Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке (6 класс) на тему

Усманова Ольга Владиславовна

Рабочая программа с учетом требования ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx73.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативная база

Рабочая программа по музыке  для  6 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  от 17. 12. 2010 г. № 1897 в ред. приказа от 29.12.2014г. №1644),
  • основной образовательной программы ООО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №129-ОД  от 28 августа   2013 года),
  • примерной программы по музыке для  основной школы (М.: Просвещение, 2010),
  •  авторской  программы по музыке – «Музыка. 5-7 классы» авторов:  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева предметной линии  (М.: Просвещение, 2011),
  • Локального акта школы.

      Рабочая программа по музыке составлена с опорой на  Примерные программы основного  общего образования,

    Рабочая программа предназначена для обучения учащихся  6а,6б,6В  классов на базовом уровне и ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

   Структура рабочей программы соответствует требования п.18.2.2. ФГОС ООО (приказ МО и Н РФ от 17.12.2010 № 1897 в ред. приказа от 29.12.2014№1644).

     1.2. Цели обучения

     Изучение музыки в средней школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их обшей духовной культуры;
  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально- ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и нении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

      1.3.  Общая характеристика учебного предмета.       

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

Преемственность содержания программы V—VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства — интонационной природы музыки, цитрон, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

-включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выход за рамки музыки;

-расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства;

-формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения программы V—VII классов:

  • Принцип увлеченности
  • Принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя
  • Принцип тождества и контраста
  • Принцип интонационности
  • Принцип диалога культур

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произведение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся проявляется в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.

Реализация данной программы предполагает использование  методов художественной педагогики:

  • Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки
  • Метод интонационно-стилевого постижения музыки
  • Метод эмоциональной драматургии урока
  • Метод концентричности изучения музыкального материала
  • Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении)
  • Метод создания композиций
  • Метод художественного контекста (выхода за пределы музыки)

     1.4. Место учебного предмета «музыка» в учебном плане школы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Музыка» в 5-7 классах отводится  1 час в учебную неделю.

Рабочая программа курса «Музыка» реализуется в общеобразовательных классах 6А, 6Б, 6В в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 35 часов (исходя из 35 учебных недель в году, 1 час в неделю).

1.5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета  «Музыка» в основной (начальной) школе

Личностные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
  • умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты:

  • сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
  • развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
  • сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
  • воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
  • расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
  • овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
  • приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

1.6. Содержание учебного предмета «Музыка»

      Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

    В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; музыкально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремление к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности , эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоения жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

    Раздел 1.  Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

   Раздел 2.   Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.

Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.

2.  Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел

к

ч

Кал.

срок

Основные виды учебной деятельности

Планируемы результаты УУД

КИМ

предметные

метапредметные

личностные

Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 час)

1.

  1. 1

Удивительный мир музыкальных образов

 -Гори, гори, моя звезда. П. Булахов

-Калитка. А. Обухов

-Колокольчик. А. Гурилев

-Школьный корабль. Г. Сркуве

1

5.09

Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные

образы.

Наблюдать за развитием музыкальных образов.

Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.

Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов

.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.

Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.

Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

Научатся различать  музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.

П: знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

К: уметь определять особенности мел. линии.

Р: самостоятельно отличать интонацию романса и речи

Речевая декламация и романс  -этот связь прошлого и настоящего.

2.

Образы романсов и песен русских композиторов 

-Красный сарафан. А. Варламов

-Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

-Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев

-Мама. . В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

1

12.09

Научатся четко понимать специфику и особенности романса

 ( лирический, драматический, эпический)

П: различать какие  качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

К: уметь находить поэтическое и  муз. выражение главной мысли романса.

Знать известные русские романсы

3.

4.

Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.

- «Я помню чудное мгновенье»и «Вальс-фантазия».  М.Глинка

-«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»

-«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка»

«Россия». Д. Тухманов Д.

2

19.09

26.09

  Научатся  определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.

П: знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса

К: уметь определять форму романса

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

Научиться испытывать глубокие и возвышенные чувства в общении  с природой.

Терминологический дик-тант

5.

«Уноси мое сердце в звенящую даль…»

-«Сирень». С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой.

-С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

-С.В.Рахманинов «Островок».

-Ю.Визбор «Лесное солнышко».

1

3.10

Узнают определения  музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.

П: знать муз.термины, помогающие передать муз. и поэтические образы романса.

Р:  определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического  образа романса.

Уметь более глубоко вникать в музыкальный образ романса.

