Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"
статья по географии (7, 11 класс)

 Винокурова Галина Олеговна

 

 Мои уроки и статьи.

1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами.

 2. Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника". В сатье привожу разработку элективной программы курса по географии в 11 классе " Биосфера Земли. Охрана природы"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по географии   7 класса.

 Винокурова Г.О. – учитель географии ГБОУ СОШ № 236 Фрунзенского района Санкт- Петербурга.

Тема урока:  Канада

Цель: Познакомить с особенностями положения Канады Дать информацию о коренных жителях региона и особенностях их жизненного уклада, культуры, хозяйства.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Создать мотивационную среду для самостоятельной деятельности.
  2. Развитие критического мышления, познавательных потребностей и способностей учащихся в решение проблемной ситуации. Развитие коммуникативной культуры Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал. Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию. Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.

Тип урока-  Комбинированный ( технология критического мышления : через чтение и письмо)

Методы-  Словесный, наглядный, репродуктивный

Оборудование и наглядные пособия-  -физическая карта Северной Америки; -атласы 7 класса по географии; учебники. Листы- конспекты.

Ожидаемый результат- Знают особенности географического положения и природные условия Канады .Владеют навыками составления кластера, знают и умеют читать и анализировать прочитанное , выбирать главное из текста.  Умеют работать с картами. Владеют навыками сомооценивания .

Ход урока

I. Организационный момент -   Объявление темы и целей урока.

II. Изучение новой темы.

План урока.

Сегодня, ребята, у нас  урок-путешествие по стране, которая стоит на втором месте в мире по площади, эта страна привлекает эмигрантов с разных концов света. Страна холода, страна кленовых листьев, страна озер и двух языков. Конечно, вы не ошиблись – это Канада. И я предлагаю совершить путешествие по этой стране. На уроке мы работаем на листах – конспектах , которые сдаем в конце урока.

1.ФГП  страны .

Заданиее:

1. Прочитайте текст на стр.________ учебника .

2.Откройте карту атласа  и приложение № 1

3. Дополните текст, вставив пропущенные слова.

Задание № 1

По размерам территории -______________) Канада уступает только____________. Канада, одна из самых ____________ стран мира, занимает почти всю ___________ половину Северной Америки и прилегающие к ней острова_________________________океана, к севере от страны расположен ______________________архипелаг. На____________и на ____________ граничит с США. Протяженность границ (включая Аляску)-__________________км. Протяженность морского побережья -_____________________ км. Омывается водами___________________________________________________ океанов.

  1. Природные условия Канады .

Задание : прочитайте текс на стр._____________ учебника. Вы познакомились с природными особенностями Канады , давайте, работая с картой дополним ее.

Работа с картой атласа  .  Записываем наши ответы в лист – конспект- задание №2

Задание №2

1.На территории страныпреодладают__________________.Это_________________________. 2. Наивысшая  точка Канады__________________, расположена____________________.

3. Канада расположена в ____________________________________________________климатических поясах.3. Из озер Северной Америки Канаде  принадлежат следующие озера __________________________________________________________________4. Река, которая соединяет Великие озера с Атлантическим океаном, окружена плодородными равнинами, а её притоками являются реки Оттава, Санегай, Ришелье_____________________________. 5. Самая  большая  река страны, которая вытекает из Большого Невольничьего озера и несет свои воды в море Бофорта Северного Ледовитого океана_____________________________.6. Наиболее известным природным объектом является ________________водопад, расположенный  на территории двух стран: ______________________________.

Вопрос-ответ.

1. Какая форма рельефа преобладает на территории страны?( равнины )Назовите их.( Великие и Центральные).  

2.Назовите самую наивысшую точку Канады?(Гора Логан 6050 м). В каких горах расположена?

3.Перечислите типы климатов Канады?(арктический, субарктический, умеренный)

3.Выберите из перечисленных ниже озер те, которые принадлежат Канаде?(Большое Медвежье, Атабаска, Онтарио, Манитоба, Эри, Гурон, Виннипег, Верхнее, Большое Невольничье)

4.В Канаде очень густая речная сеть, назовите реку, которая соединяет Великие озера с Атлантическим океаном, окружена плодородными равнинами, а её притоками являются реки Оттава, Санегай, Ришелье. (Св. Лаврентия).

5.Назовите самую большую реку страны, которая вытекает из Большого Невольничьего озера и несет свои воды в море Бофорта Северного Ледовитого океана.(Маккензи)

6.Наиболее известным природным объектом является водопад, расположенный  на территории двух стран( Ниагарский , Канада , США)

3. Население Канады.

