Влияние проведения прививок на здоровье учащихся МБОУ «СОШ №1»-
творческая работа учащихся по биологии (7 класс) на тему

Ганицева Елена Афонасьевна

Исследовательская работа по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fefelova_anna_privivki.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

XVIII муниципальный конкурс исследовательских работ учащихся

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Направление: биология

Влияние проведения прививок на здоровье учащихся МБОУ «СОШ №1»

Фефелова Анна Андреевна,

учащаяся 7а класс

Ганицева Елена Афанасьевна,

учитель биологии

I категории

Чернушинский район

2015 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………3

Глава I.Общие сведения о прививках…………………………………………4

Глава II. Исследования влияния вакцинации на здоровье учащихся……….10

Заключение……………………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………………….12

Приложения……………………………………………………………………..13

Введение

Актуальность:

Я выбрала эту тему, потому что больше хочу узнать о прививках и показать учащимся что нужно ставить прививки чтобы не болеть.

Гипотеза:

Предположим, если прививать учащихся, то они реже будут болеть.

Объект исследования: Прививки

Предмет исследования: Вакцинация учащихся

Цель работы:

Изучение влияния вакцинации на здоровье учащихся МБОУ «СОШ № 1».

Задачи:

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Собрать информацию видов прививок заболеваний и привитых детей в нашей школе.
  3. Изучить статистику поставленных прививок МБОУ «СОШ №1».

Изучить какое влияние оказывают прививки на здоровье человека

Объект исследования:

Методы исследования:

  1. Интервью.
  2. Работа с литературой.
  3. работа с медицинским материалом.
  4. Анкета.
  5. Оформление таблиц.

Глава 1 Общие сведения о прививках

         Предупредительные прививки ( вакцинирование) вызывают появление в плазме крови привито человека антител. Антитела способны строго избирательно поражать возбудителей той болезни, против которой сделана прививка. Человек, у которого выработан такой иммунитет, надежно защищён от действия болезнетворных микробов. Он либо вовсе не заболевает, либо переносит болезнь в лёгкой форме.

Если человек заразился  какой-нибудь инфекционной болезнью, то для срочной борьбы с возбудителем ему вводят готовые антитела – лечебную сыворотку. Лечебная сыворотка – это препарат антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем.

Открытие иммунной памяти позволило учёным создать предохранительные прививки.  Суть их в том, что человека заражают ослабленными возбудителями и вызывают лёгкую форму заболевания. При этом формируется искусственный активный иммунитет и человек становится невосприимчивым к заболеванию.

Около 2000 лет назад английский врач Дженнер заметил, что доярки, работавшие с коровами, больными коровьей оспой, не заболевали натуральной оспой. Проведя эксперименты, он обнаружил, что человека можно защитить от заболевания натуральной оспой введением жидкости из коровьих оспинок.

Спустя 80 лет французский  учёный  Луи Пастер разработал теорию предупреждения болезней с помощью вакцинаций (от лат. vacca – корова). Он предложил вводить здоровому человеку  ослабленные (или убитые) микробы, которые не могут вызвать серьёзного заболевания, но делают его невосприимчивым  к инфекции.

Если человек заболел инфекционной болезнью, ему поможет сыворотка, содержащая готовые антитела против микробов, вызвавших данную болезнь. Её изготавливают из крови людей или животных, вакцинированных против этой болезни. Так, например, антидифтерийную сыворотку получают из крови лошадей.

Лечебные сыворотки можно применять как для лечения, так и для профилактики заболеваний, но срок их действия небольшой, потому их введение необходимо повторять.

Человек постоянно сталкивается с многочисленными болезнетворными микроорганизмами – бактериями, вирусами. Они всюду: в воде, почве, воздухе, на листьях растений, шерсти животных. С пылью, капельками влаги при дыхании, с пищей, водой они легко могут попасть  наш организм. Но человек при этом не обязательно заболевает.

В нашем организме есть особые механизмы, препятствующие проникновению в него микробов и развитию инфекций. Так, слизистые оболочки выполняют роль барьера, через который проходят далеко не все микробы, а выделяемые кожным эпителием и слизистыми оболочками человека вещества убивают их или значительно снижают их активность. Ослабленные микробы становятся добычей клеток – фагоцитов. Однако решающую роль в борьбе с инфекциями играю антитела.  Отличии от фагоцитов, действие антител специфично, т.е они действуют только на те чужеродные вещества, которые послужили причиной их образования.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям. Он бывает нескольких видов. Естественный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней  или передаётся детям по наследству от родителей. Искусственный иммунитет возникает в результате введения в организм готовых антител. Это происходит, когда заболевшему человеку вводят сыворотку крови переболевших людей или животных.

