Программа элективного курса "Перекрестки биологии, химии, физики".
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.
Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу.
Программа рассчитана на 17 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса. | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Перекрестки биологии, химии, физики.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.
Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения и в определенной степени дополняет учебную программу.
Программа рассчитана на 17 часов.
Цели курса:
- Поддерживать интерес учащихся к биологии.
- Определить готовность учащихся осваивать знания о клетке
на повышенном уровне. - Создать условия для подготовки к экзаменам по биологии -
предмету будущего профилирования. - Предоставить ученику возможность подготовиться к поступлению на биологический профиль.
Данный курс решает задачи:
- Углубление знаний об особенностях строения, значения,
функции клеток бактерий, грибов, растений и животных, о неклеточных формах жизни, о роли бактериальных клеток в природе и жизни человека; формирование практических умений и специальных навыков в изучении и сравнении различных видов клеток. - Углубление знаний о способах выполнения экспериментов,
практических и лабораторных работ. - Формирование навыков сотрудничества в процессе совместной работы, уважительного отношения к мнению оппонента в процессе дискуссии.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны:
1. Характеризовать особенности строения, значения, функции клеток бактерий, грибов растений и животных.
2. Характеризовать роль клеточной теории в обосновании
единства органического мира.
- Сравнивать клетки между собой.
- Приобрести опыт поиска информации по заданной теме, составления реферата и устного доклада по составленному реферату, навыки проведения лабораторных работ.
Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы:
- выполнение лабораторных работ по клетке;
- самостоятельные приготовления микропрепаратов растительной клетки;
- составление таблиц «Основные этапы развития цитологии»,
«Значение бактерий»;
-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
- составление карточек («Химический состав клетки», «(Организация клетки»);
- составление сравнительных плакатов (например: «Прокариотическая и эукариотическая клетка», «Сравнение растительной и животной клетки»);
— составление модели-аппликации «Клетка».
Учащиеся могут выбрать:
- объект изучения (какую клетку они могут изучать);
- вид отчетных работ из предложенного перечня;
- различные источники информации.
Критерии оценки знаний учащихся: ученик получает «зачет» при условии: выполнение не менее 3 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к оформлению по типам клеточной организации.
Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий:
- инициативно качественно выполненное задание помимо обязательных;
- использование Интернет-технологий;
- инициативную публичную презентацию своей работы в школе или за ее пределами (конкурс, смотр, публикация и т. п.)
Динамика интереса: анализ анкетирования на первом и последнем занятии. Собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ .
Форма итоговой отчетности: конференция с сопутствующей выставкой работ учащихся по клеткам эукариот, прокариот, вирусам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Клетка как биологическая.
Введение.
Клеточное строение организмов - основа единства органического мира.
Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности.
Клетка - единица жизнедеятельности организмов. Клетка - единица роста и развития организмов.
Раздел II. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки .
Тема 1. Надцарство Прокариоты.
Особенности строения и жизнедеятельности бактерий и циано-бактерий как типичных представителей надцарства прокариот.
Тема 2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине.
Клубеньковые бактерии.
Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления молочнокислых продуктов, силосование кормов.
Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в кожевенной и текстильной промышленности.
Бактерии гниения и брожения.
Болезнетворные бактерии и борьба с ними.
Роль бактерий как разрушителей в природе.
Экскурсия «Значение бактерий молочнокислого брожения для приготовления творога, простокваши, масла, сметаны» (знакомство с технологиями маслосыркомбината).
Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условно-патогенными бактериями.
Высушивание, пастеризация стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация для уничтожения болезнетворных бактерий.
Беседа «Микроорганизмы, вызывающие инфекционные заболевания у человека: тиф, холеру, дифтерию, столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез, сибирскую язву» (встреча с медицинским работником).
Раздел Ш. Эукариотический тип организации клетки.
Тема 1. Клетка растительная.
Особенности строения растительных клеток. Виды пластид, их строение и функциональные особенности. Клеточная стенка.
Особенности обмена веществ в растительной клетке - фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Значение фотосинтеза.
Лабораторная работа «Приготовление микропрепаратов растительных тканей и рассматривание их под микроскопом».
Тема 2. Клетка животная.
Отличительные признаки животной клетки от растительной.
Фагоцитоз, пиноцитоз.
Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом различных тканей животных».
Лабораторная работа «Различные формы клеток животных, рассматривание их под микроскопом и сравнивание между собой».
Тема 3. Клетка грибная.
Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество.
Сходство грибной клетки и растительной: питание почвенное путем всасывания воды и минеральных веществ, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор.
Демонстрация под микроскопом клеток дрожжей, мукора, пеницилла.
Раздел IV. Неклеточные формы жизни.
Тема 1. Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов.
Строение вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции. Бактериофаги.
Тема 2. Вирусы. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции.
Пути передачи заболеваний. Вирус СПИДа. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека». Встреча с медицинским работником.
Тематическое планирование курса «Перекрестки биологии».
№ | Наименование тем курса | Всего часов | Теория | Практическая часть | ||
Лабораторные работы | Экскурсии | Беседы | ||||
1 | Раздел 1. Клетка как биологическая система. | 1 | 1 | |||
2 | Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки. Тема 1. Надцарство прокариот. Тема 2. Значение бактерий: - в природе; - в с/х; - в промышленности; - в быту; - в медицине. Тема 3. Меры борьбы с бактериями. | 2 2 2 | 1 1 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки. Тема 1. Клетка растительная. Тема 2. Клетка животная. Тема 3. Клетка гриба. | 3 3 1 | 2 2 1 | 1 1 | ||
4 | Раздел 4. Неклеточные формы жизни. Тема 1. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Тема 2. Вирусные заболевания, встречающиеся у человека. | 2 1 | 1 1 | 1 | ||
Итого | 17 | 11 | 3 | 1 | 2 |
ЛИТЕРАТУРА (используемая при составлении программы).
1. Калинова, Г. С., Кучменко, В. С., Мягкова, А. Н. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. — М.: Дрофа, 2001.
- Кучменко, В. С. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. - М.: Дрофа, 2002.
- Кучменко, В. С. Программа общеобразовательных учреждений.
Биология. - М.: Просвещение, 1999.
ЛИТЕРАТУРА (используемая при изучении курса)
- Захаров, В. Б. и др. Биология. Общие закономерности. 9 класс. -
М.: Дрофа, 2003. - Мамонтов, С. Г., Захаров, В. Б., Козлова, Т. А. Основы биологии. -
М.: Просвещение, 1992. - Альберс, Б. и др. Молекулярная биология клетки. - М.: Мир, 1998. Т. 1.
- Свенсон, К., Уэбстер, П. Клетка. - М.: Мир, 1980.
- СПИД // Естествознание. Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.
- Слюсаренко, Ю. А. СПИД - болезнь XX века // Биология в школе,
№ 7, 2000. - Краевский, А. А. СПИД: биологические аспекты // Биология в школе. № 6, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРЕКРЁСТКИ биологии, химии, физики, математики, истории, географии, музыки
Межпредметный урок ...
Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
Данный курс предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач....
Программа элективного курса по химии "Химия для любознательных"
Химия, обладает огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, измен...
программа элективного курса по химии для 9 класса "Химия в быту"
Программа элективного курса "Химия в быту" была разработана для проведения занятий в 9 классе(предпрофильные подгруппы)....
Рабочая программа элективного курса по химии "Химия и медицина"
Цели курса:Развитие общекультурной компетентности учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности и самостоятельно...
Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....