Задание. Прочитайте текс на стр._______________ учебника . Проанализируйте его . Задание -1. Составить  схему «  Состав население Канады» 2. Определить и записать в схеме характерные черты групп населения страны.

Задание № 3

1.«  Состав население Канады»

Население Канады

                                                                                                                                 

 Учитель – Какие языки и почему являются государственными языками страны ? Зачитайте ответ по учебнику. ( Ты говоришь о делении Канады на 2 части – англ. и фран.  И показываешь границу) Канада – страна городов .

Задание – используя карту , определите название города.

Узнай город

1.Этот город был построен в устье реки Фрейзер на берегу залива Беррард, берегу Тихого океана. Порты, доки, элеваторы, склады, промышленные предприятия находятся на южном берегу залива. Отсюда канадское зерно отправляется во многие страны мира. Чуть дальше на возвышенности находится район небоскребов. Как называется этот красивый город? (Ванкувер)

2.Это самый крупный город Канады – является промышленным центром страны. В месте расположения этого города скрещиваются реки Св. Лаврентия, Оттава и Ришелье. Этот город условно называют «Парижем Северной Америки», городом всех святых. Этот город заложили французские переселенцы примерно 360 лет назад. (Монреаль)

3.Этот город занимает всего лишь четвертое место по площади среди городов Канады. Он расположен на территории сразу двух провинций Онтарио и Квебека у судоходного канала Ридо. Этот город был основан британскими переселенцами в 1827 году. Происхождение названия этого города связано с названием одного из местных племен «утауэ», что означает «меняла», «торговец». (Оттава)

3.Этот город-порт расположен на озере Онтарио. Торгово-промышленный, финансовый, культурный центр Канады. Здесь есть два университета, музей, художественная галерея. (Торонто)

4.Этот город находится на западе Канады. Здесь замечательный зимний курорт. Город стал известен всему миру благодаря 15-тым зимним олимпийским играм в 1988 года. (Калгари)

5.Этот город расположен на юго-западе Канады, административный центр провинции Альберта, нефтепереработка, нефтегазохимия, есть университет. (Эдмонтон)

  1.  Хозяйство Канады.

Учитель-  Размещение хозяйства страны связано с историей освоения территории.

Задание №4  . Прочитайте текст учебника на стр._________________ и сделайте вывод об особенностях хозяйства страны. Вывод запишите в листе – конспекте.

Задание № 4   «Хозяйство Канады».

 Вывод :

Рефлексия .

 Сегодня мы с вами составили географический образ Канады, определили ее характерные черны , но Канада – это удивительная страна.  И в конце нашего урока составте рекламный слоган о Канаде.

Задание №5. « Я хочу поехать в Канаду , потому что….». Но у меня будет условие – Ваша реклама должна состоять из 3 предложений.( время – 5 мин.)

( Можешь зачитать свой-  1. Если Вы из тех, кому нравится зима, если Вы восторгаетесь горными пейзажами, а не песчаными пляжами, Вы предпочитаете белый снег. Без сомнения Вам надо посетить Канаду – страну озер, мозаику культур, вторую по величине страну мира.

2.Канаду называют по-разному, «страна кленового листа или клинового сиропа », потому что на флаге изображен кленовый лист и самым любимым лакомством является клиновый сироп, страной шахт, потому что недра её богаты полезными ископаемыми. На границе Канады и США находится красивейший в мире Ниагарский водопад. Поток настолько мощный, что на улицах городка Ниагара-Фолс слышен грохот воды, падающий с высоты 48 метров. Хотите увидеть? Посетите Канаду.)

Домашнее задание .____________________

 



Предварительный просмотр:

Фамилия , класс_________________________________________________________

Лист – конспект.

Задание № 1

По размерам территории -______________) Канада уступает только____________. Канада, одна из самых ____________ стран мира, занимает почти всю ___________ половину Северной Америки и прилегающие к ней острова_________________________океана, к севере от страны расположен ______________________архипелаг. На____________и на ____________ граничит с США. Протяженность границ (включая Аляску)-__________________км. Протяженность морского побережья -_____________________ км. Омывается водами___________________________________________________ океанов.

Задание №2

1.На территории страныпреодладают__________________.Это_________________________. 2. Наивысшая  точка Канады__________________, расположена____________________.

