Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
учебно-методическое пособие по истории (7 класс) по теме

Острая Наталья Владимировна

Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в  6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc665 КБ

Предварительный просмотр:

    ЕМА: История России

с древнейших времён до XVI века

(повторение)

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте отрывок из «Полного курса лекций по русской истории»                  С.Ф. Платонова и ответьте на вопрос:

«…У греков под именем Bapayjoi (варанги) разумелись наемные дружины северных людей, норманнов, служивших в Византии... арабские писатели также знают варангов как норманнов. Следовательно «варанги» представляют собою нечто вполне определенное в смысле этнографическом — дружину норманского происхождения... Летописец, перечисляя племена, жившие по берегам Балтийского моря, говорит: «По сему же морю Варяжскому (т. е. Балтийскому) седят Варязи»…»

Какой народ вошел в историю под названием «варяги»:

А) Группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих в Западной Сибири и Восточной Европе

Б) Тюркоязычный кочевой народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия

В) Поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали на славянских землях в качестве наемных воинов и торговцев

ЗАДАНИЕ 2. Ниже приведён список занятий, свойственных многим народом средневековья. Всеми ими за исключением одного занимались и варяги:

А) Торговля

Б) Земледелие и скотоводство

В) Пиратство, военная служба в качестве наёмников

Г) Мореплавание и колонизация

ЗАДАНИЕ 3. Работа с документом

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им  дани,  и  начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И  сказали  себе:  «Поищем  себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к  варягам, к руси. Те варяги назывались русью... Сказали руси  чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней  нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший,  Рюрик,  в  Новгороде,  а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в  Изборске.  И  от  тех варягов прозвалась Русская земля. Через два же года умерли  Синеус  и  брат  его Трувор. И принял всю власть один Рюрик... Аскольд же и Дир собрали  у  себя  много варягов и стали владеть землею полян и Киевом. Рюрик же княжил в Новгороде…»

(Нестор «Повесть временных лет»)

В каком году, согласно летописи, были приглашены варяги? Ответ: __________________

Что послужило причиной призвания варягов? Ответ: _______________________________

_________________________________________________________________________________

Кого из названных лиц русские князья считали родоначальником своей династии:

А) Синеуса                  Б) Трувора               В) Рюрика                     Г) Аскольда

Каковы были последствия, описываемых в летописи событий? (Исключите из списка НЕВЕРНОЕ суждение):

А) В ответ на призыв, в славянские земли пришли княжить три брата: Рюрик – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске

Б) В славянских землях продолжились распри и усобицы

В) Призвание варягов положило начало первой княжеской династии – династии Рюриковичей

ЫВОД  1

    Выберите верное суждение:

А) Варяги создали государство у восточных славян

Б) Варяги не имеют никакого отношения к созданию государства у восточных славян

В) Варяги встали во главе уже складывающегося восточнославянского государства, ускорив объединение славянских земель

ЗАДАНИЕ 4. Работа с документом

«…В год 6387 (879). Умер Рюрик и передал княжение  свое  Олегу  -  родичу своему, отдав ему на руки сына Игоря, ибо был тот еще очень мал…

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв  с  собою  много  воинов…  И пришел  к  Смоленску  с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в  нем  своего  мужа.  Оттуда отправился вниз, и взял Любеч... И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут  Аскольд  и  Дир… И сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья  вы  и  не

княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира… И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот

Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и  мери,  и установил варягам давать дань от  Новгорода  по  300  гривен  ежегодно  ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава...»

(Нестор «Повесть временных лет»)

Используя отрывок из летописи, вставьте в предложение пропущенные слова и даты:

В __________ году князь ______________ объединил два государственных центра: ____________ - на севере и ______________ - на юге.

Какой город стал столицей Древнерусского государства:

А) Новгород                  Б) Чернигов                 В) Киев              Г) Смоленск

ЫВОД  2

Таким образом, в _________ веке образовалось Д_________________________ государство с центром в городе К__________. Во главе нового государства стоял в______________________  князь.

ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте отрывок из «Полного курса лекций по русской истории»         С.Ф. Платонова и выберите из приведённого списка НЕВЕРНОЕ суждение:

«…В языческое время на Руси общество делилось на самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным изгоем… Человеческая личность сама по себе в нем не имела никакого значения. Таким образом в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и значения, какое имеет государственная власть теперь…»

Чем был вызван отказ князя Владимира от языческой веры?

А) Стремлением усилить собственную власть

Б) Натиском соседних народов

В) Желанием объединить славянские племена под своей властью

Г) Практически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной

ЫВОД  3

Смена веры была вызвана стремлением князя Владимира о _ _ _ _ _ _ _ _ _  восточнославянские племена и укрепить власть к _ _ _ _; повысить международный авторитет Руси.

ЗАДАНИЕ 6. Расположите в хронологической последовательности события, повлекшие за собой крещение князя Владимира:

А) Восстание в Византии против императора Василия II, обращение императора за помощью к князю Владимиру

Б) Захват князем Владимиром Корсуни, согласие императора отдать ему в жены принцессу Анну

В) Крещение князя Владимира в Корсуни в 988 году

Г) Требование князя Владимира отдать ему в жены сестру византийского императора Анну, взамен на военную помощь; ответное требование императора: Владимир должен креститься, ведь Анна – христианка

Д) Внезапная болезнь князя, повлекшая за собой слепоту

А

Запишите буквы, которыми обозначены события в правильной последовательности в таблицу:

ЗАДАНИЕ 7. Выберите из приведенного списка четыре верных суждения относительно значения принятия христианства:

А) Укрепление международного авторитета Руси

Б) Начало ожесточенной борьбы между язычниками и христианами и распад государства

В) Укрепление государственной власти и порядка в стране

Г) Развитие просвещения и культуры

Д) Упадок древнерусской культуры

Е) Смягчение нравов (изживание кровной мести, человеческих жертвоприношений,

многоженства)

ЫВОД  4

Принятие в _________ году _____________________ укрепило государство, изменило быт и нравы населения, способствовало развитию культуры и укреплению международного авторитета Руси.

ЗАДАНИЕ 8. Из предложенного перечня выберите экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства:

Князья-наместники имели аппарат управления

Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы

В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола

Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов

Возвышение новых городских центров

ЗАДАНИЕ 9. Используя высказывания русских князей, вспомните основные политические центры, появившиеся в период раздробленности. Установите соответствия:

1. «Ведь вы, братья, вольны в князьях»      А) Новгородские земли

2. «Приди ко мне, братья в Москов»           Б) Владимирское княжество

3. «Негоже, княже, боярам перечить»         В) Галицко-Волынское

ЫВОД  5

Таким образом,  в середине XII века в развитии Древнерусского государства наступил период ____________________________. Он был вызван как __________________________, так и __________________________ причинами.

ЗАДАНИЕ 10. Из предложенного перечня выберите причины и предпосылки объединения русских земель:

Хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси

Восстановление торговых связей между княжествами

Необходимость свержения ордынского владычества

Сохранение единства церковной организации

Единая вера, язык и культурные традиции

ЗАДАНИЕ 11. Расставьте причины возвышения Москвы в порядке их значимости:

А) Удобство географического положения

Б) Расположение на перекрёстке торговых путей

В) Умелая политика московских князей

Г) Поддержка московских князей православной церковью

Д) Москве удалось избежать дробления в силу немногочисленности сыновей в княжеских семьях

Е) Поддержка московских князей ордынскими ханами

Запишите буквы, которыми обозначены причины в правильной последовательности в таблицу:

ЫВОД  6

Таким образом,  __________________ княжество стало одним из главных центров объединения Древнерусских земель.

ЗАДАНИЕ 12. Выполните тест:

1. В 1206 году правителем монголов стал:

а) Батый                                      б) Чингисхан                                   в) Мамай

2. Кто обратился к русским князьям за помощью в борьбе с монголо-татарами?

