Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему
Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм употребления глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Дидактический материал для обобщающего урока
по теме «Глагол»
(работа в группах, 4 варианта заданий)
Обобщение по теме «Глагол»
I команда
1. Расскажите о постоянных морфологических признаках глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-) | Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-) |
Сопутств_вать, аттестов_вать, честв_вать, участв_вать, подытож_вать, предчувств_вать, рассредоточ_вать, отсутств_вать, отсроч_вать, атак_вать, заканч_вать, завед_вать, разгул_вать, обслед_вать, постук_вать, негод_вать, гор_вать, во_вать, наста_вать, рассе_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание (глаголы единственного числа).
Пляш_т, брызж_т, бормоч_т, скач_т, клевещ_т, маш_т, ропщ_т, плещ_т, реша_т, вступа_т, объяв_т, проявля_т, расхвал_т, раздел_т, укрепля_т, закручива_т, гон_т, гоня_т, слыш_тся, кол_т, мел_т, натерп_тся, ненавид_т, выгор_т, пол_т.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное число | Единственное число | ||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | |
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число | Повелительное наклонение, множественное число |
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Недостаток кальция в организме черепахи можно легко пополнить, если кормить животное мелкой рыбой с костями.
Обобщение по теме «Глагол»
II команда
1. Расскажите о непостоянных морфологических признаках глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-) | Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-) |
Подта_вать, буш_вать, ноч_вать, коч_вать, корч_вать, потч_вать, танц_вать, перелиц_вать, кольц_вать, гарц_вать, угад_вать, разбрас_вать, восп_тывать, перечит_вать, посвист_вать, подбрас_вать, развяз_вать, припляс_вать, усил_вать, увелич_вать, суж_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание (глаголы множественного числа).
Пляш_т, брызж_т, бормоч_т, скач_т, клевещ_т, маш_т, ропщ_т, плещ_т, реша_т, вступа_т, объяв_т, проявля_т, расхвал_т, раздел_т, укрепля_т, закручива_т, гон_т, гоня_т, слыш_тся, кол_т, мел_т, натерп_тся, ненавид_т, выгор_т, пол_т.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное число | Единственное число | ||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | |
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число | Повелительное наклонение, множественное число |
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду вниманию посетителей будет предоставлена коллекция древовидных пионов.
Обобщение по теме «Глагол»
III команда
1. Расскажите о безличных глаголах (что обозначают, в какой форме употребляются, особенности предложений с безличными глаголами).
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-) | Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-) |
Сопутств_вать, аттестов_вать, честв_вать, участв_вать, подытож_вать, предчувств_вать, рассредоточ_вать, отсутств_вать, отсроч_вать, атак_вать, заканч_вать, завед_вать, разгул_вать, обслед_вать, постук_вать, негод_вать, гор_вать, во_вать, наста_вать, рассе_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Пляш_те, брызж_те, бормоч_те, скач_те, клевещ_те, маш_те, ропщ_те, плещ_те, реша_те, вступа_те, объяв_те, проявля_те, расхвал_те, раздел_те, укрепля_те, закручива_те, гон_те, гоня_те, слыш_тесь, кол_те, мел_те, натерп_тесь, ненавид_те, выгор_те, пол_те.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное число | Единственное число | ||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | |
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число | Повелительное наклонение, множественное число |
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Территорию под местом кладки карниза в целях безопасности необходимо оградить.
Обобщение по теме «Глагол»
IV команда
1. Расскажите о наклонении глагола, приведите примеры.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. Объясните правописание глаголов.
Глаголы с суффиксами -ова- (-ева-) | Глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-) |
Подта_вать, буш_вать, ноч_вать, коч_вать, корч_вать, потч_вать, танц_вать, перелиц_вать, кольц_вать, гарц_вать, угад_вать, разбрас_вать, восп_тывать, перечит_вать, посвист_вать, подбрас_вать, развяз_вать, припляс_вать, усил_вать, увелич_вать, суж_вать.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Пляш_шь, брызж_шь, бормоч_шь, скач_шь, клевещ_шь, маш_шь, ропщ_шь, плещ_шь, реша_шь, вступа_шь, объяв_шь, проявля_шь, расхвал_шь, раздел_шь, укрепля_шь, закручива_шь, гон_шь, гоня_шь, слыш_шься, кол_шь, мел_шь, натерп_шься, ненавид_шь, выгор_шь, пол_шь.
4. Произнесите глаголы, соблюдая правильное произношение и ударение. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Баловать, предложить, избаловать, кашлянуть, откупорить, принять, повторить, исчерпать, облегчить, плесневеть, заплесневеть, обострить, положить, углубить, пломбировать, предпринять, бронировать.
5. От данных глаголов образуйте формы прошедшего времени и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение.
Множественное число | Единственное число | ||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | |
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных глаголов образуйте форму 2 лица множественного числа изъявительного наклонения и форму множественного числа повелительного наклонения. Запишите их, распределяя по графам таблицы. Объясните написание. Выполните морфемный разбор.
Изъявительное наклонение, настоящее – будущее время, 2 лицо, множественное число | Повелительное наклонение, множественное число |
Гнать, переписать, вызвать, окрепнуть, вырвать, смотреть, терпеть.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните морфологический разбор одного из глаголов.
Настя одела бальное платье и закружилась перед зеркалом.
Литература
1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.:Кн. Для учителя/ Г.И. Блинов, В.А. Антохина. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.
3. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"
Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких пр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/30/picture-97931.gif)
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием) 7.класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку (контрольный диктант с грамматическим заданием) 7 класс по программе Т. А .Ладыженской...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/30/picture-97931.gif)
Дидактический материал по русскому языку. Итоговая контрольная работа(диктант с грамматическим заданием)8 класс
Итоговая контрольная работа по русскому языку( диктант с грамматическим заданием) 8 класс по программе Т.А.Ладыженской...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/12/picture-266258-1376330215.jpg)
Название работы Контрольно- измерительный материал (промежуточный тест по теме «Глагол» для 6 класса)
Представленный контрольно-измерительный материал по русскому языку предназначен для учащихся 6 классов после изучения темы "Глагол". Промежуточный тест поможет учителю выявить уровень обученност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222653-1363444786.jpg)
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён существительных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических и грамматических н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/16/picture-222653-1363444786.jpg)
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексиче...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/21/picture-471447-1408642782.jpg)
Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в 6 классе....