Исследовательская работа "Физическое развитие и состоряние здоровья учащихся МБОУ СОШ с. Межегей"
творческая работа учащихся по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Межегей
Физическое развитие и состояние здоровья учащихся МБОУ СОШ с. Межегей
Выполнила: Самба Аюна
Шолбановна, 11 «б» класс.
Руководитель: Монгуш Нелли
Маадыровна, учитель биологии
В работе представлен анализ основных соматометрических показателей 65 учащихся МБОУ СОШ с. Межегей в возрасте от 14 до 18 лет, дана методика исследования.
Введение
Возникшая необходимость решения проблемы здоровья как молодого, так и зрелого поколения, в связи его катастрофическим ухудшением, выдвигает задачи как теоретического, так и практического характера по сохранению, формированию и укреплению здоровья. Особую тревогу вызывает не только состояние здоровья школьников, но и отношение к нему [Будук-оол Л.К.].
Здоровье детей – это важнейший вопрос будущего любого народа. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.
Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе:
- нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная двигательная активность;
- нарушение организации питания;
- отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
- неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие.
В связи с этим перед нами поставлена цель: изучить физическое развитие и состояние здоровья школьников МБОУ СОШ с. Межегей.
В исследовании участвовали учащиеся 9-11 классов.
В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Исследовать физическое развитие детей в исследуемой школе, провести сравнительную характеристику полученных данных.
Научно-практическая значимость: Результаты исследования, позволят представить в школу сведения о состоянии здоровья детей, которые могут войти в основу разработки рекомендаций организационного и медико-социального характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей МБОУ СОШ с. Межегей.
Методика исследования.
Для оценки физического здоровья школьников мы использовали достаточно простые и информационные показатели, доступные любому пользователю и не требующие сложной диагностической аппаратуры.
Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов мы по общепризнанным методикам измеряли у учащихся:
- Длина тела измеряется с помощью ростомера. Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давление.
- Масса тела измеряли на электронных весах. Обследуемый должен встать без обуви, в лёгкой одежде.
- Окружность грудной клетки измеряют с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают, натягивая ее сзади под нижними углами лопаток, а спереди – на уровне части грудины.
- АД и ЧСС измеряли на электронном тонометре в положении сидя.
Проведя эти простые и легкодоступные исследования, высчитали четыре показателя (индекса):
- Индекс Кетле (И.К.), свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Он рассчитывался по формуле:
ИК2= масса тела(кг)/ длина тела2 (м2)
Массово-ростовой индекс Кетле 2 (кг/м2).
возраст | Оценка, баллы | |||||
2 | 4 | 5 | 3 | 1 | ||
пол | дефицит массы | гармоничное (-) | гармоничное | гармоничное (+) | течное | |
14 | мужской | ≤17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | ≥23 |
женский | ≤17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | ≥23 | |
15 | мужской | ≤17 | 17,1-18,9 | 19,0-21,0 | 21,1-22,9 | ≥23 |
женский | ≤18 | 18,1-19,9 | 20,0-22,0 | 22,1-23,9 | ≥24 | |
16 | мужской | ≤18 | 18,1-19,9 | 20,0-22,0 | 22,1-23,9 | ≥24 |
женский | ≤19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | ≥25 | |
17 | мужской | ≤19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | ≥25 |
женский | ≤20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | ≥26 | |
18 | мужской | ≤19 | 19,1-20,9 | 21,0-23,0 | 23,1-24,9 | ≥25 |
женский | ≤20 | 20,1-21,9 | 22,0-24,0 | 24,1-25,9 | ≥26 |
- Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы:
ДП=ЧСС(уд/мин)хАДсист/100
Индекс Робинсона («двойное произведение»), усл.ед.
возраст | Оценка, баллы | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | 1 | ||
пол | высокий | вышесреднего | средний | нижесреднего | низкий | |
14 | мужской | ≤70 | 71-78 | 79-108 | 109-114 | ≥115 |
женский | ≤70 | 71-78 | 79-105 | 106-114 | ≥115 | |
15 | мужской | ≤70 | 71-80 | 81-108 | 109-116 | ≥117 |
женский | ≤70 | 71-85 | 86-100 | 101-110 | ≥111 | |
16 | мужской | ≤70 | 71-80 | 81-107 | 108-115 | ≥116 |
женский | ≤70 | 71-85 | 86-100 | 101-110 | ≥111 | |
17 | мужской | ≤70 | 71-80 | 81-107 | 108-115 | ≥116 |
женский | ≤70 | 71-85 | 86-100 | 101-110 | ≥111 | |
18 | мужской | ≤70 | 71-80 | 81-107 | 108-115 | ≥116 |
женский | ≤70 | 71-85 | 86-100 | 101-110 | ≥111 |
- Индекс Кердо (ВИ) основан на сопоставлении величин артериального давления и частоты сердечных сокращений:
ВИ=(1-ДАД / ЧСС)•100%, где
ДАД – диастолическое артериальное давление;
ЧСС – частота сердечных сокращений.
