Рабочая программа по биологии для 6 класса УМК "Сфера"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 6 класса УМК "Сфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_biologiya.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ______ А.Б. Никульцев «01» сентября 2014 г.
Рабочая программа по биологии (базовый уровень) для 6 класса.
на 2014-2015 учебный год.
Разработала:
Смирнова Галина Ивановна,
учитель географии и биологии,
1 квалификационная категория
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, Цехмистренко Т.А., . 6-9 класс (УМК «Сферы»). - М.: Просвещение, 2010. На изучение курса биологии в 6-ом классе автором предусматривается 70 часов. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения курса биологии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебный час в неделю. В учебный план МБОУ «Бужаниновская средняя общеобразовательная школа» добавлен из школьного компонента 1 учебный час в неделю на изучение биологии. В связи с внесенными изменениями в годовой календарный график на 2014-2015 учебный год, учебный план на 2014-2015 учебный год в рабочую программу вносятся изменения. Количество часов по предмету «Биология» сокращается с 70 до 68 часов, в связи с сокращением учебных недель с 35 до 34. Сокращение программы – уменьшение часов, взятых из резерва.
Выбор авторской программы связан с тем, содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы. В процессе изучения начального курса биологии формируются базовые знания и умения, необходимые учащимся в изучении дальнейших курсов биологии, происходит становление устойчивого интереса к предмету, закладываются основы жизненно важных компетенций.
Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания федерального компонента государственного стандарта. Авторский порядок тем сохранён.
Цель и задачи данной рабочей программы:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Строение клетки | 12 |
3 | Ткани живых организмов | 9 |
4 | Органы и системы органов живых организмов | 12 |
5 | Строение и жизнедеятельность живых организмов | 23 |
6 | Живые организмы в окружающей среде | 8 |
Резерв | 1 |
I. Введение (3 часа)
Биология - наука о живых организмах. Из истории развития биологии. Современная биология. Важность биологических знаний для развития медицины, сельского хозяйства, охраны природы. Признаки живых организмов, отличающие их от тел неживой природы. Среды жизни. Царства живой природы: Бактерии. Грибы. Растения. Животные.
Демонстрация: портреты ученых; слайды, картины, таблицы, рисунки (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие среды жизни, распространение и приспособленность организмов, их значение для человека; результаты опытов,
демонстрирующих роль света в жизни растений.
Экскурсия:
1. Осенние явления в жизни растений и животных родного края.
II. Строение клетки. (12 часов)
Изучение строения живых организмов с помощью увеличительных приборов. Изобретение микроскопа. Открытие клеточного строения организмов. Клеточная теория -доказательство родства и единства живой природы.
Основной химический состав и общие черты строения клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) организмы.
Бактерии. Строение клетки. Распространение бактерий в разных средах жизни. Бактерии - производители и разрушители органических веществ в природе.
Клетки эукариот, общие черты их строения. Отличия клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни -вирусы.
Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов.
Одноклеточные растения (хлорелла, хлорококк, хламидомонада) - самостоятельные организмы. Распространение одноклеточных водорослей. Значение растений как производителей органического вещества.
Одноклеточные животные. Амеба обыкновенная. Инфузория туфелька. Распространение простейших. Животные - потребители органических веществ. Одноклеточные грибы. Грибы - разрушители органических веществ.
Особенности колониальных организмов. Колонии вольвокса. Наиболее просто устроенные многоклеточные растения и животные. Многоклеточные грибы. Многоклеточные
низшие растения. Наиболее просто устроенные многоклеточные животные: губки и кишечнополостные.
Демонстрация: микропрепараты одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов; таблицы, модели, слайды, рисунки, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и деление клеток, строение вируса, строение плесневых грибов.
Лабораторные работы:
1. Устройство увеличительных приборов.
2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
3. Состав клеток растений.
4. *Строение клетки листа элодеи.
5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки).
