деятельность
- проведение наблюдений и опытов
- участие в олимпиадах различного уровня: «Осенний колосок», областная олимпиада по биологии, УРФО, «Олимпус»
- Проектная и исследовательская деятельность. Основу проектной и исследовательской деятельности составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения
Календарно-тематическое планирование
По предмету биология на 2013-2014 уч.год
Учитель Молчанова Алла Леонидовна
Класс 6
Количество недельных часов по школьному учебному плану- 35
Количество часов по программе 35
Количество часов по четвертям
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | |
Количество часов | 9 | 7 | 10 | 9 | 35 |
Плановых контрольных работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Практических и лабораторных работ | 2 | 2 | 2 | 0 | 6 |
Административных контрольных работ | |||||
Регионального компонента | 1 | 0 | 5 | 2 | 8 |
Планирование составлено на основе :
Планирование составлено на основе программ:
Программа 5-9 классы: М.: Вентана-Граф, Б63 2012, -304с. Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.а. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова
Учебники и методические пособия:
- Учебник под общей редакцией профессора И.Н. Пономаревой. Биология: 6 класс для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: « Вентана-Граф», 2013
- В.З. Резникова, А.Н. Мягкова, Г.С. Калинова. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. М.: « Просвещение», 1997г..
- Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова «Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники» дидактические карточки, М. Школа-пресс,
- И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова Биология (дидакт. карточки) - «Вентана-Граф»,
2004г. - Т.С. Сухова, B.C. Кучменко Биология. Система заданий для контроля обязательного
уровня подготовки выпускников основной средней школы. М. «Вентана-Граф», 2002г. - И.Д. Агеева. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое пособие. Творческий центр. Москва 2005г.
- В.В. Травникова. Биологические экскурсии. Санкт- Петербург: «Паритет» 2002г.
- А.В. Анищенко. Биология в таблицах и схемах. ООО «Виктория плюс», 2011г.
- Н.А. Касаткина. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия. Волгоград: Учитель, 2008г.
- В.В. Гаевая. Биология. 6-11 классы: модульное обучение. Волгоград: Учитель, 2009г.
- М.М. Боднарук. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007г.
- 1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология) 6 класс
- Биология. 1С: Растения. 6 класс.
- Уроки биологии 6 класс Виртуальная школа Кирилла и мефодия
- Биология в школе. Жизнедеятельность растений. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г.
- Биология 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал.
- Биология 5-11 классы. Методики. Материалы к урокам
- file://localhost/C:/Users/1/Documents/Челябинская%20область/city/index.html
- http://mirbiologii.ru/prezentaciya-po-biologii-priroda-avstralii.html
- http://www.uchportal.ru/load/75-1-0-13477
- 1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология) 6 класс
- 1.Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК
- 2.Биология. 1С: Репетитор.
- 3.Биология. Химия. Экология. Тематическое планирование.
- 4.Биология. 1С: Животные. 7 класс.
- 5. Биология в школе. Жизнедеятельность животных . Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г
- 6.Биология. Просвещение. Зоология беспозвоночных.
- 7..Энциклопедия животных.
- 8.Биология 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал.
- 9.Биология 5-11 классы. Методики. Материалы к урокам
- 10.file://localhost/C:/Users/1/Documents/Челябинская%20область/city/index.html
- 11.http://mirbiologii.ru/prezentaciya-po-biologii-priroda-avstralii.html
- 12.http://www.uchportal.ru/load/75-1-0-13477
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...
Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2
Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...
Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. ФГОС.
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. 102 ч.ФГОС. Под редакцией В.Я.Коровиной....