6.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя

-М.И.Глинка «Рондо Фарлафа»

-М.И.Глинка «Ария Сусанина»

-Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя»

1

10.10

Узнают различные способы звуковедения.

П: понимать красоту и правду в искусстве.

К:расширять муз. компетентность.

 Р: самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

Гордиться великим русским певцом Ф.Шаляпиным.

7.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов

М.П.Мусоргский. Хор  «Плывёт, лебёдушка»

-М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» и «Романс Антониды»

-А.Морозов  «В горнице».

1

17.10

 Познают способы выражения переживаний человека в народной и композиторской музыке

П:Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

Р: самостоятельно различать диалог в РНП

Проникнуть в культуру прошлого, понять душу народа, своеобразие исполнения народных песен.

8.

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.

-М.И.Глинка Венецианская ночь

-Ф.Шуберт «Форель»,4 часть «Фореллен-квинтете», Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня)

1

24.10

 Повторят определения: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, бельканто.

П: знать музыкальные термины.

К: разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»

Р: самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

Расширять музыкальный кругозор.

9.

Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»

-Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

-Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.

1

31.10

 Узнают о жизни и творчестве Ф. Шуберта; понятие баллада.

П: знать музыкальные термины.

К: отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.

Р: самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

Уважительно относится к творчеству Ф.Шуберта.

Музыкаль-ная викторина

10.

Образы русской народной и духовной музыки

-«Пляска скоморохов» из оперы  Н.А. Римского-Корсакова

-«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

-Киевский распев «Свете тихий»

-В. Шаинский «Багульник»

1

14.11

 Узнают о истории происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

П: знать народные муз. инструменты.

К:уметь описывать  образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.

Р: знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека.

11.

Русская духовная музыка. Духовный концерт

-М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

1

21.11

Познакомятся с основными этапами

развития духовной музыки.

П: владеть знаниями музыкальных терминов.

Р: самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений

Уважать традиции русской духовной музыки.

12.

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»

Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:

 «№3.  Орнамент»;

-«№6. Борьба ряженых»;

-«№7. Музыкант».

-В. Кикта «Возвращайся. Песенка»

1

28.11

 Научатся определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.

П: знать приемы раскрытия муз. образов.

К: владеть знаниями муз. терминов.

 Р: самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

Уважать и любить историю Родины

Терминологический дик-тант

13.

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

-В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из в/ ц «Времена года».

-В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; №2,№4,№8.

-Б.Окуджава «Молитва»

1

5.12

Познают  связь между русским народным творчеством  интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов

П: определять контраст инструментального и вокального начала.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.

Определять свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку

14.

«Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал

-И.С.Бах «Токката» ре минор.

-И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

-И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

-И.С.Бах. «Рождественская оратория  №2» Хорал.

-И.С.Бах «Рождественская оратория  №4» Хорал.

-А.Городницкий «Атланты»

1

12.12

 Познакомятся с особенностями творчества И.-С. Баха, стиля,

-понятиями барокко; токката, фуга, хорал, полифония (контрапункт).

П: отличать светскую и духовную церковную музыку.

К: определять близость хоралов к народным песням.

Р: самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

Знать и любить шедевры духовной полифонической музыки.

15.

Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. 

Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:

-«№1. Стабат матер долороза»

-«№13. Амен».

-В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»

Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:

1

19.12

Познакомятся  с особенностями творчества К. Орфа;

-понятиями фортуна; 

ваганты.

П: знать голоса хора

К: знать приемы раскрытия музыкальных образов

Р: самостоятельно определять полифонический склад музыки.

Уважать традиции Западно европейской дуовной музыки

16.

Обобщающий урок по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1

26.12

Научатся определять муз. образы при слушании и исполнении

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

К: ставить вопросы, предлагать помощь  в совместной деятельности.

Наличие эмоционального отношения к искусству.

Тест

№1

Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)

17.

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки

-Ф.Шопен. «Этюд № 12».

-Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

-Я.Френкель, сл.

-Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

16.01

Соотносить основные образно-эмоцио-нальные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.

Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, Приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.          

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования

                                                                                                                                                                                                                                                                                              Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

Познают характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна..

П: знать отличие камерной музыки от симфонической.

К: знать жанры камерно музыки

Р: знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

18.

Образы камерной музыки.

-Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.

-Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

23.01

Узнают о построении фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

19.

Инструментальная баллада.     Ночной пейзаж.

-Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.

-П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.

-А.П.Бородин «Квартет №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

1

30.01

 Познакомятся  с Балладой как один из жанров романтического искусства. С создателем инструментальной баллады  Ф. Шопен.

