статья Экологическое образование и воспитание школьников
статья по биологии (9 класс) на тему

Не секрет, что у каждого педагога есть своя методическая копилка, материал которой используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Материалы, содержащиеся в данном методическом пособии,  соответствуют государственным требованиям и уровню подготовки выпускников среднего общеобразовательного учреждения. Цель данного пособия «Экологическое образование и воспитание школьников» раскрыть необходимую и практическую значимость экологических знаний для решения глобальных проблем человечества.

Весь материал изложен последовательно. Тема актуальна, показан живой, непосредственный интерес к тому, в каком состоянии находится сейчас природа. Исследование показало, что учащиеся получают обилие книжных знаний об окружающей среде. Но в то же время, крайне ограничена деятельность, в ходе которой дети могли бы не только овладеть умениями и навыками, но и внести свой вклад в сохранение её богатств и красоты. Также включены разработки внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию школьников. Были предложены и игровые ситуации «Вред и польза сорных растений». В процессе проведения игры у школьников стремились развить активность, инициативу, сформировать организаторские способности, ответственность за порученное дело. Проведенные мероприятия имели большой успех среди школьников. Проявили интерес к изучению экологии, при этом их заинтересованность не столько теоретическая, сколько практическая сторона этой работы. Ребята  не ограничивались простым наблюдением, что само по себе очень важно, а стремились сохранить и приумножить богатства природы родного края. В этом важнейшая воспитательная функция внеурочной  практической деятельности.Уверена, что данное методическое пособие окажет незаменимую помощь учителям биологии, зам. директора по воспитательной работе, а также классным руководителям,  в организации внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Жаворонкова Наталия Васильевна

                                                                    учитель биологии МБОУ – СОШ №8                                                          

                                                                    г. Армавир Краснодарский край

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

Не секрет, что у каждого педагога есть своя методическая копилка, материал которой используется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Материалы, содержащиеся в данном методическом пособии,  соответствуют государственным требованиям и уровню подготовки выпускников среднего общеобразовательного учреждения.

Учебно-методическое пособие «Экологическое образование и воспитание школьников» состоит из двух глав: 1. Общий обзор материала; 2. Методика проведения экологического образования и воспитания  школьников, и приложения. В данном пособии подробно и содержательно изложена теоретическая часть. На конкретных примерах показана необходимость и актуальность в дополнительном экологическом образовании и воспитании  школьников, экологической грамотности и гуманного отношения к природе. Четко выражена практическая деятельность, в которой описаны методы и формы проведения биоэкологических мероприятий. Предложены различные формы работы по данному направлению: лекции, дискуссии, увлекательные вечера и праздники воспитывают бережное отношение к природе, формируют экологическую культуру детей. В приложении приводятся разные таблицы, которые помогут ребятам при выполнении практических заданий.

Цель данного пособия «Экологическое образование и воспитание школьников» раскрыть необходимую и практическую значимость экологических знаний для решения глобальных проблем человечества.

Весь материал изложен последовательно. Тема актуальна, показан живой, непосредственный интерес к тому, в каком состоянии находится сейчас природа. Исследование показало, что учащиеся получают обилие книжных знаний об окружающей среде. Но в то же время, крайне ограничена деятельность, в ходе которой дети могли бы не только овладеть умениями и навыками, но и внести свой вклад в сохранение её богатств и красоты. Также включены разработки внеклассных мероприятий по экологическому воспитанию школьников.

В первой главе предлагаются пять основных тем: 1. Экология и экологическая наука; 2. Ведущие идеи и понятия экологического образования; 3. Экологическое воспитание школьников; 4. Формирование у них  экологических убеждений; 5. Экологическое образование и воспитание школьников во внеклассной работе.

Каждая тема по своему содержанию и структуре ориентированы на диалог, в ходе которого школьники овладевают способностью и умением вести его на разных уровнях, в первую очередь как диалог с собственным «я», как общением с самим собой, со своим разумом.

Первая тема «Экология и экологическая наука» является вводной. Здесь предлагается рассмотреть сущность экологической культуры, роль и место учебных заведений в формировании экологической грамотности подрастающего поколения; сознание социальной обусловленности человека с природой; восприятие школьниками экологической проблемы как личностно значимой для него реальности, приобретении опыта природоохранительной деятельности и осознание смысла экологических знаний, умений и навыков.

Во второй теме «Ведущие идеи и понятия экологического образования» рассматривается ведущие идеи, обобщающие понятия и научные факты.