Индекс Кердо=0 (эйтония).
Индекс Кердо> 0 (симпатикотония).
Индекс Кердо<0 (ваготония).
В зависимости от преобладания тонуса той или иной системы отмечаются различия многих психо-эмоциональных и вегетативных реакций (Айзман Р.И., 2008).
Ваготоники (преобладание активности парасимпатической системы) | Симпатикотоники (преобладание активности симпатической системы) |
Склонность к покраснению кожных покровов, к угревым высыпаниям. Влажные холодные ладони и стопы. Заболевания протекают с невысокой температурой и длительным «хвостом» субфебролитета. характерны: обмороки, головные боли, головокружения, склонность к пониженному давлению, брадикардии и пр. | Кожа бледная, сухая, потоотделение снижено. Заболевания протекают с высокой температурой, склонность к повышенному давлению (повышается систолическое давление, а диастолическое остается нормальным), тахикардии и пр. |
4. Индекс Шаповаловой характеризует развитие силы, быстроты, и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса, величина которого определяют по формуле:
Масса тела (г) / Длина тела (см) ∙ КП/60,
где, КП – количество подъемов за 60 сек.
Индекс мощности В.А. Шаповаловой, усл.ед.
возраст | Оценка, баллы | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
пол | низкий | ниже среднего | средний | выше среднего | высокий | |
14 | мужской | ≤ | ≥ | |||
женский | ≤193 | 194-216 | 217-253 | 254-276 | ≥277 | |
15 | мужской | ≤ | ≥ | |||
женский | ≤193 | 194-216 | 217-260 | 261-293 | ≥294 | |
16 | мужской | ≤ | ≥ | |||
женский | ≤212 | 213-245 | 246-312 | 313-345 | ≥346 | |
17 | мужской | ≤ | ≥ | |||
женский | ≤212 | 213-245 | 246-296 | 297-324 | ≥335 | |
18 | мужской | ≤ | ≥ | |||
женский | ≤212 | 213-245 | 246-296 | 297-324 | ≥325 |
Результаты исследования и их обсуждение.
Исследования проводились в 9-11 классах МБОУ СОШ с. Межегей во время 2012-2013 учебного года. В классах находятся разновозрастные подростки, поэтому оценку результатов проводили по возрасту. Возраст испытуемых от 14 до18 лет. Всего было исследовано 65 учащихся, из них мальчиков – 32, девочек – 33.
Распределение учащихся по полу и по возрасту в 2012-2013 гг.
Табл. № 1.
Пол | Возраст | Всего | ||||
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | ||
юноши | 2 | 7 | 13 | 7 | 3 | 32 |
девушки | 1 | 6 | 10 | 13 | 3 | 33 |
Всего: | 3 | 13 | 23 | 20 | 6 | 65 |
Оценка уровня физического развития.
Определение физического развития проводилось общепринятыми методами антропометрии и физиометрии, для чего использовались следующие показатели: длина тела, масса тела, окружность груди и головы, подсчет артериального давления и частоты пульса.
По стандартам и шкале регрессии выделяют пять оценок: среднее, ниже среднего, низкое, выше среднего и высокое физическое развитие.
Антропометрические измерения позволили получить данные, характеризующие особенности физического развития школьников (таблицы № 2,3,4, 5).
Показатели физического развития юношей (9 - 11 класс).
Табл. №2.
Возраст (лет) | Рост (см.) | Масса тела (кг.) | Окр. груди | Оценка физического развития |
14 | 157 | 50 | 77 | |
15 | 164 | 53 | 81 | |
16 | 167 | 58 | 88 | |
17 | 164 | 53 | 86 | |
18 | 166 | 57 | 89 |
Показатели физического развития девушек (9 - 11 класс).
Табл. №3.
