Рабочая программа по внеурочной занятости "Практическая старина"
рабочая программа по истории (6 класс)
Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на историю родного края. Но краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Поэтому программа помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Изучая в 5 классе вспомогательные исторические дисциплины, школьники получили начальные сведения о родном крае. В 6 классе эти сведения расширяются и дополняются новыми. Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_prakticheskaya_starina.docx | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Абазинская средняя общеобразовательная школа № 49»
Рекомендовано: Утверждено
Методическим объединением
Учителей истории и приказом МБОУ «АСОШ
обществознания № 49»
Протокол № « » 201 г. №
« » 201 г.
Рабочая программа
внеурочной занятости
«Практическая старина»
6 класс
Составитель:
ФИО, учитель Тимофеев В.В.
Первой квалификационной категории
г. Абаза
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности “Практическая старина” разработана для занятий с обучающимися 6 классов. Данная программа составлена на основе:
- ФГОС ООО, утверждённой приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897
- Основной образовательной программы ООО МБОУ «АСОШ №49»
- Локальных актов МБОУ «АСОШ №49».
Программа внеурочной деятельности “Практическая старина” является продолжением одноименной программы для пятиклассников. В школьной программе по истории уделяется достаточное внимание на историю родного края. Но краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Поэтому программа помогает формированию у школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Изучая в 5 классе вспомогательные исторические дисциплины, школьники получили начальные сведения о родном крае. В 6 классе эти сведения расширяются и дополняются новыми. Данный курс поможет учащимся с большим интересом воспринимать исторический материал, способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения.
Обращение к материалу курса значительно активизирует усвоение учащимися курса истории.
Рабочая программа разработана с учётом психолого - педагогических особенностей развития детей 11—13 лет, связанных: с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно- технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося, направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях, обучающихся с учителем и сверстниками;
с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно- семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Цель курса: Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы
Задачи:
Образовательные:
1. Включение учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.
3. Изучение истории и природы своего родного села.
Воспитательные:
1. Формирование потребности в саморазвитии.
2. Формирование активной жизненной позиции.
3. Развитие культуры общения.
4. Воспитание любви к своей малой Родине;
Развивающие:
1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
2. Развитие вкуса к родному слову.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). Теоретическое обучение проходит устно, без ведения записи учениками, при помощи наглядных пособий (технологических карт, журналов, старинных и современных образцов)
2) практические (работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Практическое обучение происходит при непосредственном участии педагога и самостоятельно
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Общая характеристика курса “Практическая старина” как учебного предмета.
Курс “Практическая старина” относится к предметной области «Общественно-научные предметы» При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.
Основу школьного курса составляют следующие содержательные линии:
Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
Историческое движение: эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества;тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — Малая родина-Хакасия.
3. Место предмета “Практическая старина” в учебном плане МБОУ «АСОШ № 49»
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Во время изучения курса возможна интеграция с предметом учебного плана историей. В рамках изучения истории предусмотрено изучение краеведения. Возможна интеграция с предметами технология, изобразительное искусство на практических занятиях по изготовлению моделей, макетов монет, гербов, медалей и т.д.
Содержание национально-регионального компонента учебного курса направлено на изучение истории Сибири, Хакасско - Минусинского края, Абазы и ознакомление с основными этапами исторического и культурного развития, образа жизни народов региона. Изучаются памятники истории 17-2о века и памятники современной истории Хакасии и Абазы. Направленность на познание исторических закономерностей, а также важных особенностей специфики региона.
