Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:
· Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)
· основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),
· примерной программы по музыке для начальной школы (М.: Просвещение, 2010),
· авторской программы «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Просвещение, 2011г.
· локального акта школы.
Рабочая программа по музыке составлена с опорой на Примерную программу основного общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы» под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т,С. Шмагиной. – Просвещение, 2011
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3 классов на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass.docx | 66.26 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1.Нормативная база
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)
- основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),
- примерной программы по музыке для начальной школы (М.: Просвещение, 2010),
- авторской программы «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Просвещение, 2011г.
- локального акта школы.
Рабочая программа по музыке составлена с опорой на Примерную программу основного общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы» под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т,С. Шмагиной. – Просвещение, 2011
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 3 классов на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников— наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения
Структура рабочей программы соответствует требования п.19.5. ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.2009).
- Цели обучения
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
-формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
-воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине,
-гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
-развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-обогащение знаний о музыкальном искусстве;
-овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
1.3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» в 3 классе
Музыка в 3 классе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
1.4. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане школы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах отводится 1 час в учебную неделю.
Рабочая программа предмета «Музыка» реализуется в общеобразовательных классах 3а,3б,3в,3г в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки предоставляют детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
1.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка» в начальной школе.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
1.7. Содержание учебного предмета
Содержание предмета базируется на художественно - образном, нравственно-эстетическом постижении младших школьников основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразие форм его проявления и бытования в окружающем мире.
Раздел «Россия - Родина моя». Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Раздел «День, полный событий». Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Раздел «О России петь - что стремиться в храм». Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Фольклорный раздел - «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Жанр былины. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Раздел «В музыкальном театре». Музыкальные темы - характеристики главных героев. Интонационно - образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Раздел «В концертном зале». Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Музыка - источник вдохновения и радости.
- Календарно-тематическое планирование
п/п | Раздел | к ч | Кал срок | Основные виды учебной деятельности | Планируемы результаты УУД | КИМ | ||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||
Тема раздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.) Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка. | ||||||||||||||
1. | Мелодия - душа музыки. Симфонии № 4 П.Чайковского; - «Моя Россия» Г.Струве. - «Если б не было школ» В. Шаинский | 1 | 2.09 | Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения муз. произведений. Петь мелодии с ориентацией на нотную запись. Интонационно осмыслено исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания. | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа; К: определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству. | |||||||
2. | Природа и музыка (романс). -Н.А. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье» -П.Чайковский«Благос-ловляю вас, леса» -М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок» | 1 | 9.09 | Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; | . П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. | ||||||||
3. | «Виват, Россия!»(кант). -Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки». «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.) М.И. Глинка «Патриотическая песня» | 1 | 16.09 | Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину и историческое прошлое России. | Терминологичес кий диктант | |||||||
4. | Кантата «Александр Невский». -С.С.Прокофьев «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) «Вставайте, люди русские» (№ 4). -Икона «Святой благоверный князь Александр Невский» | 1 | 23.09 | Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. | П: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни. Р: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности. | Проявлять эмоциональную отзывчи-вость на музыкаль-ные произведе-ния различного образного содержания | Опрос песни | |||||||
5. | Опера «Иван Сусанин». -Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной». -Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы. «Из чего же…» - разучивание | 1 | 30.09 | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения отдельных музыкальных фрагментов. | П: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, овладение логическими действиями сравнения, анализа; К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин. | Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. | ||||||||
Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.) Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ). | ||||||||||||||
6. | Утро. -П.Чайковский «Утренняя молитва» - Э.Григ «Утро».- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова. | 1 | 7.10 | Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание муз. произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности муз. образа в слове, рисунке, движении. Находить общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре. Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений. Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера. Выполнять творческие задания. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку. | П:давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. К: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Принимать позицию слушателя муз.произведений, владеть навыками самооценки музыкально-творческой деятельности | |||||||
