Тематическая игра "Экологический марафон" 11 класс
план-конспект занятия по биологии (11 класс) на тему
Обобщение знаний и их практическое применение в рамках игровых технологий по разделу "Основы экологии".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическая игра "Экологический марафон" | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН»
При проведении урока - игры: «Экологический марафон» я приглашаю своих коллег: учителей биологии, химии, классного руководителя данного класса, педагога - организатора. Они входят в состав жюри. Игра рассчитана на два урока, но проходит очень живо и интересно. Ученики прошли весь биологический курс и имеют возможность применять свои знания в новых ситуациях, пусть игровых. Приготовленные сообщения позволяют пополнить знания учащихся о «живых барометрах, индикаторах, термометрах, о биоритмах». При выполнении практической работы по заданиям ребята применяют свои знания, умения, полученные при прохождении летней практики на пришкольном участке (выращивание моркови, капусты).
Каждый раз при проведении данной игры, я вношу что-то новое, использую опыт предыдущих лет. Классы всегда разные, непохожие друг на друга, поэтому такие уроки не могут быть шаблоном. Ребята по -разному подходят к подготовке и проведению данного занятия. Но несомненно одно, что такие уроки играют большую роль в обобщении знаний учащихся, учат применять свои знания в новых ситуациях, позволяют раскрыться каждому ученику и в тоже время учат работать в коллективе, то есть способствуют реализации задач, поставленных при обучении и воспитании учащихся.
Технологическая карта урока
Тема: «Экологический марафон».
Урок биологии в 11 классе (базовый уровень).
Школа: Миасская СОШ №1
Учитель биологии: Фёдорова Лидия Григорьевна
Предмет: биология. Раздел: Общая биология (базовый уровень).
Класс: учащихся. Два урока по 40 минут.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Основы экологии».
Технология обучения: ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, работа в группах.
Методы:
проблемный, частично-поисковый; самостоятельная работа.
Методы
По уровню активности познавательной деятельности:
1. обобщение изученного материала;
2. эвристический метод (эвристическая беседа).
По функциям:
1. методы устного изложения и активизации познавательной активности (демонстрация схем с использованием анимации, таблиц, рисунков учебника);
2. методы закрепления (беседа, применение знаний в новой учебной ситуации);
3. методы проверки и оценки знаний (фронтальный опрос при актуализации знаний).
По источникам познания:
1. словесные методы (объяснение, беседа);
2. наглядный метод (демонстрация, схем, рисунков, мультимедийной презентации);
3. практический метод (анализ различных источников, интеллект-карт, опорных схем).
Цель урока:
Цель: 1. Обобщить материал по теме: «Основы экологии».
2. Продолжать формировать навыки работы в группах.
3. Проверить умение применять полученные знания в новых
ситуациях.
4. Развивать логику, быстроту мышления. Остроумие.
Задачи
Образовательные:
Продолжить формировать общие биологические понятия о экосистемах, о функциональных группах организмов в сообществах, о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах; о роли экологических знаний в практической жизни людей. Развивать мышление, умение делать выводы, творческую и познавательную активность.
Развивающие:
1. Продолжить формирование умений:
ü выявлять причинно-следственные связи во взаимоотношениях организмов в средах обитания;
ü выделять наиболее существенные признаки и свойства понятий,
ü формулировать выводы;
ü применять знания в новой ситуации;
ü осмысленно устанавливать связи между знакомыми понятиями, закономерностями и новым материалом;
2. Продолжить развитие психических познавательных процессов:
ü мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.;
ü памяти;
ü всех видов внимания;
ü восприятия различных видов информации.
Воспитательные:
ü воспитывать осознание возможности положительного влияния каждого человека на окружающую природу.
ü развивать чувство уважения к чужому мнению;
ü организовать творческую деятельность учащихся через вовлечение в процесс поиска информации при работе с дополнительной литературой, интернетом.
Тип урока: обобщающий с использованием ИКТ.
Вид урока –обобщение с использованием игровых технологий.
Форма: индивидуально-групповая.
Новизна содержания урока состоит в организации самостоятельной исследовательской деятельности учащихся при обобщении изученного материала, при закреплении знаний и умении их использовать в новых ситуациях.
Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор. Мультимедийная презентации к уроку, карточки-задания, фломастеры, листы ватмана, гербарные образцы растений различных природных сообществ.
Планируемые результаты: Учащиеся повторяют материал о общих биологических понятиях: о приспособленности организмов к совместной жизни в биогеоценозах; о разнообразии биогеоценозов, о связях между организмами. Закрепляют навыки работы в группах, со справочниками, на бумажных и электронных носителях, проявляют творчество.
План урока:
1. Организационный момент. Постановка целей и задач (2мин.).
2. Актуализация знаний (3мин.).
3. Проведение игры (работа в малых группах).
4. Вывод по уроку. Рефлексия (7мин).
5. Домашнее задание (2мин.).
