календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему
календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС Учебник Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_5_kl.docx | 73.24 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Форма организации образовательного процесса | Планируемые результаты | Материально-техническое оснащение | |||||||
план | факт | ||||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||||
Введение (6 ч) | |||||||||||||
1 | Биология - наука о живой природе. | Определять понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывать значение биологических знаний в современной жизни. Оценивать роль биологической науки в жизни общества. | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы». -работать с информацией , содержащейся в учебнике. - различать многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Обучающийся получит возможность научиться: - -определять понятия флора, фауна - науки, изучающие живую природу; . | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. | ||||||
2 | Методы исследования в биологии. | Определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризовать основные методы исследования в биологии. Изучать правила техники безопасности в кабинете биологии | Учебное занятие | Обучающийся научится: - основным методам исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение» - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием. Обучающийся получит возможность научиться: - современным методам изучения биологии; | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. | ||||||
3 | Разнообразие живой природы. Отличительные признаки живого от неживого. | Определять понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составлять план параграфа | Учебное занятие | Обучающийся научится: -характеризовать царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - определять понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»; - отличать живые организмы от неживых; Обучающийся получит возможность научиться: -- определять понятия низшие растения, высшие растения | Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Презентация «Отличие живого от неживого». | ||||||
4 | Среды обитания живых организмов. | Определять понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализировать связи организмов со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу | Учебное занятие | Обучающийся научится: -различать основные среды обитания живых организмов: водная среда, на-земно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания» -характеризовать среды обитания организмов; Обучающийся получит возможность узнать: - отличие среды обитания от местообитания; -причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; - определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно –следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Эстетическое восприятие природы Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Презентация «Среды обитания живых организмов» | ||||||
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом учебника | Учебное занятие, исследовательская работа | Обучающийся научится: - определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»; - характеризовать экологические факторы; - о многообразии живой природы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. Обучающийся получит возможность узнать: - причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; - научиться: определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. | ||||||
6 | Обобщающий урок. | Готовить отчет по экскурсии. Вести дневник фенологических наблюдений | Практическая работа №1 ««Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе». Ведение дневника наблюдений. | Обучающийся научится: - основным методам исследования в биологии: наблюдению, эксперимент, измерение; - правилам техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Познавательный интерес к естественным наукам | |||||||
2. Клеточное строение организмов (11 ч) | |||||||||||||
7 | Устройство увеличительных приборов | Определять понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работать с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывать правила работы с микроскопом | Лабораторная работа №1«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними» | Обучающийся научится: - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Обучающийся получит возможность узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Признавать право каждого на собственное мнение; - уметь слушать и слышать другое мнение. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Лупа, световой микроскоп. | ||||||
8 | Строение клетки | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Лабораторная работа№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.» | Обучающийся научится: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Обучающийся получит возможность узнать: - функции основных частей клетки; - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Таблица «Строение растительной клетки», презентация «Растительная клетка» | ||||||
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Готовить микропрепараты. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать их | Лабораторная работа№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом» | Обучающийся научится: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро». - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом. Обучающийся получит возможность -- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; - объяснять отличия молодой клетки от старой. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Микроскоп, стекло, иглы, пипетка. | ||||||
10 | Пластиды | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов» | Обучающийся научится: -разбираться в строение клетки; - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микро-скопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные части клетки. Обучающийся получит возможность - узнать, что клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты». | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Микроскоп, готовые препараты «Лист элодеи», томат | ||||||
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Учебное занятие, исследовательская работа. | Обучающийся научится: - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». Обучающийся получит возможность - узнать, о макро- и микроэлементах; -научиться доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Презентация «Химический состав клетки» | ||||||
12 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учиться работать с лабораторным оборудованием | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». Обучающийся получит возможность - узнать, о макро- и микроэлементах; -научиться доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Лабораторное оборудование. | ||||||
13 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание) | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Лабораторная работа №5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Обучающийся научится: - характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки; - строение клетки; - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом Обучающийся получит возможность узнать, что клетка – единица строения и жизнедеятельности, -космическую роль зеленых растений - определять понятия «мембрана» -объяснять отличия молодой клетки от старой, -доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь. Микроскоп, готовые препараты «Лист элодеи». | ||||||
14 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли». Обучающийся получит возможность узнать, что клетка – единица строения и жизнедеятельности, - объяснять отличия молодой клетки от старой, -доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь | ||||||
15 | Деление клетки | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | Учебное занятие | Обучающийся научится: - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «хромосомы». Обучающийся получит возможность узнать: -что клетка обладает всеми признаками живого организма. - функции основных частей клетки.
| Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Деление клетки» | ||||||
16 | Понятие «ткань» | Определять понятие «ткань». Выделять признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывать умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | Лабораторная работа №6 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». | Обучающийся научится: - характеризовать признаки различных растительных тканей. - определять понятия: «клетка», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. Обучающийся получит возможность: - определять понятия «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - находить отличительные особенности строения раз-личных типов растительных тканей. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками ин-формации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учи-теля, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Понимание сложности строения живых организмов | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Микроскоп, Готовые препараты тканей растения. | ||||||
17 | Обобщающий урок | Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнять таблицы. Демонстрировать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | тестирование | Обучающийся научится: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические ве-щества», «органические вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - распознавать различные виды тканей. - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Тетрадь для контрольных работ, тест. | |||||||
3. Царство Бактерии. Царство Грибы. (7 ч) | |||||||||||||
18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. | Выделять существенные признаки бактерий. | Учебное занятие. | Обучающийся научится: - давать общую характеристику бактериям; - отличать бактерии от других живых организмов; Изучит: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий. Обучающийся получит возможность изучить: -значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку. | Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Строение бактерий», Таблица «Клетка бактерий» | ||||||
19 | Роль бактерий в природе и жизни человека | Определять понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека | Учебное занятие | Обучающийся научится: - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Обучающийся получит возможность узнать значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Многообразие и роль бактерий» | ||||||
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Учебное занятие | Обучающийся научится: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Изучит: - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. Обучающийся получит возможность узнать -жизнедеятельность грибов-хищников - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Строение грибов» | ||||||
21 | Шляпочные грибы. | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Учебное занятие Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | Обучающийся научится: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека Обучающийся получит возможность - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Плакат «Шляпочные грибы», презентация «Строение и многообразие шляпочных грибов» | ||||||
22 | Плесневые грибы и дрожжи | Готовить микропрепараты и наблюдать под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | Лабораторнаяработа № 7 « Строение дрожжей»; Лабораторная работа №8 «Плесневый гриб мукор» | Обучающийся научится: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Микроскоп, готовые препараты «Гриб мукор», | ||||||
23 | Грибы-паразиты | Определять понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Учебное занятие | Обучающийся научится: - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Обучающийся получит возможность - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный мате-риал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Плакат «Грибы паразиты», Презентация «Многообразие и роль грибов паразитов в природе и жизни человека» | ||||||
24 | Обобщающий урок | Работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполнять таблицы. Демонстрировать умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовить сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Проверочная работа | Обучающийся научится: - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Обучающийся получит возможность узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Тетрадь для контрольных работ, тест. | |||||||
4. Царство Растения. (10 ч) | |||||||||||||
25 | Ботаника — наука о растениях | Определять понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделять существенные признаки растений. Выявлять на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённые растения, опасные для человека. Сравнивать представителей низших и высших растений. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | Учебное занятие | Обучающийся научится: - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений биосфере; Изучит: - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые; - роль растений в биосфере и жизни человека. Обучающийся получит возможность - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознание важности растений в природе и жизни человека | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь | ||||||
26 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Выделять существенные признаки водорослей. Работать с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Лабораторная работа № 9 «Строение зеленых одноклеточ- ных водорослей» | Обучающийся научится: - давать характеристику водорослям; Изучит: -строение и многообразие водорослей.
