программа внеурочной деятельности "Цветоводство"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности "Цветоводство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Цветоводство" | 167 КБ |
программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных" | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
«Цветоводство»
(34часа в год, 1 час в неделю)
5 класс
Программа составлена в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Учитель: Рогачева Ю.В.
экспертиза | председатель | дата | подпись | «УТВЕРЖДАЮ» Директор_______Л.В.Королева «_____»___________2013 г. |
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, химии, географии | Гринькова О.В. |
| ||
Рекомендовано к утверждению на МС | Черчик Т.А. |
г.о. Тольятти
2013 г.
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности по биологии в пятом классе «Цветоводство» знакомит учащихся с особенностями строения цветковых растений и некоторыми физиологическими процессами, протекающими в них.
Он направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном мире. В рамках данного курса запланирована практическая работа на пришкольном участке.
Цель программы – начальная подготовка в области декоративного садоводства, включающая изучение травянистых и цветочных растений, особенностей выращивания и умение использовать их в оформлении ландшафта и интерьера, приобретение навыков выполнения основных видов работ: подготовки почвы (перекопки), выравнивания, рыхления, разметки; предпосевной подготовки семян к посеву; посева, подготовки посадочного материала к посадке; умение отличать всходы культурных растений от сорняков, определять по внешнему виду тип почвы, потребность растений в свете, поливе, подкормках, осуществлять своевременный уход за растениями (пикировать, прореживать, формировать, поливать, подкармливать, опрыскивать, бороться с вредителями и болезнями), вести дневник наблюдений за развитием растений, озеленить школу и обеспечивать своевременный уход за имеющимися растениями.
Задача обучения – получение знаний о травянистых и цветочных растениях открытого и защищённого грунта, особенностей их биологии и декоративных качеств, технологии возделывания и применении в оформлении ландшафта и интерьеров.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода.
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
· Умение работать с разными источниками информации;
· Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
· Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами являются:
1.В познавательной (интеллектуальной) сфере дети должны уметь:
• Ухаживать за культурными и декоративными растениями;
• Выращивать растения и готовить семена к посеву;
• Применять теоретические знания в практической деятельности;
• Составить настольную композицию, собрать букет, оформить зелёный уголок в интерьере;
• Делать икебаны, собирать гербарий.
• Собирать семена
• Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; роль растений в жизни человека; значение растительного разнообразия;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с инвентарем на пришкольном участке.
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Программа модифицирована в соответствии со стандартами ФГОС второго поколения.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия будут проходить 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма занятий: групповая.
Формы работы: экскурсии, биологические игры и викторины, работа на пришкольном участке, конкурсы, практические и творческие работы.
Ожидаемый результат: приобретение учащимися социальных знаний и их реализация через практическую деятельность.
Содержание программы
Программа включает 9 тематических последовательно изучаемых разделов.
Раздел 1. Вводное занятие (1ч.).
Знакомство с планом работы кружка. Правила поведения на экскурсиях, в кабинете. Инструктаж по ТБ.
Раздел 2. Биологические основы цветоводства (2ч.)
1.Комнатные и декоративные растения дома и в школе (1ч.)
Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Отношение декоративных растений к внешним условиям. Климатические, почвенные и биологические факторы.
2. Экскурсия на пришкольный участок (1ч.)
Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию».
Раздел 3. Строение цветочно-декоративных растений (3ч.)
1.Строение цветковых растений (1ч.)
Виды корневых систем (стержневая и мочковатая). Рост и строение корня. Строение стебля. Строение листа. Строение цветка, плода.
2.Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 ч.)
Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.
3. Практическое занятие (1ч.)
Сбор листьев и цветов для высушивания.
Раздел 4. Сбор и хранение семян (5ч.)
1. Семена овощных и декоративных культур (1 ч.)
Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду (по цвету, по изменённой окраске, по внешнему виду). Закрепить знания о правилах сбора (не ломать, не раскручивать) и хранения семян.
2. Практическое занятие по сбору семян однолетних культур на пришкольном участке (2ч.)
