№ п/п | 5класс Тема -Даты | Кол-во часов | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые образовательные результаты |
Введение (6 ч) |
|
|
|
|
| предметные | метопредметные | личностные |
1 | Биология — наука о живой природе 4.09 | 1 | Постановка цели и задач урока (просмотр видеофрагмента) Предлагает обсудить тему урока в группах. Учитель знакомит учащихся с требованиями к изучению биологии как предмета, со структурой учебника и рабочей тетради. Беседа учителя с учащимися о биологии как науке о жизни, о разнообразии живых организмов. Показывает слайды с диска. Ставит вопрос: «Что изучают естественные науки? Биология?» Значение биологических знаний в жизни человека. (Фронтальная беседа с использованием рисун- ка 3 учебника.) Предлагает заполнить таблицу по естественным наукам «Науки о природе». Даёт образец заполнения таблицы. Контролирует, как учащиеся справляются с заполнением таблицы. | Учащиеся, просмотрев видеофрагмент и обсудив его, сами формулируют тему и цель урока. Создаются условия для возникновения внутреней потребности включения в учебную деятель- ность(хочу); устанавливаются тематические рамки (могу). Разбираются со структурой учебника и рабочей тетради. Определяют для себя уровень выполняемых творческих заданий, вырабатывают план своих действий. Знакомятся с диском к учебнику. Работа с диском. Самостоятельно читают тест параграфа. Отвечают на вопросы. Формулируют чёткие определения терминам. Планирование работы с учителем и сверстниками. По окончании чтения заполняют таблицу в рабочей тетради. |
В ходе урока учащиеся получают представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усваивают понятия «биология», «естественные науки», «экология» |
Самостоятельно формулируют тему и цели урока; учатся работать в группах. Формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
|
В ходе урока у учащихся формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Готовность к самообразованию, самовоспитанию |
2 | Методы исследования в биологии
11.09 | 1 | Вступительное слово учителя. Постановка цели и задач урока (предлагает учащимся опыты по измерению веса, роста, приготовление смеси сахара с водой) Предлагает обсудить тему урока в группах. Проверка знаний 1. Фронтальная беседа по вопросам в конце пара- графа. 2. Обсуждение вопроса: «Почему считают, что роль биологии в жизни человека в XXI в. будет возрастать?» 3. Заслушивание сообщений учащихся. Учитель задаёт вопрос: «Что помогает изучать природу? Какие приборы используются?» Учитель раскрывает связь новой темы с предыдущей. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся. Беседа с учащимися о методах изучения природы с использованием диска к учебнику. Рассказ учителя и демонстрация приборов и инструментов, используе- мых в биологических исследованиях, выполнение учащимися задания в рабочей тетради Знакомит с правилами техники безопасности в биологическом кабинете. Проводит лабораторную работу «Методы изучения природы: измерение, эксперимент, наблюдение» | Учащиеся, проделав опыты и обсудив их, сами формулируют тему и цель урока. Отвечают на вопросы после параграфа, заданного на дом. Отвечают на вопросы. Слушают выступления своих товарищей. Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Перечисляют приборы, помогающие изучать природу. Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждение в группе. Обсуждение правил техники безопасности в биологическом кабинете. (Работа с текстом учебника и обсуждение важности ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности в кабинете биологии.) Работа в парах. Выполнение лабораторной работы, записи в тетради.
| Учащиеся знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений. Получают практический опыт в проведении экспериментов, измерений и наблюдений.
| Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты. Умение самостоятельно формулировать тему и цели урока; учатся работать в группах. Усиление учебной мотивации. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Построение понятных для собеседника высказываний. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, тетради, диска.
Формируется умение полно и точно выражать свои мысли, планировать свою учебную деятельность. Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. | Повышение интереса к предмету. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Формируется ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности. Повышение интереса к изучению природы. Готовность к самообразованию, самовоспитанию |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого 18.09 | 1 | Вступительное слово учителя. «Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнем урок». Раздаёт учащимся тест по вопросам изученной темы: «Методы изучения природы» (тест построен по плану: выбор одного правильного ответа из четырёх предложенных) Учитель показывает изображения растений, животных, бактерий и грибов. (работа с диском) Задаёт вопрос: «Что объединяет все эти организмы? Какие свойства характерны для них всех? Царства живых организмов. (Рассказ учителя с использованием рисунка учебника и заполнение схемы в рабочей тетради: «Царства живых организмов». Отличия живого от неживого. (Рассказ учителя с элементами беседы и рисунка учебника.) Работа с диском. Обсуждение требований к составлению плана параграфа. | Отвечают на вопросы теста. Работа с диском и рабочей тетрадью. Сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Планирование работы с учителем и сверстниками. Обсуждение в группе. Обсуждают заданный вопрос, формулируют ответ. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одно- классниками при обсуждении. Составление схемы.
