Рабочая программа по биологии для 9 класса УМК "Сфера"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 9 класса УМК "Сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_biologiya.docx | 45.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______ А.Б. Никульцев «01» сентября 2014 г.
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 9 класса на 2014-2015 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение курса биологии в 9-ом классе автором предусматривается 70 часов. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2014-2015 учебный год, учебный план на 2014-2015 учебный год в рабочую программу вносятся изменения. Количество часов по предмету «Биология» сокращается с 70 до 68 часов, в связи с сокращением учебных недель с 35 до 34. Сокращение программы – уменьшение часов, взятых из резерва.
В авторскую программу также внесены следующие изменения. Для успешного изучения биологии в 9 классе, а так же с учетом методических рекомендациия посчитала необходимым изменить количество часов в темах. Предусмотренный резерв времени используется на изучение материала в разделах «Организм» - 19 часов фактически (по программе 12), «Биоценоз. Экосистема» - 14 часов фактически (по программе 12). Сокращено количество часов в разделе «Вид. Популяции. Эволюция видов» - 25 часов фактически (по программе 27). Последний раздел «Биосфера» (6 часов) остался без изменений. По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени — 2 часа
Выбор авторской программы связан с тем, что в ней осуществляются преемственные связи между разделами курса биологии, что обеспечивает целостность восприятия биологических знаний. Содержание курса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Особенность реализации авторской программы в школе: применение современных педагогических технологий и организация поисково-исследовательской и проектной деятельности. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта.
Цель данной рабочей программы: обобщение знаний о жизни и уровнях её организации.
Задачи данной рабочей программы:
- углубить знания об эволюционном развитии организмов;
- обучать приёмам самостоятельной работы, способствующих развитию интереса к предмету;
- воспитывать чувства любви к родной природе и ответственности за её сохранность.
Данная рабочая учебная программа может быть реализована при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Содержание учебного курса
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов 68 | Практическая часть: Л/р. – лабораторная работа, П/р. - практическая работа, Э. – экскурсия, П. – проекты, |
1 | Введение | 2 | |
2 | Тема 1. Организм | 19 | Э. – 1 Л/р. – 1 П. - 5 |
3 | Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. | 25 | Л/р. – 8 П/р. 6 |
4 | Тема 3. Биоценоз. Экосистема. | 14 | Л/р. – 1 Э. – 3 |
5 | Тема 4. Биосфера | 6 | П. - 1 |
6 | Резервное время | 2 | |
Итого в 9 классе | 68 | Л/р. – 10 П/р. – 6 Э. – 4 П. – 6 |
Содержание раздела «Живые системы и экосистемы»
9 класс (68 ч)
Введение. Особенности биологического познания (2 ч)
Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их общие свойства. Методы биологического познания: эксперимент, наблюдение, моделирование. Научный факт, гипотеза, теория, их роль в биологическом познании.
Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие разнообразие живых систем и экосистем, методы биологического познания.
Организм (19 ч)
Организм - целостная саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение потребностей - основа поведения организма. Размножение и развитие организмов. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека. Наследственность и изменчивость — свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования (на примере человека): доминирования, расщепления, независимого комбинирования признаков. Взаимодействие генов. Наследование, сцепленное с полом. Закономерности наследственной изменчивости. Экологические факторы и их действие на организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результат приспособления к условиям среды. Географические группы людей: арктическая, тропическая, пустынная, высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка.
Демонстрация: таблицы, рисунки, видеофрагменты, иллюстрирующие оплодотворение и развитие организмов, наследственность и изменчивость, действие экологических факторов, биологические ритмы.
Лабораторные работы:
- Оценка температурного режима учебных помещений.
Проектная деятельность:
- Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека.
- Гигиенические нормы сна подростка.
- Влияние освещения на морфологию колеуса.
- Действие экологического фактора.
- Превращение наземной формы традесканции в водную.
Экскурсии:
- Способы размножения растений оранжереи.
Обобщение №1 по теме «Размножение и развитие организмов»
Обобщение №2 по теме «Экологические факторы и их действие на организм»
Вид. Популяция. Эволюция видов (25 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция численности популяций. Структура популяций. Теория Ч. Дарвина об эволюции видов. Современная эволюционная теория. Популяция — единица эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование приспособлений — результат эволюции. Видообразование — результат действия факторов эволюции. Экологическое и географическое видообразование. Селекция — эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль. Гибридизация. Искусственный мутагенез. Систематика и эволюция. Принципы классификации. Доказательства и основные этапы антропогенеза. Биологические и социальные факторы эволюции человека. Высшая нервная деятельность. Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта. Особенности высшей нервной деятельности человека. Слова — сигналы сигналов. Динамический стереотип. Сознание — высший уровень развития психики, свойственный человеку. Рассудочная деятельность животных. Бессознательные и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний.
Чувство любви — основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности.
Демонстрация: коллекции, гербарные материалы для иллюстрации морфологического критерия вида, изменчивости, наследственности, межвидовых взаимодействий, приспособленности организмов, многообразия видов, направлений и путей эволюции; модели происхождения человека, останки материальной культуры предшественников современного человека, таблицы, рисунки, иллюстрирующие высшую нервную деятельность и её особенности у человека, взаимоотношения человека с окружающей средой.