Сбор семян (календула, бархатцы, астры, петуния)
3. Составление гербария (2ч.)
Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки.
Раздел 5. Размножение декоративных растений (4ч.)
1.Семенное размножение (1ч.)
Морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. Сроки сохранения всхожести. Сортовые и посевные качества семян. Определение посевных качеств семян (лабораторная и полевая всхожесть). Глубина заделки семян. Рассадный способ выращивания и его значение для получения раннего цветения. Пикировка и её значение. Безрассадный способ выращивания семян.
2.Конкурс рисунков «Цветик-семицветик» (2ч.)
3.Размножение комнатных растений (1ч.)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
Раздел 6. Уход за комнатными цветами (9ч.)
1. Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения (1 ч.)
Влияние тепла и света на комнатные растения
2. Экологические группы комнатных растений (2ч.)
Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений дома, школе, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)
3.Размножение комнатных растений (2 ч.)
Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка
4.Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». (1 ч.)
Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране
5.Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» (1 ч.)
Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.
6. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света (2 ч.)
Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Распределить! обязанности. Отчет о выполненной работе. Наблюдение после произведённой работы
Раздел 7. Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт (2ч.)
1.Состав почвы. Виды почвенных смесей (1ч.)
В зависимости от того, какое растение, в какой земле лучше приживается.
2.Подготовка земли к посеву. Инвентарь (1ч.)
Сырая, сухая или влажная земля. Каким инвентарём нужно пользоваться при посеве семян: лопатка, грабельки, леечка, опрыскиватель и др.
Раздел 8. Выращивание цветочных растений через рассаду (3ч.)
1.Расчет потребности семян и рассады (1ч.)
Ассортимент. Изучение количества цветов для посадки в школу в нужном количестве.
2.Расчет потребности семян и рассады (1ч.)
3. Пикировка. (1ч.)
Раздел 9. Высадка рассады цветочных культур (5ч.)
1. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений (2ч.)
Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.
2. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (3ч.)
Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии «Цветоводство»
в 5 «___» классе
№ п\п | Тема | Кол. Часов Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты | Дата | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
Вводное занятие (1 час) | ||||||||
1 | Цветоводство. | 1 час Знакомство с планом работы кружка. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательный интерес к естественным наукам. Эстетическое восприятие природы. | Знание правил поведения на экскурсиях, работы на пришкольном учаске. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | |
Биологические основы цветоводства (2 часа) | ||||||||
2 | Комнатные и декоративные растения дома и в школе. | 1 час. комбинорованный | Ознакомление с комнатными растениями. Уметь оценивать условия жизни и роста растений. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение проводить элементарные наблюдения, работать с различными источниками информации. | Умение воспринимать информацию на слух. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | |
3 | Экскурсия на пришкольный участок. Игра « Угадай растение по описанию» | 1 час. Комбинированный./игровая технология | Знать признаки культурных растений, определять их по внешнему виду. Знать растения пришкольного участка. | Умение соблюдать дисциплину на экскурсии, уважительно относится к учителю и одноклассникам. | Умение давать определения растениям, классифицировать объекты. | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |
Строение цветочно-декоративных растений (3 часа) | ||||||||
4 | Строение цветковых растений | 1 час. теоретический | Знать виды корневых систем. Рост и строение корня. Строение листа, цветка, плода. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |
5 | Экскурсия на пришкольный участок | 1 час. комбинированный | Иметь представления о пришкольном учебно-опытном учаске; дикорастущие и культурные растения участка. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. | Умение грамотно формулировать вопросы, классифицировать объекты. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |
6 | Практическое занятие «Собери гербарий» | 1 час. практический | Умение наблюдать и анализировать осенние явления в жизни растений и животных; отбирать растения для высушивания. | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам. Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение проводить элементарные наблюдения. | Умение воспринимать информацию на слух. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
Сбор и хранение семян (5ч.) | ||||||||
7. | Семена овощных и декоративных культур. | 1 час. Теоретически1 | Различать семена по внешнему виду (цвет, измененная окраска). Знать правила сбора и хранения семян. | осознавать единство и целостность окружающего мира | работать с информацией Интернет-ресурсов. | Умение воспринимать информацию на слух | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
8,9 | Сбор семян однолетних культур на пришкольном участке. | 2 часа. практический | Различать семена культурных растений (календула, бархацы, астра, петуния) | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки | оформлять результаты практической работы в рабочей тетради; | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