3. Канада расположена в ____________________________________________________климатических поясах.3. Из озер Северной Америки Канаде  принадлежат следующие озера __________________________________________________________________4. Река, которая соединяет Великие озера с Атлантическим океаном, окружена плодородными равнинами, а её притоками являются реки Оттава, Санегай, Ришелье_____________________________. 5. Самая  большая  река страны, которая вытекает из Большого Невольничьего озера и несет свои воды в море Бофорта Северного Ледовитого океана_____________________________.6. Наиболее известным природным объектом является ________________водопад, расположенный  на территории двух стран: ______________________________.

Задание № 3

1.«  Состав население Канады»

Население Канады

                                                                                                                                 

 

Задание № 4   «Хозяйство Канады».

 Вывод :       ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. « Я хочу поехать в Канаду , потому что….».

1.

2.

3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Экологическое  образование и воспитание

современных школьников

 Винокурова  Г.О. – учитель географии ГБОУ СОШ №236 Фрунзенского района Санкт- Петербурга.

     Ускорение темпов роста экономического развития общества сопровождается возрастанием давления на окружающую среду, среду существования человека. Поэтому в настоящее время приоритетным направлением современной образовательной системы должно быть экологическое образование и воспитание. Экологическое образование и воспитание- это планомерный учебный процесс, который должен не только формировать у школьников экологические знания, но и способствовать формированию у них ответственного отношения к природе, умение оценивать последствия хозяйственной деятельности, осознанию необходимости решения экологических проблем, следовательно экологическое образование формирует и нравственные качества личности школьника в многообразии отношений «Человек- Природа».

     Мы считаем, что очень важно, чтобы этот курс в настоящее время был включён в базовый учебный план, в систему общественных наук наряду с географией, историей, обществознанием (как междисциплинарный учебный (обязательный) предмет), несмотря на то, что практически на каждом уроке географии затрагиваются вопросы экологического  мировозрения  с помощью географических знаний. Таким образом, введение отдельного (междисциплинарного) предмета «Экологическое воспитание» становится просто жизненно необходимым.

     Для этого важно определить задачи курса «Экологического воспитания». Мы считаем, что наряду с основными учебными задачами_ это научные понятия, факты, взаимосвязи, причины, прогнозы – т.е. овладение научными теоретическими знаниями рационального природопользования. А в этом на данный момент и заключается изучение экологических тем в курсе школьной географии, необходимо вынести в первую очередь следующие «главные» задачи:

  1. Умение предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе;
  2. Развивать духовные потребности школьников в общении с природой, т.е. осознание влияния природы на нравственное и духовное воспитание личности;
  3. Осознание школьниками ценности природы не только как источника материального развития общества, но и как духовного воспитателя общественного развития.

Тогда получается, что предмет «Экологическое воспитание»-  это экологическая культура, которая формирует качество личности, т.е.  один из важнейших факторов общественного бытия,  поэтому данный предмет формирует у школьников:

1. интерес к природе;

2. эстетические и нравственные аспекты поведения в природе;

3. формирует осознание последствий отношений «Человек- Природа».

Все мы прекрасно знаем, что существуют различные формы и методы организации экологического воспитания в школе.

  1. Традиционные – уроки-лекции, тематические уроки, уроки-беседы
  2. Инновационные – ролевые игры, учебные диспуты, дискуссии, конференции
  3. Исследовательский- внеклассная работа
  4. Экскурсионный

И основную нагрузку «Экологического воспитания» принимают на себя учителя географии и биологии, а нам зачастую едва хватает учебных часов для прохождения (а не изучения) учебной предметной программы, да и современные школьники не особо желают углубляться в экологические проблемы ( на наш век хватит - вот норма экологического  поведения  современных людей), но игнорировать экологическое воспитание мы не можем и уже просто не имеем право.

Хорошо, если школа выбирает «экологическое воспитание» научным направлением, а у нас во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга, это одна 201 школа, а другие школы? И это очень большой вопрос. А при переходе старшей школы к стандартам нового поколения, и география и биология становятся необязательными предметами, а следовательно экологическое образование оказывается за бортом знаний современного выпускника. И, если памятники архитектуры, иное историко - культурное всемирное  наследие рассматривается в курсе МХК и Всеобщей истории, то объекты природного наследия мира не изучаются нигде и никогда. Поэтому нам кажется, что выходом из данной ситуации, является включение «экологического воспитания» хотя бы в элективный курс. Мы предлагаем Вашему внимания программу элективного курса для 10- 11 классов.

