Программа организации внеурочной деятельности школьников "Люби и изучай родной край"
методическая разработка по краеведению по теме
Программа "Люби и изучай родной край" несет в себе возможность комплексного формирования личности на основе исследования преемственности разнонаправленного исторического опыта поколений, опыта проживания человека в определенном ландшафте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubi_i_izuchay_rodnoy_kray.docx | 27.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждено решением педагогического совета
от __ __________ 20__ г.
протокол № ___
Директор МБОУ СОШ №4
г.Курганинска
______________ О.В.Чаушник
Авторская туристско-краеведческая программа
«Люби и изучай родной край»
Учитель Т.Г.Кашина
г.Курганинск,
Краснодарский край
Туристско - краеведческая программа
«Люби и изучай родной край»
1.Цели и задачи:
- Развитие у школьников интереса к изучению родного края.
- Закрепление полученных на уроках знаний, умений и навыков за счёт
использования краеведческого подхода в преподавании различных
учебных дисциплин. - Сбор наглядных материалов для самореализации школьников и
развития их творческих способностей. - Формирование детского коллектива.
- Оздоровление в активной деятельности на природе.
- Развитие экологической культуры.
- Гражданско-патриотическое воспитание.
- Приобретение опыта общественно-полезного труда.
2. Туристско-краеведческая деятельность организуется в соответствии с «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» (приказ Министерства образования РСФСР от 13 июля 1992г, №293), Уставом школы и настоящей программой.
3. Ежегодно учащиеся 5-11 классов принимают участие в общешкольном туристском слёте-соревновании, который проводится согласно положению о слёте.
4. Подготовку детского туристского актива (туристских организаторов классов, проводников туристских походов классов - помощников классных руководителей, судей слётов-соревнований, значкистов, разрядников по туризму) проводит туристский клуб школы. Клуб работает в соответствии с положением о туристском клубе по программе дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля.
5.Формами зачётных мероприятий для повышения спортивного мастерства и туристской квалификации, отработки навыков по технике и тактике туризма являются полевые лагеря, многодневные степенные и категорийные походы.
- Непосредственное руководство туристско-краеведческой работой школы осуществляет туристический совет школы, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, туристский организатор, руководитель туристского клуба школы, туристские организаторы классов.
- Планирование туристско-краеведческой деятельностью включает:
а) планы классных коллективов, которые составляются исходя из потребностей учащихся класса и уровня их туристской квалификации;
б) общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
в) учебно — тематические планы групп дополнительного образования детей в составе туристского клуба школы.
г) планы подготовки, проведения и подведения итогов отдельных мероприятий.
8. Учёт результатов краеведческой деятельности осуществляют:
- Классные руководители в тетрадях учёта туристской работы (прогулки,
походы, экскурсии); - Туристский организатор школы в журнале учёта туристской работы
школы; - Руководитель школьного туристского клуба в журнале учёта работы.
9. В целях стимулирования развития туристско-краеведческой деятельности туристический совет школы проводит смотр на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности классов.
10. По представлению туристского совета директор школы ежегодно утверждает:
а) планы классных коллективов и общий план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
б) итоги туристско-краеведческой деятельности за учебный год.
11. Вся информация по туристско-краеведческой деятельности для педагогов, учащихся и родителей размещается на специальных стендах. Отчеты о туристских походах, составленные по установленной форме, представляются в библиотеку школы. Они составляют информационный банк туристских маршрутов. Библиотекарь школы с помощью туристского организатора формирует в библиотеке раздел краеведческой литературы и подборку туристских отчётов — разработок маршрутов для различных классов и групп учащихся.
Пояснительная записка
Сегодня много говорят о моральном здоровье нации, которое складывается из воспитания, культуры, гуманного отношения к старшим и инвалидам, животным и природе родного края. Уважение национальных обычаев, этнических традиций давно уже стало аксиомой.
Коренные изменения в обществе отражаются как в зеркале в современной школе. В учебном заведении решается также широкий спектр проблем, которые возникают у детей во время учёбы и после занятий.
Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед каждым выходом, во время практических занятий.
Чтобы верно направить воспитательную работу в доверенном мне классном коллективе, я выработала программу «Люби и изучай родной край».
На примере лучших казачьих традиций построена основная часть программы: «Мой дом — Моя семья — Моя Родина»,
Краеведческая часть программы предусматривает знакомство с народами, населяющими соседние пограничные земли Краснодарского края.
Важным навыком при подведении итогов экспедиции является умение подростков представить свое исследование на научно-практических детско-юношеских конференциях. Для этого необходимо научить их правильно изготовить наглядные пособия и правильно использовать их во время выступления. Необходимо готовить школьников к устному изложению материала перед аудиторией, научить вступать в диалог, вести полемику, отвечать на вопросы. Итог туристско-краеведческой деятельности может быть представлен как творческий проект, презентация, реферат, буклетом, стенгазета, альбом, творческое внеклассное мероприятие.
Особенностью данной программы является её долгосрочность (5-11 класс), интегрированностъ и здоровьесберегающий компонент.
