Тематическое планирование по биологии в 6 классе (ФГОС)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Арпова Ольга Николаевна

Тематическое планирование по биологии в 6 классе (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_6klass_fgos.docx61.86 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тематическое планирование по биологии в 6 классе (ФГОС)

Пояснительная записка

        Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010);

- с рекомендациями  Примерной программы основного общего образования - Биология 5-9 классы: проект.-М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);

- с рекомендациями  авторской программы С.Н.Новиковой и  Н.И. Романовой (Москва «Русское слово», 2012 г., линия «Вектор»);

- с возможностями УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. (учебник, методическое пособие, DVD диск).

Общая характеристика

        Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

        Курс биологии 6 класса опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения и курса «Введение в биологию. 5 класс».

        Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Лабораторные работы имеют важное значение в обучении биологии. Учащиеся получают не только новые знания, но и навыки исследовательской деятельности. Лабораторные работы стимулируют познавательную активность школьников, повышают интерес к изучению биологии и естественных наук в целом. Их можно проводить как на этапе изучения нового материала, так и во время повторения пройденного.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности основных объектов изучения биологии;
  • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы;
  • начать формирование представлений о человеке как части живой природы;
  • продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
  • продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Содержание учебного предмета

Введение (2 ч)

Что изучает наука биология, каковы общие признаки всех живых организмов, какие методы и приборы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: биология; клетка; свойства живого: питание, дыхание, обмен веществ, размножение, рост и развитие, раздражимость; увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

Лабораторная работа: Знакомство с увеличительными приборами.

Глава 1. Строение и состав организмов (13 ч)

Строение клетки; химический состав клетки; значение органических и неорганических веществ, входящих в состав клетки; обмен веществ, протекающий в клетке; деление клетки; ткань; какие ткани растительного и животного организма известны, каковы особенности их строения; орган; какие органы растений являются вегетативными и генеративными; каково строение и значение цветка; типы плодов; какие растения относятся к двудольным, а какие к однодольным; что такое система органов; какие системы органов выделяют в организме животного;

Основные понятия: клетка: оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоли; вещества: неорганические, органические; деление клетки; хромосомы; ткань; растительные ткани: основная, покровная, проводящая, механическая, образовательная; животные ткани: эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная; орган; вегетативные органы растений: стебель, лист, корень, почка; генеративные органы растений: семя, цветок, плод; система органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выдели-тельная, половая;

Лабораторные работы: Строение клетки растений. Строение тканей растений. Строение эпителиальной и соединительной тканей. Строение мышечной и нервной тканей. Вегетативные органы растений. Строение цветка. Строение семени фасоли.

Персоналии: Р.Броун, Н.Грю.

Глава 2. Жизнедеятельность организмов (15 ч)

Какие процессы жизнедеятельности протекают в живых организмах, каковы их особенности у растений и животных.

Основные понятия: процессы жизнедеятельности организмов: питание, дыхание, транспорт веществ, выделение, обмен веществ, движение, размножение, рост и развитие; почвенное питание растений; воздушное питание растений (фотосинтез); пищеварение; животные: растительноядные, хищные, всеядные, паразиты; испарение; корневое давление; органы вегетативного размножения растений: черенки, клубни, усы, луковицы, корневища; половые клетки: сперматозоиды, яйцеклетки; индивидуальное развитие животных: зародышевый период, послезародышевый период, период зрелости, период старости.

Глава 3. Человек — живой организм (3 ч)

Человек как представитель животного мира. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные; каково строение основных систем органов человека; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Основные понятия: человек; полости тела: грудная, брюшная; человек существо: биологическое, социальное; речь; мышление; труд.

Редкие и исчезающие виды живых организмов нашего края.(1 ч)

Экскурсия в ближайшее природное сообщество.(1 ч)

Согласно приказу министра образования Московской области от 02.08.2013 г. №2958 и рекомендаций в региональном базисном плане для общеобразовательных учреждений в Московской области в 6 классе введен краеведческий модуль по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды  по следующим темам:

  • Введение.

 Многообразие живых организмов нашего края.

«Природа родного края и методы  её исследования»

  • Строение и состав организма.

Многообразие растений Ленинского района.

Хозяйственное значение семян местных растений.

  • Жизнедеятельность организмов  

 Вегетативное размножение культурных растений на территории Ленинского района.

Образование плодов и семян на территории Ленинского района.

  • Человек – живой организм.

Изменение ландшафта в результате деятельности человека на территории Ленинского района.