10,11 | Составление гербария | 2 час. Практический | Закрепить понятие об основных органах растений; уметь закладывать растения в гербарные папки. | осознавать единство и целостность окружающего мира | Оформлять гербарные папки | -уметь распределять роли при выполнении практической работы в парах -уметь договариваться друг с другом | -работая по плану сравнивать свои действия с целью | |
Размножение декоративных растений (4 часа) | ||||||||
12 | Семенное размножение | 1 час. Теоретический | Знать морфологические особенности семян: величина, форма, окраска, характер поверхности. Условия прорастания семян. | осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки | работать с текстом и иллюстрациями Интернет-сайтов. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | сравнивать семена с изображением растений на рисунках и определять их. | |
13, 14 | Конкурс рисунков «Цветик-семицветик» | 2 часа. Практический | Выделять существенные признаки осенней природы | Эстетическое восприятие природы. | Умение делать выводы по наблюдениям за природой | Умение обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
15 | Размножение комнатных растений | 1 час. Комбинированный | Различать способы размножения комнатных растений; пеоресаживать комнатные растения. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение проводить элементарные наблюдения, работать с различными источниками информации. | Умение обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
Уход за комнатными цветами (9ч.) | ||||||||
16 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения. | 1 час. Комбинированный | Знать влияние тепла и света на комнатные растения | осознавать единство и целостность окружающего мира, | Умение работать с Интернет-ресурсами, делать презентации | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
17, 18 | Экологические группы комнатных растений | 2 часа. Комбинированный | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности растений. Уметь правильно размещать комнатные растения. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение делать выводы по наблюдениям за растениями | Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
19, 20 | Размножение комнатных растений | 2 часа. Комбинированный | Различать способы размножения комнатных растений; пеоресаживать комнатные растения. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение проводить элементарные наблюдения, работать с различными источниками информации. | Умение обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
21 | Почва – состав и свойства почвы. Игра «Поле чудес» | 1 час. Комбинированный | Знать значение почвы и меры по ее охране. | осознавать единство и целостность окружающего мира, | Умение делать выводы по наблюдениям за природой | Умение обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
22 | «Уход за комнатными растениями» | 1 час. Практический | Уметь пересаживать комнатные растения. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | Умение распределять обязанности по уходу за комнатными растениями | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |
23 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребностей тепла и света. | 2 часа. Практический. | Использовать знания о влиянии тепла и света на комнатные растения при их размещении. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение делать выводы по наблюдениям за растениями | Умение распределять обязанности по уходу за комнатными растениями | Умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | |
Подготовка почвы под посев цветочно-декоративных растений в грунт (2ч.) | ||||||||
24. | Состав почвы. Виды почвенных смесей. | 1 час. Теоретический | Знать какое растение, в какой земле лучше приживается. | осознавать единство и целостность окружающего мира, | Умение работать с Интернет-ресурсами, делать презентации | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
25. | Подготовка земли к посеву. | 1 час. Комбинированный | Уметь использовать необходимый инвентарь при посеве семян. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение делать выводы по наблюдениям за почвой. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
Выращивание цветочных растений через рассаду (3ч.) | ||||||||
26, 27 | Расчет потребностей семян и рассады | 2 часа. Комбинированный | Знать ассортимен растений для пришкольного участка, рассчитывать нужное кол-во семян для посадки. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение делать выводы по наблюдениям за природой. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
28 | Пикировка. | 1 час. Практический. | Уметь делать пикировку растений. | Эстетическое отношение к живым объектам. | Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
Высадка рассады цветочных культур (5ч.) | ||||||||
29, 30 | Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений | 2 часа. Практический. | Уметь размещать семена на «Посадочной ленте» в соответствии с площадью питания растений | Эстетическое отношение к живым объектам. | Умение делать выводы по наблюдениям за природой. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
31-33 | Высадка рассады на участке. Составление графика полива. | 3 часа. Практический. | Составлять план-проек клумбы. | Эстетическое восприятие природы. | Умение делать выводы по выполнению работы. | Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы.
