Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК "Сфера"
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 класса УМК "Сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_biologiya.docx | 47.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______ А.Б. Никульцев «01» сентября 2014 г.
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 8 класса на 2014-2015 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., . 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. На изучение курса биологии в 8-ом классе автором предусматривается 70 часов. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 8-м классе основной школы из расчета 2 учебныых часа в неделю. В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2014-2015 учебный год, учебный план на 2014-2015 учебный год в рабочую программу вносятся изменения. Количество часов по предмету «Биология» сокращается с 70 до 68 часов, в связи с сокращением учебных недель с 35 до 34. Сокращение программы – уменьшение часов, взятых из резерва.
Выбор авторской программы связан с тем, что при изучении курса биологии в 8-ом классе учащиеся получают знания о строении и функциях организма человека, изучают санитарно- гигиенические правила, знакомятся с методами самоконтроля. Особенность реализации авторской программы в школе: применение современных педагогических технологий и организация поисково- исследовательской и проектной деятельности. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.
Цель данной рабочей программы: изучение человека как биосоциального существа.
Задачи данной рабочей программы:
- сформировать знания о взаимосвязи строения и функций систем органов человека;
- выделять существенные признаки организма человека и его социальной сущности;
- выявлять значение физических упражнений и состояния окружающей среды на здоровье человека.
Содержание учебного курса
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья | 7 |
3 | Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности | 7 |
4 | Опорно-двигательная система. Физическое здоровье | 7 |
5 | Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья | 28 |
6 | Репродуктивная система и здоровье | 3 |
7 | Системы регуляции жизнедеятельности | 7 |
8 | Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы | 6 |
9 | Резерв | 1 |
Введение (2 ч)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена, медицина, эмбриология, генетика, экология. Краткая история развития, предмет изучения и методы исследования. Знания о строении и жизнедеятельности организма человека – основа для сохранения его здоровья, благополучия окружающих людей. Роль гигиены и санитарии в поддержании экологически чистой природной среды. Культура здоровья – основа полноценной жизни.
Демонстрация: репродукции картин, изображающие тело человека; красочные рисунки об основных составляющих здорового образа жизни.
Самонаблюдения: 1. Определение оптимальности веса. 2. Исследование ногтей.
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7ч)
Клетка – структурная единица организма человека. Основные неорганические и органические вещества клетки. Органоиды цитоплазмы и их значение в обеспечении жизнедеятельности клетки. Ядро – хранитель наследственной информации, его основные компоненты. Постоянство числа и формы хромосом – видовой признак организмов. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Соматические и половые клетки. Процессы, обеспечивающие развитие потомства и сохранение вида: деление клеток, образование гамет, оплодотворение.
Реализация наследственной информации и здоровье. Гены – материальные единицы наследственности, участки молекулы ДНК. Хромосомы – носители генов. Доминантные и рецессивные признаки человека. Генотип и фенотип.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Типы мутаций у человека. Хромосомные и генные болезни.
Наследственная предрасположенность к определенным заболеваниям. Медико-генетическое консультирование, его значение. Роль генетических знаний в планировании семьи.
Здоровье человека и факторы окружающей природной и социальной среды.
Образ жизни и здоровье.
Демонстрация: таблицы, схемы, слайды, видеофильмы, фильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), модели, иллюстрирующие строение клетки, тканей, органов и систем органов, нервной системы, процесс обмена веществ, законы наследования, типы мутаций, методы исследования генетики человека, дородовой диагностики.
Практическая работа:
1. Состав домашней аптечки.
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч)
Организм человека как сложная биологическая система: взаимосвязь клеток, тканей, органов, систем органов в организме. Основные ткани организма человека: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная.
Строение и принципы работы нервной системы.
Основные механизмы нервной и гуморальной регуляции. Рефлекс. Условные и безусловные рефлексы, их значение.
Внутренняя среда организма – основа его целостности.
Кровь, ее функции. Форменные элементы крови Свертывание крови, гемолиз, СОЭ. Группы крови, их наследуемость. Резус-фактор и его особенности. Влияние факторов среды и вредных привычек на состав и функции крови (анемия, лейкемия). Регуляция кроветворения.
