Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён прилагательных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических норм употребления имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_dlya_obobshchayushchego_uroka_po_teme_imya_prilagatelnoe.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Соболева Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей № 5»
г. Железногорска Курской области
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя прилагательное»
(работа в группах)
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
I команда
1. Расскажите о постоянных морфологических признаках имён прилагательных.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.
Имена прилагательные | ||
качественные | относительные | притяжательные |
Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.
4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.
5. От данных имён прилагательных образуйте простые формы сравнительной степени. Запишите их, поставьте ударение.
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.
Имя прилагательное | ||||
полное | краткое | |||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | мн. ч. | |
Длинный, глубокий, скучный, больной.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.
По зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли живучей влаги.
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
II команда
1. Расскажите о непостоянных признаках имён прилагательных.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.
Имена прилагательные | ||
качественные | относительные | притяжательные |
Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.
4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.
5. От данных имён прилагательных образуйте простые формы превосходной степени. Запишите их, поставьте ударение.
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.
Имя прилагательное | ||||
полное | краткое | |||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | мн. ч. | |
Мягкий, лёгкий, весёлый, грустный.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.
Многократные пересадки могут перенести только самые живые растения.
Обобщение по теме «Имя прилагательное»
III команда
1. Расскажите об образовании сравнительной степени имён прилагательных.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.
Имена прилагательные | ||
качественные | относительные | притяжательные |
Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.
4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.
5. От данных имён прилагательных образуйте составные формы сравнительной степени. Запишите их.
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.
Имя прилагательное | ||||
полное | краткое | |||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | мн. ч. | |
Длинный, глубокий, скучный, больной.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.
Воспитанные, ласковые и игристые котята бывают только у заботливых и любящих заводчиков.
Обобщение по теме «Имя существительное»
IV команда
1. Расскажите об образовании превосходной степени имён прилагательных.
2. Заполните таблицу примерами, данными ниже. В прилагательных выделите суффиксы.
Имена прилагательные | ||
качественные | относительные | притяжательные |
Папин шарф, капризный ребёнок, вишнёвое варенье, чайная ложка, лисий след, собачья конура, легкий ветерок, песцовая шуба, деловой костюм, родительский дом, честный поступок, мышиная норка, деревянный стол, надменный взгляд, медвежья берлога, заботливый друг.
3. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание.
Познакомить со словесн__ портретом, рассказать о прелестн__ пейзаже, сообщить об ужасн__ происшествии, уезжать с грустн__ чувством, гордиться честн___ поступками, познакомиться с известн__ в нашей стране актёром, любоваться звёздн__ без облаков небом, присутствовать при радостн__ для геологов событии, беседовать с сельск__ шофёром, отчитаться в последн__ квартале, собраться перед последн__ на дистанции километром, следить за лёгк__ до нужной температуры охлаждением, парить в вечерн__ без облаков небе.
4. Произнесите правильно имена прилагательные. Составьте и запишите предложения с тремя словами.
Скучный, домовая книга, сердечный, кухонный, гусеничный, копеечный, красивейший, мозаичный, молочный, мускулистый, пустячный, сердечный, сливовый.
5. От данных имён прилагательных образуйте составные формы превосходной степени. Запишите их.
Горький, красивый, лёгкий, мягкий, твёрдый, свободный, спокойный, удобный, редкий.
6. От данных прилагательных образуйте краткие формы и запишите их, распределяя по графам таблицы. Поставьте ударение во всех формах. Произнесите все формы вслух.
Имя прилагательное | ||||
полное | краткое | |||
жен. р. | муж. р. | ср. р. | мн. ч. | |
Мягкий, лёгкий, весёлый, грустный.
7. Определите, какая языковая норма нарушена в предложении. Исправьте. Выполните синтаксический разбор предложения и морфологический разбор одного из имён прилагательных.
Злостный человек прежде всего вредит самому себе.
Литература
1. Русский язык. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. /С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2012.
2. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.:Кн. Для учителя/ Г.И. Блинов, В.А. Антохина. – М.: Просвещение, 2001. – 239 с.
3. ЕГЭ-2013. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2012. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...
Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
Материал содержит конспект урока...
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Имя существительное»
Дидактический материал содержит задания на повторение морфологических признаков имён существительных, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических и грамматических н...
Дидактический материал для обобщающего урока по теме «Глагол» (работа в группах, 4 варианта заданий)
Дидактический материал включает задания на повторение морфологических признаков глагола, на правописание безударных окончаний, а также на соблюдение орфоэпических, грамматических и лексических но...
Авторский дидактический материал повторительно-обобщающего урока "История России с древнейших времён до XVI века"
Материал включает в себя рабочий лист и предназначен для актуализации знаний, полученных в 6 классе....
Дидактический материал для 5 класса по теме "Имя прилагательное"
Дидактический материал для пятого класса для обобщающего повторения по разделу«Имя прилагательное» В ходе работы учитель называет ребятам имена существительные, а т...
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».
Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...