Кабинет биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.
Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его использования.
Дидактический материал и мультимедийный материал:
- натуральные объекты (декоративные и культурные растения, гербарии);
- средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы, дидактический материал);
- муляжи и модели (объемные, рельефные);
- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);
- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Литература
Для учителя:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада. - 2008.
2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/114882.html
3. Дишук Н.И. В цветнике. [Текст]: Дишук Н.И.// Календарь - справочник садовода и огородника.- 2009. - №7. – с.49-53.
4. Митт Л. Приусадебное декоративное цветоводство. [Текст]: Митт Л. //Приусадебное декоративное цветоводство.- М: - Колосс.- 1973.
5. Тавлинова Г.К. Приусадебное цветоводство. [Текст]: Тавлинова Г.К. //Приусадебное цветоводство. Санкт-Петербург.- Агропромиздат.-1996.
Для обучающихся:
1. Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д. Современный дизайн участка. Шаг за шагом. [Текст]: Агишева Т.А., Сарафанова Н.А., Леванова М.Д.// Современный дизайн участка. Шаг за шагом.- М: Лада.- 2008
2. Тулинцев В.Г., Белый А.И. Цветоводство для всех. [Текст]: Тулинцев В.Г., Белый А.И.// Цветоводство для всех.- Санкт-Петербург.-Стройиздат.-2003.
3. Ляхов П.Р. Всё о растениях. [Текст]: детская энциклопедия / П.Р. Ляхов. Я познаю мир. М: АСТ, 2005. - С. 252.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ № 21 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
«Азбука содержания домашних животных»
(34часа в год, 1 час в неделю)
7 класс
Программа составлена в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Учитель: Рогачева Ю.В.
экспертиза | председатель | дата | подпись | «УТВЕРЖДАЮ» Директор_______Л.В.Королева «_____»___________2015 г. |
Рассмотрено на заседании МО учителей биологии, химии, географии | Гринькова О.В. |
| ||
Рекомендовано к утверждению на МС | Черчик Т.А. |
г.о. Тольятти
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Главной целью научно-познавательного направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.
Педагогическая целесообразность: обучение строится на концентрическом принципе построения программы: блоки тем повторяются каждый год обучения. Программа предусматривает последовательное расширение знаний о животном мире.
Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.
Задачи :
- Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
- воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.
Содержание учебного предмета
1.Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса.
2. Как животные оказались в нашем жилище?Почему мы любим животных?
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными.
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их.
Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
3. Собаки — самые верные друзья человека Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак.
4. Кошки, которые не гуляют сами по себе Основы практической фелиологии — науки о кошках.
История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
5. Пернатая радуга в комнате
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
6. Хомка и его ближайшие родственники
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
7. Школа для ваших любимцев. Взрослые, которые всегда готовы помочь
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с
содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
8. Мы в ответе за тех, кого приручили
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных.
9. Итоговое занятие. Конференция, выставка
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности «Азбука содержания домашних животных» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина.
Программа рассчитана на 34 часа, занятия будут проходить 1 раз в неделю по 1 часу.
Форма занятий: групповая.
Виды деятельности и предполагаемые формы:
- Конструирование из разных материалов
- Рисование с натуры и по воображению
- Лепка по воображению
- Урок-игра, урок-беседа, викторина
- Творческие конкурсы (рисование, лепка, сочинение стихотворений, песенок, сказок)
- Эксперимент
- Наблюдения
- Коллективные разработки
- Экскурсии
- Проведение фотосессий
- Проектная деятельность
Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный учебно-опытный участок, читальный зал библиотеки.
Ожидаемый результат: приобретение учащимися социальных знаний и их реализация через практическую деятельность.