Иногда сыворотка готовится из крови человека, переболевшего заболеванием, например гриппом. Введение лечебной сыворотки помогает организму бороться с инфекцией, пока его собственная система иммунитета не начнет вырабатывать достаточное количество антител. Лечебные сыворотки применяются как для лечения болезней, например дифтерии, так и для их  предупреждения. Иммунитет, приобретённый  после прививки или после введения лечебной сыворотки, называется искусственным.

Все люди обладают естественным иммунитетом к инфекционным болезням, поражающих животных. Например, возбудитель чумы собаки, от которого гибнет половина заболевши животных, не заражает человека. Естественный иммунитет к некоторым заболеваниям обусловлен наличием в крови антител.

После ряда перенесенных заболеваний (корь, коклюш и др.) люд приобретают к ним иммунитет. Следует помнить, что к некоторым инфекционным заболеваниям, например гриппу, естественный приобретенный иммунитет создается на непродолжительное время, а к ангине он не развивается вообще. Потеря  способности вырабатывать иммунитет проводит к тому, что человек может погибнуть от любой инфекции. Примером является СПИД – тяжёлое заболевание, избирательно поражающее иммунные системы организма. Вирусы СПИДа могут проникнуть в организм во время половых сношений, во время инъекций или операции при несоблюдении условий стерилизации.  Профилактика СПИДа заключается в избегании случайных половых связей, использовании презервативов, применении  одноразовых шприцев.

Вакцинация очень важна в жизни каждого человека. Что же такое вакцинация и какова история её происхождения, какие существуют виды прививок мы узнали из литературы. Вакцинация - это самое эффективное и экономически выгодное средство защиты против инфекционных болезней, известное современной медицине. Введение вакцины называют прививкой.

          Метод индивидуальной или массовой защиты населения от инфекционных заболеваний путем создания или усиления искусственного иммунитета.

бывает:

специфическая - против конкретного возбудителя

активная - создание иммунитета путем введения вакцин;

пассивная - создание иммунитета путем введения сывороточных препаратов и гамма-глобулина;

неспецифическая - активизация иммунной системы вообще.      

       Основным принципом вакцинации является то, что пациенту дается ослабленный или убитый болезнетворный агент (или искусственно синтезированный белок, который идентичен белку агента) для того, чтобы стимулировать продукцию антител для борьбы с возбудителем заболевания.

Среди микроорганизмов, против которых успешно борются при помощи прививок, могут быть вирусы (например возбудители кори, краснухи, свинки, полиомиелита, гепатита В, ротавирусной инфекции) или бактерии (возбудители туберкулеза, дифтерии, коклюша, столбняка, гемофильной инфекции).

"Коллективный" иммунитет

Чем больше людей имеют иммунитет к той или иной болезни, тем меньше вероятность у остальных (неиммунизированных) заболеть, тем меньше вероятность возникновения эпидемии. Например, если только один ребенок невакцинирован, а все остальные получили прививку, то невакцинированый ребенок хорошо защищен от болезни (ему не от кого заразиться).

Вакцинация и ревакцинация

Вакцинация бывает:

однократной (корь, паротит, туберкулез)

многократной (полиомиелит, АКДС).

Кратность говорит о том, сколько раз необходимо получить вакцину для образования иммунитета.

Ревакцинация - мероприятие, направленное на поддержание иммунитета. Обычно проводится через несколько лет после вакцинации.

Глобальный Альянс по Вакцинам и Иммунизации (GAVI).
Основные положения, которые выдвигают и поддерживают международные программы в области вакцин:
1) профилактическая медицина, в том числе вакцинопрофилактика, более эффективна
по результатам и требует меньше затрат, чем лечебные мероприятия;
2) каждый ребенок в мире имеет право получить своевременную, качественную и
полноценную иммунизацию;
3) моральная обязанность правительства каждой страны обеспечить свое население
возможностью такой иммунизации.