Работа с диском. В итоге формулируют список основных свойств живого. Составляют план параграфа. Обмениваются результатами. | Учащиеся знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.
| В ходе урока у учащихся развиваются навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника. Умение планировать свою работу, обсуждать разные версии ответов на поставленный вопрос. Формируется адекватное восприятие оценки учителя.
Формируется познавательный интерес к предмету. Владение смысловым чтением. Умение сотрудничать с одноклассниками при обсуждении. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию: оценка и самооценка учебной деятельности. | Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого. Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой.
|
4 | Среды обитания живых организмов.
25.09 | 1 | Вступительное слово учителя. Определение целей и темы урока. Учитель предлагает разные варианты тестов. Используя знания, - установите соответствие. - выберите «Четвёртый лишний» Предлагает учащимся ответить на вопросы: «Что такое среда обитания?», «Какие существуют среды обитания?», используя слайды диска Рассказ учителя с элементами беседы и использованием рисунков учебника. Предлагает составить план параграфа. | Участвуют в определении целей и темы урока. Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов. Работа в парах. Выполняют творческое задание в тетрадях. Распределяют предложенных животных по средам обитания. Составляют план параграфа. | Учащиеся умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности. Умение определять приспособленность растений и животных к жизни в разных средах обитания. Формируется умение выполнять несложные практические задания.
| Формируемые способы деятельности: -выявление готовности к уроку - формулирование собственных ожиданий. Формируется адекватное восприятие оценки. Формируется -умение структурировать знания. -выбирать наиболее эффективные способы решения задачи -умение выстраивать логическую цепь рассуждений Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию. Формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания. Формируется умение планировать самостоятельную работу. | Формируется умение слушать в соответствии с целевой установкой. Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов. Готовность к самообразованию, самовоспитанию |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы
3.10 | 1 | Учитель предлагает разные варианты тестов. Используя знания, - установите соответствие. - выберите «Четвёртый лишний» Учитель задаёт вопрос: «Чем отличаются науки биология и экология?» Даёт задание: объяснить разницу. Подводит учащихся к правильной формулировке ответов. Объяснение с элементами беседы. Заполнение схемы «Экологические факторы» Обсуждение положений «Как работать с текстом учебника» (фронтальная беседа). Просмотр части I видеофильма «Природные сообщества»; предлагает ответить на вопросы. | Демонстрируют знания по пройденному материалу. Меняются вариантами, проверяют друг друга по шаблонам ответов. Обсуждение в группах. Формулируют ответы на вопросы. Заполняют схему в рабочей тетради.
Отвечают на вопросы, поставленные учителем перед фильмом Записывают домашнее задание. | Учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влия- ние на живые организмы. Формируется умение планировать самостоятельную работу. | Формируется - умение структурировать знания. -выбирать наиболее эффективные способы решения задачи -умение выстраивать логическую цепь рассуждений
Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
Формирование умения осуществлять по-знавательную и личностную рефлексию. | Формируются элементы экологической культуры. Готовность к самообразованию, самовоспитанию |
6 | Обобщающий урок (экскурсия)Фенологические изменения в жизни растений и животных.