Формы подведения итогов:
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров выступают объекты, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. Кроме того, ценностные ориентации курса способствуют:
- правильному использованию биологической терминологии и символики;
- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ценностные ориентации, формируемые в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.
Требования к результатам обучения
- приобретение школьниками социальных знаний
- Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
- Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
- Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
- Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
- Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
- Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
- Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
- Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
- Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- гуманного отношение к животным, сопереживания;
- формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных
- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;
- Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;
- Использовать терминологию, связанную с разведением животных;
- Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;
- Фотографировать животных;
- Организовывать фотовыставки.
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Содержание программы Азбука содержания домашних животных (1 час в неделю; всего 34 часа) | ||
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Введение -1 час. | ||
Ознакомление с планом работы, с видами общественно полезного труда, с массовыми мероприятиями, в которых будут участвовать учащиеся класса. | Вводное занятие (1ч.) | Знакомятся с планом работы кружка, с видами общественно полезного труда, мероприятиями. Выбирают цветоводов в классе. |
Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов. | ||
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных. | 1.Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей. (теория) – 1ч. 2.«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог». (практика) -1ч. 3. Красота и привлекательность животных. (теория) – 1ч. 4. Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. (Практика) – 1ч. 5. Конкурс эрудитов – любителей животных. (практика) – 1ч. 6. Заочное путешествие: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» - 1ч. | Знакомятся: как к животным относились первобытные люди, поклонялись им и какие – были священными; какие условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) Рисуют рисунки и составляют рассказы о домашних питомцах. Читают литературу по уходу за животными, просмотр слайдов о животных и их содержанию. Составляют устный рассказ о любимом животном. Обсуждение полученных сведений. |
Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа. | ||
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Практическая работа: просмотр видеоматериалов, посещение выставки собак. | 1.История одомашивания собак. Наука о собаках.(теория). Презентация. «Все друг другу мы нужны»(практика) -1ч. 2. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь.(теория)-1ч. 3. «Профессии собак» Собаки – герои (теория)-1ч. 4. Какую выбрать? Воспитание щенка. (практика)Как ухаживать за взрослой собакой? Отношение человека и собаки. (практика) – 1ч. | Составляют презентации по результатам наблюдений за домашними животными. Чтение и обсуждение познавательных рассказов о «профессии» собак. Выполнение зарисовок к тексту. Просмотр фильма о героях – собаках. |
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа | ||
Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках. Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой | 1.Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек. (теория)-1ч. 2. Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые.(Теория)-1ч. 3. Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги.(практика) – 1ч. 4. Как выбрать котенка. Воспитание котят. Для чего кошки играют?(практика) – 1ч. | Чтение и обсуждение удивительных историй об отношении кошек и их хозяевах. Поведение кошек. Взаимные отношения кошек. Наблюдение за тем, что надо кошке для хорошего самочувствия. Рассказ о своей кошке: ее внешний вид, повадки, отношение кошки с ее хозяевами. Составление устного рассказа о воспитании котенка. Конкурс рисунков: « Мой любимец». |
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа. | ||
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах. Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. | 1.Комнатные птицы. Не навреди! (теория) – 1ч. 2. Волнистый попугай, неразлучники. Канарейка. Говорящие птицы.( теория)-1ч. 3. Рядом с нами. Клетка для птиц. (практика). Разведение канареек и попугаев. – 1ч. 4. Условия жизни комнатных птиц в доме.Птицы – наши друзья! (практика)- 1ч. | Изучение разнообразия комнатных птиц. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц в домашних условиях. Просмотр видеоматериалов о содержании комнатных птиц. |
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа. | ||
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах. Практическая работа: оформление места проживания хомячка. | 1. Все они родственники. Грызть, чтобы жить. Белка песенки поет. (теория) – 1ч. 2. Запасливый хозяин. Разновидности хомячков. (теория) – 2ч. 3. Основы содержания мелких грызунов дома.Загадочный мир животных. (практика) – 1ч. | Чтение и обсуждение познавательной литературы о грызунах. Работа с иллюстрациями о мелких домашних грызунах. Составление презентаций. |
Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часов. | ||
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам. Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных. Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных. Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. | 1.Основы воспитания и дрессировки животных. – 1ч. 2. Как приучить собак и кошек к чистоплотности.(практика) – 1ч. 3. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание.- 2ч. | Составляют правила ухода за собаками и кошками. Приручение к чистоплотности. Устный рассказ и презентация о жизни комнатных собак в доме. |
Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часов. | ||
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных. Практическая работа: освоение приёмов фотографирования птиц и животных. | 1. Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. – 1ч. 2. Как достичь успеха в своем увлечении животными. – 1ч. 3. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. – 1ч. 4. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. (практика) – 1ч. | Конкурс рисунков «Моя любимая кошка или собака». Обсуждение правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой. Ознакомление с правами и обязанностями хозяев животных. Изучают с помощью Интернета Закон об охране и защите домашних животных. Составление презентации. |
Раздел 9. Итоговое занятие –2часа. | ||
Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. Практическая работа: проведение конференции, выставки или презентации. | Итоговое занятие – 2ч. | Защита проектов. |
Итого 33 + 1 (резерв) |
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности по биологии «Азбука содержания домашних животных»
в 7 «___» классе
№ п\п | Тема | Кол. Часов Тип урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты | Дата | |||
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | |||||
Вводное занятие (1 час) | ||||||||
1 | Вводное занятие | 1 час Знакомство с планом работы кружка. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательный интерес к естественным наукам. Эстетическое восприятие природы. | Знание правил поведения на экскурсиях. | Умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. | |
Раздел 2. Как животные оказались в нашем жилище? Почему мы любим животных? – 6 часов. | ||||||||
2 | Как животные оказались в нашем жилище? Роль животных в жизни людей | 1 час. комбинорованный | Знать традиции содержания животных; отношение к животным первобытных людей; традиции содержания животных у разных народов. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
3 | «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог» | 1 час. Комбинированный./игровая технология | Знать условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
4 | Красота и привлекательность животных. | 1 час. комбинированный | Уметь ответить на вопросы: Как животные помогают сохранить здоровье? Как животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми? Чем животные во многом похожи на нас и почему мы понимаем и любим их. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности) | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
5 | Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными. | 1 час. Практический | Знать особенности различных видов работ по уходу за животными | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
6 | Конкурс эрудитов – любителей животных. | 1 час. Практический | Знать животных, их повадки, образ жизни. | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
7 | «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | 1 час. Практический | Знать животных, их повадки, образ жизни; Особенности диких и домашних животных | освоение ребенком социальных норм проявления чувств приобщении с животными и способность регулировать свое поведение на основе эмоциональности | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
Раздел 3. Собаки — самые верные друзья человека — 4 часа | ||||||||
8 | История одомашивания собак. Наука о собаках. | 1 час. Практический | Наблюдать за домашними питомцами. Знать породы собак. Устанавливать природные закономерности, взаимосвязи. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
9 | Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Собачья жизнь. | 1 час. Теоретический | Знать разнообразие собак; собенности их внешнего вида, распространения, поведения. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
10 | «Профессии собак» Собаки – герои. | 1 час. Теоретический | Знать «профессии собак»; их героические поступки. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
11 | Отношение человека и собаки | 1 час. Практический | Уметь пользоваться правилами выбора собак. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
Раздел 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе. – 4 часа | ||||||||
12. | Наука о кошках. Священная египтянка. Породы кошек | 1 час. Теоретический | Знать историю одомашивания кошек. Роль кошки в жизни человека. | осознавать единство и целостность окружающего мира | работать с информацией Интернет-ресурсов. | Умение воспринимать информацию на слух | Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы. | |
13. | Полна тайны. Судьба кошки во времена прошлые. | 1 час. Теоретический | Выделять существенные признаки поведения кошек. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
