Статья «Экологическое образование и воспитание подрастающего поколения»
статья по биологии на тему

Назарова Елена Владимировна

Представленый материал раскрывает вопросы реализации эколого - биологического обучения и воспитания в школе, через интеграцию оновного общего и дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_v_shkole.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экологическое образование и воспитание

 подрастающего поколения»

Е.В.Назарова учитель биологии,

 педагог дополнительного образования

« Мир,  который мы оставляем нашим детям, в значительной мере зависит от детей, которых мы оставляем нашему миру … Учителя, как никогда ранее, играют решающую роль в формировании нашего коллективного будущего.»  

                                        Федерико Майор  ЮНЕСКО

        Экологическое образование прошло путь от натуралистического движения, через охрану природы, к формированию экологической культуры. Созданы эффективные педагогические системы, позволяющие воспитывать и развивать различные компоненты  экокультуры личности выращивать экологическую культуру.

        Взаимодействие общества и природы в наши дни стало одной из глобальных проблем. Экологическая безграмотность оборачивается невосполнимым ущербом, который наносится окружающей среде на производство и в быту. Экологическое образование выступает важнейшим условием осуществления природоохранной политики, формирование  экологической культуры населения и обеспечения его экологической безопасности.

        Если грядущий век футурологии прогнозируют веком информационно-экологическим, то экологическое образование по праву должно стать узловым в структуре образования, одним из главных системообразующих факторов его развития. Сегодня экологическая культура становится неотъемлемой частью функциональной грамотности населения.

        Основными задачами экологического воспитания сегодня являются:

  1. Воспитание экологической культуры у детей дошкольного и школьного возраста, как приоритетного звена в системе непрерывного экологического образования.
  2. Формирование общественного экологического сознания.
  3. Обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития города.
  4. Формирование новой общей ценности человечества – сохранение экологического качества среды Жизни.

Анализ содержания школьных образовательных областей показывает, что сегодня экологическое образование в них представлено педагогически слабо организованной, скоординированной «россыпью представлений» о новой проблеме человечества- разрушение экологических основ жизни. Кроме того, элементы экологических знаний включены в основном в содержание предметов естественно- научного  цикла и носят информационно- справочный характер. Появляется необходимость ориентирования школьников на анализ, размышления, оценку экологических ситуаций.

        Необходимо сотрудничество общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования, общественностью и местным самоуправлением. Это позволит создать эколого – образовательную среду как средство социализации личности, более полно представить не только познавательный, но ценностный, нормативный и деятельный компоненты содержания экологического образования.

Предполагаемое активное участие образовательных и культурно – досуговых учреждений будет способствовать дальнейшему развитию системы экологического образования как среди детского населения и молодежи, так и в кругу должностных лиц в чьи обязанности входит обязательное изучение и применение методов и приемов, разработанных как неотъемлемая часть правовой отрасли экологического образования.

        Экологическое воспитание детей – необходимое условие обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад  - школа  - ВУЗ -      профессиональная деятельность).

        В определении критериев экологической воспитанности решающую роль играют представления о сущности, динамике, конечных целях воспитательного процесса.

        Параллельно процессу социализации человека идет процесс экологизации личности – формирование его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. В более узком смысле процесс экологического воспитания должен проходить как целенаправленное воздействие на развитие экологической культуры личности.

        Экологическая культура – качественное новообразование личности, часть ее общей культуры.

        Главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры, т. е. совокупности экологически развитых сознания, эмоционально – чувственной, деятельной сфер личности.

Полноценное экологическое воспитание предполагает сочетание классно-урочного обучения с организацией исследовательских и практических  занятий школьников в окружающей среде. Такой подход позволяет усилить мотивацию и воспитательный эффект обучения. Широкие возможности для организации такого рода учебной деятельности кроются в сфере взаимодействия основного и дополнительного образования. Существенным резервом является и более полное использование  функциональных возможностей всех компонентов базисного учебного плана для целей экологического образования.

