Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке на тему

Усманова Ольга Владиславовна

Рабочая программы по музыке для 4 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass.docx60.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

1.1.Нормативная база

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)
  • основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),
  • примерной программы по музыке для начальной  школы (М.: Просвещение, 2010),
  •  авторской  программы  «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы:  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина  Просвещение, 2011г.
  • Элементы авторской  программы «Музыка» для 4 класса, авторы: В.О.Усачева, Л.В.Школяр.  Школа 2100
  • локального акта школы.

    Рабочая программа по музыке составлена с опорой на  Примерную программу  основного  общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы»  под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. – Просвещение, 2011

   Рабочая программа предназначена для обучения учащихся  4 класса на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.      

     Структура рабочей программы соответствует требования  п.19.5. ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.2009)

      1.2. Цели обучения

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

- обогащение знаний  о музыкальном искусстве;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

   1.3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» 4 класс

        Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися  подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

           1.4. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане школы

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах отводится  1 час в учебную неделю.  

Рабочая программа предмета «Музыка» реализуется в общеобразовательных классах 4а,4б,4в,4г в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

     1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Уроки музыки предоставляют детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

1.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета  «Музыка» в  начальной школе

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;

– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;

– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

            Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

– освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

             Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

формирование общего представления о музыкальной картине мира;

– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;

– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;

– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

        1.7. Содержание учебного предмета

      Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

   Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.

Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.

    Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру

младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

       Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
  • пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
  •  игра на музыкальных инструментах;
  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

Раздел

Название раздела

Количество часов по рабочей программе

1

Россия-Родина моя.

3

2

«О России петь – что стремиться в храм».

2

3

День, полный событий.

4

4

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

7

5

В музыкальном театре.

10

6.

В концертном зале.

3

7

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

5

Всего:

34

2. Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел

кч

Кал. срок

Основные виды учебной деятельности

Планируемы результаты УУД

КИМ

предметные

метапредметные

личностные

Раздел № 1 «Россия-Родина моя» - 3ч.

1.

Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»

Концерт № 3 для фоно с оркестром. С. Рахманинов

«Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня

«Вокализ» С. Рахманинова

1

3.09

Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.

Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество  и высказывать мнение о его содержании.

Узнать о  жанрах народных песен, их интонационно-образные особенности. Общаться и взаимодействовать в процессе исполнения песен.

Научить слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструменталь-ного концерта;

 получать возможность научиться владеть навыками кантиленного пения.

Уметь узнавать образы народного муз. творчества, фольклора и профессиональ-ной музыки. 

Уметь различать жанры русских народных песен.

П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки и музыки народной.

К:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. Участвовать к коллективном обсуждении муз. произведений

Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды  муз. произведениям, подбирать образцы народно-музыкального творчества

Понимание жизнен-ного содержа-ния  музыки на основе эмоцио-нального восприятия

Гордиться и уважать русские традиции.

2.

Как сложили песню. Звучащие картины.

- «Нежность» С. Рахманинов

- «Родные места»  

-«Школа»- разучивание

1

10.09

3.

«Ты откуда русская, зародилась, музыка?

«Ты, река ль, моя – реченька»  

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Милый мой хоровод»

«А мы просо сеяли»

1

17.09

Терми-нологи-ческий диктант

Раздел № 2 «О России петь, что стремиться в храм!»- 2 ч.

4.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

-Былина об Илье Муромце.

-Симфония № 2 А. Бородин.

-Богатырские ворота.

М. Мусоргский.

-«Не шум шумит»,  

- «Школа»

1

24.09

 Сравнивать муз. образы народных и церковных праздников.

  Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.

  Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.

  Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.

 Узнать о народных и религиозных музыкальных традициях Отечества;

Понятия: гимн, величание;

Понятие: русские святые, стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита.

Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки

П:Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему;

Р: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль

Уважать память о русских святых.

Демонстри-ровать личностно-окрашен-ное эмоциона-льно-образное восприятие музыки.

Опрос песни «Школа»

5.

Родной обычай старины. Кирилл и Мефодий

-Баллада о князе Владимире

-Величание князю Владимиру и княгине Ольге.

-Величание  святым  Кириллу  и  Мефодию,   обиходный распев

-Гимн Кириллу и Мефодию.

1

1.10

Терми-нологи-ческий диктант

Раздел № 3 День, полный событий. – 4 ч.

6.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»

-«Осенняя песня» П.Чайковский;

-«Пастораль»  и «Осень» Г.Свиридов;

- «Лучшее слово на свете» - разучивание

1

8.10

  Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. С. Пушкина.

Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества.

Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);

Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

Знать  смысл понятий: лирика в поэзии и музыке;

Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке.

Уметь различать образы, воплощенные в музыке.

Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях;

П: сравнивать и обобщать образы художественных произведений.

 К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

 Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Откликаться  на звучащую на уроке музыку в сравнении с поэзией и произведениями  ИЗО.

Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир
в его целостности

7.

«Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда.

-Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков

1

15.10

8.

