Исследовательская работа "Физическое развитие и состоряние здоровья учащихся МБОУ СОШ с. Межегей"
творческая работа учащихся по биологии (11 класс) на тему

Монгуш Нелли Маадыровна

Исследовательская работа по валеологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_valeologii.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Межегей

Физическое развитие и состояние здоровья учащихся  МБОУ СОШ с. Межегей

Выполнила: Самба Аюна

Шолбановна, 11 «б» класс.

Руководитель: Монгуш Нелли

Маадыровна, учитель биологии

В работе представлен анализ основных соматометрических показателей 65 учащихся МБОУ СОШ с. Межегей в возрасте от 14 до 18 лет, дана методика исследования.

Введение

Возникшая необходимость решения проблемы здоровья как молодого, так и зрелого поколения, в связи его катастрофическим ухудшением, выдвигает задачи как теоретического, так и практического характера по сохранению, формированию и укреплению здоровья. Особую тревогу вызывает не только состояние здоровья школьников, но и отношение к нему [Будук-оол Л.К.].

Здоровье детей – это важнейший вопрос будущего любого народа. Рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма оказывают следующие факторы риска в учебно-воспитательном процессе:

  • нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса;
  • недостаточная двигательная активность;
  • нарушение организации питания;
  • отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек;
  • неблагоприятный психологический микроклимат в семье и школе и другие.

        В связи с этим перед нами поставлена цель: изучить физическое развитие и состояние здоровья школьников МБОУ СОШ с. Межегей.

В исследовании участвовали учащиеся  9-11 классов.

В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Исследовать физическое развитие детей в исследуемой школе, провести сравнительную характеристику полученных данных.

Научно-практическая значимость: Результаты исследования, позволят представить в школу сведения о состоянии здоровья детей, которые  могут войти в основу разработки рекомендаций организационного и медико-социального характера,  направленных на сохранение и укрепление здоровья детей МБОУ СОШ с. Межегей.

Методика исследования.

        Для оценки физического здоровья школьников  мы использовали  достаточно  простые  и  информационные  показатели,  доступные любому  пользователю  и  не  требующие  сложной  диагностической  аппаратуры.         

    Для получения показателей и вычисления соответствующих индексов  мы  по общепризнанным методикам  измеряли у учащихся:

  • Длина тела измеряется с помощью ростомера. Обследуемый стоит по стойке «смирно», касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Голову устанавливают так, чтобы наружный угол глаза и козелок ушной раковины находились на одной горизонтальной линии. Скользящую планку опускают до соприкосновения с верхней точкой головы, не оказывая давление.
  •  Масса тела измеряли на электронных весах. Обследуемый должен встать без обуви, в лёгкой одежде.
  • Окружность грудной клетки  измеряют с помощью сантиметровой ленты, которую накладывают, натягивая ее сзади под нижними углами лопаток, а спереди – на уровне части грудины.
  • АД и ЧСС  измеряли на электронном тонометре в положении сидя.

        Проведя эти  простые  и  легкодоступные  исследования,  высчитали четыре показателя (индекса):

  1. Индекс Кетле (И.К.), свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, который характеризует степень гармоничности физического развития и телосложения. Он рассчитывался по формуле:

ИК2= масса тела(кг)/ длина тела2 (м2)

Массово-ростовой индекс Кетле 2 (кг/м2).

возраст

Оценка, баллы

2

4

5

3

1

пол

дефицит массы

гармоничное (-)

гармоничное

гармоничное (+)

течное

14

мужской

≤17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

≥23

женский

≤17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

≥23

15

мужской

≤17

17,1-18,9

19,0-21,0

21,1-22,9

≥23

женский

≤18

18,1-19,9

20,0-22,0

22,1-23,9

≥24

16

мужской

≤18

18,1-19,9

20,0-22,0

22,1-23,9

≥24

женский

≤19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

≥25

17

мужской

≤19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

≥25

женский

≤20

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

≥26

18

мужской

≤19

19,1-20,9

21,0-23,0

23,1-24,9

≥25

женский

≤20

20,1-21,9

22,0-24,0

24,1-25,9

≥26

  1. Индекс Робинсона – «двойное произведение» (ДП), характеризующее состояние регуляции сердечно-сосудистой системы:

ДП=ЧСС(уд/мин)хАДсист/100

Индекс Робинсона («двойное произведение»), усл.ед.