III. Ткани живых организмов (9 часов)
Ткань. Межклеточные пространства. Покровные ткани растений. Кожица листа. Строение
и функции устьица. Эпителиальные ткани животных. Функции покровных тканей. Механические и проводящие ткани растений. Особенности их строения у водных и наземных растений. Соединительные ткани животных (костная, хрящевая, жировая, кровь), их функции. Строение и функции особых тканей растений и животных. Образовательная, фотосинтезирующая, запасающая ткани растений. Мышечная и нервная ткани животных. Взаимосвязь и значение тканей в организме. Ткань - часть органа.
Демонстрация: микропрепараты, схемы, таблицы, иллюстрирующие строение различных
тканей растений и животных.
Лабораторные работы:
6.Строение покровной и фотосинтезирующей тканей листа (ч.1, ч.2).
7. Строение соединительных тканей животных.
8.Строение мышечной и нервной тканей животных.
IV. Органы и системы органов живых организмов (12 часов)
Орган. Системы органов.
Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции.
Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней.
Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная.
Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания.
Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.
Лабораторные работы:
9. Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек.
10.Строение стебля.
11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья.
12. Строение корневого волоска. Корневые системы.
13. Видоизменения подземных побегов.
V. Строение и жизнедеятельность организмов (23 часа)
Движение живых организмов. Способы движения одноклеточных организмов. Движение органов растений. Движение многоклеточных животных. Значение опорно-двигательной системы. Приспособления различных групп животных к движению в водной, наземно-воздушной и почвенной средах.
Питание живых организмов. Питание производителей - зеленых растений. Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от условий внешней среды. Воздушное питание растений. Фотосинтез, краткая история его изучения. Доказательства фотосинтеза. К.А.Тимирязев, значение его работ. Космическая роль зеленых растений. Испарение воды листьями. Листопад, его значение.
Питание потребителей - животных. Пищеварительный тракт. Значение кровеносной системы в обеспечении питательными веществами всех органов животных. Разнообразие животных по способу питания: растительноядные животные, хищники, падальщики, паразиты.
Питание разрушителей - бактерий и грибов. Гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии-симбионты. Особенности питания грибов. Микориза. Значение деятельности разрушителей в природе.
Дыхание живых организмов. Сущность дыхания. Роль кислорода в освобождении энергии
Брожение. Дыхание растений. Связь дыхания и фотосинтеза. Практическое значение знаний о дыхании и фотосинтезе.
Дыхание животных. Строение дыхательной системы в зависимости от среды обитания. Жаберное, легочное, трахейное дыхание. Роль кровеносной системы в обеспечении органов дыхания животных кислородом. Круги кровообращения. Дыхание бактерий и грибов. Брожение.
Транспорт веществ. Опыты, доказывающие восходящее и нисходящее движение у растений. Значение кровеносной системы в транспорте веществ. Строение и функции сердца.
Выделение у живых организмов. Значение выделения. Выделение у одноклеточных организмов и растений. Строение и функционирование выделительной системы у многоклеточных животных.
Размножение живых организмов. Биологическое значение размножения. Способы размножения - бесполое и половое. Особенности размножения бактерий, одноклеточных водорослей, грибов, животных. Бесполое размножение многоклеточных растений и грибов: вегетативное и с помощью спор. Половое размножение, его значение для эволюции. Цветок, его строение и значение для размножения растений. Соцветия. Опыление, его способы. Двойное оплодотворение. Плоды и семена, их строение и разнообразие. Особенности размножения многоклеточных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Развитие нового организма из оплодотворенной зиготы. Яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие животные.
Демонстрация: опыты, иллюстрирующие результаты фотосинтеза, дыхания и испарения у растений, передвижение воды и минеральных веществ по стеблю, условия прорастания семян, скелет млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых; репродукции картин, изображения цветков и соцветий, способов опыления; таблицы, рисунки, модели, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие основные процессы жизнедеятельности, разнообразие животных по способу питания, развитие с полным и неполным превращением.
Лабораторные работы:
14. Строение цветка.
15.*Строение яйца птицы.
