Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК "Сфера"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК "Сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_biologiya.docx47.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение               «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДАЮ:                                         Директор школы                        ______ А.Б. Никульцев                «01» сентября 2014 г.

Рабочая программа                                                           по биологии                                                      (базовый уровень)                                                    для 8 класса                                                                    на 2014-2015 учебный год.

Разработала:

Смирнова Галина Ивановна,  

учитель географии и  биологии,          

1 квалификационная категория

Пояснительная записка.

      Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., . 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010,   которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение курса биологии в 8-ом классе автором предусматривается 70 часов.  Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения  курса биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебныых часа в неделю. В связи с внесенными изменениями в годовой  календарный график на 2014-2015 учебный год, учебный план на 2014-2015 учебный год  в рабочую программу вносятся изменения. Количество часов по предмету «Биология» сокращается с 70 до 68 часов, в связи с сокращением учебных недель с 35 до 34. Сокращение программы – уменьшение часов, взятых из резерва.

      Выбор авторской программы связан с тем, что при изучении курса биологии в 8-ом классе учащиеся получают знания о строении и функциях организма человека, изучают санитарно- гигиенические правила, знакомятся с методами самоконтроля. Особенность реализации авторской программы в школе: применение современных педагогических технологий и организация поисково- исследовательской и проектной деятельности. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.

Цель данной рабочей программы: изучение человека как биосоциального существа.

Задачи данной рабочей программы:

  • сформировать знания о взаимосвязи строения и функций систем органов человека;
  • выделять существенные признаки организма человека и его социальной сущности;
  • выявлять значение физических упражнений и состояния окружающей среды на здоровье человека.

Содержание учебного курса

Раздел

Количество

часов

1

Введение

2

2

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья

7

3

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности

7

4

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье

7

5

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья

28

6

Репродуктивная система и здоровье

3

7

Системы регуляции жизнедеятельности

7

8

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы

6

9

Резерв

1

Содержание программы

Введение (2 ч)

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды.                                                                                                                            Культура здоровья – основа полноценной жизни.

Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.

Самонаблюдения:                                                                                                              1. Определение оптимальности веса.                                                                  2. Исследование ногтей.

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)

Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.

Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.

 Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.

Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.  

Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.

Образ жизни и здоровье.

Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.

Практическая работа:

1. Состав домашней аптечки.

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.

Строение и принципы работы нервной системы.

Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.

Внутренняя среда организма – основа его целостности.

Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.

Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.

Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.

Лабораторные работы:

1. Ткани организма человека

2. Строение крови лягушки и человека

Практическая работа:

2. Изучение результатов анализа крови.

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.

Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.

Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.

Лабораторные работы:

3. Химический состав костей.

4. Строение и функции суставов.

5. Утомление мышц.

Самонаблюдения:

3. Определение гибкости позвоночника

4. Оптимальные условия для отдыха мышц

5. Выявление снабжения кровью работающих мышц

6. Координация работы мышц

7. Выявление плоскостопия

Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»

Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания. (11 ч)

Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.

Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.  

Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.

Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.

Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы:

6. Саморегуляция сердечной деятельности

7. Функциональные возможности дыхательной системы

Практические работы:

3. Приемы остановки артериального кровотечения

4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля

Самонаблюдения:

8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа

Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение (17 ч)

Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.

Система пищеварительных органов.

Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.

Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.

Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.

Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.

Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.

Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением

Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.

Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система»                              Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.

Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.

Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.

Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.

Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.

Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»

Лабораторные работы:

8. Расщепление веществ в ротовой полости

Практические работы:

5. Составление суточного пищевого рациона

6. Определение качества пищевых продуктов

7. Измерение температуры тела

Самонаблюдения:

9. Определение достаточности питательных веществ

10. Температурная адаптация кожных рецепторов

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.

Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки.  Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.

Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.

Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».

Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.

Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.

Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.

Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.

Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.

Лабораторные работы:

9. Строение головного мозга человека.

Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»

Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)

Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.

Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.

Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.

Гигиена органов чувств и здоровье

Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.

Лабораторные работы:

10. Значение органов осязания

Самонаблюдения:

11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза

12. Работа хрусталика

13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать/понимать

1. Строение и жизнедеятельность организма человека.                                                  2. Роль ферментов и витаминов в организме.                                         3. Значение иммунитета в жизни человека, профилактику СПИДа.                 4. Особенности размножения и развития человека.                                             5. Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас.                                 6. Особенности высшей нервной деятельности человека.                                       7. Влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека.                           8. Меры профилактики появления вредных привычек.

Учащиеся должны уметь:

1. Распознавать органы и системы органов человека.                                               2. Применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни.                                                                  3. Делать выводы о происхождении человека от животных.                                           4. Соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены.                                                                                                                     5. Оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов. 6. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Наименование разделов и тем

Лабораторные и                      практические работы,              экскурсии.

Плановые сроки прохождения            темы

Скорректи-рованные сроки прохожде-ния  темы

Введение (2 ч)

1

Науки об организме человека

06.09

2

Культура здоровья – основа полноценной жизни

С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей»

08.09

Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч)

3

Клетка – структурная единица организма

13.09

4

Соматические и половые клетки. Деление клеток

15.09

5

Наследственная информация и ее носители

20.09

6

Наследственная и ненаследственная изменчивость

22.09

7

Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование

27.09

8

Факторы окружающей среды и здоровье

П/р 1 «Состав домашней аптечки»

29.09

9

Образ жизни и здоровье

04.10

Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)

10

Компоненты организма человека

Л/р 1 «Ткани организма человека»

06.10

11

Строение и принципы работы нервной системы

11.10

12

Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция

13.10

13

Внутренняя среда организма. Состав крови

18.10

14

Форменные элементы крови. Кроветворение

Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека».

