Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными"
методическая разработка по биологии на тему

Программа внеурочной деятельности "Уход за комнатными растениями и домашними животными" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предназначена для учащихся 6-х классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_deyat_6_kl.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности по биологии «Уход за комнатными растениями и домашними животными»  6 класс

Пояснительная записка

Данная программа актуальна и значима для учащихся, приступающих к изучению школьного курса биологии. Освоение данной программы создает дополнительные благоприятные условия для успешного освоения школьной программы по биологии.

Растения и животные делают нашу жизнь радостнее и пробуждают в человеке добро. Комнатные растения и домашние животные – наши любимцы. Программа направлена на формирование целеустремленности, трудолюбия, наблюдательности, заботливого отношения к животным и растениям, ответственности, направлена на приобретение теоретических знаний и их применения на практике.

Программа внеурочной деятельности « Уход за комнатными растениями и домашними животными» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования. Нормативно- правовой основой программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2010
  • Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г.)
  • Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296
  • Программа по созданию условий для воспитания школьников в СПб на 2011-2015 гг.
  • Локальные акты образовательного учреждения

В рамках данной программы предусматриваются теоретические и практические занятия.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия позволяют получить учащимся основные навыки по уходу за комнатными растениями и домашними животными, такие занятия предполагают активную самостоятельную работу учащихся.

Занятия предполагают использование наглядных пособий, видеофильмов по темам данного курса. Для лучшего усвоения материала планируются экскурсии в музеи города.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих работ, выполненных учащимися по выбранной ими теме курса.

Цель программы:

Формирование у учащихся интереса к изучению животных и растений.

Повысить интерес к биологии. Сформировать навыки у учащихся по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Задачи программы:

Предметные

Знакомство учащихся с видовым разнообразием комнатных растений и домашних животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.

 Обучить практическим приемам содержания и кормления животных, содержания комнатных растений

Метапредметные

Формирование у учащихся способностей получать информацию из различных источников и обрабатывать данную информацию в соответствии с поставленными целями и задачами,

Научить проводить простейшие наблюдения.

Личностные

Воспитание эстетической культуры и бережного отношения к живому

Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа «Уход за комнатными растениями и домашними животными» предусматривает дополнительное обучение учащихся, углубление программы школьного курса биологии.

Тип программы: тематическая.

Программа предназначена для учащихся  6-х классов.

Программа рассчитана на  34 ч. , 1 час в неделю.

В процессе реализации курса предусматриваются теоретические и практические занятия.

Практические занятия позволяют получить учащимся основные навыки по уходу за комнатными растениями и домашними животными, такие занятия предполагают активную самостоятельную работу учащихся.

Итоговый контроль предполагает защиту творческих работ, выполненных учащимися по выбранной ими теме программы.

Описание места программы в структуре образовательного процесса

Данный курс дает учащимся возможность расширить знания в области биологии, реализовать свой интерес к предмету, сформировать у учащихся интерес к изучению животных  и растений, так как много интересной информации о них остается за страницами учебника. Курс помогает сформировать систему знаний и умений, которые помогут ухаживать за комнатными растениями и домашними животными, предназначен для формирования познавательного интереса  учащихся к профессиям цветовода, флориста, ветеринарного врача. Этот курс способствует самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе.

Формирование универсальных учебных действий

Участие во внеурочной деятельности программы «Уход за комнатными растениями и домашними животными» способствует формированию у учащихся личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные универсальные учебные действия:

Оценивать простые ситуации и поступки с позиции общечеловеческих ценностей, важности бережного отношения к природе и к собственному здоровью.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

определять и формулировать учебную проблему вместе с педагогом; составлять план решения проблемы совместно с педагогом; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, соотносить его с целью.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

добывать новые знания из различных источников (наблюдать, слушать);

уметь перерабатывать полученную информацию (анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, группировать) для получения необходимого результата.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи;

формулировать собственное мнение и позицию;

принимать другую, не похожую на свою, точку зрения;

вести диалог с собеседником, слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

распределять и выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Описание ценностных ориентиров содержания программы внеурочной деятельности

Программа «Уход за комнатными растениями и домашними животными» имеет огромное воспитательное значение: ответственное отношение к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды. Программа открывает детям нравственные ценности, проверенные веками: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Предметные результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

  • видовое разнообразие комнатных растений, основы их выращивания, ухода, заболевания и вредителей растений, способы борьбы с этими вредителями;
  • разнообразие пород домашних животных, основы ухода за ними;
  • особенности строения и физиологии домашних животных;
  • правила оказания первой доврачебной помощи животным.

