статья "Экологическое образование"
статья (основы безопасности жизнедеятельности) на тему
Экологическая обстановка на нашей планете заставляет не только говорить, но и кричать о необходимости современного экологического образования. Ценность его в том, что оно должно быть направлено на формирование глобального экологического мышления и развитие метапредметных умений. Экологическое образование выходит за границы предметной образовательной области. Но оно актуально и служит средством объединения всех компонентов образовательной системы. Если заниматься исследовательской деятельностью необходимы систематические встречи педагога с группой учащихся. Поэтому эффективной формой организации занятий могут стать тренинги. Тренинговая форма занятий тем и интересна, что предполагает организацию групповой работы, которая, к тому же, весьма эффективна для обсуждения исследовательских проблем. Необходимо обратить внимание на важность практических занятий, в результате которых учащиеся получат не только практические навыки, но и научатся взвешивать и анализировать свои слова и поступки. В случае экологического практикума целеполаганием выступает формирование экологической компетентности учащихся. По используемым в экологическом практикуме методам можно выделить: наблюдение, измерение, опыты, эксперименты, моделирование, прогнозирование. Особое внимание уделяется организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
В школе № 622 Санкт-Петербурга такая работа традиционно проводится по двум направлениям: проектная деятельность; работа экологического парламента (работа в школе с учащимися и родителями, с представителями муниципального образования Шувалово-Озерки, населением микрорайона, подготовка и проведение экологического форума). Не секрет, что экологически сообразная модель взаимодействия ребенка с окружающим миром может сформироваться только в результате деятельности по охране окружающей среды.
К числу методов, позволяющих эффективно организовать такую работу среди учащихся, а также реализовать принципы экологического образования, относится метод проектов. Задания практикума могут выполняться и в классе, и дома, и на даче, в парке. Можно работать индивидуально, в парах или в малых группах, чтобы совместно осуществить максимально широкий круг заданий и обсудить результаты с друзьями. Во время выполнения заданий формируются надпредметные умения наблюдать, сравнивать, моделировать, устанавливать взаимосвязи и др. Учащиеся учатся пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные результаты, обрабатывать данные с помощью таблиц, графиков, гистограмм и др. Работа в этих проектах расширяет информационное поле школьников и убеждает в том, что проблема у нас одна – сохранение нашего общего Дома. Работа в компьютерной сети увеличивает диапазон знаний учащихся, совершенствуются знания английского языка, осваиваются компьютерные технологии, что развивает творческие способности ребенка.Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды и изучению ее влияния на собственное здоровье.
Таким образом, практико-ориентированная деятельность в области экологического образования способствует ценностному ориентированию школьников, их социализации, профессиональному самоопределению, то есть позволяет решать задачи, которые на современном этапе ставит перед школой российское общество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie.odt | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая обстановка на нашей планете заставляет не только говорить, но и кричать о необходимости современного экологического образования. Ценность его в том, что оно должно быть направлено на рост системности и концентрирование знаний, формирование глобального экологического мышления и развитие метапредметных умений, стала осознаваться всеми участниками образовательного процесса.
Обсуждая проблему когнитивной автономности подрастающего поколения, педагоги постепенно подходят к пониманию необходимости овладения школьниками приемами и методами исследовательской деятельности и использования их в своей учебной практике.
Экологическое образование выходит за границы предметной образовательной области. Но оно актуально и служит средством объединения всех компонентов образовательной системы. Наиболее важной задачей экологического образования является создание осмысленной и целесообразно организованной системы развития общих исследовательских умений учащихся.
Если заниматься исследовательской деятельностью необходимы систематические встречи педагога с группой учащихся. Но в условиях постоянного дефицита времени это трудно сделать. Ведь у каждого из участников исследовательской работы есть своя наиболее интересная область, свой руководитель. Без научного руководителя в процессе поступательного выполнения работы не обойтись.
Поэтому эффективной формой организации занятий могут стать тренинги, которые дают школьникам возможность в наиболее комфортных условиях постигать элементы методологических знаний, развивать исследовательские умения.
