программа внеурочной деятельности по комнатному цветоводству
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Внеурочную деятельность по комнатному цветоводству провожу в 5-6 классах уже 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пояснительная записка | 24.97 КБ |
Прогнозируемые результаты | 22.11 КБ |
содержание программы | 17.31 КБ |
титульный лист | 12.47 КБ |
учебно-тематическое планирование | 17.21 КБ |
дидактическое сопровождение | 17.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Человек творит прекрасное, создавая произведения искусства. Творчество природы наиболее трогательно проявляется в растениях. Выращивание цветочно – декоративных растений - большое искусство, требующее постоянного внимания и заботы. Чтобы правильно ухаживать за комнатными растениями, необходимы теоретические знания. Озеленение помещений (жилых,служебных и др.) в настоящее время получает все большее распространение. Растения в комнатах оздоравливают воздух, повышают его влажность, что очень ценно для помещений с центральным отоплением, где в отопительный сезон влажность воздуха падает до 35%. Содержание пыли в воздухе комнаты, где выращиваются растения, резко снижается, а количество углекислого газа не повышается, т.к. растения его поглощают. Кроме того, почти все растения обладают фитонцидными свойствами, т.е. способностью выделять в воздух летучие вещества, убивающие микроорганизмы, осуществляя дезинфекцию окружающего нас воздуха. Большое значение имеют растения в создании благоприятной среды в коридорах школы и во время учебного процесса и на переменах. Озеленение коридоров улучшает психологический климат, снимает нервное напряжение, растения поглощают часть шума. Вся работа курса направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, элементов ухода за ними. Работа направлена на воспитание любви к живой природе. Через изучение взаимодействия человека с природой, детям прививаются эстетические навыки, развивается эмоциональная сфера. Условия организации занятий позволяют использовать личностно – ориентированный подход в обучении, формировать интерес к естественным наукам, создавать условия для развития творческого потенциала учащихся.
Направленность образовательной программы:
- Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству
- Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
- Создание условий творческой самореализации личности ребенка
Программа отличается экологической и практической направленностью, личностной ориентацией.
Актуальность программы научно – познавательного направления:
Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач, в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуется со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты. Растения. Осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.
Цель программы:
Обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветовода; привить практические умения и навыки по выращиванию растений; углубить знания о разнообразии комнатных растений.
Задачи:
Обучающие:
1. Дать понятие о биологических и морфологических особенностях цветочно – декоративных растений и их роли в жизни человека.
2. Формирование познавательного интереса при сборе информации о растениях.
3. Формирование ЗУН по основам выращивания комнатных растений
Развивающие:
1. Способствовать развитию любознательности
2. Развивать творческие способности, через приобщение к природе родного края.
3. Развивать умения наблюдать и объяснять происходящие явления природы, работать со справочной литературой, интернет – ресурсами.
4. Формировать практические умения по выращиванию цветочно –декоративных культур.
Воспитательные:
1. Воспитывать умения и навыки рационального природопользования.
2. Формировать духовную культуру и нравственность.
3. Развивать эстетические чувства школьников.
У учащихся формируются следующие образовательные компетенции:
1. Ценностно – смысловая: обучающийся способен видеть и понимать окружающий мир.
2. Общекультурная: опыт усвоения учащимися научной картины мира.
3. Учебно – познавательная: участие в проектной деятельности, формулирование полученных результатов, овладение приемами исследовательской деятельности.
4. Информационная: извлечение необходимой информации из различных источников - текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществление поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки передачи информации, подготовки презентаций.
5. Коммуникативная: владение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально – трудовая: овладение этикой взаимоотношений с членами курса при выполнении заданий, овладение знаниями в области профессионального самоопределения.
7. Компетенция личностного самосовершенствования: формирование культуры мышления и поведения.
Содержательные линии программы:
- Образовательная-содержит идеи, теорию, морфологические особенности строения растений, ухода за ними в соответствии с их биологическими особенностями.
- Ценностная – предполагает формирование естественно – научного мировоззрения, ориентацию на увеличение численности и сохранение растений разных видов, как основа природоохранной деятельности.
- Деятельностная- способствует становлению культуросообразного поведения учащихся в среде обитания и на природе, учит бережному отношению к природе родного края; умению самостоятельно размножать и ухаживать за комнатными растениями.
- Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследование умений, практических навыков
Принципы:
- Принцип коллективности предполагает, что проблемная коммуникация, осуществляясь в детско взрослых общностях, коллективах различного типа, дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт понимания и взаимопонимания с окружающими, создает условия для формирования гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.
- Принцип природосообразности предполагает, что проблемно – ценностное общение школьников должно согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать учащегося сообразно полу и возрасту, формировать ответственность за собственное развитие.
- Принцип системности:обеспечение системы взаимодействия всех субьектов воспитания.
- Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике «замысел-реализация-рефлексия».
Реализация данной программы предполагает:
- Формирование ведущих интегративных качеств личности;
- Непрерывную педагогическую диагностику, переходящую в самодиагностику, самопознание;
- Практическую деятельность
- Оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
- Педагогизацию воспитательной среды в социуме, неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: младшие подростки (5 класс).
Тип программы: Рабочая программа.
Сроки реализации программы:
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. В содержании программы 5 класса выделены 2 модуля: 1 модуль (17 ч)- I полугодие « Комнатное цветоводство» (осень, зима).2 модуль (17 часов) – II полугодие «Комнатное цветоводство – размножение комнатных растений» (весна, лето). Каждый модуль включает теоретические и практические занятия.
Методическое обеспечение программы:
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Комнатное цветоводство», наиболее оптимальными формами проведения занятий являются такие формы, как практические работы, экскурсии. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методы: здоровьесберегающие, игровые, проектные технологии, ИКТ – технологии и др.
Технологии:
- Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью.
- Игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности, сущность которой заключается в личностно – ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
- Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края, города, страны.
Формы и методы:
Методы
1. Вербальные (рассказ, беседа, сообщения), способствуют обогащению теоретических знаний детей, является источником новой информации.
2. Наглядные (демонстрация рисунков, схем, коллекций, натуральных объектов растений) дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей.
3. Практические методы (изготовление рисунков, схем, паспортов растений, практические работы с натуральными объектами) позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Проявление интереса к живой природе
Формы, средства, приемы:
Групповая работа (кружковая), индивидуальная работа по заданию, теоретические занятия, практические работы, творческие занятия, проектная деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, игровая деятельность (викторины, брейн-ринги), КТД, трудовые дела.
Режим занятий
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40 минут каждое.
Конечный результат:
1. Создание паспортов для комнатных растений этажей гимназии и кабинетов (паспортизация)
2. Разработка рекомендаций по уходу за распространенными комнатными растениями (презентации).
3. Создание стенгазеты «Мой зимний сад»
4. Участие в массовых экологических мероприятиях в апреле посвященных «Дню Земли», «Дню Воды» (работа на пришкольном участке - посадка декоративно – цветочных культур, посев семян, выращивание рассады цветочных культур для посадки в открытый грунт).
5. Регулярный уход за комнатными растениями в гимназии.
Предварительный просмотр:
ПРО
Результаты развития УУД в ходе освоения курса «Комнатное цветоводство»
5 класс
Познавательные УУД
Ученик будет знать:
- Биологические и морфологические особенности декоративных растений, их роль в жизни человека
- Особенности содержания растений в комнатах и способы ухода за ними
- Основные способы размножения комнатных растений
- Способы защиты от вредителей
- Жизненные формы растений
- Ассортимент комнатных растений
- Правила размещения растений в комнатах
- Правила поведения на природных экскурсиях
Ученик будет уметь:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы
- Выделять существенную информацию из текстов разных видов
- Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста
- Формулировать проблему
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме
- Отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в тексте
- Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
- Проводить анализ, сравнение, обобщение, делать выводы из поставленных задач
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Определять виды комнатных растений, проводить их классификацию
- Проводить паспортизацию растений
- Изготавливать этикетки паспортов растений
- Вести календарь ухода за комнатными растениями
- Приготавливать земляную смесь для посадки растений.
- Подбирать вазоны, горшки для комнатных растений
- Высаживать растения в приготовленную смесь
- Правильно поливать, рыхлить, вносить удобрения, купать комнатные растения
- Подбирать средства борьбы с вредителями и обрабатывать ими растения
- Размножать и выращивать комнатные растения
Личностные УУД
- Положительное отношение к школе
- Формировать уважительное отношение к иному мнению
- Воспитывать культуру общения
- Воспитывать любовь к природе, формировать чувство прекрасного.
- Формирование адекватной самооценки и самопринятия.