«Биосфера Земли. Охрана природы»

№№

Тема

Основные представления и понятия

1

Введение- 3 часа

Урок 1. Как образовалась биосфера

Урок 2. Структура биосферы

Урок 3. Учение В. И. Вернадского о биосфере

Биосфера, биологический круговорот, геологическая эволюция биосферы, оледенение, географическая структура биосферы (пояса и зоны)

2

Воздействие человека на биосферу – 4 часа

Урок 4. Первобытный человек и природа.

Урок 5-6. Воздействие человека на природу в рабовладельческом и феодальном обществе.

Урок 7. Капитализм и промышленная революция.

Урок 8. Биосфера Земли в эпоху НТР.

Древние пралюди, территория обитания, мамонтовая фауна и причины ее исчезновения. Материальная культура древних людей. Переложное и подсечное земледелие, целинные участки и ремесленная мануфактура. Причины гибели лесов и изменение природной среды, эксплуатация природных богатств. Глубокие изменения во взаимоотношениях общества и природы, индустриализация зоны развития, развитие сельского хозяйства, использование полезных ископаемых, загрязнение атмосферы, проблемы чистой воды, радиоактивное излучение и окружающая среда.

3

История охраны природы- 3 часа

Урок 9- Государственные органы управления по охране природы РФ

Урок 10- Общественные организации по охране природы

Урок 11- Международное сотрудничество в деле охраны природы

Комитет по охране природы РФ

ЮНЕСКО

Гринпис

4

Охрана земель- 5 часов

Урок 12- Почва- основное средство производства

Урок 13- Основные виды разрушения

Урок 14- Защита почвы

Урок 15- Рекультивация земель

Урок 16- Законодательство РФ о земле

Эрозия

Засоление

Заболачивание

Техногенное загрязнение

Закрепление песков

5

Охрана воды- 5 часов

Урок 17- Значение воды в природе и жизни человека

Урок 18- Водные ресурсы Земли

Урок 19- Дефицит пресной воды

 Урок 20-21- Охрана и рациональное природопользование водных ресурсов в России

Роль воды в обмене веществ и в производстве; влияние воды на формирование природных процессов (К и П); состав, запасы, истощение водных ресурсов; дефицит, ежегодный расход;; безводные области Земли;  угроза «водного голода»; основы водного законодательства, постановление правительства РФ о рациональном использовании водных ресурсов;  борьба за чистоту водоемов и рек, морей и океанов

6

Охрана атмосферного воздуха- 4 часа

Урок 22-23- Источники загрязнения атмосферного воздуха

Урок 24- Последствия загрязнения атмосферного воздуха

Урок 25- Атмосферный воздух под охраной закона

Естественное загрязнение воздуха, искусственное загрязнение воздуха;

Концентрация дымовых газов, влияние на здоровье человека, животных, растений; годовая стоимость потерь

Законы об охране природы

7

Охрана недр- 2 часа

Урок 26- Минеральные ресурсы и ресурсообеспеченность

Урок 27- Рациональное природопользование и охрана минеральных ресурсов

Прогнозы запасов, комплексное использование, утилизация.

Горный надзор Министерства геологии

8

Охрана ландшафтов и заповедных территорий- 6 часов

Урок 28- Заповедные территории

Урок 29- 32 – Объекты мирового природного наследия России

Урок 33- Охрана антропогенных ландшафтов

Заповедники, памятники природы, заказники, резерваты, национальные парки

Антропогенные ландшафты, природно - заповедный фонд, оптимальные ландшафты

9

Заключение

Урок 34- Будущее биосферы Земли

Глобальный экологический кризис и его виды: антропогенного происхождения, локальные, региональные. Проблемы охраны и улучшения окружающей среды.

     Закончить свое выступление мы хотим словами Василия Ивановича Белова: «То, что в природе всё взаимосвязано мы начали понимать только теперь, да и то не каждый, нам до сих пор кажется, что природа неисчерпаема. Мы все убеждены, что она вынесет любое наше деяние, и сама по себе залечит любую рану. Какое безответственное мироощущение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Население и страны Северной Америки"7 класс

методическая разработка урока по теме"Населеение и страны Сесерной Америки "7 класс...

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Урок:Население и страны Северной Америки

                                                    ...

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

статья Экологическое образование и воспитание школьников

Не секрет, что у каждого педагога есть своя методическая копилка, материал которой используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Материалы, содержащиеся в данном методическом пособии,...

Методическая разрабока урока географии: "Природные зоны Северной Америки" 7 класс

Урок "Природные зоны Северной Америки" четвертый урок в теме "Северная Америка". Урок с использованием проблемных вопросов....

Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"

Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся...