ПРОГРАММА КУРСА «ИСКУССТВО» Модуль «Краеведение»
рабочая программа по краеведению (8 класс) по теме
Пояснительная записка
Краеведение в общем понимании этого слова имеет вековые традиции изучения родного края. Краеведению отводится особая роль – это роль формирования юного исследователя, патриота, эрудита. Понимание и познание своей малой родины как раз и закладывается на урокахкраеведения. Жители Липецкой области называют своей малой родиной Липецкую землю, которая, действительно, может гордиться своими земляками, своей историей.
Изучение краеведения направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий нашей области;
- овладение умениями ориентироваться на местности; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применение знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
- использование приобретённых знаний и умений для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo.kraevedenie_8_klass.docx | 58.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММАКУРСА
«ИСКУССТВО» Модуль «Краеведение»
Пояснительная записка
Краеведение в общем понимании этого слова имеет вековые традиции изучения родного края. Краеведению отводится особая роль – это роль формирования юного исследователя, патриота, эрудита. Понимание и познание своей малой родины как раз и закладывается на урокахкраеведения. Жители Липецкой области называют своей малой родиной Липецкую землю, которая, действительно, может гордиться своими земляками, своей историей.
Изучение краеведения направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных краеведческих понятиях, особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий нашей области;
- овладение умениями ориентироваться на местности; применять знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применение знаний в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально – ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.
- использование приобретённых знаний и умений для самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
* Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
* Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, зарегистрированные в Министерстве Юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
* Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312;
* Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного, общего и среднего (полного общего образования);
* Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312».
* Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерства образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 г., утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 19.12.2013 г. № 1067;
* приказ управления образования и науки Липецкой области от 16.05.2013 № 451 «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013-2014 учебный год»;
* приказ управления образования и науки Липецкой области от 20.06.2013 № 585 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 16 мая 2013 года №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2013/2014 учебный год»;
* Учебный план МБОУ СОШ № 25 имени Героя России А.В.Теперика г.Липецка на 2013-2014 учебный год;
* Годовой календарный график МБОУ СОШ № 25 имени Героя России А.В.Теперика г.Липецка на 2013-2014 учебный год.
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера. Деятельностный подход реализуется на основе включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Наша земля – это прародина гениальныхпоэтов 19 века А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, родина знаменитого ученого - путешественника П.Семенова-Тян-Шанского, композитора современности Т.Хренникова и многихвыдающихся людей, оставившихсвой вклад в развитие культуры и искусства России. Липецкая земля гордится своими духовными корнями. Во всем мире известны имена святыхТихона Задонского, Амвросия Оптинского, старца Силуяна, Уара. По всей России известны народные промыслы: Елецкое кружево, романовская и добровская игрушки, липецкие узоры. Имена известных мастеров народныхпромыслов И.Гункина, В.Маркина, И.Пустовалова, Л.Тихоновой и многихдругихраскрываются для школьников благодаря представленному курсу.
Липецкий край славен своими героями, как трудового, так и боевого пути. С людьми, культурой, искусством, историей, географией Липецкой области происходит знакомство на урокахданного курса. Курс «Краеведение» для того и предназначен, чтобы никаких «белыхпятен» не было в познании малой родины.
Для успешного проведения уроков по данному курсу в кабинете желательно иметь видео- и аудиоаппаратуру. Использование на урокахвидеоаудиокассет, дисков обогатят представление школьников о тех темах, которые предлагает учитель.
Домашние задания по данному курсу предлагаются школьникам по желанию, и они носят исследовательский креативный характер:
· провести анкетирование родителей по вопросам темы урока, сделать выводы о том, насколько освещены взрослые по тому или иному краеведческому аспекту;
· изготовить поделку своими руками (романовская или добровская игрушка,
кукла – оберег…);
· рисунки по произведениям писателей – земляков;
· доклады на дополнительные темы по тому или иному блоку;
· фотосессия;
· разработка вопросов для тестов;
· кроссворды;
· компьютерные презентации.
Программа курса «Искусство» не требует специального учебника, так как материал можно почерпнуть в краеведческой литературе (список рекомендуемой прилагается).