Учение И.И. Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Виды иммунитета. Иммунология на службе здоровья. ВИЧ-инфекция, пути передачи, «группы риска». Профилактика СПИДа.
Демонстрация: таблицы, иллюстрирующие строение тканей, компоненты внутренней среды, состав и функции крови.
Лабораторные работы:
1. Ткани организма человека
2. Строение крови лягушки и человека
Практическая работа:
2. Изучение результатов анализа крови.
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч)
Основные функции опорно-двигательной системы. Кости и их соединения – пассивная часть двигательного аппарата. Типы костей, их состав и строение. Соединение костей. Скелет, основные отделы: череп, позвоночник, скелет свободных конечностей и их функциональные особенности. Влияние наследственности, факторов среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы – активная часть двигательного аппарата. Типы мышц, их строение и функции. Основные группы скелетных мышц. Мышечная активность и ее влияние на развитие и функции других органов. Влияние наследственности и среды на развитие мышц. Регулярные физические упражнения – залог здоровья. «Накаченные» мышцы и здоровье.
Правильная осанка, ее значение для здоровья. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (травмах скелета). Предупреждения нарушения осанки и плоскостопия.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие строение скелета и мышц; открытки и репродукции произведений искусства, изображающие красоту и гармонию спортивного тела; схемы, таблицы, иллюстрирующие правильную осанку, сутулость, плоскостопие, влияние на работу мышц ритма и нагрузки, упражнения для корректировки осанки.
Лабораторные работы:
3. Химический состав костей.
4. Строение и функции суставов.
5. Утомление мышц.
Самонаблюдения:
3. Определение гибкости позвоночника
4. Оптимальные условия для отдыха мышц
5. Выявление снабжения кровью работающих мышц
6. Координация работы мышц
7. Выявление плоскостопия
Обобщение №1 по теме «Опорно-двигательная система. Физическое здоровье»
Системы жизнеобеспечения. Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы. Система дыхания. (11 ч)
Основная функция сердечно-сосудистой системы – обеспечение движения крови по сосудам. Сердце, его строение. Роль предсердий и желудочков. Клапаны сердца, фазы сердечной деятельности. Проводящая система сердца. Врожденные и приобретенные заболевания сердца. Кровеносные сосуды: артерии, капилляры, вены. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Артериальное давление крови. Гипертония и гипотония. Регуляция работы сердца и сосудов: рефлекторная и гуморальная. Влияние наследственности, двигательной активности, факторов среды на сердечно-сосудистую систему человека. Меры профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при артериальных, венозных, капиллярных кровотечениях, как проявление заботы о своем здоровье и здоровье окружающих.
Лимфатическая система и ее компоненты: сосуды, капилляры и узлы. Лимфа, механизм образования и особенности движения.
Система дыхания. Основная функция: обеспечение поступления в организм кислорода и выведение углекислого газа. Органы дыхания: воздухоносные пути и легкие. Строение органов дыхания в связи с выполняемой функцией.
Этапы дыхания: внешнее, газообмен в легких, газообмен в тканях, окисление в клетках (высвобождение энергии из веществ, получаемых с пищей). Дыхательные объемы. Дыхательные движения и механизм вентиляции легких. Объем легочного воздуха, жизненная емкость легких и ее зависимость от регулярных занятий физкультурой и спортом.
Регуляция дыхания. Функции дыхательного центра продолговатого мозга. Влияние больших полушарий на работу дыхательного центра. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Гуморальная регуляция дыхания: влияние содержания углекислого газа в крови на дыхательный центр. Дыхательная гимнастика. Болезни органов дыхания: грипп, туберкулез легких. Закаливание – важное условие гигиены органов дыхания. Флюорография как средство ранней диагностики легочных заболеваний. Значение чистого воздуха для здоровья человека. Вредное влияние никотина на органы дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания: инородные тела в дыхательных путях, утопление, удушение, заваливание землей. Искусственное дыхание.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие состав крови, группы крови, свертывание крови, строение и функции сердечно-сосудистой системы; таблицы, муляжи, слайды, диафильмы, фильмы, иллюстрирующие строение органов дыхательной системы, комплекс упражнений, способствующих увеличению грудной клетки и тренирующих правильное дыхание, приемы искусственного дыхания; модель Дондерса, изображающая механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы:
6. Саморегуляция сердечной деятельности
7. Функциональные возможности дыхательной системы
Практические работы:
3. Приемы остановки артериального кровотечения
4. Изучение аннотаций к лекарственным препаратам от кашля
Самонаблюдения:
8. Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа
Обобщение №2 по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания»
Системы жизнеобеспечения. Обмен веществ, питание, выделение (17 ч)
Обмен веществ. Питание. Органы пищеварительной системы. Экологическая чистота пищевых продуктов – важный фактор здоровья. Трансгенные продукты. Значение пищеварения.