возраст

Оценка, баллы

5

4

3

2

1

пол

высокий

вышесреднего

средний

нижесреднего

низкий

14

мужской

≤70

71-78

79-108

109-114

≥115

женский

≤70

71-78

79-105

106-114

≥115

15

мужской

≤70

71-80

81-108

109-116

≥117

женский

≤70

71-85

86-100

101-110

≥111

16

мужской

≤70

71-80

81-107

108-115

≥116

женский

≤70

71-85

86-100

101-110

≥111

17

мужской

≤70

71-80

81-107

108-115

≥116

женский

≤70

71-85

86-100

101-110

≥111

18

мужской

≤70

71-80

81-107

108-115

≥116

женский

≤70

71-85

86-100

101-110

≥111

  1. Индекс Кердо (ВИ)  основан на сопоставлении величин артериального давления и частоты сердечных сокращений:

ВИ=(1-ДАД / ЧСС)100%, где

ДАД – диастолическое артериальное давление;

ЧСС – частота сердечных сокращений.

Индекс Кердо=0 (эйтония).

Индекс Кердо> 0 (симпатикотония).

Индекс Кердо<0 (ваготония).

В зависимости от преобладания тонуса той или иной системы отмечаются различия многих психо-эмоциональных и вегетативных реакций (Айзман Р.И., 2008).

Ваготоники

 (преобладание активности парасимпатической системы)

Симпатикотоники

(преобладание активности симпатической системы)

     Склонность к покраснению кожных покровов, к угревым высыпаниям. Влажные холодные ладони и стопы. Заболевания протекают с невысокой температурой и длительным «хвостом» субфебролитета. характерны: обмороки, головные боли, головокружения, склонность к пониженному давлению, брадикардии и пр.

    Кожа бледная, сухая, потоотделение снижено. Заболевания протекают с высокой температурой, склонность к повышенному давлению (повышается систолическое давление, а диастолическое остается нормальным), тахикардии и пр.

4. Индекс Шаповаловой характеризует развитие силы, быстроты, и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса, величина которого определяют по формуле:

Масса тела (г) / Длина тела (см) ∙ КП/60,

где, КП – количество подъемов за 60 сек.

Индекс мощности В.А. Шаповаловой, усл.ед.

возраст

Оценка, баллы

1

2

3

4

5

пол

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

14

мужской

женский

≤193

194-216

217-253

254-276

≥277

15

мужской

женский

≤193

194-216

217-260

261-293

≥294

16

мужской

женский

≤212

213-245

246-312

313-345

≥346

17

мужской

женский

≤212

213-245

246-296

297-324

≥335

18

мужской

женский

≤212

213-245

246-296

297-324

≥325

        

Результаты исследования и их обсуждение.

Исследования проводились в 9-11 классах МБОУ СОШ с. Межегей  во время 2012-2013 учебного года. В классах находятся разновозрастные подростки, поэтому оценку результатов проводили по возрасту. Возраст испытуемых от 14 до18 лет. Всего было исследовано 65 учащихся,  из них мальчиков – 32, девочек – 33.

Распределение учащихся по полу и по возрасту в 2012-2013 гг.

Табл. № 1.

Пол

Возраст

Всего

14

15

16

17

18

юноши

2

7

13

7

3

32

девушки

1

6

10

13

3

33

Всего:

3

13

23

20

6

65

Оценка уровня физического развития.

Определение физического развития проводилось общепринятыми методами антропометрии и физиометрии, для чего использовались следующие показатели: длина тела, масса тела, окружность груди и головы, подсчет артериального давления и частоты пульса.

По стандартам и шкале регрессии выделяют пять оценок: среднее, ниже среднего, низкое, выше среднего и высокое физическое развитие.

Антропометрические измерения позволили получить данные, характеризующие особенности физического развития школьников (таблицы № 2,3,4, 5).

Показатели физического развития юношей (9 - 11 класс).

                      Табл. №2.

Возраст

(лет)

Рост

(см.)

Масса тела

(кг.)

Окр. груди

Оценка

физического

развития

14

157

50

77

15

164

53

81

16

167

58

88

17

164

53

86

18

166

57

89

   

Показатели физического развития  девушек (9 - 11 класс).

Табл. №3.

Возраст

(лет)

Рост

(см)

Масса тела

(кг)

Окр. груди

Оценка

физического

развития

14

157

49

74

15

154

51

83

16

154

50

84

17

158

51

83

18

151

40

76

        При оценке показателя индекса Кетле, который свидетельствует о массово-ростовом соответствии организма, нами  были  получены результаты, представленные в таблицах №4 и №5.