Курс «Искусство» способствует формированию у учащихся такихкачеств, как ответственность за свою малую родину, исследовательская потребность. Высокая мотивация к изучению данного курсау большинства учащихся объясняется тем, что им становится понятны исторические факты, связанные с Липецкой землей, они узнают о народных промыслах, фольклоре, культуре, людях, жившим или живущим в нашем краю и внесшим большой вклад в развитие и процветание Липецкой области.
Курс «Искусство» формирует неподдельный интерес у учащихся к своей малой родине. Человек, который любит и знает свой край, способен его и защитить, и прославить, и преумножить его достояние.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Географическое краеведение | 8 |
2 | Историческое краеведение | 7 |
3 | Духовное наследие | 4 |
4 | Литературное краеведение | 3 |
5 | Народные ремесла | 3 |
6 | Художественное/музыкальное краеведение | 4 |
7 | Липецкий край в солдатских шинелях | 2 |
8 | Резервное время | 3 |
Итого: | 34 |
Содержание тем учебного курса
8 класс, 34 часа (1 час в неделю и 2 часа на экскурсии)
Первый блок. Географическое краеведение (8 часов). Основное понятие о заказниках. Заказники Липецкой области. Воды Липецкой области: реки и озера. Ихобщая характеристика.
Второй блок. Историческое краеведение (7 часов). История становления городов российских, входящихв состав Липецкой области – Елец, Усмань, Липецк, Чаплыгин, Грязи, Задонск, Лебедяни, Данков.
Третий блок. Духовное наследие (4 часа). Святые источники на территории Липецкой области. Житие великих святыхТихона Задонского и старца Силуяна.
Четвертый блок. Литературное краеведение (3 часа). Биографии великихрусских мастеров художественного слова И.А.Бунина, Л.Н.Толстого. Ихтесная связь Липецкой землей. Творчество И.С.Тургенева. Рассказы о Лебедяни и Красивой Мече.
Пятый блок. Народные ремесла. (3 часа). Красота, создаваемая руками мастеров из соломы, дерева, лозы, металла.
Шестой блок. Художественное/музыкальное краеведение (4 часа). Жизненный и творческий путь народного художника России В.Сорокина. Династия художников Серовых. Великий пианист 20 века К.Игумнов.
Седьмой блок. Липецкий край в солдатских шинелях (2 часа). Современные
военные кампании. Подвиги героев-липчан в Афганистане, Чеченской республике.
Липецкий совет солдатскихматерей. Школьные музеи о липчанах, погибшихв горячих точках 20 века.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· историю дендрологического музея вМещерскомкрае;
· общую характеристику рек Липецкой области (бассейн рек Воронеж, Дон);
· историю городов Липецкой области;
· легенды городов Липецкой области;
· святые источники Липецкой области и ихместонахождение;
· биографические страницы великихрусскихписателей, связанных с Липецким краем (И.Бунин, Л.Толстой, И.Тургенев); мастеров Липецкой области по лозоплетению, деревянному зодчеству;
· биографию художников В.Сорокина, Серовых, пианиста К.Игумнова;
Учащиеся должны уметь:
· перечислять и давать характеристику (письменную и устную) заказникам
Липецкой области;
· перечислять и показывать на карте озера Липецкой области.
Используемая литература
1. Краеведческое содержание образовательного процесса в учебном заведении Под. Редакцией Карташева В.Н. – Вязьма: ВФ МГТА, 2003г.
2. Лихачев Д.С. Письма о доброми прекрасном – М.,1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Искусство презентации"
Данный курс направлен на то, чтобы научить учащихся создавать презентации к выступлениям и выступать на публике....
Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка
Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа с учетом требования ФГОС...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)
Рабочая программы по музыке для 4 класса...
Рабочая программа курса "Искусство письма на английском языке"
Рабочая программа курса "Искусство письма на английском языке" для 5 класса...
Дополнительная общеобразовательная программа курс «Искусство владеть словом: основы журналистики» для 10-11 классов
Программа курса «Искусство владеть словом: основы журналистики» предлагается учащимся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений профильного обучения. Она направлена на развитие и...