16.*Определение плодов.
17.*Развитие насекомых.
Практические работы.
1. Вегетативное размножение растений.
2. Способы проращивания семян.
3. Агротехнические приемы выращивания семян.
VI. Живые организмы в окружающей среде (8 часов)
Живой организм - единая система. Взаимосвязь клеток, тканей, органов и систем органов в живых организмах. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов окружающей среды на растения и животных. Приспособления организмов к
обитанию в разных условиях среды. Сообщество. Формы взаимоотношений живых организмов в сообществе (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз). Историческая связь человека и живой природы. Влияние деятельности человека на условия существования живых организмов.
Демонстрация: схемы, рисунки, слайды, видеофильмы (в т.ч. цифровые образовательные
ресурсы), иллюстрирующие взаимосвязь систем органов в организме, влияние факторов
внешней среды на живые организмы.
Экскурсии:
1. Весенние явления в жизни растений родного края.
2. Растительное сообщество леса (луга, водоема и др.) родного края.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучение биологии в 6 классе учащиеся должны:
знать/ понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;
уметь:
- объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде, влияние собственных поступков на живые организмы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Лабораторные и практические работы, экскурсии. | Плановые сроки прохождения темы | Скорректиро-ванные сроки прохождения темы |
Введение (3 ч.) | ||||
Биология – наука о живых организмах | 06.09 | |||
Важнейшие признаки живых организмов | Экскурсия. Осенние явления в жизни животных родного края | 08.09 | ||
Осенние явления в жизни растений родного края | Экскурсия. Осенние явления в жизни растений родного края | 13.09 | ||
Строение клетки (12 ч.) | ||||
Клеточное строение организмов | 15.09 | |||
Работа с лупой и микроскопом | Л/р 1. Устройство увеличительных приборов | 20.09 | ||
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | Л/р 2. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука | 22.09 | ||
Состав и строение клеток | Л/р 3. Состав клеток растений | 27.09 | ||
Строение клеток бактерий | 29.09 | |||
Строение клеток растений | Л/р 4. Строение клетки листа | 03.10 | ||
Строение клеток животных и грибов. Вирусы | 06.10 | |||
Образование новых клеток | 11.10 | |||
Одноклеточные организмы | Л/р 5. Строение животной клетки (на примере инфузории-туфельки) | 13.10 | ||
Колониальные и многоклеточные организмы | 18.10 | |||
Строение клетки | 20.10 | |||
Обобщение темы «Строение клетки» | 25.10 | |||
Ткани живых организмов (9 ч.) | ||||
Покровные ткани растений и животных | 27.10 | |||
Строение покровной ткани | Л/р 6 (часть1). Строение покровной ткани листа | 01.11 | ||
Механические и проводящие ткани растений | 10.11 | |||
Основные и образовательные ткани растений | Л/р 6 (часть 2). Строение фотосинтезирующей ткани листа | 15.11 | ||
Соединительные ткани животных | 17.11 | |||
Строение соединительной ткани животных | Л/р 7. Строение соединительной ткани животных | 22.11 | ||
Мышечные и нервная ткани животных | 24.11 | |||
Строение мышечных и нервной тканей животных | Л/р 8. Строение мышечной и нервной ткани животных | 29.11 | ||
Ткани живых организмов | Обобщающий урок | 01.12 | ||
Органы и системы органов живых организмов (12 ч.) | ||||
Органы и системы органов растений. Побег | 06.12 | |||
Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек | Л/р 9. Внешнее строение побега растений | 08.12 | ||
Строение и функции стебля | 13.12 | |||
Строение стебля | Л/р 10. Строение стебля | 15.12 | ||
Внешнее строение листа | Л/р 11. Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья | 20.12 | ||
Клеточное строение листа | 22.12 | |||
Корень | 27.12 | |||
Строение корневого волоска. Корневые системы | Л/р 12. Корневые системы | 29.12 | ||
Видоизменения надземных побегов | 15.01 | |||