14. | Условия жизни для кошки дома. Будни, праздники и подвиги | 1 час. Практический | Знать правила ухода за кошками. Рассказывать о своей кошке: ее внешнем виде, повадках, отношении кошки с ее хозяевами. | стремление выполнять социально значимую деятельность, быть полезным обществу, братьям нашим меньшим, стремление к самоизменению – приобретение новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества; умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; умение аргументировать свое предложение , убеждать и уступать. | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками; | |
15. | Как выбрать котенка. Воспитание котят. Для чего кошки играют? | 1 час. Практический | Уметь составлять рассказ о результатах наблюдения за кошкой. | осознавать единство и целостность окружающего мира | Оформлять гербарные папки | -уметь распределять роли при выполнении практической работы в парах -уметь договариваться друг с другом | -работая по плану сравнивать свои действия с целью | |
Раздел 5. Пернатая радуга в комнате – 4 часа. | ||||||||
16 | Комнатные птицы | 1 час. Теоретический | Определять причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
17. | Волнистый попугай, канарейка. Говорящие птицы | 1 час. Практический | Уметь выстаивать наблюдение за птицами | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
18. | Рядом с нами. Разведение канареек и попугаев. | 1 час. Практический | Уметь выстаивать наблюдение за птицами. Знать условия разведения птиц. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
19. | Условия жизни комнатных птиц в доме. | 1 час. Практический | Знать условия разведения птиц. | мотивация учения; нравственно-этическое оценивание своих поступков и других; | поиск и выделение информации; умение строить устную речь. | умение договариваться и находить общее решение; взаимопомощь по ходу выполнения задания. | умение планировать свою деятельность; волевая саморегуляция | |
Раздел 6. Хомка и его ближайшие родственники – 4 часа | ||||||||
20 | Все они родственники. Грызть, чтобы жить.Белка песенки поет. | 1 час. Теоретический | Знать особенности грызунов в природе | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
21,22 | Запасливый хозяин. Разновидности хомячков | 2 часа. Теоретический | Знать разновидности хомяков | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
23 | Основы содержания мелких грызунов дома. Загадочный мир животных. | 1 час. Практический | Знать необходимое оборудование для клеток хомяков. | интерес к новому, стремление к приобретению новых знаний и умений. | Анализ объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений | умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. | Целепологание; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками | |
Раздел 7. Школа для наших любимцев –4 часа | ||||||||
24. | Основы воспитания и дрессировки животных. | 1 час. Теоретический | Знать основные правила воспитания животных | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
25. | Как приучить собак и кошек к чистоплотности | 1 час. Практический | Уметь рассказывать о правилах ухода за собаками и кошками. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
26, 27 | Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. | 2 часа. Теоретический | Иметь представления об условных рефлексах домашних животных | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
Раздел 8. Мы в ответе за тех, кого приручили – 4 часа | ||||||||
28. | Культура содержания и этика взаимоотношения с животными | 1 час. Практический | Уметь рассказывать об этике взаимоотношения со своим любимцем. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
29. | Как достичь успеха в своем увлечении животными. | 1 час. Теоретический | Обсуждать правил ухода за животными, что надо сделать, чтобы твой питомец радовался встрече с тобой. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
30. | Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. | 1 час. Теоретический | Знать Закон об охране и защите домашних животных. | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
31. | Сопереживание, сочувствие и содействие животным | 1 час. Практический | Знать, как придти на помощь животным | организация форм совместной учебной деятельности и сотрудничества. | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | Эмоциональное отношение к процессу сотрудничества | Умение действовать по плану и планировать свою деятельность | |
Раздел 9. Итоговое занятие –2часа. | ||||||||
32-33 | Защита проектов | 2 часа. Практический. | Умение отражать полученные знания в проекте | проявление особого интереса к содержанию занятий по внеурочной деятельности курса «Азбука содержания животных». | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов. | умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме | подводить итоги своей познавательной, учебной и практической деятельности. | |
ИТОГО: 33 часа + 1 резерв |
Методическое и материально-техническое сопровождение программы.
- выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
- наличие канцелярских принадлежностей,
- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);
- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);
- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).
Литература
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский.
М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов
Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...