Возраст (лет) | Рост (см) | Масса тела (кг) | Окр. груди | Оценка физического развития |
14 | 157 | 49 | 74 | |
15 | 154 | 51 | 83 | |
16 | 154 | 50 | 84 | |
17 | 158 | 51 | 83 | |
18 | 151 | 40 | 76 |
При оценке показателя индекса Кетле, который свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, нами были получены результаты, представленные в таблицах №4 и №5.
Табл. №4.
Значение массово - ростового показателя (индекса Кетле) девушек (9-11класс).
Возраст | Рост | Масса тела | должная величина | Индекс Кетле | Результаты |
14 | 157 | 49 | 19,0-21,0 | 19,8 | гармоничное |
15 | 154 | 51 | 20,0-22,0 | 21,5 | гармоничное |
16 | 154 | 50 | 21,0-23,0 | 21,8 | гармоничное |
17 | 158 | 51 | 22,0-24,0 | 20,9 | гармоничное ( - ) |
18 | 151 | 40 | 22,0-24,0 | 17,5 | дефицит массы |
Из данной таблицы видно, что большинство девушек имеют положительные результаты массово-ростового показателя. Самые низкие результаты наблюдается у 18-летних девушек, которые характеризуют не гармоничность телосложения. Это чаще всего связано с нехваткой или дефицитом массы тела. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела при его дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания.
Табл. №5.
Значение массово - ростового показателя (индекса Кетле)
юношей (9-11 класс).
Возраст | Рост | Масса тела | должная величина | Индекс Кетле | Результаты |
14 | 157 | 50 | 19,0-21,0 | 20,2 | гармоничное |
15 | 164 | 53 | 19,0-21,0 | 19,7 | гармоничное |
16 | 167 | 59 | 20,0-22,0 | 20,7 | гармоничное |
17 | 164 | 53 | 21,0-23,0 | 19,7 | гармоничное ( - ) |
18 | 166 | 57 | 21,0-23,0 | 20,6 | гармоничное ( - ) |
Из полученных данных можем сделать вывод о том, что массово-ростовой показатель у юношей 17, 18 лет ниже среднего, что свидетельствует о недостаточном питании или слабым развитием мышц.
Результаты измерения параметров кровеносной системы.
Одним из важных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы является артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС).
Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку.
По современным представлениям частота сердечных сокращений является информативным показателем и её исследования могут дать ценные сведения о состоянии регуляторных систем организма. Во всех возрастных группах частота пульса у девочек больше, чем у мальчиков.
Для измерения кровяного давления и ЧСС мы использовали электронный тонометр. Перед измерением АД испытуемый должен находится в состоянии покоя, необходимо исключить физические и эмоциональные напряжения.
Среднее значение частоты сердечных сокращений в покое
и после нагрузки, степень адаптации системы
кровообращения юношей (9 -11 класс).
Табл. №6.
Возраст (лет) | Норма (уд/мин) | Частота сердечно-сосудистой системы (уд/мин) | Степень тренированности | |
В покое | После нагрузки | |||
14 | 76 | 81 | 109 | |
15 | 74 | 75 | 106 | |
16 | 75 | 73 | 95 | |
17 | 71 | 79 | 96 | |
18 | 70 | 70 | 88 |
Пониженные показатели отмечаются у юношей 16 лет, а повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 15, 17 лет, нормальные показатели отмечены у юношей 18 лет. После нагрузки средний показатель у всех юношей выше, степень тренированности сердца у них хорошая.
Среднее значение частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, степень адаптации системы кровообращения девушек (9 - 11 класс)
Табл. №7.
Возраст (лет) | Норма (уд/мин) | Частота сердечно-сосудистой системы (уд/мин) | Степень тренированности | |
В покое | После нагрузки | |||
14 | 76 | 96 | 112 | |
15 | 76 | 76 | 96 | |
16 | 75 | 75 | 110 | |
17 | 75 | 78 | 108 | |
18 | 70 | 83 | 106 |
Повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 17, 18 лет, нормальные показатели отмечены у девушек 15 и 16 лет. После нагрузки средний показатель у всех девочек выше, и степень тренированности сердца у них хорошая.
Показатели артериального давления в покое и после нагрузки
у юношей 9-11классов.
Табл. №8.