Табл. №4.

Значение массово - ростового показателя (индекса Кетле) девушек (9-11класс).

Возраст

Рост

Масса тела

должная величина

Индекс Кетле

Результаты

14

157

49

19,0-21,0

19,8

гармоничное

15

154

51

20,0-22,0

21,5

гармоничное

16

154

50

21,0-23,0

21,8

гармоничное

17

158

51

22,0-24,0

20,9

гармоничное

( - )

18

151

40

22,0-24,0

17,5

дефицит массы

        Из данной таблицы видно, что большинство девушек имеют положительные результаты массово-ростового показателя. Самые низкие результаты наблюдается у 18-летних девушек, которые характеризуют не гармоничность телосложения. Это чаще всего связано с нехваткой или дефицитом массы тела. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела  при его дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания.

Табл. №5.

Значение массово - ростового показателя (индекса Кетле)

юношей (9-11 класс).

Возраст

Рост

Масса тела

должная величина

Индекс Кетле

Результаты

14

157

50

19,0-21,0

20,2

гармоничное

15

164

53

19,0-21,0

19,7

гармоничное

16

167

59

20,0-22,0

20,7

гармоничное

17

164

53

21,0-23,0

19,7

гармоничное

( - )

18

166

57

21,0-23,0

20,6

гармоничное

( - )

Из полученных данных  можем сделать вывод о том, что массово-ростовой показатель у юношей 17, 18 лет ниже среднего, что свидетельствует о недостаточном питании или слабым развитием мышц.

Результаты измерения параметров кровеносной системы.

Одним из важных показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы является артериальное давление (АД) и частота сердечных сокращений (ЧСС).

Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку.

По современным представлениям частота сердечных сокращений является информативным показателем и её исследования могут дать ценные сведения о состоянии регуляторных систем организма. Во всех возрастных группах частота пульса у девочек больше, чем у мальчиков.

Для измерения кровяного давления и ЧСС  мы использовали  электронный тонометр. Перед измерением АД испытуемый должен находится в состоянии покоя, необходимо исключить физические и эмоциональные напряжения.

Среднее значение частоты сердечных сокращений в покое

и после нагрузки, степень адаптации системы

кровообращения юношей (9 -11 класс).

Табл. №6.

Возраст (лет)

Норма

(уд/мин)

Частота сердечно-сосудистой системы (уд/мин)

Степень тренированности

В покое

После нагрузки

14

76

81

109

15

74

75

106

16

75

73

95

17

71

79

96

18

70

70

88

Пониженные показатели отмечаются у юношей 16 лет, а повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 15, 17 лет, нормальные показатели отмечены у юношей  18 лет. После нагрузки средний показатель у всех юношей выше,  степень тренированности сердца у них хорошая.

Среднее значение частоты сердечных сокращений в покое и после нагрузки, степень адаптации системы кровообращения девушек (9 - 11 класс)

                                                                 Табл. №7.

Возраст (лет)

Норма

(уд/мин)

Частота сердечно-сосудистой системы (уд/мин)

Степень тренированности

В покое

После нагрузки

14

76

96

112

15

76

76

96

16

75

75

110

17

75

78

108

18

70

83

106

Повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 17, 18 лет, нормальные показатели отмечены у девушек 15 и 16 лет. После нагрузки средний показатель у всех девочек выше, и степень тренированности сердца у них хорошая.

Показатели артериального давления в покое и после нагрузки

у юношей 9-11классов.

                                                                                                                Табл. №8.

  Возраст (лет)

Пределы нормального АД (мл.рт.ст)

Артериальное давление         (мм.рт.ст.)

Тип сердечно-сосудистой системы (ССС)

систолическое

диастолическое

в покое

после нагрузки

14

90-115

49-66

110/70

119/77

15

93-115

48-69

110/73

124/74

16

95-121

50-71

120/76

126/80

17

98-125

54-71

107/70

121/76

18

115/73

123/74

Показатели артериального давления в покое и после нагрузки у

девушек (9 - 11 класс).

Табл. №9.

Возраст (лет)

Пределы нормального АД (мл.рт.ст)

Артериальное давление         (мм.рт.ст.)