         Живые вакцины. Содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза. Могут быть получены путем селекции (БЦЖ, гриппозная). Они способны размножаться в организме и вызывать вакцинальный процесс, формируя невосприимчивость. Инактивированные (убитые) вакцины. Содержат убитый целый микроорганизм (против коклюша, против бешенства,  против вирусного гепатита А), их убивают физическими (температура, радиация, ультрафиолетовый свет) или химическими ( спирт, формальдегид) методами. Такие вакцины реактогенны, применяются мало (коклюшная, против гепатита А). Химические вакцины. Содержат компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя, как например  против коклюша, против гемофильной инфекции или  против менингококковой инфекции. Анатоксины. Вакцины, содержащие  токсин (яд) продуцируемый бактериями. В результате такой обработки токсические свойства утрачиваются, но остаются иммуногенные. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка. Векторные  вакцины. Полученные методами генной инженерии. Пример вакцина против вирусного гепатита B,  против ротавирусной инфекции.

   Люди уже с рождения невосприимчивы  к многим болезням, которыми болеют животные. Например, люди  не болеют чумой животных. Такой иммунитет называют врожденным. Человек не заболевает потому, что в его крови содержатся готовые антитела. Врожденный иммунитет наследуется потомством от родителей. В других случаях иммунитет вырабатывается после перенесения инфекционных заболеваний.

С глубокой древности человечество преследовали эпидемии болезней: чумы, холеры, оспы и т.д., вызывая гибель огромного числа людей. От чумы в XIV веке в Европе погибла четверть населения. Это сейчас мы знаем о существовании микромира: бактерий и вирусов, которые паразитируют в живых организмах, в том числе и у человека. А раньше этого не знали, но замечали, что одни люди болеют и даже умирают, а другие, переболев в лёгкой форме, не болеет некоторыми болезнями, например оспой, чумой и т.д. Значит,  у человека есть какая - то защита.

Давно было замечено, что работники ферм, в стадах которые были коровы с коровьей оспой, никогда не болели настоящей оспой. Наблюдая это явление, английский врач Э. Дженнер в 1776 году предложил способ оспопрививания. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал ее в царапину на коже человека. Зараженный человек переболевал оспой в легкой форме  и уже никогда не заболевал этой болезнью.

Позже это явление было изучено несколькими учеными, среди которых следует упомянуть французского ученого Луи Пастера, в 1881 году сделавшего вывод, что ослабленные возбудители болезни, введенные в организм, вызывают в нем развитие иммунитета против данного заболевания.  

А наш соотечественник И.И Мечников, основоположник учения об иммунитете, впервые в мире обнаружил фагоцитоз ,за что в 1908 году был удостоен Нобелевской премии.

Защита организма от инфекции осуществляется не только клетками – фагоцитами, но и особыми белковыми веществами – антителами. Физиологическую сущность иммунитета определяют две группы лимфоцитов: Б- и Т- лимфоциты. Т- клетки находят самостоятельно болезнетворные бактерии, клетки, пораженные вирусами, опухолевые клетки и сигналят Б- лимфоциты образуют антитела, соединяющиеся с бактериями и делающие их беззащитными против фагоцитов. Б- лимфоциты обладают иммунной памятью, то есть способностью отвечать усиленной реакцией на повторную встречу с чужеродным телом.

Микробы, а также яды, которые они выделяют, являются антигенами и вызывают иммунную реакцию. В процессе длительного исторического развития в организме животных и человека вырабатывалась система органов иммунитета. К ним относятся костный мозг, где формируются клетки крови, вилочковая железа и лимфатические узлы. В последних созревают лимфоциты, образовавшиеся в костном мозге. Функции лимфоцитов тимуса и лимфатических несколько отличаются и дополняют друг друга.

 Различают клеточный иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляют клетки, например фагоциты, и гуморальный иммунитет, при котором посторонние тела удаляются с помощью антител – химических веществ, доставляемых кровью.

Причастность микробов к заразным заболеваниям была доказана замечательным французским ученым Луи Пастером, в лаборатории которого долгое время работал И.И. Мечников. С именем Пастера связано появление многих вакцин от различных болезней, например вакцины против бешенства. Бешенством вызывает вирус, поражающий собак, волков, лис и многих других животных. Опасен он и для человека. Вирус бешенства поражает клетки нервной системы. У заболевшего животного или человека от воды возникают судороги мышц глотки и гортани. Невозможно пить, хотя мучает жажда. Смерть наступает от паралича дыхательных мышц или от прекращения сердечной деятельности. Смерть от бешенства очень мучительна.

