Статья "Обеспечение здоровья учащихся МБОУ СОШ №27"
статья по биологии на тему
Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной беспокойства как государствееных организаций, общества так и самих граждан .Свою долю ответственности несет и школа.Основная цель данной статьи на основе анкетирования просмотреть отношение учащихся и учителей к своему здоровью и здоровому образу жизни.Данная статья готовилась к выступлению на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.doc | 552 КБ |
Предварительный просмотр:
«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ МБОУ СОШ №27»
Подготовила учитель биологии Забелина Л.Н.
Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества, самих граждан.
Такая озабоченность вызвана статистикой заболеваний. За последние десять лет в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. . Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/спид, ростом дорожно- транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленных заболеваний.
Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание в школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, каждый профессионально подготовленный педагог не может бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников.
РЕЗУЛЬТАТЫ анкетирования показывают
Слайд №1 Чего боишься в этой жизни?
21,7- потеря жилья или стать бомжом
16,2 – заболеть СПИД
17,4- потеря близких
11,7- стать жертвой катастрофы
9,4- стать наркоманом
Слайд№2 Что такое по твоему ЗОЖ?
21- заниматься спортом
18,2- не пить
16,3- иметь смысл жизни
11,7 - не курить
Слайд№3
65 % учащихся занимаются спортом
37 % нет
От чего зависит наше здоровье?
КАКИЕ ФАКТОРЫ ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ?
- Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.
На вопрос –расставьте следующие ценности в соответствии с их степенью важности для Вас :
А. образование
Б.- здоровье
В- семья
Г- дружба
Слайд№4 Д- красота
Ж- любовь
З- познание
И- творчество
К- развитее
Л- интересная работа
М- материальное обеспечение
Большинство на 1 место поставили- семья,
- здоровье
- образование
- любовь
- дружба
- интересная работа
- материальная обеспеченность
2. Сужение понятия здоровья.
Существует более 300 определений здоровья. В Уставе Всемирной организации здравоохранения формируется так:
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.
Основным фактором, обуславливающим здоровье являются:
- образ жизни 50-55 %;
- экология 20 – 25 %;
- наследственность 20%;
- недостатки в здравоохранении 5-10 %
3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов.
4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов.
Это воздействие электромагнитных полей, в “паутине” которых мы проводим бльшую
часть жизни и частых поездок в транспорте (“транспортное утомление”), социально – психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, травмирующие психику воздействия средств массовой информации, заполонивших эфир рекламой, политическими передачами, сценами насилия и убийств. Эти атрибуты городской жизни являются причиной значительной части неврозов, депрессий, психосоматических заболеваний, проявлений агресссии, роста потребления алкоголя и наркотиков.
Слайд№4 Вы когда-нибудь пробывали алкогольные напитки?
68% -да
38-нет
Слайд№5 Вы чувствовали ощущение опьянения?
58%-да
Слайд № 6Вы курите? 76 % не курят
Слайд№7 Вы когда-нибудь пробывали наркотические вещества?
94%- нет
6%- да
Но все 99% учащихся осознают опасность алкоголя, курения, наркотиков. Лишь только один ответил- «мне по фиг»
.5 Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья.
Значительная часть учителей испытывает трудности по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского и подросткового организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Об этом часто говорят в педагогической литературе. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность учителей в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Исследования показывают, что по этим вопросам компетентность учителей на уровне других специалистов с высшим образованием: инженеров, экономистов и др. Но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья учительства, которых относят к группе риска.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ
Слайд№8 На вопрос – как вы оцениваете состояние своего здоровья в настоящее время?
Учителя отвечают - 70% удовлетворительное ,8% хорошее ,22% плохое.
Ответы педагогов на вопросы анкеты свид-ют о высокой компетентности в вопросах здоровья и здорового образа жизни ,но даже при наличии знаний в этой области, учитель не всегда является носителем культуры здоровья. .Как говорят «у нездорового учителя не может быть здоровых учеников» А ситуация со здоровьем у наших учителей следующая.
Слайд № 9 64% у учителей заболевание остеохондроз
44% гипертоническая болезнь и ИБС
20 % заб-ия щитовидной железы.
Слайды№ 10 Считаете ли ВЫ, что состояние Вашего здоровья зависит, прежде всего, от Вас самих?
Слайд № 11Что мешает Вам заниматься физкультурой и спортом?
Слайд №12 Испытываете ли Вы физическую усталость после рабочего дня?
Таким образом результаты анкетирования показали, что учителя мало заботятся о своем здоровье, у них не выработана сознательная установка на ЗОЖ.
Кроме названных существует группа внутришкольных факторов, оказывающих воздействие на здоровье школьников, имеющих непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих технологий это-
I. Гигиенические условия, представляющие угрозу здоровья.
- Шум, освещенность, воздушная среда, размер помещений, дизайн, цвет стен, используемые стройматериалы, краска
- мебель: размеры, размещение в помещении;
- видеоэкранные средства – компьютеры, телевизор;
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания;
- экологическое состояние прилегающей территории;
- состояние сантехнического оборудования.
II. Учебно-организационнные факторы: (зависящие в большей степени от администрации школы)
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году;
- организационно – педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);
- объем физической нагрузки – подняли, за неделю, за месяц ( на уроках физической культуры, на переменах, во внеурочное время);
- медицинское и психологическое обеспечение школы;
- участие родителей в жизни школы;
- психологический климат педагогического коллектива;
- наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся.
III. Психолого – педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя)
- Психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;
- Стиль педагогического общения учителя с учащимися;
- Характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;
- Степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска);
- Особенности работы с “трудными подростками” в классе.
- Соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- Степень ограничений в свободе естественных телесных эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках;
- Личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;
- Состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
- Обремененность учителя собственными проблемами, его способность психоэмоционального переключения;
- Степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя.
12 Профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий
.
Итак , термин “ здоровьесберегающие образовательные технологии” можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее “сертификат безопасности для здоровья, и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Рациональная организация урока
От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровье. А это в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся..
Важную роль имеет профилактика утомления и стресса.
Слайд № КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ У ТЕБЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ШКОЛЕ? А радостное. Б . сосредоточенное В.безразличное Г.раздраженное Д. угнетенное.Е.какое-нибудь другое.
Слайд № Возникает у тебя на уроках состояние сильного стресса?
А. да, достаточно часто. Б. иногда В редко
Г.бывает но редко.
Слайд№ Переживаешь ли ты в школе состояние радости, если да, то когда?
А. часто, почти каждый день. Б.только на переменах. В.только на уроках. Г. Бывает ,но редко. Д нет, не переживаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год
Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...
Влияние проведения прививок на здоровье учащихся МБОУ «СОШ №1»-
Исследовательская работа по биологии...
Исследовательская работа "Физическое развитие и состоряние здоровья учащихся МБОУ СОШ с. Межегей"
Исследовательская работа по валеологии...
Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование...
Положение о проведении «Дня здоровья» в МБОУ СОШ № 2
1.Цели и задачи.проводится с целью пропаганды среди учащихся школы здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту. Задачи:·...
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце» МБОУ СОШ №3 Салехард.
Профилактическая акция «Здоровый образ жизни – здоровое сердце»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15678335","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"321...
Мониторинг физической подготовленности и соревновательной активности учащихся. Мониторинг спортивных достижений учащихся МБОУ «СШ №3» г. Нижневартовск
В данной работе представлена часть мониторинга и его анализ, который проводится по предметной области «Физическая культура» в МБОУ СШ№3 г. Нижневартовска...