Ярмарочное гулянье.   Святогорский монастырь.

-Фрагменты из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского.

-Вступление оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.

1

22.10

Опрос песни «Луч-шее слово на свете»

9.

Обобщающий урок по теме «День полный событий»

1

29.10

Тест

№ 1

Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -7ч.

10.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

- Светлячок, грузинские народные песни.

-Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. - «Ой, чия це хатинка» ук.н.п

1

12.11

  Определять названия изученных жанров  и форм музыки.

Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

 Различать  народные песни разных жанров и сопоставлять  средства их выразительности.

  Сравнивать и различать  муз.

произведения народов мира.

 Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные

черты музыкальной речи татарского народа.

Расширить  знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров;

взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке;

многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

Научить соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов;

наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем образов. Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии

музыкального фольклора России, в том числе родного края;

П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных интонация и муз. инструментов, композиторскую и народную музыку

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, активно участвовать в коллективных обсуждениях.

Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения.

Проявление эмоцио-нальной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведе-ний.

11.

Оркестр русских народных инструментов

-Светит месяц, русская народная песня-пляска.

-Пляска скоморохов. Н. Римский-Корсаков.

1

19.11

Терми-нологи-ческий диктант

12.

«Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка.

- Бульба, белорусские н.п.

1

26.11

13.

Тема Востока в творчестве русских композиторов

-Н. Римский-Корсаков -«Шехеразада»;

-А. Бородин «Половецкие пляски» .

 О. Полякова «Золотая сказка».

1

3.12

14.

15.

Музыка родного края

2

10.12

17.12

16.

Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

1

24.12

Тест

№ 2

Раздел № 5 «В музыкальном театре» - 10ч.

17.

Многоцветье звучащего пространства Голос России. Я часть России.

1

14.01

 Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России

Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

 Обобщать первоначальные представления и знания о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях.

  Сравнивать различные образцы традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний

Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные

черты музыкальной речи, воплощать особенности музыки в

исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства

и различий интонаций, тем, образов и музыки

П: оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира

К: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства,  выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми

Р: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы.

Формирование любови  к русской народной и профессиональ-ной

музыке, интереса к музыкальной культуре других народов.

18.

Путешествие во времени и пространстве. Планета Бах.

1

21.01

19.

Веселое имя Моцарт.

1

28.01

20.

Планета Бетховен

1

4.02

21.

Музыкальное общение без границ. Глинка в Испании

1

11.02

22.

Итальянское каприччио П. Чайковский

1

18.02

23.

Восточный ветер.

1

25.02

24.

Вокруг света с Н. Римским-Корсаковым

1

3.03

25.

Восточные мотивы. Путешествие в Арзрум.

1

10.03

26.

Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре»

1

17.03

Тест

№ 3

М.В.

Раздел № 6 «В концертном зале» - 3ч.

27.

Музыкальные  инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо.

-Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

-Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский.

1

7.04

  Демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.

   Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности.

  Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание.

Знать музыкальные инструменты. Формы построения музыки как выражение художественно- образного содержания произведения.

Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита).

Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма).

П: ориентироваться в музыкальных терминах, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

К:формирование монологи-ческой речи учащихся различать и понимать жанры муз. произведения Р: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация).

Расширять музыкальный кругозор.Ориентировать-ся в культурном многообразии окружающей действи-тельности

28.

Старый замок.

-Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский.

Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко.

1

14.04

Терми-нологи-ческий диктант

29.

«Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Танцы, танцы, танцы…

-Полонез ля мажор

Желание. Ф. Шопен

1

21.04

Раздел № 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

30.

В интонации спрятан человек

-Песня Сольвейг;

-Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ.

1

28.04

   Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, муз. темы в их взаимосвязи и взаимодействии.

  Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театра.

  Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Знать и понимать  выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знать названия изученных жанров  музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.

П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм К: сопоставлять средства муз. выразительности.

Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения.

Развивать музыкаль-но-эстетичес-кий вкус.

Формировать представление о роли музыки  в жизни человека

Выражать собствен-ную позицию

Опрос выученных за год песен

31.

Музыкальный сказочник

- (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

1

5.05

32.

Итоговая контрольная работа (тестирование, музыкальный диктант) в рамках промежуточной аттестации

1

12.05

Мир образов вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

Знать музыкальные понятия, жанры, стили, формы построения музыки, СМВ

П: знать музыкальную терминологию

К: тестирование, музыкальный диктант

Р: уметь применить полученные знания.

Тест

 № 4

М.В.

33.

«Театр музыкальной комедии»

И.Штраус «Вальс»

Ф.Лоу «Я танцевать могу»

( из мюзикла «Моя прекрасная леди»)

19.05

  Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике

 Показать через различные формы деятельности  свои знания и умения.

 Научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной;

сольной, хоровой, оркестровой).

П: ориентироваться в музыкальных терминах, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях

К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении.

34.

Урок- экскурсия Прославим радость на земле!

1

26.05

3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

На  основе  « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.