  • Редкие и исчезающие виды живых организмов нашего края.
  • Экскурсия в ближайшее природное сообщество.

Место предмета в учебном плане

        В учебном плане МБОУ Молоковская СОШ на изучении предмета «Биология» отведен 1 час в неделю, 35 часов в год.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения программы по биологии являются:

1)        знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)        реализация установок здорового образа жизни;

3)        сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:

1)        умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)        умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;

3)        способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)        умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1.        В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•        выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов;

•        классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

•        объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;

•        различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

•        сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

•        овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

•        знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

•        анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

3.        В сфере трудовой деятельности:

•        знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

•        соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

•         рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

5.        В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Объекты изучения биологии, их основные свойства;
  • Методы и приборы для изучения объектов живой природы;
  • Современную классификацию живой природы;
  • Химический состав и клеточное строение живых организмов;
  • Существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки;
  • Типы тканей растений и животных, особенности их строения и значение в организме;
  • Строение, значение и функционирование органов растительного и животного организмов;
  • О месте человека в системе живой природы, особенностях строения его организма и отличиях от других представителей живых организмов.

Учащиеся должны уметь:

  • Работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • Проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • Составлять план исследования, пользоваться увеличительными приборами, готовить простейшие микропрепараты;
  • Различать на таблицах и микропрепаратах существенные части и органоиды клетки;
  • Различать на таблицах и моделях органы цветковых растений и системы органов животных;
  • Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности растительных и животных организмов, делать выводы на основе сравнения;
  • Приводить доказательства сходства человека с животными, объяснять сущность биологической и социальной природы человека;
  • Объяснять значение человеческого общества для формирования личности человека.

Тематическое планирование

Название раздела

Количество часов

1

Введение  

2

2

Строение и состав организмов

13

3

Жизнедеятельность организмов

14

4

Человек – живой организм

3

5

Редкие и исчезающие виды живых организмов нашего края.

1

6

Экскурсия в ближайшее природное сообщество.

1

Итого:

34

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

        Печатные пособия:

  • Введенский Э.Л., Плешаков А.А.  Биология. Введение в биологию. 6 класс
  • Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс
  • Марина А.В." Методические рекомендации к учебнику Введенского Э.Л., Плешакова А.А. "Биология. Введение в биологию". 5 класс, "Русское слово", 2012
  • Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая программа к учебнику Введенского Э.Л., Плешакова А.А.  «Биология» -М.:ООО «Русское слово», 2012.-32 с.-(ФГОС. Инновационная школа).

Технические средства обучения:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Интерактивная доска

Мультимедийная поддержка курса:

  • Диск «Биология. Тесты. 5-9 классы» Игорь Жаборовский , 2012 г.

Интернет – ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – режим доступ: 

http://school-collection.edu.ru

        

Тематическое планирование по биологии 6 класс

Тема урока

(стр. учебника)

    Решаемые

    проблемы    

Планируемые  результаты  (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

          План

     Факт.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1

Ведение( 2 ч) 

Биология – наука о жизни.

Многообразие живых организмов нашего края.

Разъяснить роль биологии в практической деятельности людей, основные свойства живых организмов.

Биология, клетка, питание, дыхание, выделение, обмен веществ, размножение.

Знание объектов изучения естественных наук и  многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

2

Приборы, открывающие тайны.

Лабораторная работа: Знакомство с увеличительными приборами.

«Природа родного края и методы  её исследования»

Какими методами изучения природы пользуется биология.

Микроскоп, лупа.

Знание и умение работы с микроскопом. Отличие объектов живой и неживой природы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

3

Строение и состав организма (13ч.)

Строение растительной и животной клетки.

Лабораторная работа: Строение клетки растений.

В чем сходство в строении растительной и животной клеток?              О чем оно свидетельствует?

Клеточная мембрана, ядро, вакуоль, хромосомы, пластиды, цитоплазма.

Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Хромосомы. Различия в строении растительных и животных клеток.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы на основе сходства клеток растений и животных.

4

Химический состав клетки

В чем главное отличие объектов неживой и живой природы на уровне химического состава.

Неорганические и органические вещества, вода, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

П: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов

5

Жизнедеятельность клетки. Деление клетки.

Почему так важно, чтобы дочерние клетки не отличались от материнской., в чем биологический смысл этого явления.

Обмен веществ, деление клетки.

Деление клетки – необходимый процесс жизнедеятельности.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

30.09

30.09

6

Ткани растительного организма.

Образовательная, покровная, механическая ткани.

Лабораторные работа: Строение тканей растений. тканей.