Преемственность соблюдается с курсом «Введение в историю», который изучается в начальной школе, а также с курсом “Практическая старина”, который изучался в 5 классе.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
(ЛР1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося,
(ЛР2) усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
(ЛРЗ) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
(ЛР4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, (включая когнитивный, эмоционально - ценностный и поведенческий компоненты);
(ЛР5) формирование представления о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории края, его достижений и культурных традиций;
(ЛР6) формирование гражданской позиции, патриотических чувств и чувство гордости за свою страну;
(ЛР7) формирование способности принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
(ЛР8) воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам;
(ЛР9) уважение к другим народам России и мира и принятие их, формирование межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству;
(JIP10) формирование умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
(JIP11) развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Метапредметные результаты:
(MP 1) развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
(МР2)формирование способности ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане;
(МРЗ) формирование навыков контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
(МР 4) формирование способности к проектированию; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследователъской деятельности;
(МР5) формирование умений работать в группе;
(МР 6) формированию навыков по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
(МР 7) формирование умений действовать с учётом позиции другого, согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
(МР8) приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности;
(МР 9) создание условий для практического освоению морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
(MP 10) формирование умений развития стратегий смыслового чтения и работе с информацией; умения работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
(MP 11) усовершенствование умения передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами);
(MP 12) формирование умения использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования;
(MP 13) формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
(MP 14) формирование умения адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
(MP 15) формирование умения осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
(MP 16) формирование умения планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
(МР17) формирование умения использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных;
(МР18) формирование умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
(МР19) формирование умения давать определения понятиям;
(МР20) формирование умения устанавливать причинно- следственные связи;
(МР21) формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты:
(ПР 1) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
(ПР 2) приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
(ПРЗ) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
(ПР4) формирование умения определять место событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
(ПР5) использовать историческую карту как источник информации о расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
(ПР 6) проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
(ПР7) анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории;
(ПР8) анализировать информацию из исторических источников - текстов, материальных и художественных памятников;
(ПР9) систематизировать материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе;
(ПР10) формирование способности миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5 основное содержание
1. Вводное занятие. Знакомство с курсом “Практическая старина” - Моя малая родина.
Лекция.
2-5 Казачество Сибири. Лекция. История переселения казаков в хакасские степи. Исследование культуры, православия, традиции и обычаи казаков. Форма контроля. Рисунки. Вопросы по лекции.
6-7. Абаканский острог. Лекция. Строительство острога, его решающее значение для присоединения хакасских земель к российским. Изготовление макета острога..
8-9 Саянский острог. Лекция. Оборонительное сооружение (острог), построенное в 1717—1718 отрядом из 300 красноярских казаков во главе с дворянином И. Нашивошниковым. Роль в истории нашего края.
Практическое задание. Макет острога.
10 Арбатские казаки. Лекция. В 1724 году, был построен Арбатский форпост для охраны границ с Монголией, Тувой и Китаем и являлся настоящей деревянной крепостью.
11 Таштыпские казаки. Лекция. Постройка Таштыпского форпоста для охраны границ.
12-13 Абаза –Большой луг. Образование первого поселения в Абазе. Виртуальная экскурсия на место строительства первого года.
14-16 Абакано-заводская деревня: абаканский завод. Лекция. Макет Абазинского завода. Рисунки завода. Первые улицы города.
17-18 Абазинский памятник героям. История Абазы начала 20 века.
19-20 Абаза в годы войны. Герои, истории абазинцев.
21-22 Абаза: история рудника. Работа с архивами, воспоминаниями. Создание краткого очерка.
23-24 Абакан на рубеже веков. Создание республики.
25-26 Абаза на рубеже веков. Современная Абаза.
27-34 Проектная деятельность.
