Курс по выбору "познай себя" 9 класс
материал по биологии (9 класс) на тему
курс по выбору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru_poznay_sebya_17ch._na_2014-2015_uch.god_-.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Темрюкский район пос. Таманский
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 29 августа 2014 года
Председатель педсовета
_____________ С.И.Кулага
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 ВИДА
Курс по выбору
«Познай себя»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) основное общее, 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 17 ч Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Программа разработана на основе сборника программ элективных курсов, выпуск 5, естественно-научный блок; г. Краснодар, издательство «Мир Кубани», 2005г., автор программы Патракеева педагог-психолог СОШ № 18 ст. Рязанская
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Согласовано:
Зам. директора по УВР
______О.И.Сарницкая
« 28 » августа 2014 года
Краснодарский край Темрюкский район пос.Таманский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
муниципального образования Темрюкский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Курса по выбору
«Познай себя»
Класс 9
Учитель Очеретная Нина Юрьевна
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы учитель Очеретная Н.Ю., утверждена педсоветом протокол № 1 от 29.08.2014 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе сборника программ элективных курсов, выпуск 5, естественно-научный блок; г. Краснодар, издательство «Мир Кубани», 2005г., автор программы Патракеева Л.П. педагог-психолог СОШ № 18 ст.Рязанская
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ п/п | Разделы темы | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | ||
1. | Введение в психологию. | 1 | 1 |
2. | Познавательные процессы. Средства и формы самопознания. | 7 | 7 |
3. | Способы преодоления трудностей и решение проблем. | 4 | 4 |
4. | Повышение представлений учащихся о собственной значимости, ценности. | 4 | 4 |
5. | Самоотчет | 1 | 1 |
Итого | 17 | 17 |
Важнейшим выбором, осуществляемым человеком, который оканчивает школу, является выбор и планирование взрослого жизненного пути. Один из существенных психологических результатов школы – это готовность к личностному самоопределению ее выпускников. В программе учтены условия создания образовательной среды для осознанного выбора, профессиональном самоопределении. А это определяет развитие всех сторон человеческой личности: ощущений, чувств, мыслей, поступков, а также обучение важным социальным умениям: как ставить цели и принимать решение, активизировать собственные возможности, развитие уверенности в себе через понимание собственной индивидуальности.
Задача предпрофильной подготовки – показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
Программа элективного курса «Познай себя» предполагает несколько целей:
- знакомство учащихся с основными направлениями работы педагога-психолога, профессиональная ориентация на педагогические специальности (в том числе в области психологии).
- формирование у учащихся навыка самодиагностики, самоконтроля и саморазвития собственной личности.
Задачи:
- Помочь ученику узнать себя.
- Научить его определять. Насколько он удовлетворен собой и своим образом жизни.
- Помочь расширить диапазон своих способностей.
- Дать возможность ставить самостоятельно цели и оценивать свои действия с точки зрения соответствия своим желаниям.
В Программе проводится мысль о том, что формирование психологической культуры учащихся, коррекция и развитие отдельных сторон личности представляют единый организованный целенаправленный процесс.
На занятиях предполагается использовать разные формы работы с целью создания интереса у детей к предмету.
По окончании курса учащиеся должны:
- иметь представление о влиянии психологической культуры на формирование личности, психологическое развитие, на осуществление различных видов деятельности и поведения.
- получить возможность целенаправленно и активно работать над собой, используя мини-тесты, тренинги, полезные советы и технику психологической безопасности.
- уметь проводить тренинги для младших школьников по развитию познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Программа включает в себя:
- игровые методы
- метод группой дискуссии
-проективные методы рисуночного и вербального типов
- ролевые игры
- элементы психогимнастики.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Введение в психологию.
1.1 Психология как наука. Этапы развития психологии. Отрасли психологии.
2. Познавательные процессы. Средства и формы самопознания.
2.1. Структура познавательных процессов. Механизм получения информации. Индивидуальные особенности.
2.2. Внимание. Виды и свойства внимания. Индивидуальные особенности внимания
(распределение и устойчивость)
2.3. Память. Виды памяти. Выявление особенностей памяти. Упражнения на улучшения памяти.
2.4. Практическое занятие: упражнения на развитие познавательных процессов.
2.5. Внутренний мир человека и система представлений о себе. Практическая работа: определение самооценки.