В третьей теме «Экологическое воспитание школьников» затрагиваются следующие вопросы: как реализовать средства и методы воспитания экологической культуры школьника; сформировать опыт принятия экологических решений. После обсуждения вопросов ребятам предлагаются делать выбор, мобилизовав свои знания и опираясь на чувства, которые несут заряд оценки ситуации, принять решение и изложить свою точку зрения. Разработанные задания, которые представляют собой тест – описание ситуации, по возможности, носящие яркую оценку автора. Учащиеся должны словами обосновать и выразить своё отношение к событиям, непременно предложить своё решение, свой вариант «выхода из положения». Умение сопоставить и оценить различную точку зрения, увидеть противоречие усиливает оценочные мотивационные процессы, а следовательно способствует нравственному развитию личности.

Четвертая тема «Формирование у школьников экологических убеждений» связано с овладением соответствующими экологическими знаниями и умениями их использования. В основе правильности понимания школьниками сущности явлений природы лежит правильно сформированное причинное мышление. Оно выражает активность познания, способствует уяснению экологических закономерностей и приводит ребят к убеждениям  в необходимости охраны природы. В процессе формирования убеждений возникают мотивы, намерения, которые непосредственно осуществляют регуляцию деятельности, направленной на достижение цели. Важные условие экологического воспитания и образования, наряду с теоретическим обучением, является разнообразная практическая внеурочная деятельность школьников в природе.

В пятой теме «Экологическое образование и воспитание школьников во внеклассной работе» рассматривается роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, при этом они могут обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения формируются в ходе внеклассных занятий внеурочной деятельности, направлены на решение одной из самых гуманных задач – сохранение среды жизни человека.

В главе II «Методика проведения экологического образования и воспитания школьников». В данной работе освещен комплекс вопросов, отражающих сущность экологического образования, его задачи, принципы и методы проведения. Методика воспитания экологической культуры разработана с учетом психологических особенностей подрастающего поколения и основана на соблюдении следующих условий: доверие и сотрудничество, активность, диалогичность, самостоятельность, эмоциональность. Было проведено ряд мероприятий на тему «Свалка по имени Земля». Данный вечер ознакомил ребят со сложной проблемой загрязнения планеты бытовыми и техническими отходами. Большое значение уделяется   комплексным экскурсиям, которые рассматриваются как важнейшее дидактическое и методическое средство интеграции естественнонаучных знаний щкольников. Экскурсия «Муравейник как модель экологических связей». После беседы звенья проводили самостоятельные работы по заданиям, изложенным в инструктивных карточках. Развитие деятельности школьников протекало в 2 этапа. На первом этапе формировались навыки и умения самостоятельно изучать состояние окружающей среды. На втором этапе, опираясь на полученные знания, дети  приобрели некоторые навыки и умения по защите, уходу и улучшению природного окружения. Были предложены и игровые ситуации «Вред и польза сорных растений». В процессе проведения игры у школьников стремились развить активность, инициативу, сформировать организаторские способности, ответственность за порученное дело. Проведенные мероприятия имели большой успех среди школьников. Проявили интерес к изучению экологии, при этом их заинтересованность не столько теоретическая, сколько практическая сторона этой работы. Ребята  не ограничивались простым наблюдением, что само по себе очень важно, а стремились сохранить и приумножить богатства природы родного края. В этом важнейшая воспитательная функция внеурочной  практической деятельности.

Уверена, что данное методическое пособие окажет незаменимую помощь учителям биологии, зам. директора по воспитательной работе, а также классным руководителям,  в организации внеурочной деятельности.

Список литературы

 1. Раткус Ю.Ю. Готовим к экологическому воспитанию. – М., Экология и жизнь. Международный сборник статей. Выпуск 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы экологического образования и воспитание школьников в общеобразовательных учреждениях

Вступление Программа экологического воспитания Основы формирования экологической культуры Многообразие экологического воспитания Развития эстетического отношения к природе Заключение Литература ...

Статья "Экологическое образование и воспитание школьников на уроках географии и во внеклассной работе"

В статье отражена актуальность решения экологических проблем современного общества. Приведены формы и методы реализации экологического образования и воспитания на уроках географии и во внеклассной дея...

Система экологического образования и воспитания школьников в урочной и внеурочной деятельности

Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье – основное право человека и главная ц...

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Понятие телекоммуникационного образовательного проекта в настоящее время еще не является устоявшимся, однозначно определенным. Под учебным телекоммуникационным проектом обычно понимают совместную учеб...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье представлены вопросы обэкологическом образовании и воспитании школьников-подростков в процессе краеведческой деятельности....

статья "Экологическое просвещение и воспитание школьников на уроках технологии"

В статье затронуты аспекты организации работы по экологическому просвещению и воспитанию школьников на уроках технологии. Формирование у учащихся технологической культуры, культуры природопользования....

Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"

Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...