Статья "Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках истории и обществознания"
статья по обществознанию (8 класс)
Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_uchashchihsya.docx | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»
454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113-А, тел.: (351) 772-12-44, тел/факс 772-09-28, E-mail:school_21_chel@mail.ru
Экологическое образование и воспитание учащихся
на уроках истории и обществознания
Учитель:
Кузнецова Людмила Николаевна
Челябинск, 2022
Л.Н. Кузнецова,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска»
Е.А. Тарабарская,
учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска»
Экологическое образование и воспитание учащихся
на уроках истории и обществознания
Аннотация. В статье обобщается опыт работы учителей истории и обществознания при формировании экологической культуры учащихся
Одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания является экологическое образование и воспитание школьников.
Проблема экологического знания находит отражение во всех известных ныне науках и проецируется на все школьные дисциплины.
Так, в рамках школьных курсов истории и обществознания имеется возможность через уроки, внеклассную деятельность показать процесс формирования социально-экологической культуры.
Формирование экологической культуры – длительный и сложный процесс, невозможный без наличия целого ряда предпосылок. В качестве таких предпосылок, как правило, указывают исторически сложившиеся традиции, в том числе традиции повседневного взаимодействия с окружающей средой, законодательные мероприятия, регулирующие отношения в сфере использования и восстановления природных ресурсов, научные знания, эстетическое восприятие природы и т.д. Кроме того, формирование экологической культуры обусловлено целым рядом факторов, таких, как влияние экологического сознания, действие системы воспитания и образования и им подобные. вопрос о факторах формирования экологической культуры неоднократно ставился в отечественной и зарубежной философии. Этот вопрос обрел новое значение в связи с принятием концепции устойчивого развития в качестве основной глобальной и национальной социально-экологической стратегии.
Традиционно среди факторов формирования экологической культуры первое место отводится экологическому просвещению.
Экологическое просвещение обучающихся в процессе обучения истории и обществознания связано, прежде всего, с формированием у учащихся:
• представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества;
• что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, порой отрицательно воздействуя на многие природные процессы;
•представления учащихся о правах граждан в сфере экологической безопасности и об обязанностях граждан в области охраны природы.
Нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Преподавание курсов истории и обществознания должно способствовать формированию гражданских компетентностей, в том числе – экологического сознания.
Формирование экологического образования и воспитания может быть реализовано на разных этапах урока:
- при изучении нового материала;
- при актуализации и закреплении знаний;
- на обобщающих и интегрированных уроках;
- научно- практических конференциях.
Посредством различных приемов и методов:
- технологии критического мышления, групповой работы, анализом текстов, работой с терминами, выполнением экологических заданий, тестов, выступлением с докладами и рефератам и, написанием сочинений -эссе.
Так, например, на уроках обществознания в 11 классе, посвященных проблемам воздействия человека на природу, охране природы в качестве закрепления старшеклассникам можно предложить составить кластер на тему «Экологическое право». Такое задание дает возможность представить большой объем информации, проследить причинно-следственные связи. В процессе работы над кластером активизируется деятельность учащихся, они учатся работать в группе, оценивать результат, как своей деятельности, так и деятельности своих товарищей.
На таких уроках дети с удовольствием работают с текстом параграфа, тематическими статьями, используя прием «Верные и неверные утверждения», «Тонких и толстых вопросов». Данные приемы помогают научить ребят думать над прочитанным, понимать прочитанное. Толстые вопросы выводят ученика на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценка).
Ещё один приём «Перекодирование информации» – перенос информации из одной формы её представления в другую, например:
- трансформация вербальной информации (текст, предложение, слово);
- в невербальную (картинка, схема) или наоборот.
В 8 классе на уроке обществознания по теме «Человек, природа, общество», где восьмиклассникам дается представление о взаимосвязи человека, общества, природы, их взаимозависимость и специфические особенности, а также происходит формирование экологической культуры подростка, возможна работа с 42 статьей Конституции РФ, где закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Дети, познакомившись с содержанием, обсуждают соответствующие теме урока вопросы. Например: «Что вам известно о мероприятиях по защите окружающей среды?» и др. В качестве домашнего задания можно предложить проектную работу: собрать материал об экологических нарушениях в городе, микрорайоне и их последствиях, разработать программу их предотвращения.
На уроках обществознания, говоря о современных цивилизациях, важно показать острую проблему нашей эпохи: разлад в системе человек-природа.
Если в физике и химии следует рассматривать отдельные проблемы социальной экологии, то при изучении курсов истории и обществознании предоставляется возможность рассмотреть глобальные проблемы человечества и проблемы устойчивого развития. Тема экологии органично легла в основу обществоведческих курсов. Такой подход позволяет говорить о системе в работе учителя обществознания, где главную идею курса можно выразить следующими словами: «Надо изучать и знать законы природы и общества, в котором ты живёшь, уметь быть самостоятельным в поступках».
Следовательно, экологические проблемы становятся предметом исследования не только естественных, но и общественных наук. Школьный курс обществознания дает возможность раскрывать сущность человека через его отношения с природой -от постановки вопроса о месте человека среди других обитателей планеты до раскрытия возможных последствий той деятельности человека в природе, которая принципиально отличается от поведения и действий других живых существ.
Изучая тему «Экологический кризис», затрагиваем вопросы негативного воздействия человека на природу, что он сам становится жертвой необдуманных действий; возрастания масштабов производственной деятельности человека -одной из главных причин экологического кризиса; необходимого разрешения противоречия «природа -производство».
Экологическому образованию и воспитанию на уроках обществознания способствует использование материала наук, имеющих экологическую направленность (социальная антропология, социальная экология и экологическая этика). Таким образом, у детей формируется убеждение, что проблема защиты и совершенствования человеческой среды обитания зависит от гармонии отношений «человек -природа», от экологической культуры каждого человека в обществе.
Источники
- Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 15-25. Режим доступа http://www.ecopolicy.ru/upload/File/Books/Proekt_posobiya_MA_cultura_2009.pdf
- Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ. Пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. – 720 с.
- Повестка дня на XXI век // Организация Объединенных Наций: официальный сайт/ Документы/ Декларации и конвенции/ Декларации. URL: режим доступа- http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 29.08.2020).
- ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 27, 13.09.2020 /Философские науки Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук) Режим доступа - https://novaum.ru/public/p1876
- Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на
уроках обществознания. Москва, «Русское слово», 2008. Режим доступа - https://search.rsl.ru/ru/record/01004151090
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания ...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания
В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное знач...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности
В материале представлен опыт духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности, через интеграцию содержания школьного исторического образования и отечест...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания - важнейший компонент социализации личности»
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России. Этот предмет призван выявить непре...
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания"
Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания на тему: "Воспитание толерантности на уроках истории и обществознания" данная работа предлогает ряд мероприятий по воспитанию толер...
Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".
Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....