материал для обобщающего урока по теме "Антропогенез", используется для работы мини групп.
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему
Распечатанный материал необходим для работы с карточками заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_uroku_na_stoly.docx | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Древнейшие люди.
Древнейшие люди появились на Земле около 2.5 млн. лет назад. Согласно теории Дарвина, их предшественниками были австралопитеки – группа высших приматов, в генах которых произошли мутационные процессы. Древнейшие люди делятся на два вида – азиатских древнейших людей (человек прямоходящий) и африканских древнейших людей (человек работающий).
Древнейшие люди Homo erectus — человек прямоходящий. Это питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие формы.
Открытие Э. Дюбуа на острове Ява питекантропа — «недостающего звена» в родословной человека — было триумфом материалистической науки. Раскопки на Яве были возобновлены в 30-х, а затем в 60-х годах нашего столетия.
Один из наиболее известных и выразительных представителей питекантропов — синантроп, или китайский питекантроп. Остатки синантропа открыты на севере Китая у селения Чжоу-Гоу-Дянь, в 50 км от Пекина. Синантропы жили в большой пещере, которую они занимали, вероятно, сотни тысячелетий (только за такое длительное время здесь могли накопиться отложения мощностью до 50 м). В отложениях найдено много грубых каменных орудий. Интересно, что орудия, найденные в основании толщи, не отличаются от других орудий, обнаруженных в ее самых верхних слоях. Это свидетельствует об очень медленном развитии техники в начале человеческой истории. Синантропы поддерживали в пещере огонь.
Древнейшие люди жили в пещерах, отсюда и их второе название – «пещерный человек». Однако пещера служила домом для древних людей совсем не долго, со временем пещеры превратились в примитивные культовые помещения, где проводились обряды магии и погребались усопшие.
Во времена раннего палеолита, древнейшие люди строили свои жилища из веток деревьев, а для надежности, обкладывали их основание камнями. Очень часто в качестве строительного материала выступали кости мамонтов, убитых во время охоты. Вместо крыши такие хижины покрывались шкурами. Кожа хорошо противостояла ветру и дождю.
Древнейшие люди обладали внешностью, которая была близка к внешности современного человека, но еще сохранила многие общие признаки с животными. Средний рост Древнейших людей составлял приблизительно 1.6 м. Они были обладателями прямой походки, что отличало их от животных.
Строение черепа – архаическое: лобовая часть была значительно меньшей, нежели челюстная, надглазничные валики выступали, подбородок в большинстве случаев был скошенным. Руки древнейших людей оставались удлиненными.
У азиатских древнейших людей общий объем мозга значительно превышал объемы мозга работающих людей. Именно они стали предшественниками неандертальцев (давних людей, которые пришли на смену древнейшим).
Homo erectus еще отличался от современного человека некоторыми существенными чертами; низким покатым лбом с надглазничными валиками, массивной, со скошенным подбородком и выступающей челюстью, плоским небольшим носом. Однако, как заметил один антрополог, они были первыми приматами, о которых, увидя их, вы сказали бы: «Это не человекообразные обезьяны, это, несомненно, люди».
От прочих приматов, своих предшественников, человек прямоходящий больше всего отличался размерами и значительным усложнением структуры мозга и, как следствие этого,— более сложным поведением. Объем мозга составлял 800—1400 см3, наиболее развиты были доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Левое полушарие было больше правого, что, вероятно, обязано более сильному развитию правой руки. Эта типично человеческая черта, обусловленная производством орудий, особенно сильно развита у синантропа.
Но особенно важно, что человек прямоходящий умел замечать сезонные миграции животных и охотился там, где можно было рассчитывать на обильную добычу. Он научился запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находить путь обратно. Охота постепенно перестала быть делом случая, а планировалась древними охотниками. Необходимость следовать за кочующей дичью оказала глубокое воздействие на образ жизни человека прямоходящего. Он волей-неволей попадал в новые места обитания, набирался новых впечатлений и расширял свой опыт.
На основании особенностей строения черепа и шейного отдела позвоночника древнейших людей установлено, что их голосовой аппарат был не таким большим и гибким, как у современного человека, однако позволял издавать гораздо более сложные звуки, чем бормотание и визги современных обезьян. Можно предположить, что человек прямоходящий «говорил» очень медленно и с трудом.
Использование огня, охотничьи странствия, развитие способности к общению в какой-то мере подготовили распространение человека прямоходящего за пределы тропиков. Из Юго-Восточной Африки он перебрался в долину Нила, а оттуда на север по Восточному побережью Средиземного моря. Его останки Найдены еще восточное — на острове Ява и в Китае.