Занятия-тренинги начинаются с психологической активизации участников, направленных на их раскрепощение, снятие напряженности, создание рабочей среды, стимулирование творческой активности в состоянии эмоционального и физиологического комфорта.
Следующим этапом тренинга является информационный блок и далее - практический блок. Для этого занятия строятся на основе бесед с интересным, занимательным содержанием и самостоятельным анализом школьниками научно-популярных текстов.
Построение беседы предполагает активизацию учащихся при помощи эффективного использования направляющих, наводящих вопросов и подведение их, таким образом, к открытию нового знания. Руководитель тренинга должен быть готов к реагированию на незапланированные ситуации, которые могут возникнуть во время беседы.
Тренинговая форма занятий тем и интересна, что предполагает организацию групповой работы, которая, к тому же, весьма эффективна для обсуждения исследо-вательских проблем.
Групповая работа приучает учащихся к ответственности за общее дело, способствует раскрытию способностей каждого участника. Это способ не только четко излагать мысли и факты, отстаивать свою точку зрения, но и умение выслушать мнение других.
Групповая работа копирует социальные отношения, поэтому участниками занятия, могут быть учащихся разного возраста.
Развитая способность действовать в социуме позволит учащимся понять сложившуюся ситуацию, не остаться в стороне от проблем в обществе, достичь результа в личной и будущей профессиональной деятельности.
Практика показывает, что наиболее эффективной является работа в группах, состоящих из 3–5 человек. На занятиях следует организовывать межгрупповые диалоги, основывающиеся на обмене мнениями о продуктах научной работы, которые должны проходить в эмоциональной игровой обстановке.
Каждое тренинговое занятие обязательно следует заканчивать индивидуальной или групповой рефлексивной деятельностью участников. Этот процесс один из главных механизмов, помогающий критически проанализировать и понять собственные мысли, эмоции, формирующиеся исследовательские умения и навыки, ценностные ориентации.
Таким образом, учащийся включается в различные виды рефлексии: предметную, процессуальную, ценностную.
Анализируя результаты проведенных исследований, подводя итоги, готовясь к докладу на научной конференции или круглом столе, учащиеся осмысливают и систематизируют приобретенные знания, осваивают ораторское искусство. Эти этапы представляют собой новый уровень развивающего обучения и характери-зуются резким подъемом мотивов, причем не только познавательных, но и направленных на самосовершенствование личности.
Необходимо обратить внимание на важность практических занятий, в результате которых учащиеся получат не только практические навыки, но и научатся взвешивать и анализировать свои слова и поступки.
Практикум (от греч. praktikos – деятельный, активный) – система целеполагающей деятельности человека по освоению и преобразованию объективной действительности. Ключевым понятием в определении практикума является целеполагающая деятельность.
В случае экологического практикума целеполаганием выступает формирование экологической компетентности учащихся.
Концепция модернизации российского образования предполагает формирование компетентностей учащихся в различных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и экологической компетентности.
Под экологической компетентностью в широком смысле слова понимается освоение учащимися различных видов деятельности по практической оценке состояния окружающей среды, выявлению социально-экологических проблем и причин их возникновения, выбору способов решения указанных проблем, а также формированию экологически грамотного поведения в природной, социокультурной, образовательной среде. Достижение экологической компетентности предполагает осуществление образовательного процесса на качественно новом уровне, начиная с определения новых ценностей-целей образования, отбора нового содержания, внедрения новых образовательных интерактивных технологий, разработки новых критериев оценивания образовательных результатов.
По используемым в экологическом практикуме методам можно выделить: наблюдение, измерение, опыты, эксперименты, моделирование, прогнозирование. Так как речь пойдет о методах, используемых в учебном процессе, то следует говорить о «демонстрационном опыте» и «учебном эксперименте».
Можно выделить следующие основные функции экологического практикума в процессе развития экологической культуры учащихся:
• мировоззренческую, предполагающую формирование системы обобщенных взглядов на окружающий мир и место человека в нем, тем самым определяющую нормы и стиль поведения в окружающей среде.