7. | «В детской». Игры и игрушки». -Вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская». -П.И.Чайковского из «Детского альбома» -С.С.Прокофьева из «Детской музыки». | 1 | 1410 | Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; | П: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости | ||||||||
8. | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек - «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто; - симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев; - «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;. | 1 | 21.10 | Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения. | П: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам людей. | Опрос песни | |||||||
9. | Обобщающий урок по теме «День, полный событий» | 1 | 28.10 | Научатся: воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений. | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. К: ставить вопросы, предлагать помощь в совместной деятельности. Р: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения реального действия и результата | Наличие эмоционального отношения к искусству. | Тест №1 | |||||||
Тема раздела: «О России петь – что стремиться в храм…» (2 ч.) Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольские княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. | ||||||||||||||
10 11 | «Богородице Дево, радуйся!» -Ф. Шуберт «Аве Мария». - Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». -И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «ХТК». - С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». | 2 | 11.11 18.11 | Обнаруживать сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | П: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства ; знакомиться с жанрами церковной музыки ; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. К: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Р: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран. | |||||||
Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5 ч.) Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. | ||||||||||||||
12 13 | «Настрою гусли на старинный лад» -«Былина о Добрыне Никитиче», - «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко» - «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки | 2 | 25.11 2.12 | Выполнять общность жизненных истоков и особенностей народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Выполнять творческие задания. Участвовать в сценических воплощениях фрагментов оперных спектаклей. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания.
| Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях. | П: извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций | Формиро-вание уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | |||||||
14 15 | Певцы русской старины. « Лель, мой Лель…» -Песня Леля опера «Снегурочка» -Песня Садко опера «Садко» Н.А.Римский-Корсаков -В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» | 2 | 9.12 16.12 | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | П: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения. | Формиро-вание уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. | ||||||||
16 | Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 1 | 23.12 | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | П: выполнение диагностических тестов; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р: развернутость анализа знаний, оценивание качества; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям. | Эмоциональный отклик на музыку; формирова-ние эстетических чувств.. | Тест № 2 | |||||||
Тема раздела: « В музыкальном театре» (5 ч.) Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно – музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах). Мюзикл – жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения | ||||||||||||||
17. | Опера «Руслан и Людмила». М.Глинка «Руслан и Людмила» -«Марш Черномора -Речитатив и ария Руслана -Каватина Людмилы -Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» | 1 | 13.01 | Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании муз. спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов муз. спектакля. Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | П: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля. К: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Р: составлять исполнительский план и последовательность действий | Формирова-ние уважитель-ного отношения к литературному наследию. | |||||||
18 | Опера «Орфей и Эвридика». -хор фурий -«Мелодия». .Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету» | 1 | 20.01 | Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | П: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах музыкальной выразительности. К: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки. | ||||||||
19 | Опера «Снегурочка». -Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа». В. Васнецов «Палаты Берендея». | 1 | 27.01 | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | П: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека. К: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Р: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирова-ние уважитель-ного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности | Опрос песни | |||||||
20 | Балет «Спящая красавица». Вступление к балету. - «Вальс»; - кода и финал 1-го д. балета «Спящая красавица» П.Чайковского | 1 | 2.02 | Научатся: проводить интонационно-образный анализ | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля. Р: умение самостоятельно реализовывать практическую задачу в познавательную. | Формирование понимания образов добра и зла в сказке и в жизни. | ||||||||
21 | В современных ритмах. (Мюзикл) -Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки» -А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». | 1 | 9.02 | .Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. | П: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. К: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Р: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы. | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки. | Терминологичес-кий диктант | |||||||
Тема раздела: «В концертном зале» (4 ч.) Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма. | ||||||||||||||
22 | Музыкальное состязание. (концерт) - Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского; - русские народные песни-заклички. | 1 | 16.02 | Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных композиторов. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | П: осознание особенностей и приемов музыкального развития , закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители. К: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Р: умение ставить учебные задачи при восприятии произведений разных жанров и стилей музыки | Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. | |||||||