Возраст (лет) | Пределы нормального АД (мл.рт.ст) | Артериальное давление (мм.рт.ст.) | Тип сердечно-сосудистой системы (ССС) | ||
систолическое | диастолическое | в покое | после нагрузки | ||
14 | 90-115 | 49-66 | 110/70 | 119/77 | |
15 | 93-115 | 48-69 | 110/73 | 124/74 | |
16 | 95-121 | 50-71 | 120/76 | 126/80 | |
17 | 98-125 | 54-71 | 107/70 | 121/76 | |
18 | 115/73 | 123/74 |
Показатели артериального давления в покое и после нагрузки у
девушек (9 - 11 класс).
Табл. №9.
Возраст (лет) | Пределы нормального АД (мл.рт.ст) | Артериальное давление (мм.рт.ст.) | Тип сердечно-сосудистой системы (ССС) | ||
систолическое | диастолическое | в покое | после нагрузки | ||
14 | 90-113 | 52-69 | 107/72 | 114/76 | |
15 | 91-115 | 52-67 | 111/75 | 126/82 | |
16 | 91-119 | 55-69 | 108/69 | 121/73 | |
17 | 96-120 | 54-67 | 114/75 | 124/76 | |
18 | 111/73 | 112/76 |
Вегетативный индекс (ВИ) Кердо основан на сопоставлении величин артериального давления и частоты сердечных сокращений:
ВИ=(1-ДД / ЧСС)•100%, где
ДД – диастолическое артериальное давление.
При вегетативном равновесии в регуляции сердечно – сосудистой системы ВИ=0. Положительные значения индекса означают сдвиг равновесия в симпатическую сторону, а отрицательные – в парасимпатическую.
Четкую информацию о степени совершенства процессов развития и уровне
соматического здоровья индивида дает уровень энергообразования, который свидетельствует о безусловной способности растущего организма к данным условиям существования и возможности реализовать программу развития. Наиболее ценными критериями энергопотециала является состояние резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших показателей этого резерва «двойное произведение» (ДП) – индекс Робинсона, который характеризует соматическую работу сердца
ДП= ЧСС х АДсист/100, характеризующее систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Можно использовать этот показатель и в покое для тех же целей, основываясь на хорошо известной закономерности формирования «экономизации функций» при возрастании максимальной аэробной способности. Таким образом, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья индивида. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в течение рассматриваемого участка онтогенеза. С возрастом ЧСС снижается, а уровень АД повышается. Это означает, что систолическая работа сердца остается в онтогенезе практически неизменной.
Показатели вегетативного индекса Кердо и индекса Робинсона
юношей (9 - 11 класс)
Табл. №10.
Возраст (лет) | ЧСС (уд/мин) | АД в покое (мм.рт.ст.) | Индекс Кердо | Индекс Робинсона |
14 | 81 | 110/70 | 13,0 | 89 средний |
15 | 75 | 110/73 | 2,5 | 82 средний |
16 | 73 | 120/76 | -4 | 83 средний |
17 | 79 | 107/70 | 11,4 | 84 средний |
18 | 70 | 115/73 | -4 | 80 выше среднего |
Наши исследования вегетативного индекса Кердо показали, что у юношей 16 и 18 лет получились отрицательные величины, поэтому у них наблюдается влияние парасимпатической нервной системы. А все остальные имеют симпатическую нервную систему.
Индекс Робинсона большинства юношей показывает средние значения, что говорит о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы. У юношей 18-летним возрастом индекс выше среднего, который характеризует выше средние состояния регуляции.
Показатели вегетативного индекса Кердо и индекса Робинсона
у девушек (9-11 класс).
Табл. №11.
Возраст (лет) | ЧСС (уд/мин) | АД в покое (мм.рт.ст.) | Индекс Кердо | Индекс Робинсона |
14 | 96 | 107/72 | 12,8 | 92,02 средний |
15 | 76 | 111/75 | 1,4 | 84 выше среднего |
16 | 75 | 108/69 | 8 | 81 выше среднего |
17 | 78 | 114/75 | 4 | 89 средний |
18 | 83 | 11173 | 12,1 | 92 средний |
Исследования показали, что индекс Кердо у девушек всех возрастов имеет положительные величины. Следует отметить, что сердечно – сосудистая система девушек находится под выраженным влиянием симпатической нервной системы.
Индекс Робинсона. Выше средние значения у девушек 15 и 16 лет, что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы у этих девушек. Средние значения наблюдаются у 14, 17, 18-летних девушек. Это говорит о том, что в сердечно- сосудистой системе этих детей имеются небольшие отклонения: это либо урежение частоты сердечных сокращений, либо, наоборот, небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы.