- Развивать творческие способности
- Развивать инициативность и творчество в труде, трудовые навыки
- Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием
- Мотивация учебной деятельности: сформированность познавательных мотивов, интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность. Быть полезным обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самосовершенствованию, приобретение новых знаний и умений; установление связи между умением и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ жизни
- Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
- Развивать этические чувства, навыка сотрудничества со сверстниками и учителем.
- Развитие эмпатии и сопереживания
Регулятивные УУД
- Ставить цели и задачи, понимать и сохранять поставленные цели и задачи
- Вносить коррективы в действия и проявлять инициативу
- Выделение и осознания учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- Способность к волевому усилию и преодолению препятствий.
- Организовать свое рабочее место под руководством учителя
- Адекватно воспринимать оценку учителя
- Различать способ и результат действия
- Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем
- Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности
- Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в сотрудничестве с учителем
- Использовать при выполнении заданий различные средства: справочной и прочую литературу, ИКТ и пр.
Коммуникативные УУД
- Участвовать в диалоге на занятии
- Задавать вопросы, с помощью вопросов получить необходимые сведения от партнера о деятельности с учетом разных мнений
- Отвечать на вопросы учителя, товарища по классу
- Участвовать в паре, группе, коллективе
- Формулировать собственное мнение и позицию
- Уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом позиции всех участников, эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества
- Понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос.
- Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной позиции, уважать иную точку зрения
- Владеть определенными вербальными и невербальными средствами общения.
Ожидаемы результаты реализации программы
Реализация данной программы предполагает: систему биологических знаний. Устойчивый интерес к природе, растениям. Уважительное и бережное отношение к природным обьектам и родной природе. Интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда,
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям. Самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни):
Приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях и нормах поведения в социуме и на природе, о правилах конструктивной групповой работы, социальные знания о способах познания.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Развитие ценностных отношений к природе, к знаниям и исследовательской деятельности, стремление к коллективной творческой деятельности и сотрудничеству
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
Приобретения опыта исследовательской деятельности; публичного выступления по важнейшим вопросам курса, природосберегающей и природоохранной деятельности, построения различного рода отн67ошений в ходе целенаправленной творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. Опыта самостоятельного выращивания комнатных растений, проектирования озеленения
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
Модуль 1 «Комнатное цветоводство» (осень, зима) 17 часов I п/г.
Введение: Занятие 1. Значение комнатных растений в жизни человека. Энергетика растений. Ознакомление с информационными источниками по цветоводству.
Занятие 2. Экскурсия «Знакомство с комнатными растениями кабинета биологии, гимназии.
Занятие 3 Основные мероприятия по уходу за комнатными растениями кабинета биологии, гимназии (Практическая работа № 1).
Занятие 4-5 Экскурсия в Ботанический сад (оранжерея).
Занятие 6. Световой режим растений. Световые и теневые растения. Особенности их строения.
Занятие 7. Воздушный и водный режим.
Занятие 8. Полив и купание растений. Практическая работа № 2 «Правила полива растений разных экологических групп».
Занятие 9. Особенности ухода за комнатными растениями осенью и зимой (Практическая работа № 3).
Занятие 10,11. Характеристика типов почв. Составление почвенных смесей для разных групп растений. Практическая работа № 4 «Правила приготовления земельной смеси».
Занятие 12. Выращивание комнатных растений без почвы. Гидропоника.
Занятие 13. Подбор посуды (горшков, кашпо) для посадки растений. Практическая работа № 5 «Соответствие горшков для разных комнатных растений».
Занятие 14. Питание комнатных растений. Характеристика видов удобрений. Правила внесения удобрений.
Занятие 15, 16. Болезни и вредители комнатных растений. Профилактика и способы борьбы с вредителями и болезнями. Практическая работа № 6 «Определение заражения растений болезнями и вредителями».
Занятие 17 Конкурс фотографий «Мой зимний сад»
Модуль 2 «Комнатное цветоводство» (весна, лето) 17 часов II п/г.
Тема 1. Ассортимент комнатных растений (2ч)
Занятие 1/1. Характеристика комнатных красивоцветущих растений, растений с декоративными листьями.
Занятие 2/2 Проведение викторины «Знакомые незнакомцы».
Тема 2 Размещение растений в комнате в соответствии с экологическими особенностями.(2ч)
Занятие 3/1. Размещение в соответствии с освещенностью и температурой.
Занятие 4/2. Практическая работа № 1.