Система пищеварительных органов.
Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов. Здоровые зубы – важное звено в процессе пищеварения. Пищевод, желудок и особенности их строения.
Пищеварение в желудке: отделение желудочного сока, механизм возбуждения желудочных желез. Переваривание пищи в тонком кишечнике, роль двенадцатиперстной кишки в процессе переваривания пищи. Всасывание.
Роль толстого кишечника в пищеварении. Печень и поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Барьерная роль печени для сохранения здоровья.
Нервная и гуморальная регуляция пищеварения. Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен веществ.
Витамины: жирорастворимые и водорастворимые. Источники и функции основных витаминов, необходимых человеку. Авитаминозы и меры их предупреждения. Правильная обработка пищи – залог сохранения в ней витаминов.
Культура питания. Особенности питания детей и подростков. Опасные заболевания желудка, кишечника, печени, желчного пузыря. Воспаление аппендикса. Первая помощь при болях в животе, не вызванных отравлением
Различные пищевые отравления, вызванные болезнетворными бактериями, ядовитыми грибами. Первая помощь при отравлениях. Профилактика инфекционных желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение правил хранения и использования пищевых продуктов – основа здорового образа жизни.
Обобщение №3 по теме «Пищеварительная система» Система выделения. Основные функции: выведение из организма продуктов обмена веществ, избытка воды и солей, чужеродных и ядовитых веществ. Гомеостаз. Основные органы выделения: почки, кожа, легкие. Мочевыделительная система, строение, функции.
Регуляция водно-солевого баланса. Значение воды и минеральных веществ для организма. Причины заболеваний почек и меры их профилактики. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Кожа, строение, барьерная роль. Внешний вид кожи – показатель здоровья. Потовые и сальные железы.
Участие кожи в терморегуляции. Тепловой и солнечный удары, меры их предупреждения. Ожог и обморожение кожи, признаки и меры профилактики. Придатки кожи: волосы и ногти. Наследуемость цвета кожи и волос. Косметические средства.
Уход за кожей, ногтями и волосами. Чистая кожа – основа здоровья. Чистота – основа красоты. Культура внешнего вида. Принципы хорошего тона в одежде.
Демонстрация: таблицы, схемы, иллюстрирующие условия нормальной работы органов пищеварения, уход за зубами, слюнные железы и их роль; челюстной аппарат на черепе; опыт действия желудочного сока на белки; витаминные препараты; муляжи, таблицы, иллюстрирующие строение пищеварительной системы, профилактику ее заболеваний; влажный препарат строения почки млекопитающего; таблицы, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение и функции мочевыделительной системы, кожи, влияние на них наследственности, факторов среды, образа жизни.
Обобщение №4 по теме «Строение и функции выделительной системы»
Лабораторные работы:
8. Расщепление веществ в ротовой полости
Практические работы:
5. Составление суточного пищевого рациона
6. Определение качества пищевых продуктов
7. Измерение температуры тела
Самонаблюдения:
9. Определение достаточности питательных веществ
10. Температурная адаптация кожных рецепторов
Репродуктивная система и здоровье (3 ч)
Половые и возрастные особенности человека. Принципы формирования пола. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека.
Женская половая система и ее строение. Развитие яйцеклетки, менструальный цикл, роль яичников и матки. Мужская половая система и ее строение. Сперматогенез и его особенности у человека. Оплодотворение, имплантация и ранние стадии эмбрионального развития. Внутриутробное развитие организма. Беременность и роды. Факторы, влияющие на развитие плода. Искусственное прерывание беременности и его последствия для здоровья. Особенности развития детского и юношеского организмов. Половое созревание юношей и девушек. Соблюдение правил личной гигиены – залог сохранения репродуктивного здоровья и здоровья будущего потомства. Биологическая и социальная зрелость. Ранняя половая жизнь и ранние браки. Планирование семьи, средства контрацепции.