П: эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

К: знать жанр музыки ноктюрн

Р: самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Терминологический дик-тант

20.

Инструментальный концерт. 

А.Вивальди фрагменты из цикла «Времена года»:

 «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.

-И.С. Бах «Итальянский концерт».

А.Городницкий «Снег»;

1

6.02

 Получат представление о построении камерной инструментальной музыки.

П: вспомнить жанр духовного концерта.

К: знать форму построения первой части концерта

  -рондо, вариация.

 Р: Самостоятельно определять части в музыке.

Ценить актуаль-ность старинной музыки.

21.

«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея.

-Ч.Айвз «Космический пейзаж».

-Э. Артемьев «Мозаика».

А.Городницкий «Снег»;

1

13.02

 Познают взаимопро-никновение  и смысловое единство слова, музыки,  ИЗО.

П: осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

К: уметь находить сходство и различие в композициях

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

22.

Джаз – искусство 20 века.

-Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

 -Блюз «Сегодня я пою блюз».

-Дж.Гершвин. «Любимый мой».

-И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.   Д.Эллингтона и.Л.Утёсова.

-М.Минков «Старый рояль»

1

20.02

Познакомятся с истоками джаза   спиричуэл, блюз.  Выдающимися джазовые композиторами и исполнителями.

П: находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

К: разучивание песни.

Р: самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

Знать  и любить джазовую музыку.

23.

Авторская песня: прошлое и настоящее

-Д.Тухманов «Из вагантов» - из   «По волне моей памяти».  

-«Гаудеамус»  - Международный студенческий гимн.

О.Митяев «Как здорово».

1.

27.02

 Узнают  историю становления авторской песни.

П: знать жанры и особенности авторской песни.

К: выполнение творческого задания.

Р: самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

Формировать художественный вкус.

24.

Образы симфонической музыки 

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина  «Тройка» Г.Свиридова «Метель»: 

-«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

-Н.Зубов. «Не уходи».

О.Митяев «Как здорово

1

5.03

 Узнают о значении симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Определение программной музыки.

П: знать историю возникновения жанра музыкальные иллюстрации.

К: отличать возможности симф. оркестра в раскрытии образов лит. сочинений.

Р: самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

Глубоко вдумываться в муз. образы Свиридова.

Терминологический дик-тант

25.

26.

Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен. «В печали весел, а в веселье печален».

-В. А. Моцарт «Симфония № 40».

-В.А.Моцарт «Авэ верум».

-П И.Чайковский «Моцартиана»,   оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

2

12.03

19.03

Узнают, что оркестровая интерпретация дает новое звучание и новую жизнь произведениям

П: определять жанр музыки.

К: знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.

 Р: самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

Тест № 2

27.

28.

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Программная увертюра.

Увертюра «Эгмонт».

Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

 Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».

2

2.04

9.04

 Закрепление понятий: увертюра, программная музыка;

 Знакомство со строение сонатной формы.

П: знать, какие интонации  использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

Р: самостоятельно отличать главные темы увертюры

Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.

29.

30.

Увертюра-фантазия

П.И.Чайковского «Ромео

и Джульетта»

-П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

2

16.04

23.04

 Знакомство с этапами разработки разделов сонатной формы.

П: знать прием волнообраз-ного развития мелодии.

Р: самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов

Уважительно относится к классическим шедеврам  музыки и литературы

31.

32.

Мир музыкального театра.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»

Мир музыкального театра

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»

2

30.04

7.05

Понимать смысловое единство музыки, сценического действа и ИЗО.

П: знать значение контраста музыкальной темы.

К: творческое задание.

Р: самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

Интересоваться балетом. Знать ведущих мастеров русского балета.

33.

Итоговая контрольная работа (тестирование, музыкальный диктант) в рамках промежуточной аттестации

1

14.05

Закрепление  музыкальных понятий, жанров, стилей, форм построения музыки, СМВ

П: знать музыкальную терминологию

К: тестирование, музыкальный диктант

Р: уметь применить полученные знания.

Выражать собственную позицию

Тест

№3

34.

35.

Образы киномузыки

Прослушивание:

Музыка из отечественных и заруб. кинофильмов

(Н.Рота, К.Армстронг, Е.Дога)

2

21.05

28.05

Получить представле-ние и обобщить знания о различных жанрах музыки в отечественном кинематографе.

П: если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

К:знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема Р: самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов

Интересоваться шедеврами русского и зарубежного муз. кино.