В чем связано разнообразие тканей в растительном организме.

Ткань, покровная ткань, механическая ткань.

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие и значение.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

14.10

14.10

7

Ткани растительного организма. Основная и проводящая ткани.

В чем связано разнообразие тканей в растительном организме.

Ткань, основная, проводящая ткани.

Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие и значение.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

21.10

21.10

8

Ткани животного организма. Эпителиальная, соединительная ткани.

Лабораторная работа: Строение эпителиальной и соединительной тканей.

В чем связано разнообразие тканей в организме животного.

Эпителиальная, соединительная ткани.

Понятие «ткань». Типы тканей животных, их многообразие и значение.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

28.10

28.10

9

Ткани животного организма. Мышечная и нервная ткани.

Лабораторная работа: Строение мышечной и нервной тканей.

В чем связано разнообразие тканей в организме животного.

Мышечная, нервная ткани.

Понятие «ткань». Типы тканей животных, их многообразие и значение

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

4.11

4.11

10

Вегетативные органы растительного организма.

Лабораторная работа: Вегетативные органы растений.

Многообразие растений Ленинского района.

Почему вегетативные органы необходимы для растений.

Орган, корень, корневая система, побег, лист, стебель, почка.

Понятие «орган». Органы цветкового растения: корень, стебель, лист.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

11.11

11.11

11

Цветок.

 Лабораторная работа: Строение цветка.

Почему пестики и тычинки считаются главными частями цветка.

Цветок, цветоножка, цветоложе, тычинки, пестик, столбик, рыльце, соцветия,

Понятие «орган». Органы цветкового растения: цветок. Основные системы органов животного организма.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

18.11

18.11

12

Плоды и семена.

Лабораторная работа: Строение семени фасоли.

Хозяйственное значение семян местных растений.

Как плоды способствуют распространению семян.

Плод, семя, однодольные, двудольные, семядоля, эндосперм.

Знание разнообразие плодов, строение семени, способов распространения семян.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

25.11

25.11

13

Органы и системы органов животных.

Почему органы образуют систему органов.

Орган, опорно-двигательная система, пищеварительная система, дыхательная система, выделительная система,

Понятие «орган». Основные системы органов животного организма, их значение.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

2.12

2.12

14

Органы и системы органов животных.

Почему органы образуют систему органов.

Кровеносная, нервная, половая системы. Органы чувств.

Понятие «орган». Основные системы органов животного организма, их значение.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

9.12

9.12

15

Обобщение знаний. Строение и состав организма.

Как можно доказать, что все живые организмы произошли от одного предка?

Строение и состав клетки, ткань, орган, системы органов.

Знание :строения и состава клетки, ткани растительные и животные, органы растений и животных, системы органов животных и их значение.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

16.12

16.12

16

Жизнедеятельность организмов   (15ч).

Почвенное питание растений.

Что произойдет с растением, если у него повреждена корневая система?

Почвенное питание, корневое давление, удобрения минеральные и органические.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растений – почвенное и воздушное (фотосинтез) питание.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

23.12

23.12

17

Воздушное питание растений.

К каким последствиям может привести сокращение количества растений на нашей планете?

Воздушное питание (фотосинтез), устьица.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растений – почвенное и воздушное (фотосинтез) питание.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

13.01

13.01

18

Питание животных.

На основании каких внешних признаков можно отнести животных к растительноядным и к хищникам?

Питание, пищеварение. Животные: растительноядные, всеядные, паразиты, хищные.

Особенности питания животных. Травоядные, хищники, трупоеды, паразиты. Пищеварение и его значение.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Оценивание результатов своей деятельности на уроке. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

20.01

20.01

19

Дыхание растений и животных.

В чем сходство дыхания растений и животных?

Дыхание, устьица, чечевички, жабры, трахеи, легкие.

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе окисления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

27.01

27.01

20

Передвижение веществ в организме растений.

Какого значение транспорта веществ в организме?

Сосуды, ситовидные трубки, испарение, корневое давление.

Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

3.02

3.02

21

Передвижение веществ в организме животных.

Какого значение транспорта веществ в организме?

Сердце, сосуды, гемолимфа.

Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови).

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

10.02

10.02

22

Выделение у растений и животных.

Какое значение имеет процесс выделения в жизни организмов?

Выделение, гидатоды, нефридии, почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений. Выделение у растений. Выделение у животных. Продукты выделения у животных. Основные выделительные системы.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

24.02

24.02

23

Обмен веществ и энергии.