П/р 2 «Изучение результатов анализа крови»

2010

15

Иммунитет

25.10

16

Иммунология и здоровье

27.10

Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)

17

Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей.

Л/р 3 «Химический состав костей»

01.11

18

Общее строение скелета. Осевой скелет

С/н 3 «Определение гибкости позвоночника»

10.11

19

Добавочный скелет. Соединение костей

Л/р 4 «Строение и функции суставов»

15.11

20

Мышечная система. Строение и функции мышц

Л/р 5 «Утомление мышц»

С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов»

17.11

21

Основные группы скелетных мышц

С/н 6 «Координация работы мышц»

22.11

22

Осанка. Первая помощь при травмах скелета

С/н 7 «Выявление плоскостопия»

24.11

23

Обобщающий урок

29.11

Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч)

24

Строение сердечно-сосудистой системы

02.12

25

Работа сердца

Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности»

06.12

26

Движение крови по сосудам

С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа»

08.12

27

Регуляция кровообращения

13.12

28

Первая помощь при обмороках и кровотечениях

П/р 3 «Приемы остановки артериального кровотечения»

15.12

29

Лимфатическая система

20.12

30

Строение и функции органов дыхания

22.12

31

Этапы дыхания. Легочные объемы

27.12

32

Регуляция дыхания

Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы»

29.12

33

Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания

П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам»

14.01

34

Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»

19.01

35

Обмен веществ. Питание. Пищеварение

21.01

36

Органы пищеварительной системы

26.01

37

Пищеварение в ротовой полости

Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости»

28.01

38

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

02.02

39

Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени

04.02

40

Регуляция пищеварения

09.02

41

Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен

11.02

42

Витамины и их значение для организма

16.02

43

Культура питания. Особенности питания детей и подростков

П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона»

С/н 9 «Определение достаточности питательных веществ»

18.02

44

Пищевые отравления и их предупреждение

П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов»

23.02

45

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система»

25.02

46

Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек

02.03

47

Мочеобразование и его регуляция

04.03

48

Строение и функции кожи

09.03

49

Культура ухода за кожей. Болезни кожи

11.03

50

Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание

П/р 7 «Измерение температуры тела».

С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов»

16.03

51

Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы»

18.03

Репродуктивная система и здоровье (3 ч)

52

Строение и функции репродуктивной системы

23.03

53

Развитие ребенка. Рождение

01.04

54

Репродуктивное здоровье

06.04

Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)

55

Центральная нервная система. Спинной мозг

08.04

56

Головной мозг: задний и средний мозг

13.04

57

Промежуточный мозг. Конечный мозг

Л/р 9 «Строение головного мозга»

15.04

58

Соматический и вегетативный отделы нервной системы

20.04

59

Эндокринная система. Гуморальная регуляция

22.04

60

Строение и функции желез внутренней секреции

27.04

61

Обобщающий урок

29.04

Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч)

62

Органы чувств. Анализаторы

04.05

63

Зрительный анализатор

С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика»

06.05

64

Слуховой и вестибулярный анализаторы

С/н 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе»

11.05

65

Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы

Л/р 10 «Значение органов осязания»

13.05

66

Гигиена органов чувств

18.05

67

Учетно-проверочный

Итоговая проверка

20.05

68

Повторение

25.05

ИТОГО: лабораторных работ-10  , практических работ - 7

Учебно-методическое и материально- техническое                                             обеспечение образовательного процесса.

Для учителя:

  1. Программа. 5-9 классы. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:        Авторы:        Сухорукова Л.Н,   Кучменко В. С.
  2. Учебник  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
  3. Тетрадь-тренажер —  «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
  4. Тетрадь-практикум —  «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Л.Н,   Кучменко В. С.
  5.  Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:        Авторы:        Сухорукова Л.Н,   Кучменко В. С.
  6. Электронное приложение к учебнику авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Человек. Культура здоровья. 8 класс»
  7. Методические рекомендации. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:Сухорукова Л.Н.   Кучменко В. С.,

Для учащихся:

  1. Учебник  Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
  2. Тетрадь-тренажер —  «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
  3. Тетрадь-практикум —  «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы:        Сухорукова Л.Н,   Кучменко В. С.
  4.  Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы: Сухорукова Л.Н,   Кучменко В. С.

     Цифровые образовательные ресурсы

1. Учительский портал http://www.uchportal.ru                                                                                                                           2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/                                                                                                               3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru                                                                                                                                    4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/

Технические средства обучения.

  1. Мультимедийный проектор  -1
  2. Ноутбук Lenovo -1
  3. Интерактивная доска -1

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                   на ШМО учителей ЕМЦ                                                                                                                                               ________ И.А. Бурова                                                                                                                         Протокол №__ от 28.08.2014 г.

ПРОВЕРЕНО:                                                                                                                                            Зам. директора по УВР                                                                                                                                            _____   Г.И. Смирнова                                                                                                                                    «29» августа 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»

Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....