 Учащиеся должны уметь:

  • выращивать и размножать комнатные растения;
  • применять на практике знания по содержанию и кормлению домашних животных;
  • уметь оказывать первую доврачебную помощь животным.

Метапредметные результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • получать информацию из различных источников и обрабатывать данную информацию в соответствии с поставленными целями и задачами,
  • проводить простейшие наблюдения,
  • составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные результаты обучения.

  • формирование ответственного отношения к обучению,
  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению,
  • формирование основ экологической культуры.

Содержание программы

 «Уход за комнатными растениями и домашними животными » 34 часа.

1. Комнатные растения (18 ч)

1.1 История комнатного цветоводства (1 ч)

Появление первых комнатных растений. Оранжереи и теплицы. Географическая карта распространения растений закрытого грунта. Роль коллекционеров – путешественников в распространении комнатных растений.

1.2 Многообразие комнатных растений (2 ч)

Декоративные цветущие растения. Декоративно-лиственные растения. Лианы. Эпифиты. Суккуленты.

1.3 Паспортизация растений (2 ч)

Практическая работа.

Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений. Работа учащихся со справочной литературой при оформлении паспортов комнатных растений.

1.4 Почвенные смеси и их приготовление (2 ч)

Практическая работа.

Необходимые варианты земельных смесей для различных комнатных растений.

Приготовление учащимися почвенных смесей для комнатных растений.

1.5 Агротехника комнатных растений (2 ч)

Практическая работа.

Полив: обязательный, умеренный, редкий. Правила полива. Влажность воздуха. Температурный и световой режим. Правила пересадки растений. Отработка навыков  по пересадке растений. Обрезка и прищипка растений.

1.6 Питание растений. Удобрения (2 ч)

Практическая работа.

Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста растений. Основные правила использования удобрений.

1.7 Размножение комнатных растений (2 ч)

Способы размножения. Вегетативное размножение комнатных растений.

Практическая работа.

Применение способов размножения на практике.

1.8 Вредители и болезни комнатных растений (2 ч)

Защита комнатных растений от вредителей. Признаки болезней комнатных растений.

Биологические и химические средства защиты комнатных растений. Растительные пестициды. Техника безопасности при работе с растительными пестицидами.

1.9 Фитонциды (1 ч)

Практическая работа.

Фитонцидные свойства комнатных растений. Специфичность их действия. Составление списка фитонцидных растений кабинета биологии и оценка их состояния.

1.10 Фармакологическое действие комнатных растений (1 ч)

Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине.

1.11 Комнатные растения в интерьере (1 ч)

Задачи и функции фитодизайна. Профессия растениевода-дизайнера.

2.Домашние животные (14 ч)

2.1 Животные – помощники человека. Одомашнивание животных (1 ч)

Понятие «искусственный отбор» и «селекция». Приручение собаки, лошади, парнокопытных животных. Многообразие одомашненных животных и их значение для человека. Взаимопомощь человека и домашних животных.

2.2 Забота человека о животных (1 ч)

Ветеринарная помощь больным животным. Ветеринарная служба и ее роль («Если медицина спасает отдельных людей, то ветеринария спасает все человечество». И.П.Павлов ) Особенности работы ветеринарного специалиста.

2.3 Соблюдение правил техники безопасности при общении с домашними животными и уходе за ними (1 ч)

Особенности поведения животных. Основные правила, которые необходимо соблюдать человеку при общении с домашними животными, чтобы не причинить вред своему здоровью.

2.4 Животные – понятливые ученики (1 ч)

Особенности физиологии и психологии животных ( их отличия от человека ). Доброе отношение, приручение, дрессура. Безусловные рефлексы, условные рефлексы, инстинкты. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Этология. Зоопсихология.

2.5 Особенности внутреннего строения млекопитающих. Тайны твоего четвероногого друга (2 ч)

Организм, его связь с окружающей средой; ткани, органы; системы органов; патология.

Устный журнал «Тайны твоего четвероногого друга».

2.6 Оказание первой доврачебной помощи при переломе костей у домашних животных (1 ч)

Практическая работа.

Классификация переломов. Обнаружение перелома. Правила наложения шин и повязок. Правила соблюдения стерильности материалов.

Решение ситуационных задач.

2.7 Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении у домашних животных (1 ч)

Практическая работа.