10.10 | 1 | Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе. Проводит экскурсию. Подготовить отчёт по экскурсии: «Фенологические изменения (осенние) в жизни растений и животных» | Наблюдают, делают записи. Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осен- них явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений. Готовят отчёт по экскурсии. | Учащиеся имеют начальные представления о многообразии растений и живот- ных, об осенних явлениях в их жизни; о том, что живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определенной среде; приобретают навыки правильного поведения в природе. | Развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
| Готовность к самообразованию, самовоспитанию. Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
|
Клеточное строение организмов (10 ч) |
7 | Устройство увеличительных приборов
17.10 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне. Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы. Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях). Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает затруднения. Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов. Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой. Учитель корректирует выполнение заданий. Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет. Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения. Учитель проводит оценку урока и рефлексию. Учитель объясняет домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению устройств микроскопа и использованию микропрепаратов. Выполняют алгоритм действий по отработке навыков работы с микроскопом и лупой. Объясняют назначение увеличительных приборов. различают ручную и штативную лупы. Определяют величину получаемого с и их помощью увеличения. Изучают устройство микроскопа и понимают необходимость соблюдения правила работы с биологическим оборудованием. Учатся сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Приобретают навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. Дети проговаривают новые правила в громкой речи. Ученики в тетради зарисовывают клетки готовых микропрепаратов, рассмотренные под микроскопом. Ученики выполняют самостоятельную письменную работу (отвечают на вопросы на слайде), с целью самопроверки. В рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (микроскоп). Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил........... Домашнее задание: № параграфа, подготовить сообщения о жизни и деятельности Р. Гука и А. Ван Левенгука. | Познакомятся с устройством светового микроскопа, научатся работать с микроскопом и лупой. Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Познавательные: Общеучебные: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: Целеполагание (Рц): осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро). Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.
| Смыслообразование (Лсмб): Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования. Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания. Развитие Я-концепции (Ля-конц) Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.
|
8 | Строение клетки
24.10 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне. Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы. Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях). Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает затруднения. Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Изучение нового материала. Объяснение учителя. Организация групповой самостоятельной работы по изучению строения клетки, выявления основных органоидов клетки. Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков определения органоидов клетки на микропрепаратах и таблицах. Учитель корректирует выполнение заданий. Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу в парах с взаимопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет. Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения. Учитель проводит оценку урока и рефлексию. Учитель объясняет домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Сообщения учащихся о Р. Гуке и А, Ван Левенгуке. Выполняют самостоятельную работу в группах по изучению строения клетки. Выполняют алгоритм действий по отработке навыков определения органоидов клетки на микропрепаратах и таблицах. Ученики в карточках определяют органоиды, характерные для растительной и для животной клетки и зарисовывают их в тетради. Ученики выполняют самостоятельную работу в парах с целью взаимопроверки. Собирают из фрагментов модели растительной и животной клетки. Затем сравнивают собранные модели клеток с рисунком на слайде. Исправляют ошибки и отвечают на вопрос: "Чем животная клетка отличается от растительной?" В рамках применения на уроке игровых технологий, ученики выполняют Синквейн (клетка). Рефлексия: ученики продолжают предложения, представленные на слайде: 1. На уроке я выяснил........ 2.выучил....... 3.познакомился......4. запомнил........... Домашнее задание: № параграфа, изготовить модель клетки. | Научатся называть основные органоиды клетки; узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части), соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. | Познавательные: Общеучебные: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: Целеполагание (Рц): осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще неизвестно. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро). Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.
| Смыслообразование (Лсмб): Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования. Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания. Развитие Я-концепции (Ля-конц) Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.
|
9 | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
13.11 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне. Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Организация самостоятельной работы. учитель проводит вводный инструктаж. Учитель предлагает алгоритм действий по отработке навыков приготовления микропрепаратов кожицы чешуи лука. Учитель корректирует выполнение заданий. Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу в парах с взаимопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель создает ситуацию успеха- ученик сам себя проверяет. Учитель корректирует действия ученика, направленных на включение новых знаний в систему знаний и повторения. Учитель проводит оценку урока и рефлексию. Учитель объясняет домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. (Вопросы сформулированы на слайде). Ученики вспоминают и повторяют правила работы с биологическим оборудованием и правила техники безопасности. Выполняют лабораторную самостоятельную работу в группах "приготовление микропрепаратов кожицы чешуи лука" Ученики зарисовывают в тетрадь клетки, рассмотренные под микроскопом, формулируют выводы. Закрепление материала: ученики отражают алгоритм действий лабораторной работы в виде схемы. Обсуждение результатов. Рефлексия: коллективное составление текста о клетке. каждый ученик говорит по одному предложению. | Научатся соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. Соблюдать правила техники безопасности. Приобретут навыки работы с микроскопом. Приобретут навыки приготовления микропрепаратов. Научатся различать клетки и их органоиды. | Познавательные: Общеучебные: Соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности. Логические - подводить итоги работы, формулировать выводы. Коммуникативные: Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь работать в коллективе, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Регулятивные: Целеполагание (Рц): осуществляют постановку учебной задачи. Осуществление учебных действий -выполнять лабораторную работу. Выполняют контроль (Рк),коррекцию (Рк), оценку деятельности(Ро). Планирование (Рп):составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность.