Материнство. Ответственность мужчины и других членов семьи за здоровье матери и ребенка. Беременность и роды у несовершеннолетних, влияние на здоровье будущей матери и ребенка. Влияние алкоголя, никотина, наркотиков на половую сферу молодого организма. Понятие о венерических заболеваниях, последствия для здоровья, их профилактика. Значение информированности, высокого уровня культуры, физических упражнений для сохранения репродуктивного здоровья.
Демонстрация: таблицы, схемы, рисунки, иллюстрирующие этапы развития зародыша и плода, генетику пола, возбудителей венерических заболеваний; снимок-плакат «Крик ребенка».
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч)
Основные функции: регуляция деятельности органов и систем, обеспечение целостности организма и его связи с внешней средой. Нервная система – основа целостности организма, поддержания здорового состояния всех органов и тканей. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Условные и безусловные рефлексы. Процессы возбуждения и торможения, как необходимые условия регуляции. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный.
Центральная и периферическая части нервной системы, строение и функции. Центральная нервная система (ЦНС): отделы, строение, функции. Спинной мозг, его значение, рефлекторная и проводящая функции. Головной мозг, отделы: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний и промежуточный мозг, большие полушария, их строение и функции. Доли головного мозга и зоны коры больших полушарий: двигательная, кожно-мышечная, зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры коры. Наследственные и приобретенные нарушения функций нервной системы.
Соматический и вегетативный отделы нервной системы и их особенности.
Эндокринная система. Основные функции: регуляция роста, развития, обмена веществ, обеспечение целостности организма. Железы внутренней и внешней секреции и их особенности. Строение и функции желез внутренней секреции. Нервная регуляция работы желез внутренней секреции. Влияние гормонов на функции нервной системы. Различия между нервной и эндокринной регуляцией. Болезни, вызываемые гипер- и гипофункцией желез внутренней секреции и меры их предупреждения. Наследственные и приобретенные заболевания эндокринной системы. Забота о состоянии эндокринной системы – основа здорового образа жизни.
Демонстрация: таблицы, слайды, муляжи, иллюстрирующие различные отделы нервной системы, строение и функции желез внутренней секреции.
Лабораторные работы:
9. Строение головного мозга человека.
Обобщение №5 по теме «Системы регуляции жизнедеятельности»
Связь организма с внешней средой. Сенсорные системы (6 ч)
Основная функция: восприятие и анализ раздражителей внешней и внутренней среды. Органы чувств, виды ощущений. Анализаторы, их роль в познании окружающего мира.
Орган зрения, строение и функции глаза. Зрительный анализатор. Роль коры больших полушарий головного мозга в распознавании зрительных образов. Наследственные (дальтонизм, близорукость) и приобретенные заболевания глаз. Повреждения глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Роль коры больших полушарий в распознавании звуков. Центры речи. Отрицательные последствия влияния сильного шума на организм человека. Борьба с шумом. Болезни органов слуха, их предупреждение. Соблюдение правил гигиены органа слуха, забота о здоровье своем и окружающих – основа сохранения психического и физического здоровья молодого поколения. Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
Гигиена органов чувств и здоровье
Демонстрация: таблицы, слайды, схемы, муляжи, иллюстрирующие строение различных анализаторов.