Тема 3 Строение декоративных растений (2ч)
Занятие 5/1. Особенности строения комнатных растений. Особенности строения стебля, листа и их видоизменений. Классификация стебля по сочности, деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве. Побег . Видоизмененные побеги. Виды и формы листовых пластинок. Простые и сложные листья.
Занятие 6/2. Строение и классификация цветков и плодов.
Практическая работа № 2.
Тема 4 Паспортизация растений (4ч).
Занятие 7/1. Что такое паспорт растений? Его характеристика.
Занятие 8/2. Как составлять паспорт комнатных растений.
Занятие 9/3-10/4. Практическая работа № 3. Изготовление паспортов комнатных растений».
Тема 5. Особенности ухода за комнатными растениями в весеннее - летний период.(1ч).
Занятие 11/1. Уход за комнатными растениями весной и летом. Вегетационный рост, полив, выгонка растений.
Тема 6. Вегетативное размножение комнатных растений.(3ч).
Занятие 12/1. Размножение черенками: листовыми, стеблевыми.
Занятие 13/2. Размножение видоизмененными подземными побегами: луковицами, корневищами, клубнями.
Занятие 14/3. Практическая работа № 4 «Размножение комнатных растений черенками».
Тема 7. Пересадка и перевалка комнатных растений (1ч).
Занятие 15/1. Практическая работа № 5 «Сроки и правила пересадки и перевалки комнатных растений различных экологических групп».
Тема 8. Прищипка, обрезка, омолаживание (1ч).
Занятие 16/1. Практическая работа № 6 «Методика проведения мероприятий по омолаживанию и формированию побега».
Обобщение (1ч). Занятие 17 Защита творческих работ.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ гимназия №11 г. о. Самара.
Утверждаю Директор ________/_________/ «__»_____________2012 г. М.П. | Согласовано «___»________2012 г. Зам. директора по УВР ________/___________/ | Программа рассмотрена на заседании МО учителей общественно-научного цикла Протокол № ___от «__»_____2012г. Руководитель МО ________________/______________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Комнатное цветоводство»
(научно – познавательное направление)
5 класс 34ч
Программу разработала:
учитель биологии Атаманова С.В.
Самара 2012 г.
Предварительный просмотр:
Учебно - тематический план внеурочной деятельности
на тему «Комнатное цветоводство» 1 модуль (осень, зима) 2012 17ч I п/г
Биология. Учитель биологии Атаманова С.В.
№ п/п | Название разделов и тем занятий | Количество часов | Форма организации | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Введение Значение комнатных растений в жизни человека. Энергетика растений. Знакомство с литературой по комнатному цветоводству. | 1 | 1 | беседа | |
2 | Знакомство с комнатными растениями кабинета, школы. Экскурсия. | 1 | 1 | экскурсия | |
3. | Основные мероприятия по уходу за комнатными растениями кабинета биологии и школы | 1 | 1 | Практическая работа № 1 | |
4-5 | Экскурсия в ботанический сад (оранжерея). | 2 | 2 | Экскурсия | |
6 | Световой режим. Особенности световых и теневых растений | 1 | 1 | Беседа, демонстрация | |
7 | Воздушный и водный режим | 1 | 1 | Беседа, демонстрация | |
8 | Правила полива и купания растений. | 1 | 1 | Практическая работа № 2 | |
9 | Особенности ухода за комнатными растениями в осеннее – зимний период. | 1 | 1 | Практическая работа № 3 | |
10-11 | Типы почв. Составление почвенных смесей. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа № 4 |
12 | Выращивание комнатных растений без почвы. Гидропоника. | 1 | 1 | Лекция, беседа | |
13 | Посуда для посадки растений. | 1 | 1 | Практическая работа № 5 | |
14 | Питание комнатных растений. Правила внесения удобрений. | 1 | 1 | Лекция, беседа | |
15-16 | Болезни и вредители комнатных растений, способы борьбы с ними. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа № 6 |
17 | Конкурс фотографий «Мой зимний сад» | 1 | Оформление стенда фотографий, выбор лучших |
Учебно тематический план внеурочной деятельности
на тему «Комнатное цветоводство» 2модуль (весна, лето) 2013 17ч II п/г
Биология. Учитель биологии Атаманова С.В.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации | ||
Всего | теоретических | практических | |||
1 | Ассортимент комнатных растений | 2 | 1 | 1 | Беседа, викторина |
2. | Размещение растений в комнате | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа № 1 |
3. | Строение декоративных растений | 2 | 1 | 1 | Беседа. Практическая работа № 2 |