23 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. -Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье». -Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оп. «Снегурочка» | 1 | 1.03 | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | П: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами. К: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора. Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.. | Формирова-ние ассоциативно-образного мышления; | ||||||||
24 | Музыкальные инструменты - скрипка и флейта Выразительные возможности скрипки. П.Чайковского; - «Каприс № 24» Н.Паганини; - лютневая музыка; -норвежская песня «Волшебный смычок»; - песня «Музыкант -«Шутка» из сюиты И.-С.Баха; - «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»; | 1 | 16.03 | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно- осмысленно исполнять песни | П: осознание особенностей и приемов музыкального развития в процессе постановки проблемных вопросов, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. К: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах. Р: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления | Опрос песни | |||||||
25 | Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре» | 1 | 22.03 | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | П: развернутость анализа музыкального сочинения. К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р : контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. | Тест № 3 | |||||||
Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (8 ч.) Роль композитора, исполнителя слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Мир музыки С.Прокофьева. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. | ||||||||||||||
26 | Чудо-музыка. - «Мы дружим с музыкой Й.Гайдна, П.Синявского; - «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой (или «Всюду музыка живет» Я.Дубравина). | 1 | 6.04 | Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами. Разбираться в элементах музыкальной грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержании в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения музыкальных сочинений. Различать характерные черты языка современной музыки. Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания. | Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности | П: осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку. К: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Р: самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. | Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональ-ной сферы. | |||||||
28 | Мир Бетховена «Героическая». - «Лунная» соната - «К Элизе»; - «Сурок»; - «Весело. Грустно». «Героическая» симфония | 1 | 13.04 | Научатся: сопоставлять образы музыкальных произведений Л. Бетховена. | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя | Формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. | ||||||||
29 | Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт». - «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига; | 20.04 | Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. | П: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки. К: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. Р: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развитие эмоциональной сферы. | Терминогогиечес-кий диктанат | ||||||||
30 | Мир Прокофьева С.Прокофьева. - «Шествие солнца»-из 4-й ч. Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С.Прокофьева «Ала и Лоллий»; - финал «Поход Лоллия и шествие солнца»; -«Прогулка» С.Прокофьева. | 1 | 27.04 | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева. | П: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа. К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Р: осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. | Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление | Опрос песни | |||||||
31 | «Люблю я грусть твоих просторов». - «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова; - «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет» | 1 | 4.05 | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности музыки Г.Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста. | П: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; овладение логическими действиями сравнения, анализа; К: ; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Р: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; | Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека. | ||||||||
32 | Итоговая контрольная работа (тестирование) в рамках промежуточной аттестации | 1 | 11.05 | Знать музыкальные понятия, жанры, стили, формы построения музыки, СМВ | П: знать музыкальную терминологию К: тестирование, музыкальный диктант Р: уметь применить полученные знания. | Выражать собственную позицию | Тест №4 | |||||||
33 | Певцы родной природы - «Мелодия» П.Чайковского; - «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига; - музыка (песни) по желанию учащихся. | 1 | 18.05 | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига. | П: овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. К: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке. Р: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. | Развивать эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. | ||||||||
34 | Урок- экскурсия Прославим радость на земле! | 1 | 25.05 | П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную речь. К:Вслушиваться в окружающую музыку. |
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – М.: Просвещение, 2009.
2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка: рабочая тетрадь для 3 класса. – М.: Просвещение, 2010.
3. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 3класс.
4.Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2007.
Список методической литературы по предмету
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта\ М.2000
2.Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей \ М.2004
3.Гудилина С.И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникационной среды \ М.2004
4.Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие \ Л.В. Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
2. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
3.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
4.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
5.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
6.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru
8. Началка Инфо (www.nachalka.info
9. Сетевое объединение методистов (http://som.fio.ru
4. Планируемые результаты по «Музыке». Система оценки планируемых результатов.
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы, творческие работы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия или каждой четверти в виде теста и музыкальной викторины.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
5. Контрольно-оценочные материалы
Тест № 1
1 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
- Выберите наиболее точное определение:
Кантата – это…
а) большое произведение, состоящее из нескольких частей.