Тип сердечно-сосудистой системы (ССС)

систолическое

диастолическое

в покое

после нагрузки

14

90-113

52-69

107/72

114/76

15

91-115

52-67

111/75

126/82

16

91-119

55-69

108/69

121/73

17

96-120

54-67

114/75

124/76

18

111/73

112/76

Вегетативный индекс (ВИ) Кердо основан на сопоставлении величин артериального давления и частоты сердечных сокращений:

ВИ=(1-ДД / ЧСС)•100%, где

ДД – диастолическое артериальное давление.

При вегетативном равновесии в регуляции сердечно – сосудистой системы ВИ=0. Положительные значения индекса  означают сдвиг равновесия  в симпатическую сторону, а отрицательные – в парасимпатическую.

        Четкую информацию о степени совершенства процессов  развития  и  уровне

соматического здоровья  индивида  дает  уровень  энергообразования,  который свидетельствует о  безусловной  способности  растущего  организма  к  данным условиям  существования  и  возможности  реализовать   программу   развития. Наиболее ценными  критериями  энергопотециала  является  состояние  резервов сердечно-сосудистой системы. Одним из важнейших  показателей  этого  резерва «двойное  произведение»  (ДП)  –  индекс  Робинсона,  который  характеризует соматическую работу сердца

ДП= ЧСС х АДсист/100, характеризующее систолическую работу сердца. Чем больше этот показатель на высоте физической нагрузки, тем больше функциональная способность мышцы сердца. Можно использовать этот показатель и в покое для тех же целей, основываясь на хорошо известной закономерности формирования «экономизации функций» при возрастании максимальной аэробной способности. Таким образом, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности и уровень соматического здоровья индивида. Анализ возрастной динамики ДП позволил определить его относительную стабильность в течение рассматриваемого участка онтогенеза. С возрастом ЧСС снижается, а уровень АД  повышается. Это означает, что систолическая работа сердца остается в онтогенезе практически неизменной.

 

Показатели вегетативного индекса Кердо и индекса Робинсона

юношей (9 - 11 класс)

                                                                                                           Табл. №10.

Возраст (лет)

ЧСС (уд/мин)

АД в покое (мм.рт.ст.)

Индекс Кердо

Индекс

Робинсона

14

81

110/70

13,0

89 средний

15

75

110/73

2,5

82 средний

16

73

120/76

-4

83 средний

17

79

107/70

11,4

84 средний

18

70

115/73

-4

80 выше среднего

Наши исследования вегетативного индекса Кердо показали, что  у юношей 16 и 18 лет получились отрицательные величины, поэтому у них наблюдается влияние парасимпатической нервной системы. А все остальные имеют симпатическую нервную систему.

        Индекс Робинсона большинства юношей показывает средние значения, что говорит о нормальном функциональном  состоянии  регуляции  деятельности сердечно – сосудистой системы. У юношей 18-летним возрастом индекс выше среднего, который характеризует выше средние состояния регуляции.

Показатели вегетативного индекса Кердо и индекса Робинсона

у  девушек (9-11 класс).

Табл. №11.

Возраст (лет)

ЧСС (уд/мин)

АД в покое (мм.рт.ст.)

Индекс Кердо

Индекс

Робинсона

14

96

107/72

12,8

92,02 средний

15

76

111/75

1,4

84 выше среднего

16

75

108/69

8

81 выше среднего

17

78

114/75

4

89 средний

18

83

11173

12,1

92 средний

         Исследования показали, что  индекс Кердо у девушек всех возрастов имеет положительные величины.  Следует отметить, что сердечно – сосудистая система девушек находится под выраженным влиянием симпатической нервной системы.

        Индекс Робинсона. Выше средние значения у девушек 15 и 16 лет, что свидетельствует о нормальном функциональном  состоянии  регуляции  деятельности сердечно – сосудистой системы у этих девушек. Средние значения наблюдаются у 14, 17, 18-летних девушек. Это говорит о том, что  в  сердечно- сосудистой  системе  этих  детей  имеются  небольшие  отклонения:  это либо урежение частоты сердечных сокращений, либо, наоборот, небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Это свидетельствует о некоторых функциональных регулярных нарушениях сердечно-сосудистой системы.

        

Показатели индекса Шаповаловой у юношей (9-11 класс).

Табл. 12.

Возраст (лет)

КП

Индекс Шаповаловой

Значение ИШ

14

30

159

средний

15

34

134

средний

16

41

237

средний

17

39

200

ниже среднего

18

42

240

средний

Из таблицы видно что, у 15- и 16-летних юношей значения индекса Шаповаловой  ниже среднего, а у 17-летних – низкое значение. Значения ниже среднего и низкий свидетельствуют о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Только у 18-летних юношей наблюдается среднее значение.

