Программа по совершенствованию организации питания учащихся МБОУ «СОШ № 25» «Школа здорового питания»
рабочая программа на тему
«Здоровье это еще не все, но все без здоровья – ничто»,- гласит известный афоризм. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – одно из главных направлений национального проекта «Образование»,президентской инициативы «Новая школа».
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Именно на формирование здорового образа жизни направлена программа по совершенствованию организации здорового питания "Школа здорового питания".
Цель программы: создать условия для обеспечения здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_shkola_zdorovogo_pitaniya.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Утверждено
Приказ № «228-Д» 29.08.2014 г.
Программа
по совершенствованию организации
питания учащихся
МБОУ «СОШ № 25»
«Школа здорового питания»
на 2014-2019
г. Новомосковск, 2014 год
- Обоснование необходимости реализации Программы:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский
Программа по совершенствованию организации питания вызвана необходимостью создания условий в образовательным учреждении, обеспечивающих развитие культуры здоровья учащихся и вызвана следующими причинами:
- Необходимостью формирования здорового образа жизни учащегося с детского возраста (здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью);
- Системностью усвоения норм и правил, необходимых учащимся в специально проецируемой деятельности;
- Физиологическими сенситивными особенностями в развитии человеческого организма.
В связи с этим рациональное питание учащихся является одним из условий создания здоровьесберегающей среды. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание.
Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МБОУ «СОШ № 25» сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Школьного питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени учащиеся проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.
Очень важно, чтобы школы стала началом распространения знаний и умений в построении здорового питания. В связи с этим в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школа здорового питания».
Таблица 1.
«Характеристика контингента учащихся и их семей»
Всего учащихся | Многодетные семьи | Малообеспеченные семьи | Неполные семьи | опекаемые | Дети инвалиды | Состоящих на учете | ||||||||
Начальная школа | Средняя школа | Старшая школа | Всего | Учащихся школы | Всего | Учащихся школы | Всего | Учащихся школы | внутришкольный | КДН | ОДН | |||
168 | 147 | 31 | 27 | 35 | 14 | 18 | 65 | 70 | 5 | 2 | 17 | 2 | 3 |
Цель программы:
Создать условия для обеспечения здорового питания школьников в целях сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
Задачи программы:
- Обеспечить соответствие школьного питания детей установленным нормам и стандартам, региональным, экологическим, социальным и культурным особенностям.
- Обеспечить сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания по всем пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы, а также минорные компоненты пищи.
- Обеспечить 100% учащихся школьным питанием.
- Привести материально-техническую базу школьной столовой в соответствие с современными разработками и технологиями.
- Организовать просветительскую и образовательно-разъяснительную работу по вопросам здорового питания среди участников образовательных отношений.
- Обеспечить наличие диетического питания для детей с различными заболеваниями, организовать работу буфета, фито-стола и др. форм организации здорового питания.
Ресурсы, которыми располагает общеобразовательное учреждение для эффективного решения поставленных задач:
Практика организации питания в нашей школе убедила нас в преимуществе столовых, работающих непосредственно на сырье. Их полная автономность в приготовлении пищи, дает большую возможность обеспечения на месте блюд самого разнообразного меню. Отсутствие необходимости транспортировки пищи на длительное расстояние, её замораживания (охлаждения) и повторного разогрева дает возможность сохранить не только вкусовые достоинства, но и пищевую ценность. С другой стороны, приготовление пищи в таких условиях требует наличия значительного штата персонала в таких столовых, они должны быть оснащены полным оборудованием для обработки сырья, приготовления пищи, её раздачи, сбора и мытья посуды.
Школьная столовая укомплектована бригадой. Бригада состоит из заведующей производством, повара – 3 разряда, пекаря – 5 разряда, посудомойщика. Все сотрудники имеют специальное профессиональное образование. Сотрудники получают повышение квалификации раз в пять лет, гигиеническое обучение – один раз в два года.
В столовой МБОУ «СОШ № 25» выполняются все санитарно – эпидемиологические требования к организации питания учащихся в школе. Столовая укомплектована необходимым оборудованием.
Таблица 2
«Перечень столового оборудования»
№ п/п | Наименование | Кол-во | Инвентарный номер |
1. | Стеллаж (дерево) | 2 | |
2. | Холодильная камера | 1 | 062930017 |
3. | Холодильник «Смоленск» | 1 | 062930500 |
4. | Холодильник - морозильник (для овощей) | 1 | 063690271 |
5. | Весы товарные | 1 | 085678197 |
6. | Плита электрическая | 1 | 063690091 |
7. | Плита электрическая ЭЛ - 4 | 1 | 063690181 |
8. | Шкаф пекарный ЭШП-3 | 1 | 062930093 |
9. | Шкаф пекарный | 1 | 062930024 |
10. | Электрокател | 1 | 062930035 |
11. | Машина тестомесильная | 1 | 062930169 |
12. | Холодильник «Свияга» | 1 | 062930458 |
13. | Холодильник «Смоленск» | 1 | 062930459 |
14. | Кухонные приборы для питания (ложки, вилки) | 300 | |
15. | Электрический котел КПЭ-60 | 1 | 062930035 |
16. | Стол кухонный метал. | 3 | |
17. | Стеллаж металлический | 1 | 062930437 |
18. | Стеллаж металлический | 1 | 062930438 |
19. | Мармит для вторых блюд | 1 | |
20. | Универсальный привод | 1 | |
21. | Водонагреватель | 1 | 062930167 |
22. | Водонагреватель «Эталон» | 1 | |
23. | Электросушка | 2 | 062930395 062930396 |
Школьная столовая полностью укомплектована необходимой посудой. Ее чистоте уделяется повышенное внимание. Мытье и дезинфекция производятся с соблюдением всех норм санитарно-гигиенического режима, используются средства дезинфекции. За время работы в школе не было ни одного случая заболевания кишечной инфекцией. Перед входом в помещение столовой для мытья рук, учащимся организовано специальное место, оборудованное раковинами.