| Смыслообразование (Лсмб): Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования. Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания. Развитие Я-концепции (Ля-конц) Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей.
|
10 | Пластиды
20.11 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Включает учеников в деятельность урока на личностно -значимом уровне. Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Учитель высказывает добрые пожелания и предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы. Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях). Постановка учебной задачи. Учитель обсуждает затруднения. Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Изучение нового материала. Учитель предлагает алгоритм составления плана по тексту. Учитель корректирует выполнение заданий. Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель проводит оценку урока и рефлексию. Домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Ученики отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию. Изучение нового материала: Отвечают на проблемные вопросы: 1. "Почему листья растений имеют зеленую окраску. 2. Почему осенью листья меняют окраску". Используют основные приемы изучающего текста: -составление плана по тексту -оформление рисунков, -постановка вопросов к тексту, -составление таблицы, -нахождение информации. Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала. Составляют логическую цепочку: хлоропласт - ? -?- поэтому листья меняют окраску. Использование элементов игровой технологии: по карточкам определяют органоиды клетки и пластиды. Разгадывают загадки по теме: клетка. Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала (тест). Рефлексия. Д/З: синквейн "хлорофилл"
| Формирование знаний о строении клетки. Научатся называть пластиды, различать их на таблице. Выявят их строение и функции, называть определение хлоропласт, хлорофилл, хромопласт, лейкопласт. Объяснять изменение окраски листьев осенью. | Познавательные: Общеучебные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы. Регулятивные: Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Коммуникативные: Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Смыслообразование (Лсмб): Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования. Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания. Развитие Я-концепции (Ля-конц) Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей. Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
|
11 | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества
27.11 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Способствует возникновению положительной эмоциональной направленности. Ставит проблемную ситуацию (актуализирует ЗУН в мыслительных операциях). Постановка учебной задачи (демонстрация опыта). Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Контроль знаний -тестирование по домашнему заданию. Изучение нового материала. Учитель при помощи слайдов направляет деятельность учащихся при составлении схемы -конспекта. Учитель корректирует выполнение заданий. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель проводит оценку урока и рефлексию. Домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Выполняют тест по изученному домашнему заданию. При изучении домашнего задания составляют схему-конспект. Различают неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объясняют их значение для организма. Наблюдают демонстрацию опытов учителем, анализируют их результаты, делают выводы. Анализируют представленную на рисунках учебника информацию о результатах опыта, работая в паре. Стадия осмысления: обсуждения изучаемого материала друг с другом, в целях добавления и изменений учебного материала. Выполняют лабораторную работу "Определение состава семян пшеницы"в качестве закрепления изученного материала. (Составление плана работы, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулирование выводов). Рефлексия. Ученики составляют схему - кластер "Вещества клетки". Домашнее задание Параграф учебника, читать и пересказывать, устно ответить на вопросы в конце параграфа. Составить эссе "Вода -основа жизни" | Научатся называть основные органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. | Познавательные: Общеучебные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности. Регулятивные: Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу. Коммуникативные: Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Смыслообразование (Лсмб): Стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования. Личностное самоопределение (Лсм): любовь к природе, выработка экологического сознания. Развитие Я-концепции (Ля-конц) Л(нрэ) - формирование характера, ценностного самоопределения, развитие культурно-моральных норм и ценностей. Демонстрируют интеллектуальные и творческие способности, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни.