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний
Девиз марафона: «Завтра природы начинается сегодня».
Подготовительная работа:
1. Объединить ребят в 4 команды.
- Выдать каждой команде зачетный лист.
- Каждая команда заранее готовит визитную карточку:
а) название команды;
б) девиз;
в) немного о себе.
Например:
- команда «Звезды», девиз: «Гори, гори моя звезда».
- команда «Экологические часы», девиз: «Экологические часы - самое
точное время».
- команда «Био», девиз: «Не плюй в колодец, придется из него напиться».
- команда «Капелька», девиз: «Без воды и не туды, и не сюды».
Презентация команд:
Жюри в зачетные листы выставляет оценки.
Разминка (экологический диктант):
Всем раздать чистые листочки (средний балл выставить в зачетные листы).
1). Компоненты экосистемы:
Продуценты Консументы Редуценты
Для каждого компонента выберите соответствующие характеристики:
а) Представители:
- Бактерии 5. Плотоядные животные
- Зеленые растения 6. Всеядные животные
- Животные, питающиеся падалью 7. Паразиты
(некоторые насекомые, черви) 8. Сверхпаразиты
- Растительноядные животные 9. Грибы
10. Цианобактерии
б) Результаты их деятельности:
11.Синтезируют органические вещества из неорганических
12.Превращают органические остатки в минеральные соединения вновь доступные растениям
13.Используют готовые органические вещества
14.Используют энергию солнца
15.Используют энергию химических связей
16.Имеют наибольшую биомассу в экологической пирамиде
17.Имеют наименьшую массу в экологической пирамиде
2). Дать определения:
Продуценты, консументы, редуценты.
Проверка домашнего задания.
Заслушивание сообщений по темам (с использованием приготовленных презинтаций)
- «Биоритмы»;
- «Живые барометры»;
- «Живые индикаторы»;
- «Живые термометры»;
Закон есть закон.
На карточках написаны законы экологии, изобразить их в виде схемы с последующим представлением
- «Все связано со всем».
- «Все куда - то должно деваться».
- «Ничто даром не дается».
- «Все возвращается по кругу».
Практическая работа по заданию.
•Как влияют абиотические факторы на урожай моркови?
•С чем связано различие в окраске листьев кактусов, выращенных из
одного материнского растения?
•Каковы причины изменения окраски листьев у растений (по гербарию).
•Как влияют абиотические факторы на урожай капусты?
Из гербариев и рисунков подобрать растения и животных,
относящихся к этим биогеоценозам:
- «Болото».
- «Тундра».
- «Пустыня».
- «Светолюбивый лес (берёзовый)».
Подведение итога игры и выставление оценок.
- Обобщение учителя: «Экология»- понятие очень широкое. В большинстве случаев под экологией понимают любое взаимодействие человека и природы или, чаще всего, ухудшение качества окружающей нас среды, вызванное хозяйственной деятельностью. В этом смысле экология касается каждого из членов общества.
- Экология вторгается в социальную жизнь, влияет на внешнюю и внутреннюю политику государств и зависит от политики.
- В обществе растёт беспокойство по поводу ухудшения состояния окружающей среды и начинает формироваться экологическое мышление.
2. Рефлексия: «проживание» ситуации позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что, возможно, позволит в будущей взрослой жизни размышлять и действовать таким же образом.
Вопросы учащимся: где можно использовать полученные знания на уроке? Что мы можем предпринять, чтобы снизить негативное воздействие на окружающую среду?
3. Анализ работы учащихся, эффективность усвоение учебного материала. Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся. Выставление оценок.
Домашнее задание: (2 минуты) , повторить материал § 67-74, подготовиться к итоговому тестированию по пройденной теме.
Литература:
1. Учебник «Биология». Общая биология базовый уровень класс. Под редакцией академика РАЕН профессора В. Б. Захарова. Дрофа 2014г.
2. Методическое пособие к учебнику В. И. Сивоглазова, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захаровой. Общая биология. Базовый уровень 10-11 классы. Дрофа 2014г.
3. «Общая биология». Поурочные тесты и задания 10-11 кл. Г.И.Лернер. 2013г.
4. «Общая биология». А.О.Рувинский 10-11кл. М.Просвещение 2010г.
5. «Биология». Н.В.Чебышев. Пособие для поступающих в вузы. М. «Новая волна» 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная интегрированная программа по физической культуре для 1-4 классов.Тематическое планирование 4 класс.
Образовательная программа имеет четко описанные цели,задачи,ожидаемые результаты и условия реализации программы.Содержание программы описание учебно-тематического планирования для 4 класса,оценку пока...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.
Пояснительная запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс ...
Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс
Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...
календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)
Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...
Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)
Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....
Календарно -тематическое планирование 8 класс (Учебник «Русский язык» для 8 класса . – Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др. М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Кружок 11 класс Тематический план 11 класс
Кружок 11 классТематический план 11 класс...