Лабораторные работы:
- Изучение критериев вида.
- Объяснение возникновения приспособленности организмов к среде обитания.
- Искусственный отбор и его результаты.
- Приспособленность руки человека к трудовой деятельности.
- Закономерности восприятия.
- Устойчивость внимания.
- Выработка навыка зеркального письма.
- Типы высшей нервной деятельности.
Практические работы:
- Определение ведущей руки.
- Логическое мышление.
- Объём смысловой памяти.
- Выявление объёма кратковременной памяти.
- Выявление точности зрительной памяти.
- Определение типа темперамента.
Экскурсии:
- Разнообразие видов в природе — результат эволюции.
Обобщение №3 по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов»
Биоценоз. Экосистема (14 ч)
Видовая и пространственная структура биоценоза. Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение. Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты. Природные и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Экологические пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши: лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Морские и пресные экосистемы. Развитие и смена сообществ и экосистем. Практическое значение знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения.
Демонстрация: гербарные материалы; таблицы; схемы, видеофильмы, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозе, цепи питания; разнообразие экосистем, аквариум как модель экологической системы.
Лабораторные работы:
- Цепи питания обитателей аквариума.
Экскурсии:
- Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы.
- Парк как искусственная экосистема.
Обобщение №4 по теме «Биоценоз. Экосистема»
Биосфера (6 ч)
Биосфера, её границы. Среды жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Средообразующая деятельность живого вещества. Круговорот веществ — основа целостности биосферы. Последствия нарушения круговорота углерода. Биосфера и здоровье человека.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие границы биосферы, её структуру; схемы круговоротов веществ и превращения энергии; фрагменты учебных фильмов «Биосфера», «Биосфера и человек».
Проектная деятельность:
- Актуальные экологические проблемы региона.
Обобщение №5 по теме «Биосфера»
Резервное время (2 ч)
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязь человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённые растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье; последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушений осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Лабораторные, практические работы, самонаблюдения | Плановые сроки прохождения темы | Скорректиро-ванные сроки прохождения темы |
Введение (2 часа) | ||||
1ур | 1. Живые системы и экосистемы. Почему их следует изучать. | 02.09 | ||
2ур | 2. Методы биологического познания. | 03.09 | ||
Организм (19 часов) | ||||
3ур | 1.Организм – целостная саморегулирующаяся система. | 09.09 | ||
4ур | 2. Размножение и развитие организмов. | 10.09 | ||
5ур | 3. Способы размножения растений оранжереи. | Экск.№1 «Способы размножения растений оранжереи» | 16.09 | |
6ур | 4. Определение пола. Общая характеристика возрастных периодов онтогенеза человека | 17.09 | ||
7ур | 5. Возрастные периоды развития детей. | 23.09 | ||
8ур | 6. Наследственность и изменчивость – свойства организма. | 24.09 | ||
9ур | 7. Основные законы наследования признаков | 30.09 | ||
10 ур | 8. Основные законы наследования признаков | 01.10 | ||
11ур | 9.Решение генетических задач. | 07.10 | ||
12ур | 10. Закономерности наследственной изменчивости. | 08.10 | ||
13ур | 11.Контрольная работа по теме: «Организм» | 14.10 | ||
14ур | 12. Экологические факторы и их действие на организм. | л.р.№12 «Оценка температурного режима учебных помещений» проект3 «Влияние освещения на морфологию колеуса» проект4 «Действие экологического фактора» проект5 «Превращение наземной формы традесканции в водную» | 15.10 | |
15ур | 13. Адаптация организмов к условиям среды. | 20.10 | ||
16ур | 14.Влияние природных факторов на организм человека. | 21.10 | ||
17ур | 15.Ритмичная деятельность организма. | проект 1 «Суточные изменения некоторых физиологических показателей организма человека» | 28.10 | |
18ур | 16. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. | проект 2 №»Гигиенические нормы сна подростка» | 29.10 | |
19ур | 17. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс. | 11.11 | ||
20ур | 18.Влияние курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм человека. | 12.11 | ||
21ур | 19. Контрольноая работа по теме «Организм» | 18.11 | ||
Вид. Популяция. Эволюция видов. (25 часов) | ||||
22ур | 1.Вид и его критерии. | л.р.2 «Изучение критериев вида» | 19.11 | |
23ур | 2.Популяционная структура вида. | 25.11 | ||
24ур | 3. Динамика численности популяций. | 26.11 | ||
25ур | 4. Саморегуляция численности популяций. | 02.12 | ||
26ур | 5. Структура популяций. | 03.12 | ||
27ур | 6. Учение Ч. Дарвина об эволюции видов. | 09.12 | ||
28ур | 7. Современная эволюционная теория. | 10.12 | ||
29 ур. | 8. Современная эволюционная теория | 16.12 | ||