При укусе собаки или другого животного необходимо срочно обратиться к врачу. Он проведет курс прививок против бешенства,  которые предложил Луи Пастер. Любое животное, укусившее человека, должно быть обязательно обследовано ветеринаром.

В нашей стране детям делают прививки, чтобы они не болели опасными болезнями. Это предотвращает эпидемии.

Активный иммунитет. Если человек здоров, ему вводят вакцину. Она содержи ослабленные микробы или их яды. Попадая в организмы, эти чужеродные вещества и тела вызывают иммунную реакцию. У человека вырабатывается иммунитет против болезни, которую ему привили.

Иммунитет, который был выработан в организме человека в результате болезни или введения ему вакцины, называется активным.

Пассивный иммунитет. Иногда человеку вводят готовые антитела, выработанные другим организмом.  Такой иммунитет называется пассивным. Он действует недолго, так как введенные антитела быстро выводятся из организма.

Человеку, заболевшему дифтерией, вводят антитела, выработанные в организме лошади. Чтобы их получить, сначала лошади вводят ослабленный дифтерийный яд. В ответ у нее происходит иммунная реакция.

Если у вас  есть открытая рана и в нее попали частицы почвы, необходимо ввести антистолбнячную сыворотку .Столбняк – опасное неизлечимое заболевание. Оно начинается как ангина – болью в горле. Затем наступают судороги, которые приводят к мучительной смерти.

Введение лечебной сыворотки уничтожает столбнячный яд, так как в ней содержится готовые антитела, нейтрализующие его.

В условиях низкой заболеваемости некоторые люди считают, что вакцинация более опасна, чем сама болезнь. Эти ошибочные представления приводят к значительному снижению уровню охвата населения прививками и новому росту заболеваемости.

Подтверждением этого явилась эпидемия дифтерии в странах СНГ в 90 годы, получившая наибольшее развитие в 1995 году, когда число случаев заболевания превысило 50 000 человек, рост заболеваемости корью в странах Центральной и Западной Европы в 2002 – 2004г., когда пострадало более 100 000 человек, регистрация паралитического полиомиелита с летальными исходами в Чеченской республике в  1992-1993годах.

В каждой стране существует Национальный календарь профилактических прививок, где приведена схема плановой вакцинации в конкретном возрасте от инфекций, которые имеют широкую распространенность и/или представляют серьезную опасность для здоровья и жизни.

 Вакцинопрофилактика в России регламентируется рядом нормативных актов, среди которых основным является Федеральный закон №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» от 17.09.1998

Глава II Исследования влияния вакцинации на здоровье учащихся

Российский календарь включает вакцинацию от 10-ти наиболее актуальных в настоящее время инфекций.

Вирусный гепатит В 

Туберкулез 

Коклюш 

Дифтерия 

Столбняк 

Полиомиелит 

Корь 

Эпидемический паротит (свинка) 

Краснуха 

Грипп

Нежелательные явления, связанные с вакцинацией 

  • Аллергические реакции.
  • Прививочные реакции – кратковременные местные и общие изменения в процессе формирования иммунитета.
  •  К местным реакциям относят уплотнение, покраснение (гиперемия) и болезненность в месте введения вакцины
  •  К общим — повышение температуры, недомогание, нарушение сна и аппетита.
  •  В единичных случаях у детей отмечают тяжелые реакции:
  •  повышение температуры более 40°С,
  •  фебрильные судороги (конвульсивное нарушение у маленьких детей на фоне высокой температуры),
  •  гиперемия и отек более 8 см в диаметре в месте введения вакцины,
  •  длительный пронзительный крик ребенка
  •  Поствакцинальные осложнения (ПВО)

Антивакцинаторство

Антивакцинаторство — общественное движение, оспаривающее эффективность, безопасность и правомерность вакцинации, в частности — массовой вакцинации.

Аргументация идеи движения:

  •  Теория заговора фармацевтов.
  •  Отрицание действенности вакцинации во многих случаях. 
  •  Отрицание необходимости вакцинации в настоящее время. 
  • Акцентирование отрицательных последствий вакцинации. 
  •  Утверждения о намеренно неточной медицинской статистике осложнений. 
  •  Апелляция к правам личности. 

Чтобы проследить статистику поставленных прививок я обратилась в медицинский кабинет.

Рассмотрим первую таблицу (см. приложение  1), здесь показано статистика поставленных прививок против дифтерии, полиомиелита, кори, паротита и краснухи охват составил 100%.