Правила наложения давящей повязки. Виды кровотечения и правила наложения жгута.

Решение ситуационных задач.

2.8 Причины пищевых отравлений у животных. Оказание первой доврачебной помощи домашним животным при пищевых отравлениях (1 ч)

Практическая работа.

Причины пищевых отравлений. Признаки пищевых отравлений животных. Приемы оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Решение ситуационных задач.

2.9 Травмы домашних животных. Оказание первой доврачебной помощи при различных видах травм (1 ч)

Практическая работа.

Классификация травм. Первая помощь при различных видах травм. Решение ситуационных задач.

2.10 Кормление домашних животных (1 ч)

Практическая работа.

Продукты, которые используются для кормления домашних животных. Значение пищи в жизни животного. Рацион питания Правила хранения продуктов. Режим кормления.

Составление рациона питания.

2.11 Уход за кожей и шерстью домашних животных (1 ч)

Особенности строения кожи домашнего животного, ее функции. Правила ухода за кожей и шерстью.

2.12. Уход за домашними птицами (1 ч)

Особенности анатомии и физиологии домашних птиц. Виды птиц, которых можно содержать в домашних условиях. Уход за птицами, их кормление. Эстетическое значение певчих птиц при условии их домашнего содержания.

2.13. Устройство аквариума. Уход за обитателями аквариума (1 ч)

Размеры и расположение аквариумов, освещение, подогрев, заполнение водой и т.д. Обитатели аквариума – объекты наблюдения и исследования. Эстетическая роль аквариума. Подбор и размещение аквариумных растений, рыб, моллюсков. Уход за обитателями аквариума.

3. Экскурсия (1 ч)

Экскурсия в ветеринарную клинику,  в музей при петербургской академии ветеринарной медицины или в ботанический сад.

4. Заключительное занятие (1 ч)

Защита учащимися творческих работ по выбранной теме.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

Название темы

Общее количе

ство часов

теория

практика

Форма

занятия

Виды деятельности

 1

Комнатные растения.

18

      8

10

1.1

История комнатного цветоводства.

1

      1

Беседа,

дискуссия

Обмениваются мнениями,

Объясняют роль комнатных растений

1.2

Многообразие комнатных растений.

2

      2

Беседа, фотовыставка, просмотр фильма,

экскурсия по школе

Используют дополнительные интернет-ресурсы, справочников  для поиска информации. Получают информацию о разнообразии комнатных растений.

1.3

Паспортизация растений.

2

2

практикум

Распределяют комнатные растения по группам, знакомятся   с классификацией, получают необходимую информацию из дополнительных источников

1.4

Почвенные смеси и их приготовление.

2

2

практикум

Используют  умение работать в коллективе, оценивают значимость почвы для растений, определяют необходимые варианты земельных смесей, учатся их готовить.

1.5

Агротехника комнатных растений.

2

2

практикум

Оценивают значимость полива растений, температурного и светового режима, выполняют работу по пересадке растений

1.6

Питание растений. Удобрения.

2

2

практикум

Оценивают значимость химических элементов, необходимых для растения, обмениваются мнениями, учатся различать удобрения по видам.

1.7

Размножение комнатных растений.

2

      1

1

Беседа,

практикум

Применяют полученные знания на практике

1.8

Вредители и болезни комнатных растений.

2

      2

Просмотр фильма, доклады

Участвуют  в коллективной беседе, обмениваются мнениями

1.9

Фитонциды.

1

     

1

практикум

Составляют список фитонцидных растений в кабинете, оценивают их состояние, обмениваются мнениями

1.10

Фармакологическое действие комнатных растений.

1

      1

Беседа, просмотр фильма, презентация учащихся

Оценивают значимость целебных свойств комнатных растений

1.11

 Комнатные растения в интерьере.

1

      1

Беседа, фотовыставка

Выявляют задачи и функции фитодизайна, подготовка творческого проекта

  2

Домашние животные.

14

      6

8

2.1

 Животные - помощники человека. Одомашнивание животных.

1

      1

дискуссия

просмотр фильма, выставка фотографий

Оценивают значимость домашних животных, обмениваются мнениями

2.2

Забота человека о животных.

1

      1

Беседа с ветеринаром

Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями

2.3

Соблюдение правил техники безопасности при общении с домашними животными и уходе за ними.

1

      1

беседа

Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями

2.4

Животные - понятливые ученики.

1

      1

Беседа, просмотр фильма

Участвуют в коллективной беседе, обмениваются мнениями

2.5

Особенности внутреннего строения  млекопитающих. Тайны твоего четвероногого друга.