35.Итоговое занятие. Отчет учащихся о проделанной работе. Форма отчета по выбору. Рефераты, сочинения, слайд – фильмы, таблицы, схемы, рисунки
6. тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности, элементы содержания, вид контроля | Планируемые результаты (УУД) | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||
1 | Вводное занятие. “Практическая старина” | Урок освоения новых знаний | Беседа, лекция, Знакомство с курсом. | ПР3 (ПР1) | ЛРЗ; ЛР5; (ЛР4)ЛР9; JIP10; JIP11 | МР8; МР19; МР 7 |
2-5 | Казачество Сибири | Лекционно-практическое занятие | Дать общее представление о возникновении и истории казачества | (ПР1)(ПР 2) | (ЛР6)(ЛР8) (JIP10) (ЛР2) | (MP 1)(MP 10) |
6-7 | Абаканский острог | практическое занятие | Практическое занятие, | (ПР 6) | (ЛР1) (ЛР4) (ЛР5) | (МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР 9) |
8-9 | Саянский острог | Лекционно-практическое занятие | Изучение Подготовка сообщений учащихся. | (ПР1)(ПР 2) | (ЛР6)(ЛР8) (JIP10) (ЛР2) | (MP 1)(МР8) (МР8) (MP 10) |
10 | Арбатские казаки | практическое занятие | Практическое занятие, | (ПР7) | (ЛР1) (ЛР4) (ЛР5) | (МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР 9) |
11 | Таштыпские казаки | Урок применения знаний и уменийЛекционно-практическое занятие | Анализ источников. Подготовка сообщений учащихся. | (ПР1)(ПР 2) | (ЛР6) (JIP10) | (MP 1)(МР8) (MP 10) |
12-13 | Абаза –Большой луг | Практическое занятие. | Решение занимательных задач | (ПР7) | (ЛР1)(ЛР5) | (МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21) |
14-16 | Абакано-заводская деревня: абаканский завод | Лекционно-практическое занятие | Изучение основ науки | (ПР1)(ПР 2)(ПР4)(ПР8) | (ЛР8)(ЛР5) (JIP10) | (MP 1)(МР8) (MP 10) (МР21) |
17-18 | Абазинский памятник героям | анализ первоисточников, | решение занимательных задач | (ПР4)(ПР7) | (ЛР1) | (МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21) |
19-20 | Абаза в годы войны | Лекционно-практическое занятие | Изучение основ науки | (ПР1)(ПР 2)(ПР8) | (ЛР6)(ЛР8) (JIP10) (ЛР2) | (MP 1)(МР8) (MP 10) |
21-22 | Абаза: история рудника | Лекционно-практическое занятие, анализ первоисточников, | Практическое занятие, | (ПР 6) | (ЛР6) (ЛР1) (ЛР5) | (МРЗ)(МР5)(МР 6)(МР 7)(МР8)(МР 9)(МР21) |
23-24 | Абакан на рубеже веков | Практическое занятие | Практическое занятие, | (ПР 6) | (ЛР6) (ЛР1) | (MP 1)(МР 7)(МР8)(МР 9) |
25-26 | Абаза на рубеже веков | Лекционно-практическое занятие заочная экскурсия | Изучение основ науки | (ПР 2) | (ЛР6) (JIP10) | (МРЗ)(МР5)(МР6)(МР8)(МР 9)(MP 10) |
27-34 | Проектная деятельность | Практикум, деловая игра, консультация, семинар, исследование | Создание проектов | (ПР 6)(ПР7)(ПР8)(ПР9) | (ЛР6)(ЛР8) (JIP10) (ЛР4) (ЛР5) (ЛР7) | (МР2)(МРЗ)(МР 4)(МР 6)(МР (МР 9)7)(МР8)(MP 10)(MP 11)(MP 12)(MP 13)(MP 14)(MP 15)(MP 16)(МР21) (МР20) |
35 | Итоговое занятие | обобщения и систематизации знаний | Защита (на выбор) | (ПР 6)(ПР9) (ПР10) | (ЛР6)(ЛР8) (ЛР9)(ЛР1) (ЛР2) (ЛР4) | (МР2)(МРЗ)(МР 4)(МР 6)(МР 7)(МР 9)(MP 10)(MP 11)(MP 13)(MP 14)(MP 16)(МР18)(МР21) |
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебной деятельности
Методические пособия для учителя:
- Борзова, ЛЛ. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - ML: Владос, 2005.
- Интернет энциклопедия /http://ru.wikipedia.org/wiki
Дополнительная литература для учащихся:
- Интернет энциклопедия /http://ru.wikipedia.org/wiki
Учебно-методическое обеспечение:
- Технические средства обучения:
- Телевизор.
- Аудиоцентр.
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экран проекционный.
- Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.
8. планируемые результаты изучения учебного курса.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
-Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
-основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметныхрезультатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
-различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
-оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
-точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае
Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»
Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...