В школе оформлен стенд по организации питания и здоровому образу жизни.
Сроки реализации Программы.
Для совершенствования организации школьного питания в школе разработана программа организации развития питания школьников «Школа здорового питания» на 2014 – 2019 г. г.
Перечень и описание программных мероприятий по совершенствованию организации питания.
Школа располагает столовой на 140 посадочных мест. Время завтраков и обедов учащихся установлено расписанием, которое соответствует определенной учебной нагрузке.
Таблица 3
«График питания»
п/п | Перемена | Время | Классы /ГПД |
1 | 2 | 10.10 – 10.30 | 1,2 |
2 | 3 | 11.15 – 11.35 | 3 – 6, 11 |
3 | 4 | 12.20 – 12.40 | 7 – 10, ГПД |
Организовано ежедневное дежурство учащихся 6 – 11 классов согласно графику. На каждой перемене в столовой дежурит учитель, который смотрит за порядком в зале, оказывает посильную помощь в организации горячего питания.
В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.
Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2014 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, ответственная за питание учащихся, Свиридова Е. П. информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос - удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? – 85% родителей дали положительный ответ. А на вопрос - удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 80% родителей ответили «Да».
Классными руководителями проводится внеклассная воспитательная работа с учащимися по воспитанию культуры питания и ответственности за свое здоровье (праздники, беседы, классных часы, родительские собрания, семинары, конкусы рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни).
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы.
Выполнение программы "Школа здорового питания" позволит школе достигнуть следующих результатов:
- Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
- Организовать правильное, сбалансированное питание детей и подростков с учетом их возрастных особенностей;
- Продолжить формировать навыки здорового питания у учащихся и их родителей;
- Укрепить материально-техническую базу школьной столовой;
- Оснастить недостающим технологическим оборудованием школьный пищеблок;
- Совершенствовать разработанную систему мониторинга состояния здоровья учащихся;
- Оказывать социальную поддержку отдельным категориям учащихся.
- В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
- улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
- снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
- рост учебного потенциала детей и подростков;
- улучшение успеваемости школьников;
- повышение их общего культурного уровня.
Система организации контроля за исполнением Программы.
Повар - бригадир, повар, кладовщик и кухонные работники столовой имеют профессиональное образование и стаж работы. Все работники пищеблока оснащены спецодеждой. Это позволяет соблюдать необходимые санитарно – гигиенические нормы.
Есть обеденный зал площадью 90 кв. м. на 140 посадочных мест.
Соблюдение норм хранения продуктов и калорийности питания контролируется медицинским работником по договору с НГКБ МО г. Новомосковск ежедневно.
В школе ведутся журналы:
- санитарный журнал о допуске работников в столовой к работе;
- журнал учета температурного режима холодильного оборудования;
- журнал бракеража готовой пищевой продукции;
- журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья;
- журнал контроля за рационом питания;
- журнал здоровья.
За качеством питания постоянно следит комиссия, в ее составе учителя, обязательно член первичной профсоюзной организации. Качество получаемой сырой и готовой продукции проверяет бракеражная комиссия. Их совместная работа позволяет контролировать организацию питания в школе, его качество, вносить необходимые коррективы и, в конечном счете, сохранить здоровье каждого ученика школы.
Большое внимание уделяется калорийности школьного питания.
Используется двухнедельное цикличное меню в соответствии с нормами СанПиН, утвержденное управлением Роспотребнадзора.
Таблица 4
«План мероприятий программы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка - « Здоровое питание» организация исследовательской (либо проектной) деятельности детей (серия классных часов для 1-го ( 2-го) курса НПО)
методическая разработка серии классных часов (проекта, исследовательской работы) на тему "здоровое, правильное питание" направлена на достижение следующих целей:пропаганда здорового образа жизни...
«Совершенствование организации питания обучающихся МБОУ «Школа №25» на 2012-2017 годы»
Система организации питания школьников. Мероприятия по здоровому образу жизни. Мониторинг количества охвата питающихся....
Организация питания учащихся в школе-интернате
Родительское собрание на тему: "Организация питания учащихся в школе-интернате"....
Проект "Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания"
Тема: «Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав...
Здоровое питание в школе и дома как фактор сохранения здоровья школьника
Одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся.Эта работа является приоритетным направлением деятель...
Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении развития открытой образовательной среды
Совершенствование организации работы МБОУ «Кольцовская школа №5» в направлении развития открытой образовательной среды(сборник статей НИПКиПРО, г.Новосибисрк, 2018 год)...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...