• логико-информационную, позволяющую выявлять причинно-следственные связи и выстраивать строгие логические построения между событиями, явлениями и процессами в окружающей среде;
• деятельностную, предоставляющую учащемуся возможности широкого поля практической деятельности в области оценки, контроля и прогноза состояния окружающей среды;
• исследовательскую, означающую развитие у учащихся наблюдательности, мотивации к поиску «нового» в науке, в окружающей действительности, в собственной деятельности, систематизации и обобщения полученных эмпирических результатов и индуктивного мышления;
• прогностическую, выступающую как стратегия формирования научно обоснованного прогноза будущего состояния тех или иных экологических систем.
Цель школы – помочь учащимся приобрести междисциплинарные знания в области основ безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды и природопользования; создать условия для воспитания свободной, творческой личности, способной жить в гармонии с Миром и с собой, способствовать формированию у подрастающего поколения экологического мировоззрения, мышления, сознания.
Экологические проблемы обнаружили свой системный характер уже давно, использование системного подхода к формированию знаний, умений и навыков подрастающего поколения в области охраны окружающей среды является насущной необходимостью.
Наша главная задача сделать все, что нас окружает (природную и социальную среду) истинной ценностью, которая будет привлекать и стимулировать процесс познания.
Так, на уроках биологии, географии, химии, физики, ОБЖ, литерату-ры и др. учащиеся изучают проблемы экологии и пути их решения.
Особое внимание уделяется организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, которая, во-первых, позволяет вырабатывать познавательные универсальные компетенции у подростков как способностей самореализации в условиях постоянно меняющегося пространства, а, во-вторых, является одним из главных методов обучения в средней школе, направленной на формирование основ профессиональной и личностной ориентации школьников.
Основой является урочная работа, вместе с тем должное внимание необходимо уделить разработке системы внеклассной работы с учащимися в области экологического образования с учетом конкретных организационно-педагогических условий учреждения.
Обязательным условием успешности функционирования системы является реализация двух ее других направлений: работа с учителями и работа с родителями учащихся. Оба эти направления кропотливо планируются, а значимость их влияния на конечный результат представляется достаточно очевидной.
Взаимодействие содержательного и деятельностного компонентов экологического образования является важным условием развития личностно-мотивационной сферы школьников. Как показывает анализ педагогических исследований и опыта работы школ экологического направления, для мотивированного включения учащихся в разнообразные виды деятельности и создания на этой основе ситуаций успеха необходимо:
• создание системы внеклассной и классной работы с учащимися в области экологического образования;
• осуществление практической деятельности учащихся в природе;
• использование вариативных форм внеурочной работы со школьниками.
Внеклассная работа со школьниками является одним из важнейших элементов системы экологического образования.
В школе № 622 Санкт-Петербурга такая работа традиционно проводится по двум направлениям:
• проектная деятельность;
• работа экологического парламента (работа в школе с учащимися и родителями, с представителями муниципального образования Шувалово-Озерки, населением микрорайона, подготовка и проведение экологического форума).
Не секрет, что экологически сообразная модель взаимодействия ребенка с окружающим миром может сформироваться только в результате деятельности по охране окружающей среды.
Опыт привлечения учащихся к исследовательской и общественно значимой природоохранной работе достаточно широко распространен в школах Санкт-Петербурга.
К числу методов, позволяющих эффективно организовать такую работу среди учащихся, а также реализовать принципы экологического образования, относится метод проектов. Один из первых этапов этого метода – это привлечение учащихся к участию в проектной деятельности. Участие в проектах требует от каждого участника самостоятельности и активности, способствует принятию решений на основе осознанного выбора, помогает почувствовать связь личной работы, личных результатов с работой всей группы.
Пример проектов, проводимых в ГБОУ №622:
Проект №1 «Состояние экосистем" включает семь заданий по ориентировочной оценке экологического состояния лесов; определению стадии деградации лесной экосистемы, геоботаническому обследованию парков и скверов, гидробиологическим исследованиям водоемов в садах и парках, выполнение которых позволяет научиться анализировать состояние природных комплексов, выявлять положительное и негативное влияние человека, определять меры, необходимые для восстановления лесов, парков, водоемов, представление полученных результатов (метапреметный проект биология+ОБЖ+информатика).