2.6. Самоанализ: «Кто я? Какой я?» Упражнения «Горячий стул», «Моя вселенная».
2.7. Значение темперамента и характера в самоопределении человека.
3. Способы преодоления трудностей и решение проблемы.
3.1. Тревожность как личностная характеристика. Определение уровня тревожности. Анализ результатов. Составление графика.
3.2. Диагностика сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе. Просьба. Умение ее высказать, принять согласие или отказ от ее выполнения. Умение ответить отказом на просьбу. Ролевые игры.
3.3. Неагрессивное настаивание на своем. Виды поведения и их причины. Выгоды неагрессивного настаивания на своем. Упражнения для выработки вербального и невербального навыков неагрессивного настаивания на своем.
3.4. Проблема. Навыки решения проблем.
4. Повышение представлений учащихся о собственной значимости, ценности.
4.1. Позитивное общение. Я в своих глазах и глазах других людей. Роль общения в жизни человека – беседа. Каким видят меня одноклассники? Тест «Умеете ли вы общаться?» - анализ.
4.2. Понятие о референтной группе. Что значит для тебя человек, входящий в референтную группу? Почему люди ссорятся? Выход из конфликтной ситуации. Поведенческий тренинг.
4.3. Как справиться с раздражением, плохим настроением. Психотренинг. Упражнение «Вверх по радуге», «Победи своего дракона» - анализ своих недостатков.
4.4. Конфликт. Проблема имтимно-личностных конфликтов. Ролевая игра. Моделирование приемлемых ответов.
5. Самоотчет. «Что мне дало изучение нового предмета?»
3. СПИСОК РЕОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Баева И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. СПб, 2002.
- Немов Р.С. Психология. – М.,
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М., 1995.
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шаров О.Д. Жить в мире с собой и другими. М., 2000
- Сонин В.А. Психологический практикум М., 1998.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей естественно-
математического цикла и ______ / О.И.Сарницкая/
технологии
от 27.08.2014г. № 1 « 28 » августа 2014 г.
_____________ / Н.Ю.Очеретная
( подпись)
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ
№ п/п | Содержание и тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | оборудование | |
план | факт | ||||
1. Введение в психологию | 1 | ||||
1. | Введение в психологию. | 1 | 13.01 | ||
2. Познавательные вопросы. Средства и формы самопознания. | 7 | ||||
2. | Структура познавательных процессов. | 1 | 20.01 | ||
3. | Внимание. Виды и свойства внимания. | 1 | 27.01 | ||
4. | Память. Виды памяти. Упражнения на улучшения памяти. | 1 | 03.02 | ||
5. | Упражнения на развитие познавательных процессов. | 1 | 10.02 | ||
6. | Внутренний мир человека и система представлений о себе. | 1 | 17.02 | ||
7. | Самоанализ: «Кто я? Какой я?» Упражнения «Горячий стул». | 1 | 24.02 | ||
8. | Значение темперамента и характера в самоопределении человека. | 1 | 03.03 | ||
3. Способы преодоления трудностей и решение проблем | 4 | ||||
9. | Тревожность как личностная характеристика. Определение уровня тревожности | 1 | 10.03 | ||
10. | Диагностика сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе. Просьба. | 1 | 17.03 | ||
11. | Неагрессивное настаивание на своем. Виды поведения и их причины. | 1 | 31.03 | ||
12. | Проблема. Навыки решения проблем. | 1 | 07.04 | ||
4. Повышение представлений учащихся о собственной значимости, ценности. | 4 | ||||
13. | Позитивное общение. Тест «Умеете ли вы общаться?» | 1 | 14.04 | ||
14. | Понятие о референтной группе. Поведенческий тренинг. | 1 | 21.04 | ||
15. | Как справиться с раздражением, плохим настроением. | 1 | 28.04 | ||
16. | Конфликт. Ролевая игра. | 1 | 05.05 | ||
5. Самоотчет | 1 | ||||
17. | Что мне дало изучение нового предмета. | 1 | 12.05 | ||
ИТОГО: | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс
Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...
Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки кГИА по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"
Предметный курс по математике 10 класс "Углубление основного курса математики"...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Культуроведение Великобритании» 10 класс По программе «Элективные курсы. Культуроведение Великобритании».
Поурочное планирование элективного курса с лексикой, учебными задачами и контролем....
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...