Лабораторные работы:
10. Значение органов осязания
Самонаблюдения:
11. Выявление слепого пятна на сетчатке глаза
12. Работа хрусталика
13. Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны знать/понимать
1. Строение и жизнедеятельность организма человека. 2. Роль ферментов и витаминов в организме. 3. Значение иммунитета в жизни человека, профилактику СПИДа. 4. Особенности размножения и развития человека. 5. Родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас. 6. Особенности высшей нервной деятельности человека. 7. Влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека. 8. Меры профилактики появления вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
1. Распознавать органы и системы органов человека. 2. Применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни. 3. Делать выводы о происхождении человека от животных. 4. Соблюдать правила здорового образа жизни, личной и общественной гигиены. 5. Оказывать меры первой помощи при отравлении, повреждении органов. 6. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Лабораторные и практические работы, экскурсии. | Плановые сроки прохождения темы | Скорректи-рованные сроки прохожде-ния темы |
Введение (2 ч) | ||||
1 | Науки об организме человека | 06.09 | ||
2 | Культура здоровья – основа полноценной жизни | С/н 1, 2 «Определение оптимальности веса», «Исследование ногтей» | 08.09 | |
Наследственность, среда и образ жизни – факторы здоровья (7 ч) | ||||
3 | Клетка – структурная единица организма | 13.09 | ||
4 | Соматические и половые клетки. Деление клеток | 15.09 | ||
5 | Наследственная информация и ее носители | 20.09 | ||
6 | Наследственная и ненаследственная изменчивость | 22.09 | ||
7 | Наследственные болезни. Медико-генетическое консультирование | 27.09 | ||
8 | Факторы окружающей среды и здоровье | П/р 1 «Состав домашней аптечки» | 29.09 | |
9 | Образ жизни и здоровье | 04.10 | ||
Целостность организма человека – основа его жизнедеятельности (7 ч) | ||||
10 | Компоненты организма человека | Л/р 1 «Ткани организма человека» | 06.10 | |
11 | Строение и принципы работы нервной системы | 11.10 | ||
12 | Основные механизмы нервной регуляции. Гуморальная регуляция | 13.10 | ||
13 | Внутренняя среда организма. Состав крови | 18.10 | ||
14 | Форменные элементы крови. Кроветворение | Л/р 2 «Строение крови лягушки и человека». П/р 2 «Изучение результатов анализа крови» | 2010 | |
15 | Иммунитет | 25.10 | ||
16 | Иммунология и здоровье | 27.10 | ||
Опорно-двигательная система. Физическое здоровье (7 ч) | ||||
17 | Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. | Л/р 3 «Химический состав костей» | 01.11 | |
18 | Общее строение скелета. Осевой скелет | С/н 3 «Определение гибкости позвоночника» | 10.11 | |
19 | Добавочный скелет. Соединение костей | Л/р 4 «Строение и функции суставов» | 15.11 | |
20 | Мышечная система. Строение и функции мышц | Л/р 5 «Утомление мышц» С/н 4, 5 «Оптимальные условия для отдыха мышц», «Выявление снабжения кровью работающих органов» | 17.11 | |
21 | Основные группы скелетных мышц | С/н 6 «Координация работы мышц» | 22.11 | |
22 | Осанка. Первая помощь при травмах скелета | С/н 7 «Выявление плоскостопия» | 24.11 | |
23 | Обобщающий урок | 29.11 | ||
Системы жизнеобеспечения. Формирование культуры здоровья (28 ч) | ||||
24 | Строение сердечно-сосудистой системы | 02.12 | ||
25 | Работа сердца | Л/р 6 «Саморегуляция сердечной деятельности» | 06.12 | |
26 | Движение крови по сосудам | С/н 8 «Скорость движения крови в капиллярах ногтевого ложа» | 08.12 | |
27 | Регуляция кровообращения | 13.12 | ||
28 | Первая помощь при обмороках и кровотечениях | П/р 3 «Приемы остановки артериального кровотечения» | 15.12 | |
29 | Лимфатическая система | 20.12 | ||
30 | Строение и функции органов дыхания | 22.12 | ||
31 | Этапы дыхания. Легочные объемы | 27.12 | ||
32 | Регуляция дыхания | Л/р 7 «Функциональные возможности дыхательной системы» | 29.12 | |
33 | Гигиена органов дыхания. Первая помощь при нарушениях дыхания | П/р 4 «Изучение аннотаций к лекарственным препаратам» | 14.01 | |
34 | Обобщающий урок по темам «Сердечно-сосудистая система» и «Органы дыхания» | 19.01 | ||
35 | Обмен веществ. Питание. Пищеварение | 21.01 | ||
36 | Органы пищеварительной системы | 26.01 | ||
37 | Пищеварение в ротовой полости | Л/р 8 «Расщепление веществ в ротовой полости» | 28.01 | |