1

 

       

1

практикум

Используют необходимую информацию из дополнительных источников

2.6

Оказание первой доврачебной помощи при переломе костей у домашних животных.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.7

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении у домашних животных.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.8

Причины пищевых отравлений у животных. Оказание первой доврачебной помощи домашним животным при пищевых отравлениях.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.9

Травмы домашних животных. Оказание первой доврачебной помощи при различных видах травм.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.10

Кормление домашних животных.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.11

Уход за кожей и шерстью домашних животных.

1

1

практикум

Отрабатывают полученные знания на практике с использованием чучел и муляжей животных

2.12

Уход за домашними птицами.

1

      1

Беседа,

просмотр фильма

Оценивают значимость птиц для человека и обсуждают особенности ухода за ними

2.13

Устройство аквариума. Уход за обитателями аквариума.

1

      1

Беседа,

презентации учащихся

Оценивают значимость рыб, живущих в аквариуме, для человека и обсуждают особенности ухода за ними

  3

Экскурсия

1

1

экскурсия

Посещают музей, обмениваются мнениями

  4

Заключительное занятие.

1

1

презентация

Показывают свои презентации по выбранной теме, обмениваются мнениями

Итого

34

14

20

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения программы внеурочной деятельности

Программа предусматривает ярко выраженный деятельностный характер занятий, поэтому используются различные формы занятий, такие как: беседа, дискуссия, просмотры фильмов, презентаций, экскурсии, фотовыставки. Активная деятельность учащихся по изучению объектов, поиск информации, подготовка презентаций, фотовыставок, участие в дискуссиях пробуждает интерес к изучению природы и помогает достигнуть цели, обозначенной в программе.

Методы и формы работы с детьми

Формы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы:

словесные (беседа, диалог), наглядные (работа с рисунками, схемами), практические (составление схем, поиск информации, применение полученных навыков), дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Данная программа обеспечивается методическими рекомендациями по проведению практических работ,

дидактическими пособиями,: справочниками, энциклопедиями, наглядным материалом (таблицы, альбомы); чучела и муляжи животных,  натуральными объектами (комнатные растения).

Для проведения занятий необходимы:

компьютер, проектор, принтер, сканер, экран, микроскопы, справочная и научно-популярная литература, СМИ на печатной основе.

Литература

Литература для учащихся.

1.Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Педагогика-Пресс, 1995.

2. Дорош М.В. Ветеринарный справочник для владельцев собак («Наши питомцы»).

Изд-во Вече, 2008.

3. Дубровина Е. Здорова ли ваша кошка. Изд-во Аквариум-Принт, 2008.

4. Комнатные растения: энциклопедия. М.: Медиа Арт, 1997.

5. Линь В.Р. Комнатное цветоводство. М.:  Изд-во Аделант, 2007.

6. Плешаков А.А. «От земли до неба» атлас-определитель (пособие для учащихся). М.: Просвещение, 2012.

Литература для учителя.

1. Неер В.Д. Все о комнатных растениях. С-Пб: Изд-во Кристалл, 2011.

2. Соколов В.Д. Клиническая фармакология и фармакотерапия. С-Пб, 1999.

3. Тавлинова Г. Цветоводство С-Пб:  Агропромиздат, 1998.

4. Щербаков Г.Г., Старченков С.В. Незаразные болезни собак и кошек. С-Пб:

 Агропромиздат, 1996.

5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: Кладезь-Букс, 2008.

Интернет-ссылки:

6. Шабалин А.Г. Практические работы по ботанике. Минск «Народная Асвета», 1974.

www.petshealth.ru

www.floriculture.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности по комнатному цветоводству

Внеурочную деятельность по комнатному цветоводству провожу в 5-6 классах уже 3 года...

Комнатные растения. "Кактусы." "В мире комнатных растений".

Презентации к разделу "Комнатные растения".1. "В мире комнатных растений". Презентация для совместного заполнения с учащимися в процессе изучения темы.2. "Кактусы." Об особенностях выращиван...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"

Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями.     Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный мир Растений"

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и живот...

Программа внеурочной деятельности «Развитие гуманного отношения к домашним животным»

Актуальность программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы по­строения экологического образования детей...

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии 7 класс "Экология животных"

Внеурочная деятельность по биологии организуется для учащихся 7 классов ,которые уже знакомы по урокам курса биологии 5-6 класса с миром живых организмов....