а) Половцы                                б) Византийцы                               в) Гунны

3. Битва на реке Калке произошла в: 

а) 1322 году                              б) 1237 году                                    в) 1223 году

4. Успехи монгольских войск объясняются:

а) Их числом                                                                                       б) Хорошей военной организацией

в) Разобщенностью тех, на кого они нападали                         г) Верны все утверждения

5. Какой монголо-татарский хан напал на Русь в 1237 году? 

а) Мамай                                  б) Батый                                            в) Чингисхан

6. Первым русским городом, разоренным Батыем стала:

а) Москва                                 б) Коломна                                      в) Рязань

7. Какой городок монголо-татары назвали «Злым городом» за упорное и длительное сопротивление? 

а) Торжок                                 б) Рязань                                         в) Козельск

8. Какой город был спасён от монголо-татарского нападения началом весенней распутицы и большими потерями в ханском войске? 

а) Новгород                              б) Смоленск                                   в) Чернигов

9. Вторая волна монголо-татарского нашествия на южные княжества начинается в: 

а) 1237 году                             б) 1223 году                                    в) 1239 году

ЫВОД  7

Таким образом, несмотря на героическое сопротивление русского народа, Русь была разорена _________________. Было установлено 200-летнее монголо-татарское _______.

ЗАДАНИЕ 13. Из предложенного перечня выберите признаки экономической и политической зависимости Руси от Орды:

Выплата ордынского «выхода»

Хан выдавал русским князьям ярлыки на княжение

Создание выгодных условий для ордынских купцов

Сбор дани осуществляют баскаки

Карательные набеги на русские земли

Угон в Золотую Орду лучших мастеров

Террор в отношении русских князей

Служба русских в ордынском войске

Обязательные работы в пользу завоевателя

 ЗАДАНИЕ 14. Прочитайте отрывок из исторического источника и выберите из приведённого списка НЕВЕРНОЕ суждение:

С одной стороны, татарщина заградила Русь от Европы, вызвала отставание Руси в XIV-XV вв. С другой стороны, если бы не нашествие, то Русь погибла бы в междоусобицах. Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны... Также были нарушены древние связи русских княжеств с Византией, пришла в упадок торговля. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры… Монголо-татарские завоевания искусственно задерживало распространение товарно-денежных отношений, «законсервировали» натуральное хозяйство, привели к упадку старинных русских городов…

Вычеркните НЕПРАВИЛЬНЫЙ ответ:

1. Снижение темпов экономического и культурного развития Руси

2. Нарушение традиционных политических и торговых связей с другими государствами

3. Расцвет древнерусской культуры

4. Упадок старинных русских городов, возникновение новых центров

5. Усиление княжеского единовластия, прекращение междоусобиц

ЫВОД  8

Таким образом, в 1480 году в результате «стояния на реке ________________»пришёл конец монгольскому владычеству. Это способствовало активизации процесса образования централизованного государства с новой столицей – городом ________________.

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал: тренинг (история России с древнейших времен до конца 16 века)

Тренинг окажет помощь в повторении и закреплении учебного материала по пройденным темам....

Авторский дидактический материал к уроку "Россия в 60-80 – ее гг XX века"

Дидактический материал включает в себя рабочий лист и итоговый тест...

Авторский дидактический материал по Истории Древнего мира (Первобытность)

Материал включает в себя обучающие карточки-задания по эпохе первобытности...

разработка повторительно-обобщающего урока по истории древнего мира в 5 классе "Древний Египет"

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира в 5 классе...

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

Дидактические материалы по истории России с древнейших времён к учебнику для 6 класса общеобразовательных организаций Пчелова Е.В. и Лукина П.В. “История России с древнейших времён до начала XVI века”.

        Пособие содержит тестовые и занимательные задания в виде кроссвордов по истории России с древнейших времён до XII века, предназначенные для закрепления и обобщения и...