Показатели индекса Шаповаловой у юношей (9-11 класс).
Табл. 12.
Возраст (лет) | КП | Индекс Шаповаловой | Значение ИШ |
14 | 30 | 159 | средний |
15 | 34 | 134 | средний |
16 | 41 | 237 | средний |
17 | 39 | 200 | ниже среднего |
18 | 42 | 240 | средний |
Из таблицы видно что, у 15- и 16-летних юношей значения индекса Шаповаловой ниже среднего, а у 17-летних – низкое значение. Значения ниже среднего и низкий свидетельствуют о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Только у 18-летних юношей наблюдается среднее значение.
Показатели индекса Шаповаловой у девушек (9-11 класс).
Табл. 13.
Возраст (лет) | КП За 60 сек | Индекс Шаповаловой | Значение ИШ |
14 | 28 | 146 | низкий |
15 | 32 | 177 | низкий |
16 | 27 | 139 | низкий |
17 | 29 | 156 | низкий |
18 | 34 | 150 | низкий |
У большинства девушек низкие показатели индекса Шаповаловой, характеризующий о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Заключение.
Сегодняшние школьники будут составлять основной трудовой потенциал и поддерживать основной уровень рождаемости в ближайшие десятилетия, решая демографические проблемы в стране. В последнее время все чаще появляются публикации, в которых авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков нашей страны. Одним из негативных проявлений в состоянии здоровья детского населения является изменение уровня физического и биологического развития.
Нами выявлено, что самое низкое число с гармоничным физическим развитием наблюдаются у 17-18-летних школьников. Это чаще всего связано с нехваткой или дефицитом массы тела. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела при его дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания.
Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку.
Пониженные показатели отмечаются у юношей 16 лет, а повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 15, 17 лет, нормальные показатели отмечены у юношей 18 лет.
Наши исследования вегетативного индекса Кердо показали, что у юношей 16 и 18 лет получились отрицательные величины, ндекс Робинсона большинства юношей показывает средние значения, что говорит о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы.
Индекс Кердо у девушек всех возрастов имеет положительные величины.
Индекс Робинсона. Выше средние значения у девушек 15 и 16 лет, что свидетельствует о нормальном функциональном состоянии регуляции деятельности сердечно – сосудистой системы у этих девушек. Средние значения наблюдаются у 14, 17, 18-летних девушек. Это говорит о том, что в сердечно- сосудистой системе этих детей имеются небольшие отклонения: это либо урежение частоты сердечных сокращений, либо, наоборот, небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС).
У 15- и 16-летних юношей значения индекса Шаповаловой ниже среднего, а у 17-летних – низкое значение. Значения ниже среднего и низкий свидетельствуют о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Только у 18-летних юношей наблюдается среднее значение.
У большинства девушек низкие показатели индекса Шаповаловой, характеризующий о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.
Полученные данные необходимо учитывать при планировании профилактических осмотров, диспансеризации.
Список литературы
1. Барклай В.М. и др. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. – Ростов-на-Дону, 1999. – 99 с.
2. Грицинская В.Л. Санчат Н.О., О.С. Омзар. Современные тенденции роста, развития и здоровья детей и подростков Республики Тыва. – Красноярск.: ООО «Версо», 2009. – 102 с.
3. Будук-оол Л.К. Комплексная оценкам показателей физического развития. – Кызыл: Изд-во Тывинского государственного университета. – 2007. – 42 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год
Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...
История МБОУ СОШ с. Межегей Тандинского кожууна Республики Тыва
Здесь описана история школы...
Влияние проведения прививок на здоровье учащихся МБОУ «СОШ №1»-
Исследовательская работа по биологии...
Органиизация научно-исследовательской деятельности в МБОУ СОШ с. Межегей
Организация НИР в школе...
Статья "Обеспечение здоровья учащихся МБОУ СОШ №27"
Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной беспокойства как государствееных организаций, общества так и самих граждан .Свою долю ответственности несет и школа.Основная цель данной ста...
Исследовательский проект "Скажем "Да!" здоровому сердцу" МБОУ СОШ №3 город Салехард.
Исследовательский проект "Скажем "Да!" здоровому сердцу"Краткое описание проекта: ученики школы №3, состоящие на различных видах профилактического учета (полиция, КДН и ЗП, внутриш...