Видоизменения подземных побегов и корней | Л/р 13. Видоизменения подземных побегов растений родного края. | 19.01. | ||
Органы и системы органов животных | 22.01 | |||
Органы и системы органов живых организмов | Обобщающий урок | 26.01 | ||
Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых организмов | Итоговая проверка | 29.01 | ||
Строение и жизнедеятельность организмов (23 ч.) | ||||
Движение живых организмов | 02.02 | |||
Почвенное питание растений | 05.02 | |||
Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений и его доказательства | 09.02 | |||
Фотосинтез | Постановка эксперимента, доказывающего результаты фотосинтеза | 12.02 | ||
Испарение воды растениями. Листопад | Постановка эксперимента, доказывающего испарение воды листьями растений | 16.02 | ||
Питание животных | 19.02 | |||
Питание бактерий и грибов | 23.02 | |||
Дыхание растений, бактерий и грибов | 26.02 | |||
Дыхание и кровообращение животных | 02.03 | |||
Транспорт веществ | Постановка эксперимента, доказывающего передвижение веществ в растениях | 05.03 | ||
Выделение. Обмен веществ | 09.03 | |||
Размножение организмов. Бесполое размножение | Наблюдение почкования дрожжей | 12.03 | ||
Вегетативное размножение растений | П/р 1. Вегетативное рзмножение | 16.03 | ||
Цветок – орган полового размножения | 19.03 | |||
Строение цветка | Л/р 14. Изучение строения цветка | 23.03 | ||
Опыление | 02.04 | |||
Оплодотворение у растений. Семена и плоды | Л/р 15. Определение плодов | 06.04 | ||
Размножение многоклеточных животных | 09.04 | |||
Индивидуальное развитие растений | 13.04 | |||
Способы проращивания семян | П/р 2. Проращивание семян отдельных растений. | 16.04 | ||
Индивидуальное развитие животных | Л/р 16. Строение яйца птицы | 20.04 | ||
Расселение и распространение живых организмов | 23.04 | |||
Строение и жизнедеятельность организмов | Обобщающий урок | 27.04 | ||
Живые организмы в окружающей среде (8 ч.) | ||||
Организм – единое целое | 30.04 | |||
Взаимосвязь организмов с факторами среды | Л/р 17.Развитие насекомых. | 04.05 | ||
Взаимосвязь организмов в сообществе | 07.05 | |||
Растительное сообщество леса родного края | Экскурсия | 11.05 | ||
Человек и живая природа | 14.05 | |||
Весенние явления в жизни растений родного края | Экскурсия | 18.05 | ||
Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде | 21.05 | |||
Итоговая проверка | 25.05 | |||
ИТОГО: лабораторных работ – 17, практических работ - 2 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2013
2. Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
5. Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
6. Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухорукова, В.С. Кучменко
7. Медиаресурсы: Образовательные диски серии «1С»
Для учащихся:
1. Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, И.Я Колесникова Биология Живой организм 5-6, Москва « Просвящение» 2013
2. Тетрадь -тренажер Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
3. Тетрадь-практикум Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
4. Тетрадь-экзаменатор Биология Живой организм 5-6, Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко, « Сферы»
Цифровые образовательные ресурсы
1. Учительский портал http://www.uchportal.ru 2. Портал готовых презентаций http://prezentaci.com/ 3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 4. Завуч-инфо http://www.zavuch.info/
Технические средства обучения.
- Мультимедийный проектор -1
- Ноутбук Lenovo -1
- Интерактивная доска -1
СОГЛАСОВАНО: на ШМО учителей ЕМЦ ________ И.А. Бурова Протокол №__ от 28.08.2014 г.
ПРОВЕРЕНО: Зам. директора по УВР _____ Г.И. Смирнова «29» августа 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии, 5 класс к учебнику Д.И. Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы»
Рабочая программа включает в себя:1. Календарно-тематическое планирование.2.Пояснительная записка.3.Система оценивания знаний и умений учащихся по биологии.4.Требования к уровню подготовки....