|
12 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питани
4.12 | 1 | Учитель пользуется сценарным планом урока. Учитель подводит учащихся к осознанию темы и цели урока. Актуализация знаний. Учитель говорит, о чем пойдет речь на уроке. Постановка учебной задачи (демонстрация слайдов). Учитель предлагает ответить на вопросы к слайдам. Учитель использует диалог, подводящий к теме урока. Изучение нового материала. Учитель рассказывает о жизнедеятельности клетки и поступлении веществ в клетку. Учащимся предлагается кратко записать ключевые идеи нового материала, используя рисунки в учебнике. Отмечая значками то, что им уже известно, то, что является новым, то, что противоречит их представлениям и то, что необходимо узнать поподробнее. Учитель направляет деятельность учащихся. Рефлексия. Учитель предлагает заполнить кластер "Процессы жизнедеятельности клетки"с самопроверкой в качестве закрепления изученного материала. Учитель проводит оценку урока. Домашнее задание. | Самостоятельное целеполагание. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. В ходе изучения нового материала учащиеся Оценивают значение питания, дыхания, размножения обмена веществ, развития для жизнедеятельности клетки. Характеризуют биологическое значение понятия "обмен веществ" Объясняют сущность процесса деления клетки, анализируют его основные события (передачи наследственного материала дочерним клеткам). Устанавливают последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника. Аргументируют вывод о том: 1.что клетка - живая система (биосистема). 2.взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая ее жизнедеятельность как целостной живой системы. Рефлексия. Ученики заполняют кластер. Проверяют друг у друга в паре правильное выполнение задания. Домашнее задание. Параграф №. Приготовить презентацию " Деление клетки". | Научатся объяснять роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. Давать определение понятию " обмен веществ". Объяснять роль размножения в жизни живых организмов. | Познавательные: Общеучебные: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности. Регулятивные: Планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя осуществление учебных действий - выполнять самостоятельную работу. Коммуникативные: Взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении.
Осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни.
|
13 | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие
11.12 | 1 | Информирует о жиз-ти клетки, что она представляет нестатистическое, низменное состояние ,а сложный и многоэтапный процесс развития. Задаёт вопросы, создаёт проблемную ситуацию, дифференцирует работу по группам, корректирует знания уч-ся. | Формирует понятия основных процессов клетки как рост и развитие. Работают в группе. Обрабатывают основные понятия. | Знакомятся с основными функциями клетки, обобщают знания о жиз-ти клетки, структурируют знания. | Познавательные: предлагают способы решения, анализируют полученные знания, выделяют главное и второстепенное в росте и развитие клетки. Регулятивные: корректируют знания, оценивают собственные результаты. Коммуникативные: выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Осознание сложности процессов жиз-ти клеток. |
14 | Деление клетки
18.12 | 1 | Информирует об образовании новых клеток. Рассказывает о подготовке клетки к делению. Показывает слайды Процесса деления,; сравнивает разные типы деления клеток. | Запоминают стадии деления клетки. Выявляют сущность процесса деления клеток, объясняют разницу способов деления клеток. Используют информационные ресурсы. | Знакомятся с новыми понятиями, структурируют знания об основных процессах жиз-ти клетки, о способах деления роста, развития. Клетки. | Познавательные: Отбирает необходимую информацию о делении клеток, моделирует этапы деления клетки. Регулятивные: Корректирует свои знания, оценивает сложность протекания процесса деления клеток. Коммуникативные: - .Ставит вопросы ,выражает мысли. | Осмысливание важности для живых организмов процесса деления клеток. |
15 | Понятие «ткань»
25.12 | 1 | Задаёт вопросы ,рассказывает о тканях, создаёт проблемную ситуацию ,дифференцирует работу по группам, корректирует знания уч-ся. | Ищет вопросы определяют и формируют понятие «ткань»;характеризуют особенности тканей растений и животных; обобщают и систематизируют знания по теме, делают выводы работают в группе. | Структурирует знания о строении и функциях животных и растительных тканей, знакомятся с новыми понятиями. | Познавательные: - анализирует знания о тканях их строении и значении; Регулятивные: определяет цель важности тканей для организма живого; Коммуникативные: - выражает свои мысли в ответах ,ставит вопросы . | Понимает сложность строения живых организмов. |
16 | Обобщающий урок «Клеточное строение организмов»
15.01 | 1 | Обобщают и систематизируют знания о основных процессах жиз-ти клетки. Показывает слайды разных стадий деления клетки, задаёт вопросы. Помогает сравнивать ткани растений и животных. Даёт тестовые задания, оценивает уч-ся. | Сравнивают ткани, делают выводы на основе строения, приводят примеры основных типов тканей, место их расположения, классифицируют клетки и ткани; выполняют тест: а.) выбор одного ответа из нескольких предложенных; б.)ищут ошибки в приведённом тексте. | Структурируют знания о клетках и тканях, раскрывают их роль. Делают выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Их значении для живых организмов. | Познавательные: - использует разнообразные приёмы работы с информацией. Регулятивные: - принимает учебную задачу, адекватно воспринимает информацию учителя; Коммуникативные: - выражает свои мысли, планирует свою работу, отвечает на поставленные вопросы. | Понимание и осознание сложности строения живых организмов. |
Царство Бактерии. (2 ч) |
17 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность
22.01 | 1 | Учитель даёт первоначальные знания и понятия о бактериях, представителях отдельного царства живой природы. Бактерии- безъядерные одноклеточные организмы. | Учащиеся слушают информацию о бактериях, просматривают слайды, делают записи новых понятий в тетради Пользуясь текстом учебника учащиеся составляют опорный план конспект. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования, разнообразия их форм бактериальных клеток. | Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую. Выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные: Умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: - Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
| Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативных влияний болезнетворных бактерий. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека
29.01 | 1 | Индивидуальный опрос, терминологический диктант; коррекция знаний учащихся; создаёт проблемную ситуацию дифференцирует работу по группам для составления таблицы. | Отвечает на вопросы, формулирует роль бактерий в природе, работает в группе, отрабатывает основные понятия; составляет таблицу о вреде и пользе приносимые бактериями природе и человеку; делают выводы о значении бактерий. Используют различные источники. | Знания правил позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | Познавательные: Научиться различить изученные объекты в природе ,на таблицах. Регулятивные: - принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы с учебником ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Коммуникативные: - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию, находить ответы на вопросы. | Проявляю интерес и любознательность к изучению природы методом естественных наук. |
Царство Грибы(5 ч) |
19 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека
5.02 | 1 | Ознакомление учащихся с основными признаками царства грибов, их ролью в природе и жизни человека. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | Предметные: учащиеся знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека. Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника.
| Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Отстаивать мнение.
| Личностные: Формирование целостного мировоззрения Личностное, жизненное самоопределение. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.
|
20 | Шляпочные грибы
12.02 | 1 | Ознакомление учащихся с основными признаками шляпочных грибов, отличию ядовитых и съедобных грибов, обучение приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.
| Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Дискуссия, работа в группе Фронтальная Эвристическая (частично-поисковая) беседа Демонстрация презентации. Работа с текстом, схемой, с карточками, практическая работа. | Предметные: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибов, их ролью в природе и жизни человека. Учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника.
| Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы. Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. | Личностные: учащиеся учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
21 | Плесневые грибы и дрожжи
19.02 | 1 | Ознакомление учащихся с основными признаками плесневых грибов, дрожжей, их значению в природе, промышленности и жизни человека. | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. | Предметные: учащиеся знакомятся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью в природе и жизни человека. Продолжают совершенствовать работу с микроскопом в ходе лабораторной работы. Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника.
| Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Структуирование информации. Самостоятельный информационный поиск. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека. Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач Организация познавательной деятельности Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Контролировать действия партнера.
| Личностные: Формирование целостного мировоззрения. Установление учащимися значения цели и результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов Личностное, жизненное самоопределение. |
22 | Грибы-паразиты
5.03 | 1 | Ознакомление учащихся с основными признаками паразитических грибов, их роли в природе и жизни человека. | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | Предметные: учащиеся знакомятся грибами паразитами, их ролью в природе и жизни человека. Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника.
| Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Познавательные: Определение цели своего обучения Установление причинно-следственных связей. Анализирование информации (текста, иллюстраций, схем и др.) с выделением существенных признаков Структуирование информации Выбор критериев для сравнения, классификации живых объектов Формирование целостного мировоззрения Умение формулировать выводы Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, работать индивидуально, Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации Отстаивать мнение.
| Личностные: Формирование целостного мировоззрения Личностное, жизненное самоопределение. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
23 | Обобщающий урок «Царство Грибы» 12.03 | 1 | Закрепление знаний учащихся о царстве Грибов; их роли в природе и жизни человека. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами. | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Предметные: учащиеся закрепляют знания о царстве грибов, их строении и роли грибов в природе и жизни человека. Метапредметные: учащиеся продолжают учиться работать с текстом и иллюстрации учебника.
| Регулятивные: Целеполагание Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона Познавательные: Определение цели своего обучения Структуирование информации. Самостоятельный информац.поиск.