Неандертальцы
Жили 300 – 400 тысяч лет назад
- рост 170 см - жили группами
- объем мозга 1200 – 1400 см3 - изготовляли разнообразные орудия труда
- крепкое телосложение, обладали - добывали и поддерживали огонь
развитой мускулатурой - речь более совершенная
- надбровные валики выступали над глазами
- подбородочный выступ развит не очень сильно внешний облик неандертальцев
СТОЯНКИ НЕАНДЕРТАЛЬЦЕВ
Первые находки неандертальцев были сделаны в 1856 г. в гроте Фельдгофер в долине реки Неандер (Неандерталь) в Германии.
В период раннего палеолита на широких пространствах Старого Света пылали костры неандертальцев – первых настоящих людей, появившихся на Земле. Они селились в пещерах или просто под навесом скалы. Неандертальцы были небольшого роста, туловище было коренастым, грудь широкая. Эти люди были сильными: на их костях заметны большие выступы, на которых прикреплялись сильно развитые мускулы. Ноги у них были довольно короткие, несколько согнутые в коленях. По строению ног и форме позвоночника можно судить и о походке: неандертальцы ходили довольно медленно, так как у них еще не образовался продольный свод стопы, который делает шаг современного человека упругим и мягким. Равновесие неандерталец удерживал благодаря небольшому сгибанию ног в коленных суставах. Рука неандертальца была хорошо развита, но советский ученый Г.А. Бонч-Осмоловский считает, что рука неандертальца еще не была способна совершать более тонкие движения.
Размер мозга неандертальца колебался в пределах от 1200 до 1600 см3, иногда даже превосходя средний объем мозга современного человека, но структура мозга оставалась еще во многом примитивной. В частности, у неандертальцев были слабо развиты лобные доли, отвечающие за логическое мышление и процессы торможения. Отсюда можно предположить, что эти создания «не хватали с неба звезд», были крайне возбудимы, а их поведение отличалось агрессивностью. Множество архаических черт сохранилось и в строении костей черепа. Так, для неандертальцев характерен низкий покатый лоб, массивный надбровный валик, слабо выраженный подбородочный выступ — все это говорит о том, что, видимо, неандертальцы не обладали развитой формой речи.
Таков был в целом облик неандертальца, однако на огромной территории, которую они заселяли, существовало несколько различных типов. Одни из них обладали более архаическими чертами, сближающими их с питекантропами; другие же, наоборот, по своему развитию стояли ближе к человеку современного вида.
Орда неандертальцев жила строго коллективно. Они вместе охотились. У них уже возникло естественное разделение труда. Мужчины больше занимались изготовлением орудий и оружия, охотой и грубой работой при разделывании туш убитых животных, тогда как женщины – обработкой шкур, сбором плодов, клубней и корней, сбором дров для поддержания огня и другими обязанностями. Неандертальцы ничем не украшали своего тела и не оставили после себя никаких памятников искусства.
Основным объектом охоты неандерталецев был мамонт. Чтобы поймать такого огромного зверя, древним охотникам приходилось изрядно потрудиться. Видимо, они устраивали различные ямы-ловушки, или зверя загоняли в болото, где он увязал, и там добивали.
Важным промысловым животным был пещерный медведь. Эти животные, как следует из их названия, обитали преимущественно в пещерах, так что являлись не только объектом охоты, но и конкурентами: ведь неандертальцы тоже предпочитали селиться в пещерах, поскольку там было сухо, тепло и уютно. Борьба с таким серьезным противником, как пещерный медведь, была крайне опасна, и далеко не всегда кончалась победой охотника.
Охотились неандертальцы также на зубров или бизонов, лошадей и северных оленей. Все эти животные давали не только мясо, но и жир, кости, шкуру. В общем, обеспечивали человека всем необходимым.
Жили неандертальцы небольшими группами по 30-40 человек.
В каждой группе имелся лидер – вождь. Он возлагал на себя все заботы о членах своей маленькой общины. Его слово являлось законом, невыполнение распоряжения – преступлением. Только вождь обладал правом делить добытую на охоте дичь. Самые лучшие куски он брал себе, чуть похуже отдавал молодым охотникам. Зрелым и слабым, а также женщинам и детям перепадало всё остальное.
Сила пользовалась уважением в этом общественном образовании, но слабых не угнетали, а всячески поддерживали и давали работу по силам. Это указывает на определённые нравственные принципы, высокую сознательность и зачатки гуманизма.
Умерших хоронили в неглубоких могилах. Труп человека укладывали на бок, колени подтягивали к подбородку. Рядом оставляли каменный нож, какую-то пищу, украшения из разноцветных камушков или зубов хищных зверей. Места захоронения никак не обозначались, а может что-то и делалось, но безжалостное время всё разрушило и уничтожило.
