Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
1.1.Нормативная база
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010)
- основной образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №7» МО «ЛМР» (приказ №127-ОД от 22 июня 2015года),
- примерной программы по музыке для начальной школы (М.: Просвещение, 2010),
- авторской программы «Музыка. Начальная школа» для 1-4 классов, авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Просвещение, 2011г.
- Элементы авторской программы «Музыка» для 4 класса, авторы: В.О.Усачева, Л.В.Школяр. Школа 2100
- локального акта школы.
Рабочая программа по музыке составлена с опорой на Примерную программу основного общего образования, раздел «Музыка. Начальные классы» под редакцией Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. – Просвещение, 2011
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4 класса на базовом уровне и задает перечень актуальных вопросов по проблемам массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Структура рабочей программы соответствует требования п.19.5. ФГОС НОО (приказ МО и Н РФ № 373 от 6.10.2009)
1.2. Цели обучения
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
1.3. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» 4 класс
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
1.4. Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане школы
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и примерному учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах отводится 1 час в учебную неделю.
Рабочая программа предмета «Музыка» реализуется в общеобразовательных классах 4а,4б,4в,4г в соответствии с учебным планом школы на 2015 – 2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
1.5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки предоставляют детям возможность для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
1.6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Музыка» в начальной школе
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
1.7. Содержание учебного предмета
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Раздел | Название раздела | Количество часов по рабочей программе |
1 | Россия-Родина моя. | 3 |
2 | «О России петь – что стремиться в храм». | 2 |
3 | День, полный событий. | 4 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 7 |
5 | В музыкальном театре. | 10 |
6. | В концертном зале. | 3 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 5 |
Всего: | 34 |
2. Календарно-тематическое планирование
п/п | Раздел | кч | Кал. срок | Основные виды учебной деятельности | Планируемы результаты УУД | КИМ | |||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||
Раздел № 1 «Россия-Родина моя» - 3ч. | |||||||||||||||
1. | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» Концерт № 3 для фоно с оркестром. С. Рахманинов «Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня «Вокализ» С. Рахманинова | 1 | 3.09 | Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество и высказывать мнение о его содержании. Узнать о жанрах народных песен, их интонационно-образные особенности. Общаться и взаимодействовать в процессе исполнения песен. | Научить слышать и интонировать мелодию, воспринимать музыку инструменталь-ного концерта; получать возможность научиться владеть навыками кантиленного пения. Уметь узнавать образы народного муз. творчества, фольклора и профессиональ-ной музыки. Уметь различать жанры русских народных песен. | П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки и музыки народной. К:совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины. Участвовать к коллективном обсуждении муз. произведений Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям, подбирать образцы народно-музыкального творчества | Понимание жизнен-ного содержа-ния музыки на основе эмоцио-нального восприятия Гордиться и уважать русские традиции. | ||||||||
2. | Как сложили песню. Звучащие картины. - «Нежность» С. Рахманинов - «Родные места» -«Школа»- разучивание | 1 | 10.09 | ||||||||||||
3. | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? «Ты, река ль, моя – реченька» «Солдатушки, бравы ребятушки» «Милый мой хоровод» «А мы просо сеяли» | 1 | 17.09 | Терми-нологи-ческий диктант | |||||||||||
Раздел № 2 «О России петь, что стремиться в храм!»- 2 ч. | |||||||||||||||
4. | Святые земли Русской. Илья Муромец. -Былина об Илье Муромце. -Симфония № 2 А. Бородин. -Богатырские ворота. М. Мусоргский. -«Не шум шумит», - «Школа» | 1 | 24.09 | Сравнивать муз. образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях. | Узнать о народных и религиозных музыкальных традициях Отечества; Понятия: гимн, величание; Понятие: русские святые, стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита. Умение сравнивать музыку; Слышать настроение звучащей музыки | П:Уметь определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. К: участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; Р: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль | Уважать память о русских святых. Демонстри-ровать личностно-окрашен-ное эмоциона-льно-образное восприятие музыки. | Опрос песни «Школа» | |||||||
5. | Родной обычай старины. Кирилл и Мефодий -Баллада о князе Владимире -Величание князю Владимиру и княгине Ольге. -Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев -Гимн Кириллу и Мефодию. | 1 | 1.10 | Терми-нологи-ческий диктант | |||||||||||
Раздел № 3 День, полный событий. – 4 ч. | |||||||||||||||
6. | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» -«Осенняя песня» П.Чайковский; -«Пастораль» и «Осень» Г.Свиридов; - «Лучшее слово на свете» - разучивание | 1 | 8.10 | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. С. Пушкина. Определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества. Знать жанры народных песен, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды); Выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. | Знать смысл понятий: лирика в поэзии и музыке; Уметь демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь различать образы, воплощенные в музыке. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; | П: сравнивать и обобщать образы художественных произведений. К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. | Откликаться на звучащую на уроке музыку в сравнении с поэзией и произведениями ИЗО. Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир | ||||||||
7. | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. -Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане». Н. Римский-Корсаков | 1 | 15.10 | ||||||||||||
8. | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. -Фрагменты из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. -Вступление оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. | 1 | 22.10 | Опрос песни «Луч-шее слово на свете» | |||||||||||
9. | Обобщающий урок по теме «День полный событий» | 1 | 29.10 | Тест № 1 | |||||||||||
Раздел 4: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» -7ч. | |||||||||||||||
10. | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. - Светлячок, грузинские народные песни. -Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский. - «Ой, чия це хатинка» ук.н.п | 1 | 12.11 | Определять названия изученных жанров и форм музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Различать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Сравнивать и различать муз. произведения народов мира. Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи татарского народа. | Расширить знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, составах оркестров; взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке; многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств. Научить соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов; наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций тем образов. Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; | П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных интонация и муз. инструментов, композиторскую и народную музыку К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, активно участвовать в коллективных обсуждениях. Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. | Проявление эмоцио-нальной отзывчивости при восприятии и исполнении муз. произведе-ний. | ||||||||
11. | Оркестр русских народных инструментов -Светит месяц, русская народная песня-пляска. -Пляска скоморохов. Н. Римский-Корсаков. | 1 | 19.11 | Терми-нологи-ческий диктант | |||||||||||
12. | «Музыкант-чародей». Белорусская народная сказка. - Бульба, белорусские н.п. | 1 | 26.11 | ||||||||||||
13. | Тема Востока в творчестве русских композиторов -Н. Римский-Корсаков -«Шехеразада»; -А. Бородин «Половецкие пляски» . О. Полякова «Золотая сказка». | 1 | 3.12 | ||||||||||||
14. 15. | Музыка родного края | 2 | 10.12 17.12 | ||||||||||||
16. | Обобщающий урок по теме «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» | 1 | 24.12 | Тест № 2 | |||||||||||
Раздел № 5 «В музыкальном театре» - 10ч. | |||||||||||||||
17. | Многоцветье звучащего пространства Голос России. Я часть России. | 1 | 14.01 | Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Обобщать первоначальные представления и знания о творчестве композиторов-классиков, о народной музыке разных стран, об исполнителях. Сравнивать различные образцы традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний | Соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. Научиться основам смыслового восприятия художественных и познавательных музыкальных произведений Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и музыки | П: оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира К: выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства, выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми Р: понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы. | Формирование любови к русской народной и профессиональ-ной музыке, интереса к музыкальной культуре других народов. | ||||||||
18. | Путешествие во времени и пространстве. Планета Бах. | 1 | 21.01 | ||||||||||||
19. | Веселое имя Моцарт. | 1 | 28.01 | ||||||||||||
20. | Планета Бетховен | 1 | 4.02 | ||||||||||||
21. | Музыкальное общение без границ. Глинка в Испании | 1 | 11.02 | ||||||||||||
22. | Итальянское каприччио П. Чайковский | 1 | 18.02 | ||||||||||||
23. | Восточный ветер. | 1 | 25.02 | ||||||||||||
24. | Вокруг света с Н. Римским-Корсаковым | 1 | 3.03 | ||||||||||||
25. | Восточные мотивы. Путешествие в Арзрум. | 1 | 10.03 | ||||||||||||
26. | Обобщающий урок по теме «В музыкальном театре» | 1 | 17.03 | Тест № 3 М.В. | |||||||||||
Раздел № 6 «В концертном зале» - 3ч. | |||||||||||||||
27. | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. -Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин. -Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты) П. Чайковский. | 1 | 7.04 | Демонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах, исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров. Уметь выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности. Уметь высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений. выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения; определять, оценивать, соотносить содержание. | Знать музыкальные инструменты. Формы построения музыки как выражение художественно- образного содержания произведения. Знать названия изученных жанров и форм музыки: (песня, романс, вокализ, сюита). Знать названия изученных жанров и форм музыки (полонез, мазурка, вальс, песня, трехчастная форма, куплетная форма). | П: ориентироваться в музыкальных терминах, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях К:формирование монологи-ческой речи учащихся различать и понимать жанры муз. произведения Р: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация). | Расширять музыкальный кругозор.Ориентировать-ся в культурном многообразии окружающей действи-тельности | ||||||||
28. | Старый замок. -Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Myсоргский. Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко. | 1 | 14.04 | Терми-нологи-ческий диктант | |||||||||||
29. | «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» Танцы, танцы, танцы… -Полонез ля мажор Желание. Ф. Шопен | 1 | 21.04 | ||||||||||||
Раздел № 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | |||||||||||||||
30. | В интонации спрятан человек -Песня Сольвейг; -Танец Анитры. Из сюиты «Пер Гюнт».Э.Григ. | 1 | 28.04 | Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, муз. темы в их взаимосвязи и взаимодействии. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театра. Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку. | Знать и понимать выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Знать названия изученных жанров музыки: оперетта, мюзикл. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля. | П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм К: сопоставлять средства муз. выразительности. Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения. | Развивать музыкаль-но-эстетичес-кий вкус. Формировать представление о роли музыки в жизни человека Выражать собствен-ную позицию | Опрос выученных за год песен | |||||||
31. | Музыкальный сказочник - (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. | 1 | 5.05 | ||||||||||||
32. | Итоговая контрольная работа (тестирование, музыкальный диктант) в рамках промежуточной аттестации | 1 | 12.05 | Мир образов вокальной, инструментальной и симфонической музыки. | Знать музыкальные понятия, жанры, стили, формы построения музыки, СМВ | П: знать музыкальную терминологию К: тестирование, музыкальный диктант Р: уметь применить полученные знания. | Тест № 4 М.В. | ||||||||
33. | «Театр музыкальной комедии» И.Штраус «Вальс» Ф.Лоу «Я танцевать могу» ( из мюзикла «Моя прекрасная леди») | 19.05 | Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике Показать через различные формы деятельности свои знания и умения. | Научиться: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой). | П: ориентироваться в музыкальных терминах, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях К: уметь слушать собеседника, участвовать в коллективном обсуждении. | ||||||||||
34. | Урок- экскурсия Прославим радость на земле! | 1 | 26.05 |
3.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:
На основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы». Авторы программы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2010.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Дракоша в мире музыки. ООО «СиДи-АРТ».
2. Дракоша по следам великих композиторов. ООО «СиДи-АРТ».
3. Детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2006.
4. Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий», 2006 год
5. Конспекты уроков – конспект.org
6.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
7.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
8. Фонограммы песен – fonogramm.net
9. путешествие в мир сокровищ «Эрмитаж»
Список научно-методической литературы.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2010г..
- Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
- Изместьева Ю.Д. «Поурочные планы. Музыка 4 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.
- Улашенко Н.Б. «. «Поурочные планы. Музыка 4 класс», Волгоград, Корифей, 2005г
- Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2007г
4.Планируемые результаты по «Музыке». Система оценки планируемых результатов.
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
-реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать;
-владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
-адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
-оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Музыка» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.
Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального опроса: пение, игра на музыкальных инструментах, рисунки на музыкальные темы, творческие работы. Возможны и небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится в конце каждого полугодия или каждой четверти в виде теста и музыкальной викторины.
При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:
«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;
«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;
«5» - если работа не содержит ошибок.