Показатели индекса Шаповаловой у девушек (9-11 класс).

Табл. 13.

Возраст (лет)

КП

За 60 сек

Индекс Шаповаловой

Значение ИШ

14

28

146

низкий

15

32

177

низкий

16

27

139

низкий

17

29

156

низкий

18

34

150

низкий

У большинства девушек низкие показатели индекса Шаповаловой, характеризующий о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Заключение.

        Сегодняшние школьники будут составлять основной трудовой потенциал и поддерживать основной уровень рождаемости в ближайшие десятилетия, решая демографические проблемы в стране. В последнее время все чаще появляются публикации, в которых авторы отмечают негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков нашей страны. Одним из негативных проявлений в состоянии здоровья детского населения является изменение уровня физического и биологического развития.

        Нами выявлено, что самое низкое число  с гармоничным физическим развитием наблюдаются у 17-18-летних школьников. Это чаще всего связано с нехваткой или дефицитом массы тела. В большинстве случаев дефицит массы тела обусловлен слабым развитием мышц. Возможность повышения массы тела  при его дефиците обеспечивает лишь силовая тренировка при соответствующей коррекции питания.

Исходя из концепции о сердечно-сосудистой системе как индикаторе адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма, следует прежде всего обратиться к анализу частоты сердечных сокращений – универсальной реакции организма в ответ на любую нагрузку.

Пониженные показатели отмечаются у юношей 16 лет, а повышенные показатели наблюдаются у учащихся 14, 15, 17 лет, нормальные показатели отмечены у юношей  18 лет.

Наши исследования вегетативного индекса Кердо показали, что  у юношей 16 и 18 лет получились отрицательные величины, ндекс Робинсона большинства юношей показывает средние значения, что говорит о нормальном функциональном  состоянии  регуляции  деятельности сердечно – сосудистой системы.

        Индекс Кердо у девушек всех возрастов имеет положительные величины. 

        Индекс Робинсона. Выше средние значения у девушек 15 и 16 лет, что свидетельствует о нормальном функциональном  состоянии  регуляции  деятельности сердечно – сосудистой системы у этих девушек. Средние значения наблюдаются у 14, 17, 18-летних девушек. Это говорит о том, что  в  сердечно- сосудистой  системе  этих  детей  имеются  небольшие  отклонения:  это либо урежение частоты сердечных сокращений, либо, наоборот, небольшое учащение частоты сердечных сокращений (ЧСС).

У 15- и 16-летних юношей значения индекса Шаповаловой  ниже среднего, а у 17-летних – низкое значение. Значения ниже среднего и низкий свидетельствуют о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса. Только у 18-летних юношей наблюдается среднее значение.

У большинства девушек низкие показатели индекса Шаповаловой, характеризующий о недостаточном развитии силы быстроты и скоростной выносливости мышц спины и брюшного пресса.

        Полученные данные необходимо учитывать при планировании профилактических осмотров, диспансеризации.

Список литературы

1. Барклай В.М. и др. Валеодиагностика: Методическое пособие по валеологии. – Ростов-на-Дону, 1999. – 99 с.

2. Грицинская В.Л. Санчат Н.О., О.С. Омзар. Современные тенденции роста, развития и здоровья детей и подростков Республики Тыва. – Красноярск.: ООО «Версо», 2009. – 102 с.

3. Будук-оол Л.К. Комплексная оценкам показателей физического развития. – Кызыл: Изд-во Тывинского государственного  университета. – 2007. – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»

Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....

Анализ комплексной оценки состояния здоровья учащихся МБОУ "Хову-Аксынская СОШ"2013-2014 учебный год

Представленная методика осуществления комплексного педагогического мониторинга в условиях тревожной статистики здоровья населения, демографического спада и реализации приоритетных национальных проекто...

Статья "Обеспечение здоровья учащихся МБОУ СОШ №27"

Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной беспокойства как государствееных организаций, общества так и самих граждан .Свою долю ответственности несет и школа.Основная цель данной ста...

Исследовательский проект "Скажем "Да!" здоровому сердцу" МБОУ СОШ №3 город Салехард.

Исследовательский проект "Скажем "Да!" здоровому сердцу"Краткое описание проекта: ученики школы №3, состоящие на различных видах профилактического учета (полиция, КДН и ЗП, внутриш...