Содержание программы
- Краснодарский край. Город Краснодар. Достопримечательности города. Музей им.Фелицина, Архитектурный ансамбль исторического центра. Памятник Екатерине Великой. Святые места Краснодара (соборы и церкви). Река Кубань.
Вид деятельности: школьная экспедиция. Автопутешествие, пешеходная экскурсия по городу, посещение Музыкального театра.
II. Мой родной город. Курганинск. Исторический музей. Дом Культуры.
Городской парк. Свято-Вознесенский храм. Памятник Вечный огонь. Площадь Клары Лучко. Кинотеатр «Победа». Арка.
Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Сбор материалов к написанию творческой работы ко Дню города.
III. СДЮТЭ. Этнографический музей. Река Лаба.
Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Субботник у реки. Спортивные соревнования.
IV. Республика Адыгея. Майкопская экспедиция. Посёлок Каменномостский. Ходжохское ущелье. Водопады Руфабго, Девичий камень. Река Дах, Станица Даховская. Плато Лагонаки. Пещера Большая Азишская, Пещера Нежная. Кавказский заповедник.
Вид деятельности: трёхдневная экскурсия. Проживание на турбазе «Горная легенда». Биологические и экологические исследования.
V. Верховье реки Лабы, Посёлок Никитино. Никитинские водопады.
Каньоны горной реки. Гора Утюг.
Вид деятельности: трёхдневная экскурсия. Изучение обычаев и традиций горных народностей.
VI. Краснодарский край - республика Адыгея. Свято-Михайло-
Афонская Закубанская общежительная пустынь. Водопады реки
Толмач. Монашеская пещера. Даховская пещера. Долина реки Фарс. Монастырь. Источник Святого Пантелеймона.
Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Работа над проектом «Основа православия в Закубанской пустыни».
VII. Мезмай. Курджипское ущелье. Орлиная скала, Иванова поляна. Альпийские луга. «Останцы» хребта Гуам. Гуамское ущелье. Мост через «Сухую балку». Гуамский каньон.
Вид деятельности: пешеходная экскурсия. Изучение партизанских троп Великой Отечественной войны. Проживание в палатках.
VIII. Посёлок Рожкао, КЧР. Отроги Главного Кавказского хребта. По
местам Боевой славы. Музей оружия в пос. Рожкао.
Вид деятельности: пешеходная экскурсия по местам Боевой славы. Экологический субботник. Проживание в домиках. Фотоотчёт об экскурсиях.
IX. Через горы к Чёрному морю. Плато Лагонаки. Приют у горы Фишт, Посёлок Кичмай. Голубые озёра. Карстовые пещеры. Выход к Чёрному морю.
Вид деятельности: десятидневный туристический поход. Изучение природы
и экологии горных районов Кавказа.
X. Дорога в Архыз. Аланское царство. Баритовые водопады. Долина реки
Кизгыч. Софийские озёра, Софийский перевал. Софийское седло.
Вид деятельности: трёхдневный туристический поход . Изучение флоры и фауны архызского заповедника. Подготовка к написанию творческого проекта.
Литература
- Обязательный минимум содержания общего образования по Кубановедению.
- Программы для дополнительного образования детей «Юные инструкторы туризма».
- Р.Д. Болдырев, М.И. Ковальский «Наш край».
- Л. Гринь «Природа родного края».
- И.И. Степанов «Краснодарский край».
- И.П. Лотышев «Путешествия по родному краю».
- Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом».
- М.В. Мирук, Т.А. Науменко «Введение в историю Кубани».
- Г.Т. Чучмай «Лабинск».
- Г.И. Плотников «Животный мир Краснодарского края».
- С.Койдан «Лесной жемчуг».
- М.Ф. Харакоз «Лекарственные растения Краснодарского края».
- «Красная книга Краснодарского края», составитель Н. Нагалевский
- А Костенков, К. Обойщиков, И. Савченко «Кубани славные сыны»
- Боржов В. Занимательное краеведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Игра-путешествие Мой родной край"
Программа курса рассчитана на 4 года, 1-4 класс начальной школы 136 часов. Программа построена на пр...
рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе "Мой край" и "Юный математик"
Предназначена для ведения внеурочной работы в 5 классе по духовно-нравственному воспитанию и по математике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «История родного края»
Курс «История родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности города Шахты Ростовской области, предназначен для изучения в 5-х классах общеобразователь...
разработка по внеурочной деятельности по краеведению "Летопись родного края"
Географическое положение: Ульдурга расположена на юго-западе Еравнинского района, южной окраине Витимского плоскогорья в бассейне рек Ульдурги и Уды. C юго-запада примыкает отроги Худанского хребта. Н...
Программа внеурочной деятельности " Поэты и писатели родного края"
Программа внеурочной деятельности для 6 класса с использованием краеведческого материалаДуховно-нравственное направление...
Внеурочная деятельность 5 - 7 классы "Родной край"- ХудиН.А.
Внеурочная деятельность 5-7 классы "Родной край"...