5. Контрольно-оценочные материалы
Тест № 1
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
1 четверть
в 1. Приведите соответствие:
а) народная музыка 1) «Концерт №3»
б) профессиональная музыка 2) «Ты река ли, моя реченька»
3) «Солдатушки, бравы ребятушки»
4) Кантата «Александр Невский»
2. Приведите в соответствие:
а) солдатская 1) «Ты река ли, моя реченька»
б) хороводная 2) «Солдатушки, бравы ребятушки»
в) игровая 3) «А мы просо сеяли»
г) лирическая 4) «Милый мой хоровод»
- Назовите композитора, которого называют музыкальным сказочником:
а) П.И.Чайковский
б) Н.А.Римский – Корсаков
в) М.И.Глинка
- Оцените утверждение:
Стихотворение «Осенняя пора» А.С.Пушкина и произведение «Осенняя песнь» П.И.Чайковского – это лирические произведения
а) верно
б) неверно
- Приведите в соответствие:
а) П.И.Чайковский 1) «Осенняя песнь»
б) Н.А.Римский – Корсаков 2) «Венецианская ночь»
в) М.И.Глинка 3) «Три чуда»
Тест № 2
(Программа «Музыка» Е.Д.Критская)
2 четверть
1. Выберите правильные ответы:
В оркестр русских народных инструментов входят:
а) скрипка
б) бубен
в) виолончель
г) балалайка
д) домра
е) барабан
ж) баян
з) гусли
и) флейта
2.Приведите в соответствие:
а) Струнные инструменты 1) рожок
б) Ударные инструменты 2) бубен
в) Духовые 3) гусли
3. Найдите лишнее:
Жанры народных песен:
а) Колыбельные
б) Игровые
в) Плясовые
г) Хороводные
д) Спокойные
е) Трудовые
ж) Обрядовые
4.Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка
б) Альт
в) Арфа
г) Виолончель
д) Контрабас
5. Приведите в соответствие:
а) С.В.Рахманинов 1) «Старый замок»
б) М.П.Мусоргский 2) «Полонез»
в) Ф.Шопен 3) «Сирень»
6. Оцените утверждение:
Романс – это музыкальное произведение, в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно
б) неверно
Тест № 3
3 четверть
(программа «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.)
- Назовите композитора, написавшего оперу «Иван Сусанин»:
а) Н.А.Римский-Корсаков
б) М.И.Глинка
в) П.И.Чайковский
- Оцените утверждение:
Музыка в народном стиле – это композиторская музыка, похожая на народную музыку.
а) Верно
б) Неверно
- Назовите композитора балета «Петрушка»:
а) М.И.Глинка
б) П.И.Чайковский
в) И.Ф.Стравинский
- Найдите лишнее:
В музыкальном театре показывают следующие спектакли:
а) опера
б) балет
в) этюд
г) оперетта
д) мюзикл
- Приведите в соответствие:
1) Опера а) актеры только танцуют
2) Балет б) актеры поют, танцуют, говорят, только комедия
3) Оперетта в) актеры поют, танцуют, говорят, комедия и драма
4) Мюзикл г) актеры только поют
Тест № 4
4 четверть
(Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной)
- Какой праздник называют «Светлым праздником»?
а) Троица
б) Пасха
в) Рождество Христово
г) Масленица
- Назовите произведение русского композитора, в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а) С.В.Рахманинов «Светлый праздник»
б) А.П.Бородин «Богатырская симфония»
в) М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
3. Назовите народный праздник поклонения матушке-природе:
а) Масленица
б) Троица
в) Пасха
г) Ивана Купала
4. Выберите композитора, которого по-другому называют «музыкальным сказочником»
а) П.И.Чайковский
б) М.П.Мусоргский
в) Н.А.Римский-Корсаков
г) М.И.Глинка
- Найди лишнее:
Произведения Н.А.Римского-Корсакова – это…
а) «Рассвет на Москве-реке»
б) «В пещере горного короля»
в) «Шехеразада»
г) «Садко»
д) «Снегурочка»
е) «Сказка о царе Салтане»
- Приведите в соответствие:
1) сюита для двух фортепиано «Светлый праздник» а) Н.А.Римский-Корсаков
2) сюита «Шехеразада» б) М.П.Мусоргский
3) симфоническая картина «Рассвет на Москве-реке» в) С.В.Рахманинов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программа курса математики 5 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочие программы...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. 6 класс" ФГОС
Рабочая программа составлена для 6 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...
Рабочая программа "Изобразительное искусство. 7 класс" ФГОС
Рабочая программа составлена для 7 класса по ФГОС. Содержит следующие разделы: пояснительная записка, цели, задачи, общая характеристика,место учебного предмета, результаты освоения,содержание с поясн...
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)
Рабочая программа курса математики 6 класса ФГОС (Виленкин Н. Я.)...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа с учетом требования ФГОС...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс ФГОС УМК Б.М. Неменский
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе .ФГОС. УМК Б.М. НеменскийВ программе отражены предметные, метапредметные и личнстные результаты обучения и тематичское планирование....