Обратим внимание на вторую таблицу ( см. приложение 2), на нем показано статистика вакцинации против туберкулёзной диагностики за три года. В 2012 году охват поставленных прививок составил 100%, а вот в 2013 году охват поставленных прививок составил 98%, в 2014 году охват составил 97%.

Рассмотрим третью таблицу ( см. приложение 3), в ней изображено количество учеников поставивших прививки против гриппа за три года, в 2012 году количество учеников составило 8 человек, в 2013 году количество увеличилось и стало 13 человек, а вот в 2014 году количество привитых опять упало и стало 9 человек.

Рассмотрим четвёртую таблицу ( см. приложение 4), в ней изображено сколько учеников привито против клещевого энцефалита, всего это количество составило 16 человек.

И наконец рассмотрим пятую таблицу ( см. приложение 5), в ней показано количество привитых за три года например против дифтерии  в 2012 год привито 99%, в 2013 году 99%, и в 2014 году привито 99%. Против полиомиелита в 2012,2013,2014годах-100%Проти кори в 2012,2013,2014 годах-99%.

Против паротита в 2012,2013,2014 годах -99%.

Против краснухи в 2012,2013,2014 годах -98%

Реакция манту в 2012-96%,в 2013-95%,в 2014-98%.

Я выступала на классных часах и уроках биологии с беседой о польз вакцинации среди учащихся.

Заключение

    В своей работе я рассмотрела как прививки действуют на здоровье человека. Я решила все задачи, которые ставила перед началом работы и

следовательно достигла главной цели изучение влияния вакцинации на здоровье учащихся МБОУ «СОШ №1».  Многие ученики в наше школе стремлятся быть здоровыми. Узнав много новых видов прививок проанализировав их влияние на человека я могу смело сказать что нужно ставить прививки.

 При знакомстве с новыми видами прививок, я проанализировала, что у многих видов прививок есть противопоказания.

Я конечно понимаю что моя работа не грандиозный проект, но все же я думаю что многие ученики задумаются на сколько прививки важны для их здоровья.

Список использованной литературы

Биология. Человек. М.: Вентана- Графф, 2002. – 224с.

Биология. Приложения к газете 1 сентября №6 2000.

Биология. М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 352с.

Биология: человек и его здоровье: М.: Просвещение, 1990. – 240с.

Биология: человек: М.: Просвещение, 1994. – 240.

Биология. Человек: М.: Дрофа, 1999. – 216с.

 

        

Приложения

Название прививки

Охват

Дифтерия

100%

Полиомиелит

100%

Корь

100%

Паротит

100%

Краснуха

100%

1 таблица. Прививки поставленные учащимся 7а класса в 7 лет

2 таблица. Вакцинация против тубёркулёзной диагностики

Название вакцинации

Года вакцинации

2012 год

2013 год

2014 год

Туберкулёзная диагностика

100%

98%

97%

3 таблица. Вакцинация от гриппа

Вакцинация от гриппа

Года вакцинации

2012 год

2013 год

2014 год

Грипп

8 человек

13 человек

9 человек

4 таблица. Вакцинация против клещевого энцефалита

Вакцинация против клещевого энцефалита

 Количество привитых

  Клещевой энцефалит

16 человек

5 таблица. Общее по школе привитых за 3 года.

 

Название прививки

Количество привитых, года вакцинации

2012 год

2013 год

2014 год

Дифтерия

99%

99%

99%

Полиомиелит

100%

100%

100%

Корь

99%

99%

99%

Паротит

99%

99%

99%

Краснуха

98%

98%

98%

Реакция манту

96%

95%

98%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкального искусства на здоровье учащихся.

Данная работа представляет собой попытку обобщить опыт в области музыкального воспитания под общим названием «Влияние  музыкального искусства на здоровье учащихся». Необх...

Влияние школьного обучения на здоровье учащихся.

Анализ причин «школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся:-...

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Влияние мобильного телефона на здоровье человека. Автор :учитель биологии МБОУ СОШ № 15 г.Королева Галухина О.В.

Роль мобильного телефона в жизни современного школьника. В наше время практически у каждого человека есть мобильный телефон. Мы его используем по назначению и не только. Школы нашего города не исключе...

Статья "Обеспечение здоровья учащихся МБОУ СОШ №27"

Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной беспокойства как государствееных организаций, общества так и самих граждан .Свою долю ответственности несет и школа.Основная цель данной ста...

Влияние комнатных растений на здоровье учащихся

Презентация занятия (исследование)...