Причины отличий в процессах обмена веществ у животных и растений.

Обмен веществ и энергии.

Огромная роль обмен веществ и энергии в процессе жизнедеятельности организмов.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

3.03

3.03

24

Движение организмов.

Чем отличается движение растений от движения животных.

Движение, скелет, мышцы.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

10.03

10.03

25

Вегетативное размножение.

Вегетативное размножение культурных растений на территории Ленинского района.

Можно ли утверждать, что новое растение, полученное вегетативным способом размножения, - точная копия материнского.

Бесполое размножение растений. Вегетативное размножение растений: черенками, побегами, отводками.

Бесполое размножение растений. Вегетативные органы растений. Корень, побег: стебель, лист, почки. Вегетативное размножение растений.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Представление о бесполом размножении растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ. Осознание необходимости бережного отношения к природе.

17.03

17.03

26

Половое размножение организмов.

Отличие полового размножения от бесполого размножения.

Половое размножение, опыление, оплодотворение, зигота.

Цветок как орган полового размножения; соцветия. Половые клетки. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Особенности полового размножения  животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания  причинно-следственных связей.

К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание важности полового размножения животных, позволяющего появляться особям с новыми признаками и свойствами. Понимание важности полового размножения растений. Представление о многообразии плодов. Принятие правил работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторных работ

24.03

24.03

27

Рост и развитие растений.

Образование плодов и семян на территории Ленинского района.

Какие условия необходимо создать, чтобы семя проросло?

Рост, индивидуальное развитие, семя, проросток.

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

31.03

31.03

28

Рост и развитие животных.

О чем свидетельствует факт начала развития и животных и растений с одной оплодотворенной клетки – зиготы?

Зигота, дробление, прямое и непрямое развитие.

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

7.04

7.04

29

Обобщение знаний. Жизнедеятельность организмов.

О чем свидетельствует факт, что все организмы развиваются из одной клетки?

Почвенное питание, корневое давление, воздушное питание (фотосинтез), питание, пищеварение, дыхание, устьица, чечевички, жабры, трахеи, легкие, сосуды, ситовидные трубки, выделение, обмен веществ и энергии, движение, развитие, половое и бесполое размножение.

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

14.04

14.04

30

Контроль знаний. Жизнедеятельность организмов.

О чем свидетельствует факт, что все организмы развиваются из одной клетки?

Почвенное питание, корневое давление, воздушное питание (фотосинтез), питание, пищеварение, дыхание, устьица, чечевички, жабры, трахеи, легкие, сосуды, ситовидные трубки, выделение, обмен веществ и энергии, движение, развитие, половое и бесполое размножение.

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

21.04

21.04

31.

Человек – живой организм ( 3 ч)

Сходство человека и других живых организмов.

На основании какого признака можно утверждать, что все живые организмы имеют одного предка?

Прямохождение, мышление, речь.

Человек как представитель животного мира. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

28.04

28.04

32

Строение организма человека.

Почему нужно знать строение и функции органов своего тела?

Орган, система органов, полость тела.

Человек как представитель животного мира; каково строение основных систем органов человека; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

5.05

5.05

33

Человек – существо биологическое и социальное.

Изменение ландшафта в результате деятельности человека на территории Ленинского района.

В чем заключается биосоциальная сущность человека?

Человек разумный.

Человек как представитель животного мира. Какие особенности строения и жизнедеятельности организма человека, позволяют отнести его к царству Животные; каково строение основных систем органов человека; в чем состоит отличие человека от остальных представителей животного мира.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке.

12.05

12.05

34

Редкие и исчезающие виды живых организмов нашего края.

Почему надо охранять живую природу?

Красная книга, заповедники.

Редкие и исчезающие виды растений, животных и грибов  нашего края.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование ответственного отношения к живой природе. Оценивание результатов своей деятельности  на уроке.

19.05

19.05

        ИТОГО:34 Часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс (ФГОС)

пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...

Тематическое планирование по биологии 5 класс. ФГОС ООО

Тематическое планирование по биологии 5 класс,  к  учебнику под редакцией В.В.Пасечника. 1 час в неделю. Разработано согласно ФГОС ООО....

Календарно- тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование 6 класс...

календарно - тематическое планирование по биологии 9 класс ФГОС

В данной работе представлено календарно тематическое планирование по биологии для 9 класса по программе Пономаревой И.Н. в  соответствии с ФГОС ООО....

календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС

календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс ФГОС  Учебник  Пасечника....

календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС

календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс ФГОС  Учебник Пасечника...

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.

Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...