б) большое произведение, состоящее из нескольких частей, для хора, оркестра.
в) произведение для хора и оркестра.
3. Назовите композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
4. Назовите композитора, сочинившего оперу «Иван Сусанин»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
5. Назовите композитора, сочинившего «Детский альбом»:
а) П.И.Чайковский
б) С.С.Прокофьев
в) М.И.Глинка
г) М.П.Мусоргский
6. Приведите в соответствие:
а) «С няней» 1) С.С.Прокофьев
б) «Сказочка» 2) П.И.Чайковский
в) «Нянина сказка» 3) М.П.Мусоргский
Тест № 2
2 четверть
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина)
- Назовите один из самых древних жанров русского песенного фольклора, повествующий о важных событиях на Руси:
а) песня б) былина в) романс
- Назовите инструмент, под звучание которого исполняли былины:
а) балалайка б) рожок в) гусли
- Выберите правильный ответ:
Главной особенностью былин является:
а) четкий ритм б) распев
- Найди лишнее:
Имена первых певцов-сказителей:
а) Садко б) Баян г) Римский-Корсаков
- Найдите лишнее:
Произведения, которые воспевают образ матери.
а) «Аve, Maria” б) «Богородице Дево, радуйся!»
в) «Александр Невский г) Икона «Богоматерь Владимирская»
- Выберите правильный ответ:
Церковный праздник, который отмечает событие – вход Иисуса Христа в Иерусалим – это…
а) Масленица
б) Вербное воскресенье
в) Пасха
г) Рождество
Тест № 3
3 четверть
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- В какой опере русского композитора звучит сцена « Прощание с масленицей»?
а) «Руслан и Людмила» б) «Снегурочка»
в) «Орфей и Эвридика»
- Приведите в соответствие:
1) Опера «Снегурочка» а) П.И.Чайковский
2) Балет «Спящая красавица» б) К.В.Глюк
3) Опера «Руслан и Людмила» в) Н.А.Римский-Корсаков
4) Опера «Орфей и Эвридика» г) М.И.Глинка
- Верно ли следующее утверждение?
Увертюра – это спектакль, в котором актеры поют.
а) Верно б) Неверно
- Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»:
а) симфония б) концерт
- Назовите инструмент, на котором исполнял Николо Паганини:
а) скрипка б) флейта в) фортепиано
- Приведите в соответствие:
1) скрипка а) духовой инструмент
2) флейта б) струнный инструмент
в) струнно-смычковый инструмент
- Приведите в соответствие:
- Опера 2. Балет 3. Мюзикл
а) Спектакль, в котором актеры только танцуют
б) Спектакль, в котором актеры поют, танцуют, говорят
в) Спектакль, в котором актеры только поют
Итоговый тест № 4
(Программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- Приведите в соответствие:
- Концерт №1 для фортепиано с оркестром
2) «Героическая» симфония
- Сюита «Пер Гюнт»
а) П.И.Чайковский б) Э.Григ в) Л.Бетховен 2. Выберите наиболее точное определение:
Сюита – это …
а) большое музыкальное произведение,
б) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких контрастных между собой частей,
в) большое музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей.
- Найди лишнее: В произведение «Пер Гюнт» входят следующие части:
- а) «Утро» б) «В пещере горного короля»
- в) «Балет невылупившихся птенцов» г) «Танец Анитры»
- д) «Смерть Озе»
- Найди лишнее:
Произведения Л.Бетховена – это…
- «Лунная соната» 2.«Спящая красавица»
3.«Героическая симфония»
- Приведите в соответствие:
- «Рассвет на Москве-реке» а) В.Моцарт
- «Шествие солнца» б) М.Мусоргский
- «Симфония №40» в) С.Прокофьев
6. Оцените утверждение:
Оперетта – это музыкальная комедия, в которой действующие лица не только поют, но и танцуют, разговаривают. В переводе с итальянского «маленькая опера»
а) верно б) не верно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программа курса математики 5 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочие программы...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС
Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС
Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа с учетом требования ФГОС...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)
Рабочая программы по музыке для 4 класса...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС. УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....