Статья "Экологическое образование и просвещение граждан"
статья по биологии по теме
Статья об экологическом образование и просвещение граждан
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №36 »
городского округа Саранск Республика Мородовия
Статья на тему:
«Экологическое образование и просвещение граждан»
подготовила
учитель химии и биологии
Узенькова Анна Владимировна
г.Саранск
2013 г
Проблемы экологического образования и просвещения граждан
Актуальность исследования - на сегодняшний день важнейшей задачей современного, образованного человека должна быть забота об экологическом состоянии окружающей среды. Бурное промышленное развитие в ХХ веке привело к тому, что воздействие человека на природу значительно усилилось. Зачастую оно имеет крайне негативный характер. Именно поэтому сегодня остро стоит вопрос экологического образования и просвещения людей уже со школьной скамьи.
Методы исследования – теоретические, сравнительно-сопоставимый, анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и исследований по проблеме, опросные методы – беседа.
В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде; он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о гибели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточна развита потребность фактически участвовать в природо-охранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.
Цель экологического образования и воспитания - формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности, формирование экологической культуры.
Таким образом, школьное образование и воспитание в области охраны окружающей среды должны выполнять две "стратегические" задачи:
- Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.
- Вооружать их, хотя бы, необходимым минимумом знаний в этой области.
Исходя из этих задач, выбираются методы работы:
- Учебная деятельность - рефераты, устные журналы - способствуют освоению теории и практике взаимодействия общества и природы, овладению приемами причинного мышления.
- Активные формы: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры - формируют опыт принятия экологически целесообразных решений.
- Общественно-полезная деятельность, постановка под руководством учителя опытов на школьном учебно-опытном участке по изучению влияния минеральных удобрений на урожайность культур, выполнение анализов почвы и грунтовых вод - служит приобретению опыта принятия экологических решений, позволяет внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.
- Экскурсии на предприятия - теоретический материал становится ясным, очевидным, зримым.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной.
Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.
Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс- информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.).
Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления учащихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет).
Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание учащимися взаимодействия "природа-человек" как ценности. Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обуславливает необходимость ориентации на достижение этого уровня. Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегративного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе "природа-наука-производство-общество-человек", охватывающей все уровни взаимодействия "природа-человек.
Различают экологическое образование и экологизацию системы образования. Хотя они и взаимосвязаны, но характеризуют в некотором отношении различные явления. Экологическое образование — это непосредственное усвоение экологических знаний различного характера и уровня.
Выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общих идей охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем. Оба эти направления взаимосвязаны, ибо в их основе лежит познание принципов, подходов, закономерностей экологии.
Экологизация системы образования — это характеристика тенденции проникновения экологических идей, понятий, принципов, подходов в другие дисциплины, а также подготовки экологически грамотных специалистов самого различного профиля.
До недавнего времени экологическое образование ориентировалось в основном на естествознание (преимущественно на биологическую экологию и географию) и отчасти на технические науки, связанные с технологией природоохранной деятельности (с акцентом на очистные сооружения и технологии). Социальная же часть экологии, кроме отдельных фрагментов эколого-экономических и эколого-правовых знаний, не преподавалась.
Сейчас очевидно, что значительная доля экологического образования должна отводиться социальной экологии, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы "общество-природа".
Реализация идей экологического образования предполагает как новое прочтение традиционных предметов, так и введение новых дисциплин, помогающих раскрыть целостное представление о взаимосвязях природы и человека.
Научно-теоретическим основанием экологического образования в целом должны служить биологическая и геологическая экология, экология человека и общества (социальная экология). Дополнительными источниками могут быть инженерная экология, агроэкология и некоторые другие дисциплины.
Предметом исследования экологии человека являются сохранение и улучшение здоровья людей с учетом связей человека с окружающей природной и социальной средой.
Социальная экология изучает систему "природа—общество", перспективы ее развития и гармонизации на различных уровнях — локальном, региональном, глобальном.
Экологическое образование включает в себя не только соб-
ственно научные знания и представления, оно также дополняется
образами искусства и литературы. Интеграция научных знаний и
соответствующих художественных образов позволяет преодолеть
разрыв между логической и образной формами познания действительности и служит гуманизации образования.
В целом в содержании экологического образования можно
выделить следующие аспекты:
Научный - обеспечивает развитие познавательного отношения к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимодействии.
Ценностный - формирует нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство, призывает подрастающее поколение не только уметь видеть красоту окружающего мира и восхищаться им, по и вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни.
Нормативный - ориентирован на систему норм и правил, предписании и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям насилия.
Деятельностный - формирует познавательные, практические и творческие умения экологического характера, развивает волевые качества обучающихся; учит проявлять активность в решении экологических проблем. Знакомство с экологизацией техники и технологии позволяет углублять представления о становлении принципиально новых направлений научно-технического прогресса.
Результаты исследования - сегодня необходима единая общегосударственная концепция экологического образования, учитывающая не только соответствующие международные установки и программы, но и специфику образовательных институтов России. Главная педагогическая проблема в данном случае — это определение содержания и объема учебной нагрузки для каждой образовательной структуры в зависимости от ее уровня. Все более существенное значение приобретает также разработка технологии экологического образования, обоснование критериев оценки результатов обучения. Необходимо отметить, что потребность подготовки преподавателя к экологическому образованию учащихся обоснована и всей историей развития отечественного педагогического образования.
Вопросы экологического образования закреплены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» ( принят 19.12.91). В нем целый раздел посвящен экологическому образованию, воспитанию и научным исследованиям.
Список использованной литературы
1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природачеловектехника. М: ЮНИТИДАНА 2001, 343 с.
2. Джугарян. О.А. Основы экологии и природопользования. Смоленск. 2000,151 с.
3. Моисеев Н.Н Система “Учитель” и современная экологическая обстановка. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. С. 415.
4. Покровская О.В. Библиотека и экологическое просвещение юношества. Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1 й московской научно – практической конференции по непрерывному экологическому образованию. М. 1995. с.140.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Проблемы экологического образования и просвещения граждан"
Экологическое образование...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Петербург - центр российского образования и просвещения (первая половина XIX в.)
Петербург - центр российского образования и просвещения (первая половина XIX в.): методическая разработка урока по Истории и культуре города для 8 класса с элементами проектной деятельности....
Экологическое образование и просвещение населения
Последнее время люди все чаще задумываются о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том, как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.Данная статья...
Город - центр образования и просвещения. Презентация к уроку по ИКП 8 класс. УМК Л.К. Ермолаевой
Презентация содержит информацию по параграфу 6 учебника Л.К. Ермолаевой. Подходит для комбинированного урока....
Город – центр российского образования и просвещения
Методическая разаботка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга...
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» в сфере экологического образования, воспитания и просвещения в 2013 году"
Презентация: "Деятельность смоленского областного государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей«Станция юных натуралистов» в сфере экологического обра...