Проект №2 «Антропогенное загрязнение окружающей среды» предполагает выбор из трех заданий, выполнение которых потребует умений прогнозировать последствия загрязнения окружающей среды пестицидами, исследования влияния различных групп автомашин на загрязнение атмосферного воздуха, с помощью реактивов и специальных тестов анализировать химический состав воды (метапредметный проект химия+ОБЖ+информатика).
Проект № 3 «Экология и здоровье» включает восемь заданий, направленных на формирование умений по измерению собственных антропометрических показателей, изучению функционального состояния различных систем органов и физической работоспособности, определению биоритмов, а также анализу статистических данных по общей заболеваемости учащихся класса, построению половозрастной структуры популяции людей (метапредметный проект биология+ОБЖ+информатика).
Проект № 4 «Экология и радиация» позволяет выработать умения по оценке радиационного загрязнения помещений, продуктов питания и воды с помощью различных радиометров (метапредметный проект химия+ОБЖ+физика).
Проект № 5 «Почва – “кожа Земли”. Хороша ли эта кожа?» позволяет выбрать задания по физико-химическим методам анализа поч-вы, устанавливать связи между ее свойствами и экологическим состояни-ем почв метапредметный проект география+ОБЖ+химия).
Проект № 6 «Состав воды и здоровье» содержит пять заданий, позволяющих овладеть умениями физико-химических, приборных и органолептических методов оценки экологического состояния воды, строить демонстрационные модели методов очистки сточных вод (метапредметный проект химия+физика+ОБЖ+информатика).
Проект № 7 «Каким воздухом мы дышим?» включает пять заданий, позволяющих выявить химический состав воздуха и моделировать процесс воздействия кислотного загрязнения воздуха на растения. Учащиеся выполняют химические опыты, строят лабораторные модели глобальных экологических проблем метапредметный проект химия+информатика+ОБЖ).
Проект № 8 «Живые организмы и круговорот веществ» включает три задания, позволяющие развить умения работать со справочно-информационными материалами, выполнять расчеты, выявлять роль человека в разные исторические эпохи (биология+ОБЖ+информатика).
Проект №8 «Создаем закон!» о проблемах борьбы с экологическими преступлениями – включает работу в малых группах по сбору информации об экологических нарушениях (промышленники, Гринпис, население: здравоохранение, образование и др. юристы, сельское хозяйство), участие в экологическом форуме с представлением результатов и др., с предложением поправки к закону, нового закона (метапредметный проект ОБЖ + обществознание + право +информатика).
Деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей природной среды, необходимые для жизни.
Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
В экологической доктрине Российской Федерации обращено внимние на то, что экологическая безопасность населения может быть обеспечена только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды, для чего необходимо формировать и последовательно реализовать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества и, в первую очередь, на региональном уровне.
В Российской Федерации большинство регионов находятся в экологически кризисном состоянии. Это обуславливает необходимость резкого усиления природоохранительной функции государства, совершенствования содержания и форм деятельности по пресечению и предупреждению вредных последствий для природы и человека. Комплексный подход к осуществлению природоохранительных мер предполагает также использования института уголовной ответственности за наиболее опасные нарушения экологических норм и правил (Борецкий В.М. Смоленский филиал Московского Университета МВД России).
Задания практикума могут выполняться и в классе, и дома, и на даче, в парке. Можно работать индивидуально, в парах или в малых группах, чтобы совместно осуществить максимально широкий круг заданий и обсудить результаты с друзьями. Во время выполнения заданий формируются надпредметные умения наблюдать, сравнивать, моделировать, устанавливать взаимосвязи и др. Учащиеся учатся пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные результаты, обрабатывать данные с помощью таблиц, графиков, гистограмм и др. Многие задания адресованы детям, имеющим склонности к гуманитарным наукам и художественной деятельности. Умения провести социологический опрос, дать эстетическую оценку территории, разработать модель экскурсии, организовать и провести экскурсию, организовать межличностное взаимодействие также включены в прогнозируемые результаты выполнения практикума.