Внедрение интегрированных курсов с экологическим содержанием на базе действующих систематических предметов для разных ступеней обучения. Например, в начальной школе на базе предметов «Природоведение», «Окружающий мир» предполагается создать интегрированный учебный предмет «Человек и окружающая среда».

В 7-9 классах – в предмете «Биология» такой содержательной линией может стать экосистемный подход, более полно отражающий «Жизнь в окружающей среде».

В 7-10 классах – на базе предметов «Обществознание» и «Граждановедение» отразить главные социальные идеи концепции Устойчивого развития.

В 10 классе – в рамках курса «Человек» предполагается реализовать содержательную линию «Человек: экология и здоровье».

        Интегрированный курс «Основы экологии» может быть представлен как самостоятельным учебным предметом, так и системой  модулей. Их предлагается изучать на разных этапах неполной средней школы на основе координации с содержанием действующих предметов базисного учебного плана. Модульная структура курса «Основы экологии» имеет свои преимущества. Например, возможность, с одной стороны, более гибко строить его  содержание с учетом особенностей возрастной психологии детей. С другой стороны, обеспечить реальное конструирование индивидуальной траектории обучения.

        Предполагается, что обучение на старшей ступени общеобразовательной школы ориентирует учащихся на продолжение образования для получения специальности преимущественно в системе средне - технических и высших специальных учебных заведений. Такая ориентация делает необходимой в 11-х классах изучение курса «Глобальная экология».

        Однако старшая ступень школы не полностью выполняла бы свою общеобразовательную функцию, если бы ограничивалась только этими академическими дисциплинами. На ряду с ними в учебный план предлагается включить общекультурные предметы, особенно имеющие прогностическую и ценностную значимость в формировании современного миропонимания у старшеклассников. Их количество требует обсуждения, но несомненно, что среди них должна быть представлена и новая область современного знания типа – «Глобальная экология», «Экология и культура», «Эрбоэкология»,  «Экология и город» и т.п.

        Сохраняется реальная возможность введения в учебный план школы интегрированного предмета типа «Экология», содержание которого целесообразно строить с учетом региональных особенностей экологической ситуации. В тоже время для регионального компонента актуальной задачей является обеспечение преемственности  в содержании экологического образования, особенно в плане связи теоретических знаний с практической деятельностью учащихся. Это можно осуществить путем выделения учебного времени на проведение учебных экологических практикумов для учащихся разных классов. Такие практикумы проводятся путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и окружающей среде.

        Чаще всего по содержанию они ориентированы:

  • На изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг);
  • На проектирование и уход за ландшафтом;
  • На практическое участие в природоохранных мероприятиях;
  • На пропаганду идей здорового образа жизни и устойчивого развития.

        В школьном компоненте наиболее полной мере может реализоваться идея о конструировании «индивидуальной траектории обучения», путем вовлечения учащихся в выполнение школьных экологических проектов. Работа над проектами проводится с использованием прогрессивной педагогической технологии. Индивидуальная учебная деятельность организуется в малых группах сотрудничества.

        Именно в такой работе наиболее полно проявляется тесная связь основного и дополнительного экологического образования.

        Таким образом, разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей непрерывного экологического образования подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Экологическое образование школьников через исследовательскую деятельность.

В статье рассмотрены основные принципы организации учебно-исследовательской деятельности в школе и мои размышления на эту тему....

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Статья "Экологическое образование и просвещение граждан"

Статья об экологическом образование и просвещение граждан...

статья "Экологическое образование"

   Экологическая обстановка на нашей планете заставляет не только говорить, но и кричать о необходимости современного экологического образования. Ценность его в том, что оно дол...

статья Экологическое образование и воспитание школьников

Не секрет, что у каждого педагога есть своя методическая копилка, материал которой используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Материалы, содержащиеся в данном методическом пособии,...

Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"

Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...

Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...