MULTIMEDIA – поддержка предмета

1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».

2. Дракоша по следам великих композиторов. ООО «СиДи-АРТ».

3. Детская энциклопедия  «Кирилл и Мефодий», 2006.

4. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2006 год

5. Конспекты уроков – конспект.org

6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

8. Фонограммы песен – fonogramm.net

9. путешествие в мир сокровищ «Эрмитаж»

Список научно-методической литературы.

  1. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2010г..
  2. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
  3. Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
  4. Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
  5. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2007г

4.Планируемые результаты по «Музыке». Система  оценки планируемых результатов.

- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;

- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;

- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;

- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;

- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

      В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;

-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

      В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю. 
 Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы, творческие работы.  Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

       Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий. 
  Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия или каждой четверти в виде теста и музыкальной викторины. 
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы; 
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы; 
«5» - если работа не содержит ошибок.

 

     5. Контрольно-оценочные материалы

Тест № 1

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

1 четверть

в 1. Приведите соответствие:

а) народная музыка                     1) «Концерт №3»        

б) профессиональная музыка     2) «Ты река ли, моя реченька»

                                                3) «Солдатушки, бравы ребятушки»

                                                4) Кантата «Александр Невский»

2. Приведите в соответствие:

а) солдатская                       1) «Ты река ли, моя реченька»

б) хороводная                      2) «Солдатушки, бравы ребятушки»

в) игровая                            3) «А мы просо сеяли»

г) лирическая                      4) «Милый мой хоровод»

  1. Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:

а) П.И.Чайковский

б) Н.А.Римский – Корсаков

в) М.И.Глинка

  1. Оцените утверждение:

 Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь»    П.И.Чайковского – это лирические произведения

  а) верно        

  б) неверно

  1. Приведите в соответствие:

а) П.И.Чайковский                1) «Осенняя песнь»

б) Н.А.Римский – Корсаков  2) «Венецианская ночь»

в) М.И.Глинка                        3) «Три чуда»

Тест № 2

(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)

2 четверть

1. Выберите правильные ответы:

В оркестр русских народных инструментов входят:

а) скрипка

б) бубен

в) виолончель

г) балалайка

д) домра

е) барабан

ж) баян

з) гусли

и) флейта

    2.Приведите в соответствие:

       а) Струнные инструменты                   1) рожок

       б) Ударные инструменты                     2) бубен

       в) Духовые                                             3) гусли

    3. Найдите лишнее:

       Жанры народных песен:

     а) Колыбельные

     б) Игровые

     в) Плясовые

     г) Хороводные

     д) Спокойные

     е) Трудовые

     ж) Обрядовые

   4.Найдите лишнее:

     Струнно-смычковые инструменты:

    а) Скрипка

    б) Альт

    в) Арфа

    г) Виолончель

    д) Контрабас

  5. Приведите в соответствие:

  а) С.В.Рахманинов                       1) «Старый замок»

  б) М.П.Мусоргский                      2) «Полонез»

  в) Ф.Шопен                                   3) «Сирень»

 6. Оцените утверждение:

  Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства     человека.

  а) верно        

  б) неверно  

Тест № 3

 3 четверть

(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)

  1. Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:

а) Н.А.Римский-Корсаков

б) М.И.Глинка

в) П.И.Чайковский

  1. Оцените утверждение:

       Музыка в народном стиле – это композиторская музыка,  похожая на народную музыку.

а) Верно

б) Неверно

  1. Назовите композитора балета «Петрушка»:

а) М.И.Глинка

б) П.И.Чайковский

в) И.Ф.Стравинский

  1. Найдите лишнее:

В музыкальном театре показывают следующие спектакли:

а) опера

б) балет

в) этюд

г) оперетта

д) мюзикл

  1. Приведите в соответствие:

1) Опера           а) актеры только танцуют

2) Балет             б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия

3) Оперетта       в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма

4) Мюзикл         г) актеры только поют

Тест № 4

4 четверть

(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)

  1. Какой праздник называют «Светлым праздником»?

а) Троица

б) Пасха

в) Рождество Христово

г) Масленица

  1. Назовите произведение русского композитора, в  котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»

а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»

в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

3. Назовите народный праздник  поклонения  матушке-природе:

а) Масленица

б) Троица

в) Пасха

г) Ивана Купала

4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»

а) П.И.Чайковский

б) М.П.Мусоргский

      в) Н.А.Римский-Корсаков

      г) М.И.Глинка

  1. Найди лишнее:

Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…

а) «Рассвет на Москве-реке»

б) «В пещере горного короля»

в) «Шехеразада»

г) «Садко»

д) «Снегурочка»

е) «Сказка о царе Салтане»

  1. Приведите в соответствие:

       1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник»        а) Н.А.Римский-Корсаков

       2) сюита «Шехеразада»                                                         б) М.П.Мусоргский

       3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке»       в) С.В.Рахманинов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС

Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)

Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)

Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:·       Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...

Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа с учетом требования ФГОС...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский

Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС.  УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....