| Личностные: Формирование целостного мировоззрения Личностное, жизненное самоопределение. формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Царство Растения (9 ч) |
24 | Ботаника — наука о растениях
19.03 | 1 | Поставить проблемный вопрос: Как строение клетки растения способствует фотосинтезу? Вести подводящий или проблемный диалог, используя материалы учебника (текустовые и схематичные иллюстрации). | Изучить строение органоидов клетки отвечающих за питание клетки опираясь на текст учебника и иллюстративный материал. | Знать понятия:Хлорофилл, хлоропласты, хромопласты, вакуоль, фотосинтез. | Р: Определять и формулировать цель индивидуальной деятельности на уроке П: Вычитывать все уровни текстовой информации. К: Владеть приемами гибкого чтения. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материалы, имеющие отношение к своим интересам. |
25 | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания
2.04 | 1 | Объяснить применяя компьюторные технологии, электронные микроскопы и готовые микропрепараты: Что такое водоросли? | Познакомить со строением водорослей. | Знать понятия: Слоевище. Водоросли. Планктон, бентос | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | Формировать экологическое мышление. |
26 | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей
9.04 | 1 | Вести беседу с учениками, задавать наводящие вопросы, учить анализировать текст учебника, преобразовать информацию текста в таблицу. Выяснить какую роль играют водоросли в жизни людей и природы. | Повторение ранее изученных понятий. Работать с текстом учебника. Заполнить таблицу по заданным критериям. | Сформировать ценностное отношение к водорослям. | Р: В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. П: Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу). К: Учиться критично относиться к своему мнению и корректировать его. | Формировать экологическое мышление. |
27 | Лишайники
16.04 | 1 | Вести подводящий диалог, задавая наводящие вопросы учащимся с опорой на ранее полученные знания, получить ответна вопрос урока: Чем лишайники отличаются от изученных организмов? | Использовать ранее изученный материал, анализировать новую информацию, сравнивать с заданными критериями, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. | Сделать вывод: Лишаники – не растения. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
28 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны
23.04 | 1 | Построить инструкционную карту для организации работы в микрогруппах по изучению текста учебника, с целью выяснения ответа на вопрос урока:Как устроены мхи? | Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока. Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. | Изучить строение мхов. | Р: Составлять план решения проблемы. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. К: Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. |
29 | Голосеменные растения
7.05 | 1 | Вести подводящий диалог, задавая наводящие вопросы учащимся с опорой на материалы учебника и интерактивные материалы, получить ответна вопрос урока:Как происходит размножение у голосеменных растений? | Изучить особенности строения и жизнедеятельности голосеменных растений. | Изучить понятия: семя, зародыш, семязачаток, пыльцевой мешок, пыльцевое зерно. Древесина, камбий, ситовидные клетки, годичные кольца, эпидерма, кутикула, кора. | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. |
30 | Покрытосеменные растения
14.05 | 1 | Построить инструкционную карту для организации работы в микрогруппах по изучению текста учебника, с целью выяснения ответа на вопрос урока: Каковы признаки цветковых растений и их значение для человека? | Используя технологию продуктивного чтения анализировать текст учебника, составить сиквейн, вывести понятие мхи, ответить на вопрос урока. Сделать схематичную зарисовку в тетрадях. | Сформировать понятия: Цветок, плод, покрытосеменные, цветковые растения | Р: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: давать определение понятию на основе изученного материала. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте. | С учётом многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы. |
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира
16.05 | 1 | Вести беседу с учениками, задавать наводящие вопросы, учить анализировать текст учебника, преобразовать информацию текста в таблицу. Выяснить какую роль играют водоросли в жизни людей и природы. | Повторение ранее изученных понятий. Работать с текстом учебника. Заполнить таблицу по заданным критериям. | Сформировать ценностное отношение к разным видам растений. | Р: Самостоятельбно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной деятельности. П: Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по указанным критериям. К: Владеть письменной и устной речью на основе представления о тексте, как о продукте речевой деятельности. | Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. |
32 | Обобщающий урок «Царство Растения»
21.05 | 1 | Вести подводящий диалог, задавая наводящие вопросы учащимся с опорой на ранее полученные знания, получить ответна вопрос урока: Что мы узнали в 5 классе? | Уметь применять знания для решения учебной задачи. | Обощить полученные знания | Р: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно или при помощи педагога. П: представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков, рисунков. К: договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для организации работы в паре. | Учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения. |
33 | Экскурсия в лес «Многообразие растительного и животного мира» 23.05 | 1 |
|
|
|
|
|
34 | Итоговое занятие ,задание на лето. 29.05 | 1 |
|
|
|
|
|
| Итого 34 |
|
|
|
|
|
|