38 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке | 02.02 | ||
39 | Пищеварение в кишечнике. Барьерная роль печени | 04.02 | ||
40 | Регуляция пищеварения | 09.02 | ||
41 | Белковый, жировой, углеводный, солевой и водный обмен | 11.02 | ||
42 | Витамины и их значение для организма | 16.02 | ||
43 | Культура питания. Особенности питания детей и подростков | П/р 5 «Составление суточного пищевого рациона» С/н 9 «Определение достаточности питательных веществ» | 18.02 | |
44 | Пищевые отравления и их предупреждение | П/р 6 «Определение качества пищевых продуктов» | 23.02 | |
45 | Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система» | 25.02 | ||
46 | Общая характеристика выделительной системы. Мочевыделительная система. Строение почек | 02.03 | ||
47 | Мочеобразование и его регуляция | 04.03 | ||
48 | Строение и функции кожи | 09.03 | ||
49 | Культура ухода за кожей. Болезни кожи | 11.03 | ||
50 | Роль кожи в регуляции температуры тела. Закаливание | П/р 7 «Измерение температуры тела». С/н 10 «Температурная адаптация кожных рецепторов» | 16.03 | |
51 | Обобщающий урок по теме «Строение и функции выделительной системы» | 18.03 | ||
Репродуктивная система и здоровье (3 ч) | ||||
52 | Строение и функции репродуктивной системы | 23.03 | ||
53 | Развитие ребенка. Рождение | 01.04 | ||
54 | Репродуктивное здоровье | 06.04 | ||
Системы регуляции жизнедеятельности (7 ч) | ||||
55 | Центральная нервная система. Спинной мозг | 08.04 | ||
56 | Головной мозг: задний и средний мозг | 13.04 | ||
57 | Промежуточный мозг. Конечный мозг | Л/р 9 «Строение головного мозга» | 15.04 | |
58 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы | 20.04 | ||
59 | Эндокринная система. Гуморальная регуляция | 22.04 | ||
60 | Строение и функции желез внутренней секреции | 27.04 | ||
61 | Обобщающий урок | 29.04 | ||
Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы (6 ч) | ||||
62 | Органы чувств. Анализаторы | 04.05 | ||
63 | Зрительный анализатор | С/н 11, 12 «Выявление слепого пятна на сетчатке глаза», «Работа хрусталика» | 06.05 | |
64 | Слуховой и вестибулярный анализаторы | С/н 13 «Влияние давления в ротовой и носовой полостях на давление в среднем ухе» | 11.05 | |
65 | Обонятельный, вкусовой, кожный и двигательный анализаторы | Л/р 10 «Значение органов осязания» | 13.05 | |
66 | Гигиена органов чувств | 18.05 | ||
67 | Учетно-проверочный | Итоговая проверка | 20.05 | |
68 | Повторение | 25.05 | ||
ИТОГО: лабораторных работ-10 , практических работ - 7 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
- Программа. 5-9 классы. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы: Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
- Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
- Тетрадь-тренажер — «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы: Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
- Тетрадь-практикум — «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
- Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы: Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
- Электронное приложение к учебнику авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Человек. Культура здоровья. 8 класс»
- Методические рекомендации. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы:Сухорукова Л.Н. Кучменко В. С.,
Для учащихся:
- Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, Т.А. Цехмистренко «Биология. Человек. Культура здоровья», Москва « Просвящение» 2013
- Тетрадь-тренажер — «Биология. Человек. Культура здоровья» для 8 класса линии «Сферы». Авторы: Сухорукова Л.Н. В.С Кучменко, Дмитриева Е. А.
- Тетрадь-практикум — «Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс» линии «Сферы». Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
- Тетрадь-экзаменатор. УМК "Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс" Авторы: Сухорукова Л.Н, Кучменко В. С.
Цифровые образовательные ресурсы
1. Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/ 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
Технические средства обучения.
- Мультимедийный проектор -1
- Ноутбук Lenovo -1
- Интерактивная доска -1
СОГЛАСОВАНО: на ШМО учителей ЕМЦ ________ И.А. Бурова Протокол №__ от 28.08.2014 г.
ПРОВЕРЕНО: Зам. директора по УВР _____ Г.И. Смирнова «29» августа 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....