4. | Паспортизация растений | 4 | 2 | 2 | Беседа. Практическая работа № 3 |
5 | Особенности ухода за комнатными растениями в весеннее - летний период | 1 | 1 | Беседа | |
6 | Вегетативное размножение комнатных растений | 3 | 2 | 1 | Беседа. Практическая работа № 4 |
7 | Пересадка и перевалка | 1 | 1 | Практическая работа № 5 | |
8 | Прищипка, обрезка и омолаживание комнатных растений | 1 | 1 | Практическая работа № 6 | |
9 | Обобщение. Защита творческих работ | 1 | 1 | Защита презентаций |
Предварительный просмотр:
Учебно - методические средства обучения
(дидактическое сопровождение)
Техническое оснащение
- мультимедийный проектор
- компьютер
Наглядные пособия
- комнатные растения
- таблицы
Дидактические материалы
- литература по комнатному цветоводству
- электронные презентации по уходу за комнатными растениями, видового многообразия комнатных растений
- DVD диски с информацией о комнатных растениях, истории комнатного цветоводства
Список литературы
Для учителя
- А.Ю. Лимаренко, Т.В. Палеева Атлас комнатных растений (комнатное цветоводство), М.издательство «Эксмо», 2004г
- К.Крестовская Счастливые цветы. Энергетика комнатных растений, изд. «Феникс» Ростов – на – Дону 2005г
- А.В. Степура Зимний сад в домашних условиях – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2004
- А.Ф. Семенин Все о цветах – Екатеринбург, изд. «У – фактория, 2003
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся - Калуга , 1966
- Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: «Эксмо», 2009г
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, М., 1996
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986г
- Мак-Милан Броуз Ф. Размножение растений: Пер. с англ. –М.: Мир, 1987
- Ю.В. Сергиенко Полная энциклопедия комнатных растений М.: «Аст»,2007
- Энциклопедия комнатного цветоводства М.: «Колос», 1993
Интернет - ресурсы
- http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/6/Ya_issledovatel.doc
- http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/9/9d/Кружок.doc
- http://biolog.bocharovo.ru/arch/uch/programma%20krugka%20cvetovod.do
- http://evlanovo.ru/editor/uploads/files/Uhodzarasteniami_1.doc
- http://ovgort.ru/engine/download.php?id=17
- http://gabis_radun.blog.tut.by/files/2011/11/Metodicheskoe-pismo.doc
Для учащихся
- Аксенова, М. Энциклопедия для детей. Биология. Т. 2 / М. Аксенова, С. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.
- Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
- Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
- Ангелиев В., Николова Н. 599 советов цветоводу-любителю /Пер. с болгарского В.И.Толмачева. – Алма-Ата: Кайнар, 1985. – 280 с.
- Букин, А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М., 1991.
- Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. : ил.
- Ганичкин, А. Любимые домашние цветы / А. Ганичкин, О. Ганичкина. -М.: Оникс, 2006.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М: ООО «Издательство Астрель», 2000.
- Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений /Ю.В.Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – 319, (1) с.
- Семенова Д.В. Цветы в саду и дома. Милые, любимые, колючие.
- Приложение к журналу «Приусадебное хозяйство» №8 1998. Издательский дом «Сельская новь».
- Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе. – 3-е изд., перераб. и доп. – Л.: Ауропромиздат. ЛЕНИНГРР, отд-ние, 1990. – 352 с., ил.
- Тулинцев В.Г. Комнатное цветоводство. Государственное издательство сельскохозяйственной литературы Москва- Ленинград, 1956.
- Клевенская Т.М. Цветы в интерьере: Альбом. – М.: Агропромиздат, 1990. – 63 с.: ил.
- Удалова Р.А., Вьюганина Н.Г. В мире кактусов. – Л., «Наука», 1977, 134 с.
- В.Чуб, К.Лезина Комнатные растения изд. «Эксмо - пресс», М.1999
- Быховец А.И., Гончарук В.М. Большая энциклопедия цветов, М.: «Аст», Минск, «Харвест», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
программа внеурочной деятельности "Цветоводство"
Программа внеурочной деятельности "Цветоводство"...
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"
Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности Рабочая программа внеурочной деятельности «Речь и культура общения»
для обучающихся стяжелыми и множественными нарушениями развития(вариант II)6 «А»,6 «Б», 7 «А» классов...