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Музыка 5-7 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы», М., Просвещение, 2011г.
  • Учебник «Музыка. 6 класс», М.,  Просвещение, 2014г.
  • «Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2014

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»

 Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

 Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Литература

  1. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  2. Песенные сборники.
  3. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2010 - 176с.
  4. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2010.- 176с

  4. Планируемые результаты по предмету «Музыка».

   Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:

-понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

-иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;

знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;

-уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

совершенствовать умения и навыки самообразования.

      Итоговая оценка достижения учащимися  основной  школы планируемых результатов по музыке имеет ряд особенностей, вытекающих из общих подходов к системе оценивания достижений требования стандарта и специфики самого предмета. Специфика оценки определяется тем, что музыка изучается как живое искусство в его неразрывной связи с жизнью. Поэтому оцениванию подлежат опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, выполнения проектных и исследовательских работ, выступлений и докладов и др., и соответствующие планируемым результатам знания и способы деятельности 

     В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. 
  Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, терминологический диктант, выполнение творческих, проектных или исследовательских работ,  мини-сочинения на музыкальные темы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

    Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий. 
  Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия или каждой четверти в виде теста и музыкальной викторины. 
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы; 

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы; 

«5» - если работа не содержит ошибок.

 
5. Контрольно-оценочные материалы

Тест № 1

        

1. Кто написал музыкальную балладу «Лесной царь»?

а) Чайковский; б) Мусоргский; в) Шуберт.

2. Кто написал литературную балладу «Лесной царь»?

а) Гете; б)Жуковский; в)Лермонтов.

3. Кто такой скоморох?

а)странствующий актер, певец, музыкант;         б) придворный музыкант.

4.Как исполняют музыку в русском православии

а)а капелла;              б) с инструментальным сопровождением.

5. Кто написал симфонию « Фрески Софьи Киевской»?

а)Валерий Григорьевич  Кикта;                    б) Модест Петрович Мусоргский;

в)Валерий Александрович Гаврилин

6. Кто написал симфонию-действо «Перезвоны»?

а) Кикта; б) Гаврилин; в) Березовский.

7. «Перезвоны» написаны по прочтению какого писателя?

А) Шукшина;          б)Жуковского;             в)Лермонтова.

 8. В каких жанрах не писал музыку Ф. Шуберт?

  • Романс
  • Баллада
  • Опера
  • балет

9. Назовите виды древнерусского богослужебного песнопения.

10. Музыкальная викторина

                                                                                                       ТЕСТ   № 2

  1. Дайте определение. Ваганты это____________________________________________
  2. Кантата это_________________________________________________________________
  3. Выберите композитора кантаты «Кармина бурана»:

  • П.И. Чайковский
  • К. Орф
  • А. Шнитке

Ф.Лист

  1.  Джаз возник из музыкальной культуры_________________ и _______________________
  2. Назовите негритянские песнопения, из которых возник джаз: ________________________
  3. Выберите известных исполнителей джаза:

  • Луи Армстронг
  • Элла Фицжеральд
  • Дюк Эллингтон
  • Гленн Миллер
  • Антонио Страдивари
  • Рой Ходжсон

  1. Назовите композитора, впервые написавшего  джазовую оперу. Назовите эту оперу.
  2. Выберите  представителей авторской песни:

  • Виктор Цой
  • Владимир  Высоцкий
  • Ференц Лист
  • Булат Окуджава
  • Олег Митяев
  • Юрий Визбор
  • Петр Чайковский
  • Юрий Энтин
  1. Известный польский композитор, пианист  Фредерик…
  2. Назовите известные вам произведения этого композитора.
  3. Ночная песня это:

  • Симфония
  • Прелюдия

  • Серенада
  • Концерт

       12. Группа 80-х годов, которая писала первую электронную космическую музыку:

  • Твин
  • Сплин
  • Спейс
  •  Кейс

Тест № 3

  1. Назовите полное имя  композитора Бетховена_____________________
  2. Выберите верный вариант ответа: Увертюра это-
  • Вступление к опере или балету
  • Самостоятельное произведение
  •  Часть оперы или балета
  1. Перечислите известные вам увертюры____________________________
  2. Назовите полное имя композитора Чайковского____________________
  3. Назовите полное имя композитора Прокофьева____________________
  4. Выберите верное строение сонатной формы:
  • Экспозиция, разработка, реприза
  • Аллегро, Анданте, Престо.
  1. Продолжите фразу. Опера- это…______________________________
  2. Балет-это__________________________________________________
  3. Перечислите известные вам оперы ____________________________
  4. В чем отличие вокальной музыки от инструментальной?

      11. Назовите известных вам композиторов, которые писали музыку для кино.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:·       Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)

Рабочая программы по музыке для 4 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....