30ур | 9. Формирование приспособлений – результат эволюции. | л.р.3 «Объяснение возникновения приспособлености к среде обитания» | 17.12 | |
31ур | 10. Видообразование – результат действия факторов эволюции. | 23.12 | ||
32ур | 11. Селекция – эволюция направляемая человеком | л.р.4 «искусственный отбор и его результаты» | 24.12 | |
33ур | 12. Систематика и эволюция. | 14.01 | ||
34ур | 13. Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 20.01 | ||
35ур | 14.Доказательства и основные этапы антропогенеза. | 21.01 | ||
36ур | 15. Биологические и социальные факторы эволюции человека. | Л.р.5 «Приспособленность руки человека к трудовой деятельности» | 27.01 | |
37ур | 16. Высшая нервная деятельность. | 28.01 | ||
38 ур | 17. Высшая нервная деятельность. | 03.02 | ||
39ур | 18. Особенности высшей нервной деятельности человека. | л.р.6 «Закономерности восприятия» л.р.7 «Устойчивость внимания» л.р.8 Выработка навыков зеркального письма» | 04.02 | |
40ур | 19. Мышление и воображение | п.р.1 «Определение ведущей роли руки» п.р.2 «Логическое мышление» | 10.02 | |
41ур | 20. Речь | 11.02 | ||
42ур | 21. Память. | п.р.3 «Выявление объёма смысловой памяти» п.р.4 «Выявление объёма крат-ковременной памяти» п.р.5 «Выявление точности зрительной памяти» | 17.02 | |
43ур | 22. Эмоции | 18.02 | ||
44ур | 23. Чувство любви – основа брака и семьи. | 24.02 | ||
45ур | 24. Типы высшей нервной деятельности. | л.р.9»Типы высшей нервной деятельности» п.р.6 «Определение типа темперамента» | 25.02 | |
46ур | 25. Контрольноая работа по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов» | 03.03 | ||
Биоценоз. Экосистема (14 часов) | ||||
47ур | 1. Биоценоз. Видовая и пространственная структура. | 04.03 | ||
48ур | 2. Конкуренция – основа поддержания видовой структуры биоценоза. | 10.03 | ||
49ур | 3. Неконкурентные взаимодействия между видами. | 11.03 | ||
50ур | 4.Разнообразие видов в природе – результат эволюции. | экск. 2 «Разнообразие видов в природе – результат эволюции» | 17.03 | |
51ур | 5.Организация и разнообразие экосистем. | 18.03 | ||
52ур | 6. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. | л.р.10 «Цепи питания обитателей аквариума» | 24.03 | |
53ур | 7. Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши. | 01.04 | ||
54ур | 8.Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. | 07.04 | ||
55ур | 9. Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы. | экс.3 «Фитоценоз естественной пресноводной экосистемы». | 08.04 | |
56ур | 10 Развитие и смена сообществ и экосистем. | 14.04 | ||
57ур | 11. Агроценоз. Агроэкосистема. | 15.04 | ||
58ур | 12. Парк как искусственная экосистема. | экск.4 «Парк как искусственная экосистема». | 21.04 | |
59ур | 13. Биологическое разнообразие и пути его сохранения. | 22.04 | ||
60ур | 14. Контрольноая работа по теме « Биоценоз. Экосистема» | 28.04 | ||
Биосфера (6 часов) | ||||
61ур | 1. Среды жизни. Биосфера и её границы. | 29.04 | ||
62ур | 2. Живое вещество биосферы его функции. | 05.05 | ||
63ур | 3. Средообразующая деятельность живого вещества. | 06.05 | ||
64ур | 4. Круговорот веществ – основа целостности биосферы. | 12.05 | ||
65ур | 5.Биосфеора и здоровье человека. | проект 6 «Актуальные экологические проблемы региона» | 13.05 | |
66ур | 6.Обобщающий урок Итоговая проверка знаний.) | 19.05 | ||
67-68 | Резерв (Повторение. | 20.05 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
- Учебник В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Живые системы и экосистемы» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C. Биология. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 9классы: пособие для учителей общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение, 2010. – 32с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Дмитриева Е.А. Методические рекомендации. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010. – 112с.
- Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004.
- Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: 2002.
- Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
- Электронное приложение к учебнику Сухоруковой Л.Н., Кучменко B.C.
Для учащихся:
- Учебник В.С. Кучменко, Л.Н.Сухорукова. «Живые системы и экосистемы» 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Просвещение, 2010. - 160с.;
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Матюшенко Е.Е. Тетрадь-тренажёр. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2011. – 79с.
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Власова Е.А. Тетрадь-практикум. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2010, - 48с
- Сухорукова Л.Н., Кучменко B.C., Ошмарин А.П. Тетрадь-экзаменатор. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 2010. – 48с.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/ 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
Технические средства обучения.
- Мультимедийный проектор -1
- Ноутбук Lenovo -1
- Интерактивная доска -1
СОГЛАСОВАНО: на ШМО учителей ЕМЦ ________ И.А. Бурова Протокол №__ от 28.08.2014 г.
ПРОВЕРЕНО: Зам. директора по УВР _____ Г.И. Смирнова «29» августа 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....