Обучающийся получит возможность - выявлять приспособления водорослей к среде обитания, - половое и бесполое размножение водорослей. | Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Строение водорослей» Плакат «Строение зеленой водоросли хламидомонады» Микроскоп, готовые препараты «Хламидомонада» | ||||||
27 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывать необходимость охраны водорослей | Учебное занятие | Обучающийся научится - объяснять роль водорослей биосфере; - давать характеристику основным группам водорослей; - роль водорослей жизни человека; Обучающийся получит возможность - выявлять приспособления водорослей к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Многообразие и роль водорослей в природе и жизни человека» | ||||||
28 | Лишайники | Определять понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находить лишайники в природе | Учебное занятие | Обучающийся научится - давать характеристику лишайникам. - изучит особенности строения и жизнедеятельности лишайников.
Обучающийся получит возможность - выявлять приспособления лишайников к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Гербарий Презентация «Многообразие и роль лишайников в природе» | ||||||
29 | Мхи | Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека | Лабораторная работа № 10 «Строение мха» | Обучающийся научится - давать характеристику мхам; - изучит особенности строения и жизнедеятельности мха. Обучающийся получит возможность узнать - жизненные циклы мхов; - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши; - редкие и охраняемые растения Новосибирской области - выявлять приспособления мхов к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Гербарий, Презентация «Многообразие и роль мхов в природе и жизни человека» | ||||||
30 | Папоротники, хвощи, плауны | Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаки высших споровых растений. Сравнивать разные группы высших споровых растений и находить их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объяснять роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | Лабораторная работа № 11 «Строение споронося-щего папоротника» | Обучающийся научится - давать характеристику хвощам, плаунам, папоротникам; -изучит особенности строения и жизнедеятельности хвощей, плаунов, папоротников. Обучающийся получит возможность узнать - жизненные циклы папоротников, - древовидные папоротники, - редкие и охраняемые растения Новосибирской области - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении в процессе эволюции. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Гербарий, микроскоп, готовый микропрепарат «Споры папоротника» | ||||||
31 | Голосеменные растения | Выполнять лабораторную работу. Выделять существенные признаков голосеменных растений. Описывать представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека | Лабораторная работа № 12 «Строение хвои и шишек хвойных» | Обучающийся научится - давать характеристику голосеменным растениям; -изучит особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. Обучающийся получит возможность узнать - жизненный цикл сосны, - редкие и охраняемые растения Новосибирской области - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Гербарий «Хвоя сосны», шишки сосны и ели. Презентация «Строение голосеменных растений, многообразие, значение» | ||||||
32 | Покрытосеменные растения | Выполнять практическую работу. Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Описывать представителей покрытосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. | Практическая работа № 3 «Жизненные формы покрытосеменных растений» | Обучающийся научится - давать характеристику покрытосеменным растениям; -изучит особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных растений, их многообразие. Обучающийся получит возможность узнать - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Новосибирской области; -выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши; - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Покрытосеменные растения, многообразие, значение», таблица «Жизненные формы растений» | ||||||
33 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Определять понятия «палеонтология»«палеоботаника» «риниофиты». Характеризовать основные этапы развития растительного мира | Учебное занятие | Обучающийся научится - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. - изучит основные методы изучения растений; Обучающийся получит возможность узнать - древовидные папоротники, - покрытосеменные –господствующая группа растений, - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формируется научное мировоззрение на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установления усложнений в строении растений в процессе эволюции | В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. Рабочая тетрадь Презентация «Основные этапы развития растительного мира», видео-урок. | ||||||
34 | Обобщающий урок | Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую | Итоговая работа. | Обучающийся научится - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений в биосфере; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голо-семенные, цветковые); - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Обучающийся получит возможность - выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания. - различать лекарственные и ядовитые растения. | Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно от-носиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | Тетрадь для контрольных работ, тест. |
Резерв 1 час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...
Календарно-тематическое планирование Музыка 2 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематическое планирование Музыка 3 класс ФГОС
Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразовательн...
Календарно-тематический план по технологии 5 класс Фгос 2
Подробный календарно-тематический план по технологии в 5 классах в соответствии фгос 2 поколения ООО...
Календарно-тематический план по физкультуре 5 класс (ФГОС)
Календарно-тематическое планирование по физической культуре для 5 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной Мин...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. ФГОС.
Календарно- тематическое планирвание по литературе. 6 класс. 102 ч.ФГОС. Под редакцией В.Я.Коровиной....