Современные люди
- объем мозга 1800 см3 - строил поселения
- отсутствует сплошной - изготовлял сложные орудия труда
надглазничный валик из кости и камня
- развит подбородочный выступ - умел шлифовать, сверлить
- развитая членораздельная речь
- носил одежду из шкур
- целенаправленная передача опыта потомкам
- возникновение искусства
- приручение животных
- первые шаги земледелия
Охотник из Кро-Маньон
В 1886 году при строительстве железной дороги а долине реки Везеры (Франция) в пещере около селения Кро-Маньон было найдено пять скелетов позднепвлеолитических людей. Наиболее известный из них принадлежит мужчине – «старику из Кро-Маньон». Это был высокий мужчина, ростом около 180 сантиметров; выделялся большой физической силой. Череп у него был длинный, вместительный (емкость черепа около 1560 см3) и высокий, только затылок несколько плоский. Лоб был прямой, надбровные дуги намечены. Лицо сравнительно низкое, широкое, особенно в области скул. Нос был узкий и длинный. Нижняя челюсть имела ярко выраженный подбородок.
Зарождение религиозных верований
Труд и накопление знаний об окружающем мире постепенно меняли мышление человека. Люди наблюдали множество непонятных им явлений природы: смена дня и ночи, времен года, извержения вулкана, землетрясения и другие. Не умея объяснить их, они начинают поклоняться различным природным силам — грому, молнии, ветру, дождю. Смену времен года, грозу, бури древние люди объясняли действиями одухотворенных сил природы. Вера в сверхъестественные существа в науке получила название анимизм.
Первобытные люди также верили в то, что какие-либо предметы могут принести удачу или отвести беду. Эта вера получила название фетишизм. Еще одним доказательством существования религиозных верований у первобытных людей является находка наскальных рисунков, которые относятся к позднему палеолиту. Самые древние из них обнаружены в пещерах Альтамира в Испании, Ласко во Франции и Каповой пещере в Башкирии. Люди верили, что рисунки помогут им в предстоящей охоте. Перед ними они исполняли танцы, подражая движениям животных, представляли сцены охоты, упражняясь в метании копья. Зарождение религиозных верований и древнейшие захоронения умерших появляются в среднем палеолите.
Существеннейшим явлением является расцвет верхнепалеолитического искусства. В пещерах Франции, Испании и Италии сохранились превосходные образцы наскальной живописи, в слоях стоянок от Бретани до Байкала обнаружены статуэтки людей и животных, сделанные из костей и известняка. Рукоятки ножей и копьеметалок украшались затейливой резьбой. Одежда украшалась бусами и раскрашивалась охрой.
Искусство имело в то время магическое значение. Изображения животных сопровождаются знаками стрел и копий, призванных облегчить предстоящую охоту. Судя по следам подростков в глине перед пещерными росписями, здесь проводилось и посвящение в охотники.
Поселения людей верхнего палеолита обычно представляли собой регулярно посещаемые охотничьи стоянки. Здесь строились жилища, шла жизнь общества, исполнялись ритуалы, хоронили умерших. Ритуальная практика достигла своего расцвета. В могилу с усопшим кроманьонцы клали орудия, копья, каменные ножи, многочисленные украшения. При этом погребение засыпалось красной охрой, сверху иногда покрывалось костями мамонтов. Очевидно, в это время возникают представления о загробном мире.
В эпоху верхнего палеолита человек приручил волка, превратив его в собаку. Так человек начал сам активно влиять на процесс видообразования у животных (явление т.н. искусственного отбора).
Древние рисунки являются ценнейшими историческими документами. Они помогают понять, о чем думал человек, как он представлял себе окружающий мир, на каких животных охотился, какими орудиями труда и оружие пользовался. Стремление человека понять окружающий его мир послужило основой для развития первобытного изобразительного искусства.
Жили общинами до 100 человек и впервые в истории создали поселения. Кроманьонец отличался от своих предшественников физиологическими характеристиками. Во-первых, его кости легче костей его предков. Во-вторых, кроманьонский череп во всём похож на череп современных людей: чётко выраженный подбородочный выступ, высокий лоб, мелкие зубы, объём мозговой полости соответствует современному. Наконец, ему свойственны физические особенности, необходимые для формирования сложной речи. Расположение полостей носа и рта, удлинённая глотка (отдел горла, находящийся непосредственно над голосовыми связками) и гибкость языка давали ему возможность оформлять и издавать чёткие звуки, гораздо более разнообразные, чем те, которые были доступны ранним людям. Однако за дар речи современному человеку пришлось заплатить дорогую цену – из всех живых существ только он один может задохнуться, подавившись пищей, так как его удлинившаяся глотка служит и преддверием пищевода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён существительных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических и грамматических н...
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче...
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)
Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...
Материал к обобщающему уроку по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Каждый учитель, готовясь к обобщающему уроку по произведению, хочет сделать его интересным и запоминающимся. На подготовку таких уроков, как правило, уходит много времени, которого нам, педагогам, все...
Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в 6 классе....
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
Презентация "Загадки "Горя от ума" (материал к обобщающему уроку по комедии А.С.Грибоедова)
Данный материал удобно использовать на последнем уроке по изучению пьесы Грибоедова. Он позволяет еще раз обсудить проблему главного героя, поговорить о двух конфликтах пьесы, о её названии, о принадл...