Все работы и задания практикума имеют поисковый или творческий характер, многие предполагают участие родителей или знакомых в период их выполнения (работа на территории микрорайона, парка, социологический опрос), публичную защиту результатов исследования.
В результате развивается коммуникативная культура учащихся, ненавязчиво происходит социализация школьников, а значит, все больше людей будут осознавать экологические закономерности и точно следовать правилам экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Работа в этих проектах расширяет информационное поле школьников и убеждает в том, что проблема у нас одна – сохранение нашего общего Дома. Работа в компьютерной сети увеличивает диапазон знаний учащихся, совершенствуются знания английского языка, осваиваются компьютерные технологии, что развивает творческие способности ребенка.
К методике проектного обучения можно отнести и традиционно проводимые в школе экологические чтения, включающие ряд функций: образовательную, воспитательную, коммуникативную, рефлексивно-оценочную.
Цель экологических чтений – создание возможности для проявления инициативы учителя в области экологического образования с целью привлечения внимания к нему талантливой молодежи.
Экологические чтения проводятся в рамках недели предметов естественно-научного цикла в виде экологического форума.
Для проведения экологических чтений привлекаются педагоги, представители Администрации района, Муниципального образования и природоохранных организаций, учителя биологии, химии, географии, ОБЖ, физики, которые в ходе организации, подготовки и проведения чтений передают участникам свой опыт и мастерство, знакомят их с наиболее актуальными экологическими проблемами нашего региона.
Внеклассная работа с учащимися по подготовке и проведению экологического форума в школе довольно разнопланова. Она включает в себя работу школьного экологического парламента, большие общешкольные мероприятия «Праздник чистоты», "Сохраним леса», «День птиц», «День четвероногого друга», в которых младшие школьники участвуют вместе со старшими. Проводятся конкурсы рисунков, поделок, экологические игры, экскурсии на природные объекты, занятия-тренинги, практикумы.
Исследовательская деятельность учащихся проводится под руководством учителей биологии, географии, ОБЖ, химии, физики.
Опыт нашей практической деятельности показывает, что массового охвата учащихся внеклассной работой в указанной области и сопутствующего решения обще педагогических задач возможно достаточно эффективно добиться при выборе форм работы с учетом потребностей детей, их способностей и индивидуальных особенностей.
Одной из эффективных форм, активизирующих интерес школьников к экологическим проблемам, является приобщение их к практической деятельности в форме совместной работы детей с родителями.
Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды и изучению ее влияния на собственное здоровье. Нам представляется, что именно такой подход позволит создать устойчивую мотивацию для изучения данного курса и сделает учебную исследовательскую деятельность учащихся личностно и общественно значимой.
Проведение социальных опросов с целью выявить, как разные слои населения понимают экологические проблемы и какие пути видят для их решения.
Администрация Муниципального образования, занимающая активную позицию в воспитании подрастающего поколения, принимает участие в вовлечении жителей микрорайона в оздоровлении и улучшении экологии. В то время как воспитательная значимость этого направления состоит в том, что в данной деятельности дети из учащихся превращаются в учителей.
Таким образом, практико-ориентированная деятельность в области экологического образования способствует ценностному ориентированию школьников, их социализации, профессиональному самоопределению, то есть позволяет решать задачи, которые на современном этапе ставит перед школой российское общество.
Литература
1. Алексеев С.В. Методологические основания образования для устойчивого развития // Актуальные проблемы экологического образования. – СПб., 2002. – С.7–14.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Профильная эколого-образовательная програм-ма. – СПб.: СМИО Пресс, 2000. – 104 с.
3. Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге / Ред. С.В. Алексеев. – СПб.: Крисмас+, 1998.
4. Костецкая Г.А. Внеклассная работа с учащимися в области экологического образования как средство совершенствования образовательного процесса в современной школе // Проблемы методики обучения биологии и экологии в условиях модернизации образования. Вып. 1. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – С. 84–88.
5. Кузнецов Л.А. Об одном из концептуальных источников экологического об-разования // Экологическое образование в Ленинградской области. – СПб.: изд. ЛОИРО, 2001. – С. 8–15.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...